По своей сути государственные и муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями, которые не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество. Существование подобных предприятий в различных, в том числе и ключевых, отраслях экономической деятельности обусловлено необходимостью осуществления этих видов деятельности государством. Имеется целый ряд видов экономической деятельности, которая монопольно осуществляется именно государственными унитарными предприятиями: экспорт и импорт товаров в рамках соответствующей государственной монополии (например, эмиссия денежных знаков, посредничество в торговле военного продукцией и др.), производство (использование) отдельных видов продукции (сырья) и др.
Основы правового регулирования государственных и муниципальных унитарных предприятий содержаться в статьях 113-115 ГК РФ и конкретизируются в Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Унитарные предприятия как юридические лица имеют следующие характерные особенности:
Законодательством предусмотрено 2 вида унитарных предприятий: унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения и унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие). Первое создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, а второе - по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Казенные предприятия значительно ограничены в имущественных правах. С другой стороны, казенные предприятия, в отличие от унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не могут быть банкротами, а государство несет дополнительную ответственность по обязательствам таких предприятий при недостаточности их имущества.
Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" устанавливает правовое положение государственного унитарного и муниципального предприятия, права и обязанности собственников их имущества, а также порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия. Кроме того, в нем также регламентируются отношения, связанные с имуществом и уставным фондом унитарного предприятия, особенности управлением унитарным предприятием, ответственность унитарного предприятия и другие ключевые моменты функционирования унитарных предприятий.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Дата размещения статьи: 14.08.2017
Актуальные вопросы реформирования унитарных предприятий (Золотько Т.А.)Утверждение о негативном влиянии унитарных предприятий на развитие добросовестной конкуренции в Российской Федерации и противоречия, возникшие при определении их организационно-правовой формы, стали весомым аргументом при принятии решения об их реорганизации и ликвидации. Однако приведенные доводы, по нашему мнению, не так однозначны, проанализируем их.
Дата размещения статьи: 01.06.2017
Унитарные предприятия в контрактной системе (Конышева Т.А.)Согласно ст. 1 Закона N 321-ФЗ действие Закона N 44-ФЗ с 1 января 2017 года распространяется теперь и на государственные и муниципальные унитарные предприятия, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации (Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 28.12.2016 N 474-ФЗ).
Дата размещения статьи: 11.04.2017
Переход унитарных предприятий под сферу действия Закона N 44-ФЗ (Храмкин А.А.)С 2017 года унитарные предприятия переходят на режим закупок контрактной системы, то есть начинают применять Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе). Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество (ст. 113 ГК РФ).
Дата размещения статьи: 22.01.2016
Казенные предприятия и налог на имущество (Денисова М.О.)Муниципальное казенное предприятие (далее - МКП) получило в оперативное управление объекты движимого и недвижимого имущества. Как должен уплачиваться налог по данным объектам? Какую дату считать датой принятия объектов к учету: дату получения имущества в оперативное управление или дату приобретения (создания) этого имущества учредителем предприятия (собственником имущества)? Вправе ли казенное предприятие воспользоваться льготой из п. 25 ст. 381 НК РФ и не облагать налогом движимое имущество, полученное в оперативное управление позднее 01.01.2013?
Дата размещения статьи: 14.03.2015
О выделении филиала унитарного предприятия (Архангельская О.М.)Обособления филиала унитарного предприятия в отдельное юридическое лицо можно достичь путем реорганизации предприятия. Решение о реорганизации и форме, в которой она будет проводиться, принимается собственником имущества унитарного предприятия. Наиболее привлекательна для этих целей реорганизация в форме выделения, в результате которой прежнее предприятие продолжает существовать, а на базе филиала создается новое унитарное предприятие.
Дата размещения статьи: 14.03.2014
Согласие собственников имущества на совершение юридически значимых действий учреждениями и унитарными предприятиями (Болдырев В.А.)Участие учреждений и унитарных предприятий в гражданском обороте ограничивается целым рядом правил о совершении сделок и иных юридически значимых действий с согласия собственника. Ограничение возможности совершать важные юридически значимые действия согласием собственника имущества является конституирующим признаком правосубъектности названных лиц и одновременно свидетельствует о серьезно ограниченной автономии воли организаций несобственников.
Дата размещения статьи: 11.09.2012
Оспаривание сделки унитарного предприятия, совершенной без согласия собственника имущества (Болдырев В.А.)Для всех унитарных предприятий, основанных как на праве хозяйственного ведения, так и на праве оперативного управления, решения единоличного исполнительного органа по целому ряду вопросов образуют должные юридические последствия лишь при наличии согласия собственника.
Дата размещения статьи: 05.08.2012
О целях создания унитарных предприятийВ законодательстве логичным следствием данного подхода к правосубъектности является обобщенное указание на основную цель деятельности коммерческих организаций - получение прибыли (ч. 1 ст. 50 ГК РФ).
Лишь учреждение унитарных предприятий подвергнуто регламентации в той части, которая касается экономических оснований для их создания: наряду с основной целью создания и деятельности обозначены иные. Причем назвать эти цели "дополнительными" достаточно сложно.
Дата размещения статьи: 05.08.2012
Взыскать задолженность с МУП в полном объемеОбязательства по договору между МУП и ООО были надлежащим образом исполнены одной из сторон, поскольку указано, что претензии к качеству выполненных работ отсутствовали, о чем свидетельствуют подписанные акты сдачи-приемки работ. Несмотря на это, заказчик - МУП - оплату не произвело, то есть не выполнило встречное удовлетворение обязательства.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Навигация