Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Расчеты

Расчеты



расчеты

В предпринимательской деятельности передача денежных средств является одной из важнейших ее сторон. Передача денежных средств может быть обусловлена как выполнением договорных, так и внедоговорных обязательств.

Действия, совершаемые предпринимателями по поводу осуществления платежей, в юридической и экономической литературе принято называть расчетами.

Расчеты могут осуществляться между сторонами по основному договору, порождающему обязанность по передаче и оплате товара, оказанию услуг или выполнению работ, являясь при этом исполнением денежного обязательства, и не порождая самостоятельного расчетного обязательства. Однако если для осуществления расчетов по основному договору его стороны привлекают третьих лиц (кредитные организации), то между ними возникают особые, обособленные от основного договора о передаче товара (работы, услуги), расчетные обязательства.

Основы правового регулирования расчетных обязательств регламентированы гл. 46 Гражданского кодекса РФ.

Расчетные обязательства могут быть наличными или безналичными (ст. 861 ГК РФ).

Главным отличием наличных расчетов от безналичных является отсутствие промежуточного звена между субъектами предпринимательской деятельности (таким звеном является кредитная организация), а кроме этого прямой передачей денежных средств от одного субъекта к другому. Также отличием является и то, что наличные расчеты, в отличие от безналичных, могут осуществляться только в одной форме - путем передачи денежных банкнот и монет одним лицом другому. При этом платеж наличными является окончательным и безотзывным.

Гражданский кодекс РФ выделяет следующие формы безналичных расчетных обязательств:

1)      Расчеты платежными поручениями;

2)      Расчеты по аккредитиву;

3)      Расчеты по инкассо;

4)      Расчеты чеками.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели в основном используют безналичную систему расчетов, поскольку для них установлен лимит расчетов наличными денежными средствами. - 100 000 руб. (см. п. 6 Указания ЦБР от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов").

Конкретная форма расчетов определяется сторонами самостоятельно и фиксируется в договоре. Наиболее распространены расчеты платежными поручениями. Остальные формы используются реже. Для отдельных договоров существуют специальные правила, например, при отсутствии указания формы расчетов в договоре поставки расчеты осуществляются платежными поручениями (п. 1 ст. 516 ГК РФ).

По общему правилу денежные обязательства в Российской Федерации должны быть выражены в рублях (ст. 140, п. 1 ст. 317 ГК РФ). Использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории РФ допускается в некоторых случаях, определенных валютным законодательством (п. 2 ст. 140, п. 3 ст. 317 ГК РФ).

Расчеты могут проводиться в виде полной либо частичной предварительной оплаты (аванса) и/ или последующей оплаты. Также возможна поэтапная оплата, например, по договору подряда (п. 1 ст. 711 ГК РФ).

Предварительную оплату (аванс) необходимо отличать от задатка и залога (ст.ст. 334, 380 ГК РФ).

Огромное значение в регулировании расчетных обязательств имеет Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Данный закон устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы. Законом закреплен порядок деятельности ее субъектов, а также определяются требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в этой сфере.

 

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Дата размещения статьи: 05.04.2017

Момент расчета: теория и практика (Белов В.А.)

Расчет (исполнение обязанности по оплате) является одним из ключевых моментов правоотношений, складывающихся в обществе в преимущественном большинстве, к которым относятся обязательственные отношения, со свойственным им принципом эквивалентности. Именно результат расчета, т.е. предоставление денежного вознаграждения, обусловливает интерес лица по вступлению в обязательственные отношения, поскольку только после получения кредитором причитающегося ему блага он испытывает удовлетворенность от существовавшей или действующей обязательственной связи.

Дата размещения статьи: 19.09.2016

Национальная система платежных карт и ее значение для национальной платежной системы России (Хоменко Е.Г.)

Начиная разговор о национальной системе платежных карт, следует прежде всего отметить, что довольно часто платежная система ассоциируется исключительно с банковскими картами, однако это не совсем верно. Существуют различные виды платежных систем, некоторые из них имеют принципиальное значение для нормального функционирования платежного оборота в стране. К таким системам относятся в первую очередь платежные системы центральных банков, эти системы обрабатывают большие объемы платежей на крупные суммы различных финансовых организаций, прежде всего банков. 

Дата размещения статьи: 08.10.2015

Понятие и принципы исполнения расчетного обязательства (Лутохина О.Н.)

Расчетное обязательство является видом обязательства и исполнение расчетного обязательства будет строиться на принципах, характерных для исполнения обязательства, с небольшими отступлениями, продиктованными правовой природой именно расчетных обязательств. ГК РФ выделяет расчетные обязательства в отдельную гл. 46 "Расчеты", тем самым законодатель указывает, что расчетные обязательства - это самостоятельная группа обязательств со своими особенностями исполнения. При этом как понятия расчета, расчетного обязательства, так и понятия исполнения расчетного обязательства ГК РФ не содержит.

Дата размещения статьи: 18.12.2014

Курсовые разницы. Как минимизировать риски (Рамазанова К.)

В настоящее время положение рубля нельзя назвать устойчивым. В этой связи снова становится актуальным вопрос о том, как минимизировать риски, связанные с колебаниями валютного курса. Как правило, предприниматели либо устанавливают цены сделок в валюте или условных денежных единицах, либо предусматривают возможность изменения цены договора в случае изменения валютного курса.

Дата размещения статьи: 05.12.2014

Правовой анализ категории "электронные денежные средства" в российском законодательстве (Фатьянов А.А.)

Технологии неумолимо ведут нас в сторону автоматизации денежного оборота и ограничения хождения наличных денег. Поэтому следует задаться вопросом: а существуют ли на самом деле электронные деньги или это еще одна из фикций, придуманных человечеством? Развитие новых информационных технологий и, как одно из следствий - интернет-торговли, привело к появлению сначала в деловом обиходе, а затем в качестве категории экономической и юридической наук словосочетания "электронные деньги".

Дата размещения статьи: 04.12.2014

Взаимодействие участников платежной системы: вопросы формирования гарантийного фонда (Белобабченко М.К.)

С 1 января 2014 г. Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" в полном объеме вступил в законную силу. Первый этап - создание нормативной базы, регулирующей деятельность платежных систем в соответствии с Законом N 161-ФЗ, можно сказать, практически закончен. С момента принятия названного Закона Банком России принят целый блок нормативных актов, определивших основные требования к участникам создаваемых платежных систем и критерии их деятельности.

Дата размещения статьи: 13.07.2014

Новые Указания по осуществлению наличных расчетов (Фролова О.А.)

Указанием от 07.10.2013 N 3073-У Банк России установил новые правила осуществления наличных расчетов в РФ. Документ вступил в силу с 01.06.2014. Познакомимся с его основными положениями подробнее.

Дата размещения статьи: 13.07.2014

Наличные расчеты: новое Указание ЦБ РФ (Петрова Н.А.)

23 апреля 2014 г. Минюст зарегистрировал Указание Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" (далее - Указание N 3073-У). Документ вступил в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России" - 1 июня 2014 г. Сравним новые правила ведения наличных расчетов с действующими сегодня: кто выиграет от их принятия, а кто - нет?

Дата размещения статьи: 13.07.2014

Новые правила наличных расчетов (Серова А.И.)

На смену Указанию Банка России от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" (далее - Указание N 1843-У) пришел новый документ - Указание Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" (далее - Указание N 3073-У). Вместо трех пунктов в прежних Указаниях в новых их целых семь. Тем не менее, на наш взгляд, нововведения несущественны. И все-таки действующие правила проведения наличных расчетов, конечно, необходимо знать.

Дата размещения статьи: 07.07.2014

О средствах механизма правового регулирования межбанковских расчетов (Сиземова О.Б.)

Начнем с особенностей самих межбанковских и безналичных расчетов, составляющих вместе единое комплексное отношение, требующее для своей реализации создания эффективного правового механизма. Традиционно безналичные расчеты понимаются как конечный этап, результат предпринимательской деятельности, направленный на исполнение денежного обязательства за предоставленный товар, услугу, сделанную работу.




Навигация по разделу: [1] [2]



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона №287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона №266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.




15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта