Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Расчеты

Расчеты



расчеты

В предпринимательской деятельности передача денежных средств является одной из важнейших ее сторон. Передача денежных средств может быть обусловлена как выполнением договорных, так и внедоговорных обязательств.

Действия, совершаемые предпринимателями по поводу осуществления платежей, в юридической и экономической литературе принято называть расчетами.

Расчеты могут осуществляться между сторонами по основному договору, порождающему обязанность по передаче и оплате товара, оказанию услуг или выполнению работ, являясь при этом исполнением денежного обязательства, и не порождая самостоятельного расчетного обязательства. Однако если для осуществления расчетов по основному договору его стороны привлекают третьих лиц (кредитные организации), то между ними возникают особые, обособленные от основного договора о передаче товара (работы, услуги), расчетные обязательства.

Основы правового регулирования расчетных обязательств регламентированы гл. 46 Гражданского кодекса РФ.

Расчетные обязательства могут быть наличными или безналичными (ст. 861 ГК РФ).

Главным отличием наличных расчетов от безналичных является отсутствие промежуточного звена между субъектами предпринимательской деятельности (таким звеном является кредитная организация), а кроме этого прямой передачей денежных средств от одного субъекта к другому. Также отличием является и то, что наличные расчеты, в отличие от безналичных, могут осуществляться только в одной форме - путем передачи денежных банкнот и монет одним лицом другому. При этом платеж наличными является окончательным и безотзывным.

Гражданский кодекс РФ выделяет следующие формы безналичных расчетных обязательств:

1)      Расчеты платежными поручениями;

2)      Расчеты по аккредитиву;

3)      Расчеты по инкассо;

4)      Расчеты чеками.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели в основном используют безналичную систему расчетов, поскольку для них установлен лимит расчетов наличными денежными средствами. - 100 000 руб. (см. п. 6 Указания ЦБР от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов").

Конкретная форма расчетов определяется сторонами самостоятельно и фиксируется в договоре. Наиболее распространены расчеты платежными поручениями. Остальные формы используются реже. Для отдельных договоров существуют специальные правила, например, при отсутствии указания формы расчетов в договоре поставки расчеты осуществляются платежными поручениями (п. 1 ст. 516 ГК РФ).

По общему правилу денежные обязательства в Российской Федерации должны быть выражены в рублях (ст. 140, п. 1 ст. 317 ГК РФ). Использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории РФ допускается в некоторых случаях, определенных валютным законодательством (п. 2 ст. 140, п. 3 ст. 317 ГК РФ).

Расчеты могут проводиться в виде полной либо частичной предварительной оплаты (аванса) и/ или последующей оплаты. Также возможна поэтапная оплата, например, по договору подряда (п. 1 ст. 711 ГК РФ).

Предварительную оплату (аванс) необходимо отличать от задатка и залога (ст.ст. 334, 380 ГК РФ).

Огромное значение в регулировании расчетных обязательств имеет Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Данный закон устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы. Законом закреплен порядок деятельности ее субъектов, а также определяются требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в этой сфере.

 

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Дата размещения статьи: 07.07.2014

О средствах механизма правового регулирования межбанковских расчетов (Сиземова О.Б.)

Начнем с особенностей самих межбанковских и безналичных расчетов, составляющих вместе единое комплексное отношение, требующее для своей реализации создания эффективного правового механизма. Традиционно безналичные расчеты понимаются как конечный этап, результат предпринимательской деятельности, направленный на исполнение денежного обязательства за предоставленный товар, услугу, сделанную работу.

Дата размещения статьи: 07.07.2014

Изменения в порядке осуществления безналичных расчетов (Голубитченко М.А.)

Концептуальные изменения в правовом регулировании расчетов связаны с вступлением в силу Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Значительно изменилась терминология, связанная с расчетами. Закон об НПС вводит в оборот категории, которые в ранее действовавшем законодательстве о расчетах не использовались.

Дата размещения статьи: 07.07.2014

О государственном регулировании форм безналичных расчетов в России (Тимакова Т.Г.)

Вопросы государственного регулирования банковской деятельности в целом и порядка осуществления внутригосударственных расчетов в частности являются весьма актуальными на современном этапе и находят свое отражение в трудах многих ученых - представителей науки финансового и банковского права. Применяемые в той или иной стране формы безналичных расчетов и принципы выбора конкретной формы зависят от экономической ситуации в стране и претерпевают значительные изменения при проведении законодательных и экономических реформ.

Дата размещения статьи: 15.01.2013

Законодательные грани электронных денег

Деньги - феноменальный объект прав. Свойство денег существовать в различных формах сравнимо, наверное, лишь с физическими свойствами воды, способной переходить из одного состояния в другое. В качестве законных форм существования (использования) денег выступают наличные деньги и безналичные денежные средства, учитывающиеся на счетах в банках. Вместе с тем существует еще одна форма денег - электронные деньги, применение которых до недавнего времени не попадало в сферу государственного регулирования.

Дата размещения статьи: 21.11.2012

Национальная платежная система: оценка эффективности механизма правового регулирования

Финансовая деятельность государства носит комплексный характер. В силу того что отношения, складывающиеся в процессе ее осуществления, являются денежными, качество организации финансовой системы во многом зависит от установленного порядка их правового регулирования. Именно поэтому при построении системы государственных и общественных фондов одним из связующих звеньев, обеспечивающих организационное единство, выступает платежная система.

Дата размещения статьи: 21.11.2012

О критериях международной расчетной сделки

Проблема разграничения международных и внутренних расчетных сделок в литературе традиционно остается в тени дискуссий о разграничении основных сделок. Описывая правовые основы международных финансовых отношений, отдельные авторы либо совершенно не обращают на них внимания, либо подменяют их анализом критериев валютной сделки. В ряде случаев мнения авторов являются недостаточно конкретными.

Дата размещения статьи: 21.11.2012

Ловушки платежной системы

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы РФ находится проект Федерального закона "О национальной платежной системе", который "устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе".




Навигация по разделу: [1] [2]



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.




30 ноября 2021 г.
Проект Федерального закона № 27883-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - предоставление новым организациям, зарегистрированным на территории Курильских островов, при соблюдении определенных условий, налоговых льгот. В частности предусматривается, что данные организации в течение 20 лет с момента регистрации на территории Курильских островов не будут признаваться налогоплательщиками налога на прибыль организаций, земельного и транспортного налогов, а также налога на имущество организаций.




26 ноября 2021 г.
Проект Федерального закона № 25618-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Целью законопроекта является создания перестраховочного пула на рынке ОСАГО. Необходимость его формирования обусловлена проблемами при функционировании системы гарантированного заключения договора ОСАГО ("Е-Гарант") и, как следствие, снижением доступности данного вида страхования.




22 ноября 2021 г.
Проект Федерального закона № 22118-8 "О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Законопроектом устанавливается предельный размер ежедневной процентной ставки по потребительским кредитам (займам) 0,8% в день, предельное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) в размере 292% годовых и предельного размера суммы всех платежей по договору потребительского кредита (займа) сроком до года до 130%  от суммы предоставленного потребительского (кредита) займа.




16 ноября 2021 г.
Проект Федерального закона № 19332-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Целью законопроекта является совершенствование процедуры государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Так, для упрощения процедуры регистрации индивидуальных предпринимателей, законопроектом предусматривается исключение предоставления копии паспорта гражданина РФ в регистрирующий орган.



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.