Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Доверительное управление имуществом

Доверительное управление имуществом



Договор доверительного управления

Доверительное управление имуществом – относительно новый правовой институт.

Его назначение -  эффективное использование профессиональным управляющим собственнических правомочий в интересах собственника (учредителя управления) или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Огромное значение имеет то, что имущество передается в доверительное управление специалисту - предпринимателю, который, используя свои профессиональные навыки, извлекает наибольшую выгоду из его эксплуатации. В тоже время передача имущества позволяет собственнику извлекать выгоду из его использования доверительным управляющим, освобождаясь от бремени его содержания.

Основные нормы, регламентирующие доверительное управление имуществом содержаться в главе 53 Гражданского кодекса РФ. В соответствии со ст. 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). При этом передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

Следует отметить, что по общему правилу договор доверительного управления имуществом является возмездным договором. При этом размер и форма вознаграждения доверительному управляющему являются существенными условиями договора, если выплата вознаграждения предусматривается договором (п. 1 ст. 1016 ГК РФ). В случае же если данное правило не соблюдено, то договор считается не заключенным. Однако необходимо отметить и то, что нет препятствий к тому, чтобы стороны заключили безвозмездный договор доверительного управления имуществом, специальным образом оговорив это в договоре.

Одной из основных особенностей данного договора является то, что он заключается двумя сторонами (учредитель управления и доверительный управляющий), в то время как порождаемые им правоотношения могут касаться большего количества лиц (выгодоприобретателей).

В тоже время недостаточность того уровня защиты интересов государства-собственника, которое обеспечивается применением института доверительного управления, оказало определенное влияние на содержание Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Наряду с использованием указанного института учреждение государством унитарных предприятий является еще одной организационно-правовой формой, в рамках которой осуществляется управление государственной собственностью. Хотя принятие упомянутого акта было предусмотрено частью первой Гражданского кодекса РФ еще в середине 90-х годов, состоялось оно позднее, когда наконец стала очевидной необходимость сохранения на длительное время в собственности государства, а также муниципальных образований объектов, имеющих жизненно важное, стратегическое значение в масштабах страны, региона или отдельной местности. Очевидна и потребность в постоянном осуществлении квалифицированного управления подобными объектами.

Упомянутый Закон существенно дополнил, а в ряде случаев изменил содержание ряда статей Гражданского кодекса РФ, касающихся унитарных предприятий. Так, наряду с образованием федерального казенного предприятия он предусмотрел возможность создания казенного предприятия субъекта Российской Федерации и муниципального казенного предприятия.

Несмотря на то что Закон N 161-ФЗ оставил без изменения принцип субсидиарной ответственности Российской Федерации по обязательствам казенных предприятий, распространив его также на субъекты Федерации и муниципальные образования, он внес и существенное дополнение, касающееся ответственности указанных субъектов. Пункт 1 ст.12 Закона предусматривает, что уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

Ужесточены меры контроля за деятельностью предприятия со стороны собственника имущества. В первую очередь это относится к деятельности казенных предприятий. Согласно ст.19 Закона, такие предприятия вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия соответствующего государственного или муниципального органа.

Несомненно, за нормами упомянутого Закона читается стремление обеспечить контроль со стороны государства и муниципальных органов власти за теми объектами, которые еще продолжают находиться в их руках. Вместе с тем очевидно, что такое строгое, детализированное регулирование потребует от собственника имущества более активного осуществления надзорных и оперативно-распорядительных функций в отношении деятельности унитарных предприятий, что может повлечь дальнейшую бюрократизацию соответствующих структур, вплоть до воспроизведения планово-административной модели управления хозяйством в отношении объектов государственной и муниципальной собственности. Вместе с тем у управленческих структур может появиться стремление к максимальному сокращению числа подобных объектов, что приведет в новой волне продаж госсобственности.

Сравнивая предложенное регулирование с моделью доверительной собственности, следует отметить, что последняя не требует от собственника передаваемого в траст имущества постоянного участия в деятельности доверительного собственника. По существу, оно ограничивается ознакомлением с регулярно представляемыми ему отчетными документами. Вместе с тем учредитель траста сохраняет за собой право проверять выполнение договора об учреждении траста.

 

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Дата размещения статьи: 01.02.2021

Существенные условия и стороны договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом: проблемы теории и практики (Самигулина А.В.)

В Гражданском кодексе Российской Федерации от 26.01.1996 N 14-ФЗ даны базовые существенные условия договора доверительного управления имуществом, но этот перечень вряд ли можно назвать исчерпывающим. Правила доверительного управления должны содержать большое количество сведений, перечень которых состоит из 21 пункта.

Дата размещения статьи: 09.09.2016

Нотариальное удостоверение сделок по распоряжению имуществом на условиях доверительного управления (Фомин В.А., Ралько В.В.)

Доверительное управление имуществом регулируется специальной главой 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, в ст. 1012 которой указано, что по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности.

Дата размещения статьи: 08.07.2014

Доверительное управление имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим (Кириченко О.В.)

Несмотря на то что договор доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего гражданина имеет большую практическую значимость, он не получил широкого распространения, что обусловлено проблемами теоретического и практического характера. В качестве основной причины следует назвать отсутствие единого понимания правовой природы, характерных признаков, структуры, а также условий реализации как договора доверительного управления в целом, так и такой его разновидности, как договор доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим.

Дата размещения статьи: 22.12.2013

Доверительное управление имуществом: некоторые проблемы теории и практики

Когда речь заходит о доверительном управлении имуществом, то само собой напрашивается проведение аналогии с институтом доверительной собственности (траста), имеющим англосаксонское происхождение. Сегодня конструкция доверительной собственности все глубже проникает и в ткань континентальной системы - в Италии, Швейцарии, Люксембурге и др. странах.

Дата размещения статьи: 22.12.2013

Сущность доверительной собственности в англосаксонской правовой семье и ее взаимосвязь с договором доверительного управления имуществом в гражданском праве России

В целом суть доверительной собственности во многом идентична договору доверительного управления, так как у этих институтов имеется, во-первых, единая причина их образования как институтов права, так как доверительная собственность зародилась в английском праве и ее духовная основа была перенята в странах романо-германской правовой семьи; во-вторых, у данных институтов имеются единые цели, а именно эффективное управление материальными и иными ресурсами; в-третьих, единство сторон договора.

Дата размещения статьи: 22.12.2013

Доверительное управление имуществом. История и современность

Первое и главное направление развития доверительного управления в России - это развитие на государственном уровне программных документов и концепций, касающихся непосредственного доверительного управления предприятиями как имущественными комплексами и объектами недвижимости, включая замену права хозяйственного ведения на гибкую современную модель доверительного управления.




Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


13 апреля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1149361-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены транспортного налога"

Законопроектом предлагается признать утратившей силу главу 28 и отдельные статьи Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие положения, касающиеся транспортного налога, отменив, таким образом, данный налог. В настоящее время плательщиками транспортного налога являются все физические и юридические лица имеющие автомобили. В то же время его собираемость не превышает 50%.




7 апреля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1145324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов). 




23 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции"

Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.




20 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1132098-7 "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.




16 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1129690-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.