Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Доверительное управление имуществом

Доверительное управление имуществом



Договор доверительного управления

Доверительное управление имуществом – относительно новый правовой институт.

Его назначение -  эффективное использование профессиональным управляющим собственнических правомочий в интересах собственника (учредителя управления) или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Огромное значение имеет то, что имущество передается в доверительное управление специалисту - предпринимателю, который, используя свои профессиональные навыки, извлекает наибольшую выгоду из его эксплуатации. В тоже время передача имущества позволяет собственнику извлекать выгоду из его использования доверительным управляющим, освобождаясь от бремени его содержания.

Основные нормы, регламентирующие доверительное управление имуществом содержаться в главе 53 Гражданского кодекса РФ. В соответствии со ст. 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). При этом передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

Следует отметить, что по общему правилу договор доверительного управления имуществом является возмездным договором. При этом размер и форма вознаграждения доверительному управляющему являются существенными условиями договора, если выплата вознаграждения предусматривается договором (п. 1 ст. 1016 ГК РФ). В случае же если данное правило не соблюдено, то договор считается не заключенным. Однако необходимо отметить и то, что нет препятствий к тому, чтобы стороны заключили безвозмездный договор доверительного управления имуществом, специальным образом оговорив это в договоре.

Одной из основных особенностей данного договора является то, что он заключается двумя сторонами (учредитель управления и доверительный управляющий), в то время как порождаемые им правоотношения могут касаться большего количества лиц (выгодоприобретателей).

В тоже время недостаточность того уровня защиты интересов государства-собственника, которое обеспечивается применением института доверительного управления, оказало определенное влияние на содержание Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Наряду с использованием указанного института учреждение государством унитарных предприятий является еще одной организационно-правовой формой, в рамках которой осуществляется управление государственной собственностью. Хотя принятие упомянутого акта было предусмотрено частью первой Гражданского кодекса РФ еще в середине 90-х годов, состоялось оно позднее, когда наконец стала очевидной необходимость сохранения на длительное время в собственности государства, а также муниципальных образований объектов, имеющих жизненно важное, стратегическое значение в масштабах страны, региона или отдельной местности. Очевидна и потребность в постоянном осуществлении квалифицированного управления подобными объектами.

Упомянутый Закон существенно дополнил, а в ряде случаев изменил содержание ряда статей Гражданского кодекса РФ, касающихся унитарных предприятий. Так, наряду с образованием федерального казенного предприятия он предусмотрел возможность создания казенного предприятия субъекта Российской Федерации и муниципального казенного предприятия.

Несмотря на то что Закон N 161-ФЗ оставил без изменения принцип субсидиарной ответственности Российской Федерации по обязательствам казенных предприятий, распространив его также на субъекты Федерации и муниципальные образования, он внес и существенное дополнение, касающееся ответственности указанных субъектов. Пункт 1 ст.12 Закона предусматривает, что уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

Ужесточены меры контроля за деятельностью предприятия со стороны собственника имущества. В первую очередь это относится к деятельности казенных предприятий. Согласно ст.19 Закона, такие предприятия вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия соответствующего государственного или муниципального органа.

Несомненно, за нормами упомянутого Закона читается стремление обеспечить контроль со стороны государства и муниципальных органов власти за теми объектами, которые еще продолжают находиться в их руках. Вместе с тем очевидно, что такое строгое, детализированное регулирование потребует от собственника имущества более активного осуществления надзорных и оперативно-распорядительных функций в отношении деятельности унитарных предприятий, что может повлечь дальнейшую бюрократизацию соответствующих структур, вплоть до воспроизведения планово-административной модели управления хозяйством в отношении объектов государственной и муниципальной собственности. Вместе с тем у управленческих структур может появиться стремление к максимальному сокращению числа подобных объектов, что приведет в новой волне продаж госсобственности.

Сравнивая предложенное регулирование с моделью доверительной собственности, следует отметить, что последняя не требует от собственника передаваемого в траст имущества постоянного участия в деятельности доверительного собственника. По существу, оно ограничивается ознакомлением с регулярно представляемыми ему отчетными документами. Вместе с тем учредитель траста сохраняет за собой право проверять выполнение договора об учреждении траста.

 

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Дата размещения статьи: 09.09.2016

Нотариальное удостоверение сделок по распоряжению имуществом на условиях доверительного управления (Фомин В.А., Ралько В.В.)

Доверительное управление имуществом регулируется специальной главой 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, в ст. 1012 которой указано, что по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности.

Дата размещения статьи: 08.07.2014

Доверительное управление имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим (Кириченко О.В.)

Несмотря на то что договор доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего гражданина имеет большую практическую значимость, он не получил широкого распространения, что обусловлено проблемами теоретического и практического характера. В качестве основной причины следует назвать отсутствие единого понимания правовой природы, характерных признаков, структуры, а также условий реализации как договора доверительного управления в целом, так и такой его разновидности, как договор доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим.

Дата размещения статьи: 22.12.2013

Доверительное управление имуществом: некоторые проблемы теории и практики

Когда речь заходит о доверительном управлении имуществом, то само собой напрашивается проведение аналогии с институтом доверительной собственности (траста), имеющим англосаксонское происхождение. Сегодня конструкция доверительной собственности все глубже проникает и в ткань континентальной системы - в Италии, Швейцарии, Люксембурге и др. странах.

Дата размещения статьи: 22.12.2013

Сущность доверительной собственности в англосаксонской правовой семье и ее взаимосвязь с договором доверительного управления имуществом в гражданском праве России

В целом суть доверительной собственности во многом идентична договору доверительного управления, так как у этих институтов имеется, во-первых, единая причина их образования как институтов права, так как доверительная собственность зародилась в английском праве и ее духовная основа была перенята в странах романо-германской правовой семьи; во-вторых, у данных институтов имеются единые цели, а именно эффективное управление материальными и иными ресурсами; в-третьих, единство сторон договора.

Дата размещения статьи: 22.12.2013

Доверительное управление имуществом. История и современность

Первое и главное направление развития доверительного управления в России - это развитие на государственном уровне программных документов и концепций, касающихся непосредственного доверительного управления предприятиями как имущественными комплексами и объектами недвижимости, включая замену права хозяйственного ведения на гибкую современную модель доверительного управления.




Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 632702-7 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

В целях исключения негативного влияния на финансовый рынок и стабильность внутреннего валютного рынка законопроектом предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в Российскую Федерацию в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера.




19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи