Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Банковская деятельность

Банковская деятельность



банковская деятельность

Банки являются важнейшим элементом экономики любого современного государства. Динамичное развитие предпринимательской деятельности гарантируется только при условии взаимодействия ее субъектов с субъектами банковской системы. Важнейшая функция банковской системы - поддержка баланса между массой произведенной стоимости (товаров) и массой выпущенных в обращение денег. Банковская система является частью системы кредитных, финансовых организаций, которая, кроме банков и небанковских кредитных организаций, включает еще органы государственного управления кредитом и финансами.

Банковская деятельность представляет собой все виды деятельности (операций), совершаемые банками и иными кредитными организациями в соответствии с федеральным законодательством и нормативными актами Центрального банка РФ только после регистрации кредитной организации или получения разрешения (лицензии) ЦБ РФ. Не являются банковской деятельностью те виды операций, для осуществления которых не требуется регистрация в качестве кредитной организации и получения лицензии ЦБ РФ. Осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если такое действие причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству или привело к извлечению дохода в крупном размере, является незаконной банковской деятельностью.

Основу законодательства о банковской деятельности составляют следующие федеральные законы:

1) Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности";

2) Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

3) Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях";

4) Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

Отдельные вопросы банковской деятельности регулируются и иными федеральными законами. Так нормы Гражданского кодекса РФ регламентируют кредитный договор (§ 2 гл. 42), договор финансирования под уступку денежного требования (гл. 43), договор банковского вклада (гл. 44), договор банковского счета (гл. 45).

Помимо законов банковская деятельность регулируется и большой массой подзаконных актов, среди которых особую роль играют акты Центрального банка Российской Федерации.

 

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Дата размещения статьи: 16.02.2021

Реформирование институциональной структуры банковского регулирования в России и зарубежных государствах (Исмаилов И.Ш.)

Современный отечественный рынок банковских услуг является динамично развивающимся как с точки зрения внедрения новейших практик осуществления банковской деятельности, так и с позиции изменения самого регулирования и надзора. За последнее десятилетие банковская деятельность подверглась кардинальному реформированию: трансформировалась сама структура банковской системы, расширился объем функций и полномочий Банка России, значительно изменены некоторые надзорные меры (например, процедуры финансового оздоровления кредитных организаций). 

Дата размещения статьи: 25.12.2020

Проблемы правового регулирования банковской тайны (Данилова О.А.)

Содержание банковских правоотношений предполагает важную гарантию реализации прав клиентов кредитных организаций - банковскую тайну. Тем не менее на сегодняшний день законодательная регламентация банковской тайны в Российской Федерации характеризуется недостаточной степенью конкретизации правовых норм. Вероятно, одной из причин является относительная новизна банковских отношений в целом и права на банковскую тайну в частности для российской правовой действительности.

Дата размещения статьи: 11.09.2020

Основные методы повышения уровня собственного капитала банка (Симонова Ю.А.)

Банковская система в настоящее время является весьма уязвимой. Она часто подвергается воздействию негативных факторов, таких как инфляция, кризис, снижение спроса и т.д. В связи с этим часто возникают вопросы по эффективному управлению капиталом банков. Сейчас эти вопросы являются особенно актуальными в силу непростой экономической ситуации, которая способствует обострению интереса к поиску наиболее эффективных методов управления банковским капиталом и повышения его уровня.

Дата размещения статьи: 11.09.2020

Участие несовершеннолетних в правоотношениях в сфере банковской деятельности (проблемы теории и практики) (Хватова М.А.)

В целом состояние правового регулирования отношений в сфере банковской деятельности с участием несовершеннолетних можно оценить как вполне адекватное современным требованиям, о чем можно судить исходя из сопоставления общего гражданского и банковского законодательства и на основании анализа судебной практики.

 

Дата размещения статьи: 07.09.2020

Вопросы цифровизации прав в банковской сфере в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (Рузакова О.А.)

Важное значение имеют положения нового Закона о цифровых правах, технологиях блокчейна, смарт-контрактов и для банковской сферы, что неоднократно обсуждалось как на страницах настоящего журнала, так и в целом в прессе, а также для дальнейшего совершенствования законодательства в области как гражданского, так и финансового права.

Дата размещения статьи: 09.01.2019

Правовые основы деятельности временной администрации Банка России (Лаутс Е.Б.)

После отзыва лицензии у банка в него сразу приказом Банка России назначается временная администрация Банка России, которая фактически начинает выполнять функции руководства банка до того момента, как эти полномочия не перейдут конкурсному управляющему или ликвидатору, которым в абсолютном большинстве случаев является АСВ. Поэтому законодатель также определяет те права, которые имеются у банка в этот период и которые в основном выполняются представителями временной администрации как специального органа управления.

Дата размещения статьи: 12.03.2018

Что закон грядущий нам готовит (Балан Е.)

Главным событием 2018 года в банковской сфере стало увеличение уставного капитала. Напомним, в июле прошлого года вступил в силу Закон, разделяющий банки на базовые и универсальные. Уставный капитал универсального банка, как следует из поправок, внесенных в Закон "О банках и банковской деятельности", начинается от 1 млрд рублей. Уставный капитал банков с базовой лицензией должен превышать 300 млн рублей. Если кредитная организация с базовой лицензией после 1 января 2018 года четыре месяца подряд допускает снижение размера уставного капитала, в течение последующих шести месяцев ей необходимо изменить статус на небанковскую кредитную организацию или микрофинансовую компанию.

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Степень доверия вкладчиков к банкам, финансово-кредитным учреждениям формирует уровень социальной стабильности в обществе. В связи с этим вопросы страхования банковских вкладов граждан находятся в сфере государственного контроля и обеспечения. Формы такого государственного попечительства могут быть различными, но цель одна - обеспечить гарантии возмещения вкладчику финансовых потерь в случае банкротства кредитно-банковской организации, привлекшей денежные средства граждан-вкладчиков.

Дата размещения статьи: 26.10.2017

Платежные карты "Мир": переходный период (Пономарева О.А.)

Работа НСПК была начата 1 апреля 2015 года. Необходимость ее создания была признана после летних событий 2014 года, когда Visa и MasterCard из-за санкций США против Российской Федерации прекратили обслуживать карты ряда российских банков. Так как НСПК уже создана и вполне успешно действует, то обязанность выпускать и обслуживать ПК "Мир" возложена на те российские банки, которые признаны Центральным банком РФ значимыми. Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ) требовал от банков, обслуживающих организации сектора государственного управления (далее - учреждения), предоставить возможность привязывать карты к зарплатным счетам задолго до 1 июля 2017 года.

Дата размещения статьи: 24.10.2017

Особенности управления рисками в банках (Кудрявцев В.С.)

Стремление коммерческих банков получить прибыль, как правило, ставит их перед необходимостью принять на себя определенные риски. Принятие рисков - основа банковского дела. Банки имеют успех тогда, когда принимаемые ими риски разумны, контролируемы и находятся в пределах их финансовых возможностей и компетенции. Существует зависимость между степенью риска и уровнем ожидаемого банком дохода. Чем выше степень риска, тем больший доход может получить банк. При этом чем выше уровень ожидаемого дохода, тем меньше шансов его получить, и наоборот, шансы получения дохода велики, когда его ожидаемый уровень не высок.




Навигация по разделу: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


13 апреля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1149361-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены транспортного налога"

Законопроектом предлагается признать утратившей силу главу 28 и отдельные статьи Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие положения, касающиеся транспортного налога, отменив, таким образом, данный налог. В настоящее время плательщиками транспортного налога являются все физические и юридические лица имеющие автомобили. В то же время его собираемость не превышает 50%.




7 апреля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1145324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов). 




23 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции"

Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.




20 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1132098-7 "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.




16 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1129690-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.