Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Реорганизация и ликвидация юридических лиц

Реорганизация и ликвидация юридических лиц



реорганизация

Прекращение юридического лица представляет собой утрату им своей правосубъектности. Прекращение юридического лица может наступить в результате реорганизации или ликвидации.

Реорганизация юридического лица представляет собой вид прекращения юридического лица, при котором его права и обязанности в полном объеме переходят к другим лицам, создаваемым в результате реорганизации, либо все имущество юридического лица разделяется между реорганизуемым и новыми юридическими лицами. Правовое регулирование реорганизации предприятий осуществляется с использованием общих механизмов правового регулирования путем принятия государственными органами в рамках их компетенции и в установленном порядке системы законодательных и нормативных актов. Действующим законодательством предусмотрено несколько механизмов существенного изменения структуры активов хозяйствующего субъекта (реорганизации). При этом часть из них реализуется решениями собственников, а часть - принудительно.

Статья 57 ГК устанавливает 5 форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Правовое регулирование реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм осуществляется значительным количеством нормативных актов, основополагающее значение для которых имеют положения Гражданского кодекса РФ, устанавливающие основания и порядок реорганизации. Реорганизация юридического лица должна получить юридическое признание. По общему правилу она признается завершенной с момента государственной регистрации лиц, выступающих правопреемниками реорганизованного лица. В случаях присоединения одного юридического лица к другому завершением реорганизации считается внесение в Государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации. Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности регулирует Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Ликвидация юридического лица представляет собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК).  Именно отсутствие универсального правопреемства принципиально отличает ликвидацию от любой формы реорганизации. Так же как и реорганизация, ликвидация юридического лица может быть добровольной или принудительной.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) добровольно - по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа, в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано, и с достижением цели, ради которой создано;

2) или недобровольно - по инициативе уполномоченных государственных или муниципальных органов и по решению суда в случае грубых и неустранимых нарушений закона, допущенных при его создании, либо осуществления деятельности без лицензии, либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также при систематическом осуществлении некоммерческой организацией (в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом) деятельности, противоречащей ее уставным целям, и, кроме того, в других случаях, предусмотренных ГК.

В данном разделе размещены статьи, посвященные реорганизации и ликвидации юридических лиц.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Дата размещения статьи: 10.01.2015

Ликвидация ЗАО. Реорганизация компании путем преобразования (Селянина Е.)

Для того чтобы изменить структуру организации, в гражданском законодательстве предусмотрена процедура реорганизации (ст. 57 ГК РФ), под которой понимается прекращение или иное изменение правового положения юридического лица. Создаваемые при реорганизации новые организации являются в разной степени правопреемниками юридических лиц, прекративших свое существование. Реорганизация юридических лиц регулируется нормами п. п. 1 - 5 ст. 58 ГК РФ и может быть осуществлена пятью способами: слиянием, присоединением, разделением, выделением и преобразованием (п. п. 1 - 5 ст. 58 ГК РФ).

Дата размещения статьи: 23.12.2014

Восстановление в правах кредитора (Бычков А.)

Кредитор ликвидируемого должника вправе заявить о своих требованиях к нему для их отражения в промежуточном ликвидационном балансе. На практике нередко ликвидатор уклоняется от выполнения данной обязанности, поскольку целью ликвидации является как раз попытка закрыть должника, не рассчитываясь с кредитором.

Дата размещения статьи: 30.11.2014

Реорганизация по-новому (Ильина Д.)

С точки зрения разработчиков поправок, запрет на преобразование коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот носит принципиальный характер, поскольку призван не допустить "искажения юридической природы и законодательного деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, которое в конечном счете способствует максимальной защите имущественных интересов их кредиторов и всех участников гражданского оборота".

Дата размещения статьи: 14.07.2014

Деятельность юрлиц: новые вводные (Егорова Н.)

С 1 сентября 2014 г. благодаря вступлению в силу Закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ существенным изменениям будет подвергнута система организационно-правовых форм юридических лиц. Также конкретизирован порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц, в т.ч. механизмы защиты интересов его кредиторов. Указанные новшества заслуживают детального изучения, тем более что порядок применения отдельных из них на практике вызовет немало вопросов

Дата размещения статьи: 10.07.2014

Принудительная ликвидация юрлица (Семушкин В.)

Гражданское законодательство предусматривает, что юридическое лицо может быть ликвидировано не только по решению его учредителей, но и по решению суда, то есть в принудительном порядке. Но при этом обязанность по осуществлению ликвидации организации может быть возложена судом опять же на его учредителей (участников). Однако уповать на их исполнительность налоговики не намерены.

Дата размещения статьи: 17.04.2014

Реорганизация в форме выделения: нюансы исчисления и уплаты НДС (Медведева Т.М.)

По общему правилу при реорганизации юридического лица обязанность по уплате налога (сбора, пени и штрафов) переходит к его правопреемнику (п. п. 1, 2 ст. 50 НК РФ). При этом правопреемник при исполнении возложенных на него обязанностей пользуется всеми правами (например, правом на зачет излишне уплаченных юридическим лицом до реорганизации сумм налогов (п. 10 ст. 50 НК РФ)), исполняет все обязанности в общем порядке в соответствии с законодательством, в том числе по представлению налоговых деклараций.

Дата размещения статьи: 30.03.2014

О совершенствовании механизма защиты прав миноритариев при реорганизации акционерного общества (Дергунов И.А.)

В настоящее время особую актуальность приобретает защита прав миноритариев при слияниях и поглощениях компаний, равно как и при других способах реорганизации и крупных сделках (т.е. при сделках, предполагающих смену контроля над бизнесом). Именно здесь руководство компании имеет наибольшие возможности для манипуляций с оценочной стоимостью акций и вообще с условиями сделки.

Дата размещения статьи: 27.09.2012

Незаконность реорганизации юридического лица и ее правовые последствия (Галазова З.В.)

Нормы о реорганизации юридического лица являются предметом изучения многих ученых-цивилистов. Особое внимание им уделяется и со стороны законодателя, поскольку, как показывает практика, они нуждаются в дополнительной разработке и совершенствовании.

Дата размещения статьи: 12.08.2012

Доверяй, но проверяй!

В сделках по слиянию компаний участие принимают два (и более) юридических лица одной организационно-правовой формы. Как правило, в таких сделках одна из сторон является ее инициатором. Тем не менее все стороны в такой сделке заинтересованы в ее благоприятном исходе, то есть в образовании нового юридического лица, обладающего всеми правами и привилегиями организаций-участниц.

Дата размещения статьи: 12.08.2012

Актуальные вопросы разрешения трудовых споров между сторонами в случае ликвидации организации

Ликвидация организации является одним из оснований для расторжения трудовых договоров по инициативе работодателя (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Аналогичные правила действуют и в случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности (ч. 4 ст. 81 ТК РФ).




Навигация по разделу: [1] [2] [3]



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 ноября 2017 г.
Проект Федерального закона № 311128-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части санации страховых организаций"

Законопроект подготовлен во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1329. Его цель - совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части введения возможности осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием Банка по аналогии с процедурой финансового оздоровления кредитных организаций.




25 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 296412-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)"

Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).




17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона № 266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта