Прекращение юридического лица представляет собой утрату им своей правосубъектности. Прекращение юридического лица может наступить в результате реорганизации или ликвидации.
Реорганизация юридического лица представляет собой вид прекращения юридического лица, при котором его права и обязанности в полном объеме переходят к другим лицам, создаваемым в результате реорганизации, либо все имущество юридического лица разделяется между реорганизуемым и новыми юридическими лицами. Правовое регулирование реорганизации предприятий осуществляется с использованием общих механизмов правового регулирования путем принятия государственными органами в рамках их компетенции и в установленном порядке системы законодательных и нормативных актов. Действующим законодательством предусмотрено несколько механизмов существенного изменения структуры активов хозяйствующего субъекта (реорганизации). При этом часть из них реализуется решениями собственников, а часть - принудительно.
Статья 57 ГК устанавливает 5 форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Правовое регулирование реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм осуществляется значительным количеством нормативных актов, основополагающее значение для которых имеют положения Гражданского кодекса РФ, устанавливающие основания и порядок реорганизации. Реорганизация юридического лица должна получить юридическое признание. По общему правилу она признается завершенной с момента государственной регистрации лиц, выступающих правопреемниками реорганизованного лица. В случаях присоединения одного юридического лица к другому завершением реорганизации считается внесение в Государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации. Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности регулирует Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Ликвидация юридического лица представляет собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК). Именно отсутствие универсального правопреемства принципиально отличает ликвидацию от любой формы реорганизации. Так же как и реорганизация, ликвидация юридического лица может быть добровольной или принудительной.
1) добровольно - по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа, в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано, и с достижением цели, ради которой создано;
2) или недобровольно - по инициативе уполномоченных государственных или муниципальных органов и по решению суда в случае грубых и неустранимых нарушений закона, допущенных при его создании, либо осуществления деятельности без лицензии, либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также при систематическом осуществлении некоммерческой организацией (в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом) деятельности, противоречащей ее уставным целям, и, кроме того, в других случаях, предусмотренных ГК.
В данном разделе размещены статьи, посвященные реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Дата размещения статьи: 12.08.2012
Доверяй, но проверяй!В сделках по слиянию компаний участие принимают два (и более) юридических лица одной организационно-правовой формы. Как правило, в таких сделках одна из сторон является ее инициатором. Тем не менее все стороны в такой сделке заинтересованы в ее благоприятном исходе, то есть в образовании нового юридического лица, обладающего всеми правами и привилегиями организаций-участниц.
Дата размещения статьи: 12.08.2012
Актуальные вопросы разрешения трудовых споров между сторонами в случае ликвидации организацииЛиквидация организации является одним из оснований для расторжения трудовых договоров по инициативе работодателя (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Аналогичные правила действуют и в случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности (ч. 4 ст. 81 ТК РФ).
Дата размещения статьи: 12.08.2012
Особенности слияний и поглощений в РоссииПонимание термина "слияния и поглощения" в российской доктрине и практике носит довольно специфический характер. Объяснением этому является заимствование указанного термина из практики зарубежных стран, а также двойственность юридического и экономического подходов к пониманию процессов слияний и поглощений.
Дата размещения статьи: 12.08.2012
Тенденции развития института реорганизации хозяйственных обществВ последние годы законодательство России бурно развивается, принимаются многочисленные нормативные акты, в т.ч. касательно реорганизации хозяйственных обществ. С принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" порядок реорганизации претерпел существенные изменения в части регламентирования действий юридических лиц после принятия решения о реорганизации.
Дата размещения статьи: 12.08.2012
Слияния и поглощенияГазета The Moscow Times 26 мая провела ежегодный M & A форум. Особый интерес вызвали вопросы судебного урегулирования неоднозначных сделок по слиянию и поглощению. Об этом рассказала менеджер корпоративной практики "ФБК-Право" Анна Грищенкова.
Дата размещения статьи: 12.08.2012
Правовая природа института реорганизации юридического лицаОбщая черта у всех видов реорганизации заключается в отказе в проведении ликвидации исчезающего правообладателя. Этот отказ возникает исходя из правопреемства.
Немецкий закон указывает, что при реорганизации доли не передаются и не происходит образование новых долей, доли правопредшественника становятся (трансформируются) долями правопреемника. Российское законодательство заключает в себе такой же подход.
Навигация по разделу: [1] [2] [3] [4]
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Навигация