Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Валютное регулирование и валютный контроль

Валютное регулирование и валютный контроль



Валютное регулирование и валютный контроль

 

Валютное регулирование представляет собой одну из важнейших функций государства. От его имени валютное регулирование осуществляется органами валютного регулирования - Банком России и Правительством РФ, которые издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций, использовании счетов.

В свою очередь, валютный контроль осуществляется Правительством РФ, а также органами валютного контроля (Банком России, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора) и агентами валютного контроля (уполномоченные банки, Внешэкономбанк, профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные и налоговые органы). В частности, ЦБ РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Основным нормативно-правовым актом регламентирующим отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". В силу п. "ж" ст. 71 Конституции РФ валютное регулирование отнесено к исключительному предмету ведения Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация "Внешэкономбанк", таможенные и налоговые органы (ст. 22 Закона о валютном регулировании).

В соответствии со ст. 1 Закона о валютном регулировании резидентами признаются:

Резиденты, открывающие счета (вклады) в банках, расположенных на территориях иностранных государств, обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета:

Организации, имеющие счета за границей, должны представлять ежеквартальный отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ.

Валютные отношения занимают особое место в системе связей, регулируемых внешнеэкономическим правом. Это обусловлено тем, что в их группу входят как отношения между хозяйствующими субъектами, частными лицами по импорту в российскую экономику иностранной валюты, валютных ценностей, экспорту из российской экономики иностранной валюты, валютных ценностей и валюты РФ, так и отношения между указанными субъектами и публичными образованиями, сопряженные с осуществлением государственного валютного контроля за оборотом иностранной валюты.

Никакая другая группа отношений не сочетает в себе частноправовые отношения по обороту объектов гражданских прав и одновременно - публично-правовые отношения по контролю за таким оборотом.

Данная особенность предопределена предметом валютных отношений, в качестве которого выступает иностранная валюта. Функции иностранной валюты в международном и внутреннем гражданском обороте разнообразны: она используется для осуществления платежей за различные объекты гражданских прав, предоставления займов и кредитов, в качестве средства возмещения убытков и стоимости неосновательного обогащения, а также как способ минимизации валютных рисков участников внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем в валютной сфере помимо частных реализуются и публичные интересы. Необходимость их обеспечения объективно требует своеобразной формы правового воздействия, в рамках которого частноправовые методы дополняются публично-правовыми, т.е. оборот иностранной валюты подпадает под "перекрестное" частноправовое и публично-правовое регулирование. Неконтролируемый же отток российского капитала за границу может нанести значительный ущерб стабильности международного валютно-финансового положения государства, устойчивости национальной платежной единицы и, следовательно, финансово-экономической безопасности и суверенитету РФ, т.е. привести к негативным политическим последствиям. Более того, валютные отношения по определению являются межгосударственными, они обладают, по меньшей мере, одним иностранным элементом. Поэтому их регулирование осуществляется посредством не только российского, но и иностранного, а также международного права.

Таким образом, валютное регулирование и валютный контроль преследуют единую глобальную цель - защита внутреннего валютного рынка, что является необходимым условием функционирования финансовой системы современного развитого государства.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Дата размещения статьи: 15.11.2017

Валютная оговорка: последствия и риски (Шенгелия И.)


Валютная оговорка ставит размер платежа в зависимость от курса иностранной валюты или условной единицы. Согласовать в договоре такие условия позволяет ст. 317 Гражданского кодекса Российской Федерации. Контрагенты смогут управлять этим механизмом, только если детально проработают в договоре порядок его применения; положений ГК РФ для этого может быть недостаточно. В противном случае резкие колебания курса валют способны свести к нулю положительный эффект договора. Не исключено, что расходы по сделке превысят ее доходность.

Дата размещения статьи: 28.08.2017

Валютная оговорка и иные способы преодоления инфляционных потерь (Степанченко А.В.)

Рыночные отношения на современном этапе характеризуются удорожанием жизни и удешевлением национальной валюты, иначе говоря, инфляцией. В литературе отмечают, что инфляция получила распространение в XX в., и связано это было главным образом с массовым переходом на бумажные деньги. Причины инфляции различны и не всегда носят чисто экономический характер, это могут быть и общественные потрясения, политические и социальные конфликты и т.д. В Российской Федерации существенное обесценивание национальной валюты происходило регулярно: в 1917 - 1921, 1929 - 1933, 1941 - 1945, 1959 - 1960, 1989 - 1991, 1998 - 1999, 2008 - 2009, 2014 - 2015 гг.

Дата размещения статьи: 06.04.2017

Валютные оговорки: что осталось без внимания (Лакатош Е.)

По общему правилу курс обязательства, выраженного в иностранной валюте, определяется на дату платежа (п. 2 ст. 317 ГК РФ). В проекте Постановления Пленума ВС РФ от 22.11.2016 N 54 содержался пункт, разъясняющий, что возврат аванса после расторжения договора осуществляется по курсу, предусмотренному в договоре. Валютная оговорка, таким образом, переживает судьбу договора. Однако при принятии Постановления данный пункт был из него исключен. В случае принятия данного разъяснения это привело бы к невыгодным последствиям для должника, но защищало бы интересы кредитора.

Дата размещения статьи: 10.03.2017

Валютная оговорка в договорах как способ преодоления инфляционных потерь (Степанченко А.В.)

Рыночные отношения на современном этапе характеризуются удорожанием стоимости жизни и удешевлением национальной валюты, иначе говоря, инфляцией. Причины инфляции могут быть различными и не всегда носят чисто денежный или экономический характер, это могут быть и общественные потрясения, политические и социальные конфликты и так далее. В Российской Федерации существенное обесценивание национальной валюты происходило регулярно: в 1917 - 1921, 1929 - 1933, 1941 - 1945, 1959 - 1960, 1989 - 1991, 1998 - 1999, 2008 - 2009, 2014 - 2015 годах. 

Дата размещения статьи: 23.09.2016

Формирование финансовой (валютной) системы Евразийского экономического союза (Волова Л.И.)

В плане оптимизации правового регулирования финансовых (валютных) отношений российские юристы-международники возлагают большие надежды на региональные интеграционные объединения и в первую очередь на недавно созданный на основе Договора о Евразийском экономическом союзе от 30 мая 2014 г. Евразийский экономический союз, в рамках которого постепенно будет решаться вопрос о выделении региональной резервной валюты, что позволит постепенно отойти от существующей ныне привязки к доллару и евро.

Дата размещения статьи: 19.09.2016

Основы формирования нормативно-правовой базы единой валюты ЕАЭС (Шохин С.О.)

В условиях глубокой интеграции, когда созреют предпосылки для введения единой валюты, отпадет необходимость обмена валют, будут устранены дополнительные затраты, риски и отсутствие прозрачности в трансграничных сделках. Единая валюта усиливает интеграцию и дает больше возможностей для развития интегрированного рынка. Единая валюта делает рынки интегрированных стран более привлекательными для зарубежных инвесторов и предпринимателей, способствует внутренней устойчивости к внешним экономическим трудностям.

Дата размещения статьи: 21.03.2016

Валютное регулирование в России: настоящее и будущее (Бублик В.А.)

Статья 2 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" определяет сферу действия Закона и регулируемые им отношения - это правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля.

Дата размещения статьи: 16.01.2016

Валютные разницы: расчеты в условных единицах по долговым обязательствам и процентам у кредитора (не разницы) (Сибиряков Н.)

Целью любого бизнеса является получение прибыли, которая зачастую складывается не только от основного вида деятельности, но и от тех, которые ведутся параллельно. В качестве примера получения дополнительных доходов можно назвать сдачу имущества в аренду или предоставление денежных займов на платной основе. Причем в современных экономических условиях отечественные бизнесмены, дающие деньги в долг, предпочитают заключать договоры займа не в рублях, а в условных денежных единицах (далее - у. е.). Ведь такие договорные отношения позволяют заработать не только на процентах, но и на перепадах курса иностранной валюты, выступающей эквивалентом у. е. 

Дата размещения статьи: 09.01.2016

Выбираем валюту для расчета (Дубровская И.)

Нередка ситуация, когда стороны заключают договор поставки, содержащий условие о цене товара в иностранной валюте с осуществлением платежа в рублях по курсу ЦБ РФ на день оплаты, однако товарные накладные подписывают с установлением в них стоимости товара в рублях. Возникает вопрос о том, в какой валюте подлежит взысканию задолженность за поставленный товар: в иностранной с оплатой в рублях по курсу ЦБ РФ на день платежа или в рублях? Попробуем разобраться.

Дата размещения статьи: 02.04.2015

Валютные разницы: приобретение материалов в условных единицах (Семенихин В.В.)

Законодательством Российской Федерации не запрещено устанавливать цену договора в условных денежных единицах (далее - у.е.), но валютой платежа на внутреннем рынке все равно остается рубль. Понятно, что в таких условиях у сторон при колебаниях курса иностранной валюты, к которой обычно приравнивается у.е., будут возникать разницы. В бухгалтерском учете такие разницы считаются курсовыми, а в налоговом пока признаются суммовыми.
О специфике приобретения материалов в условных единицах мы и поговорим в данной статье.




Навигация по разделу: [1] [2]



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта