Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Валютное регулирование и валютный контроль

Валютное регулирование и валютный контроль



Валютное регулирование и валютный контроль

 

Валютное регулирование представляет собой одну из важнейших функций государства. От его имени валютное регулирование осуществляется органами валютного регулирования - Банком России и Правительством РФ, которые издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций, использовании счетов.

В свою очередь, валютный контроль осуществляется Правительством РФ, а также органами валютного контроля (Банком России, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора) и агентами валютного контроля (уполномоченные банки, Внешэкономбанк, профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные и налоговые органы). В частности, ЦБ РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Основным нормативно-правовым актом регламентирующим отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". В силу п. "ж" ст. 71 Конституции РФ валютное регулирование отнесено к исключительному предмету ведения Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация "Внешэкономбанк", таможенные и налоговые органы (ст. 22 Закона о валютном регулировании).

В соответствии со ст. 1 Закона о валютном регулировании резидентами признаются:

Резиденты, открывающие счета (вклады) в банках, расположенных на территориях иностранных государств, обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета:

Организации, имеющие счета за границей, должны представлять ежеквартальный отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ.

Валютные отношения занимают особое место в системе связей, регулируемых внешнеэкономическим правом. Это обусловлено тем, что в их группу входят как отношения между хозяйствующими субъектами, частными лицами по импорту в российскую экономику иностранной валюты, валютных ценностей, экспорту из российской экономики иностранной валюты, валютных ценностей и валюты РФ, так и отношения между указанными субъектами и публичными образованиями, сопряженные с осуществлением государственного валютного контроля за оборотом иностранной валюты.

Никакая другая группа отношений не сочетает в себе частноправовые отношения по обороту объектов гражданских прав и одновременно - публично-правовые отношения по контролю за таким оборотом.

Данная особенность предопределена предметом валютных отношений, в качестве которого выступает иностранная валюта. Функции иностранной валюты в международном и внутреннем гражданском обороте разнообразны: она используется для осуществления платежей за различные объекты гражданских прав, предоставления займов и кредитов, в качестве средства возмещения убытков и стоимости неосновательного обогащения, а также как способ минимизации валютных рисков участников внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем в валютной сфере помимо частных реализуются и публичные интересы. Необходимость их обеспечения объективно требует своеобразной формы правового воздействия, в рамках которого частноправовые методы дополняются публично-правовыми, т.е. оборот иностранной валюты подпадает под "перекрестное" частноправовое и публично-правовое регулирование. Неконтролируемый же отток российского капитала за границу может нанести значительный ущерб стабильности международного валютно-финансового положения государства, устойчивости национальной платежной единицы и, следовательно, финансово-экономической безопасности и суверенитету РФ, т.е. привести к негативным политическим последствиям. Более того, валютные отношения по определению являются межгосударственными, они обладают, по меньшей мере, одним иностранным элементом. Поэтому их регулирование осуществляется посредством не только российского, но и иностранного, а также международного права.

Таким образом, валютное регулирование и валютный контроль преследуют единую глобальную цель - защита внутреннего валютного рынка, что является необходимым условием функционирования финансовой системы современного развитого государства.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Дата размещения статьи: 06.04.2017

Валютные оговорки: что осталось без внимания (Лакатош Е.)

По общему правилу курс обязательства, выраженного в иностранной валюте, определяется на дату платежа (п. 2 ст. 317 ГК РФ). В проекте Постановления Пленума ВС РФ от 22.11.2016 N 54 содержался пункт, разъясняющий, что возврат аванса после расторжения договора осуществляется по курсу, предусмотренному в договоре. Валютная оговорка, таким образом, переживает судьбу договора. Однако при принятии Постановления данный пункт был из него исключен. В случае принятия данного разъяснения это привело бы к невыгодным последствиям для должника, но защищало бы интересы кредитора.

Дата размещения статьи: 10.03.2017

Валютная оговорка в договорах как способ преодоления инфляционных потерь (Степанченко А.В.)

Рыночные отношения на современном этапе характеризуются удорожанием стоимости жизни и удешевлением национальной валюты, иначе говоря, инфляцией. Причины инфляции могут быть различными и не всегда носят чисто денежный или экономический характер, это могут быть и общественные потрясения, политические и социальные конфликты и так далее. В Российской Федерации существенное обесценивание национальной валюты происходило регулярно: в 1917 - 1921, 1929 - 1933, 1941 - 1945, 1959 - 1960, 1989 - 1991, 1998 - 1999, 2008 - 2009, 2014 - 2015 годах. 

Дата размещения статьи: 23.09.2016

Формирование финансовой (валютной) системы Евразийского экономического союза (Волова Л.И.)

В плане оптимизации правового регулирования финансовых (валютных) отношений российские юристы-международники возлагают большие надежды на региональные интеграционные объединения и в первую очередь на недавно созданный на основе Договора о Евразийском экономическом союзе от 30 мая 2014 г. Евразийский экономический союз, в рамках которого постепенно будет решаться вопрос о выделении региональной резервной валюты, что позволит постепенно отойти от существующей ныне привязки к доллару и евро.

Дата размещения статьи: 19.09.2016

Основы формирования нормативно-правовой базы единой валюты ЕАЭС (Шохин С.О.)

В условиях глубокой интеграции, когда созреют предпосылки для введения единой валюты, отпадет необходимость обмена валют, будут устранены дополнительные затраты, риски и отсутствие прозрачности в трансграничных сделках. Единая валюта усиливает интеграцию и дает больше возможностей для развития интегрированного рынка. Единая валюта делает рынки интегрированных стран более привлекательными для зарубежных инвесторов и предпринимателей, способствует внутренней устойчивости к внешним экономическим трудностям.

Дата размещения статьи: 21.03.2016

Валютное регулирование в России: настоящее и будущее (Бублик В.А.)

Статья 2 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" определяет сферу действия Закона и регулируемые им отношения - это правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля.

Дата размещения статьи: 16.01.2016

Валютные разницы: расчеты в условных единицах по долговым обязательствам и процентам у кредитора (не разницы) (Сибиряков Н.)

Целью любого бизнеса является получение прибыли, которая зачастую складывается не только от основного вида деятельности, но и от тех, которые ведутся параллельно. В качестве примера получения дополнительных доходов можно назвать сдачу имущества в аренду или предоставление денежных займов на платной основе. Причем в современных экономических условиях отечественные бизнесмены, дающие деньги в долг, предпочитают заключать договоры займа не в рублях, а в условных денежных единицах (далее - у. е.). Ведь такие договорные отношения позволяют заработать не только на процентах, но и на перепадах курса иностранной валюты, выступающей эквивалентом у. е. 

Дата размещения статьи: 09.01.2016

Выбираем валюту для расчета (Дубровская И.)

Нередка ситуация, когда стороны заключают договор поставки, содержащий условие о цене товара в иностранной валюте с осуществлением платежа в рублях по курсу ЦБ РФ на день оплаты, однако товарные накладные подписывают с установлением в них стоимости товара в рублях. Возникает вопрос о том, в какой валюте подлежит взысканию задолженность за поставленный товар: в иностранной с оплатой в рублях по курсу ЦБ РФ на день платежа или в рублях? Попробуем разобраться.

Дата размещения статьи: 02.04.2015

Валютные разницы: приобретение материалов в условных единицах (Семенихин В.В.)

Законодательством Российской Федерации не запрещено устанавливать цену договора в условных денежных единицах (далее - у.е.), но валютой платежа на внутреннем рынке все равно остается рубль. Понятно, что в таких условиях у сторон при колебаниях курса иностранной валюты, к которой обычно приравнивается у.е., будут возникать разницы. В бухгалтерском учете такие разницы считаются курсовыми, а в налоговом пока признаются суммовыми.
О специфике приобретения материалов в условных единицах мы и поговорим в данной статье.

Дата размещения статьи: 12.03.2015

Валютные разницы: отрицательные курсовые разницы у покупателя (в том числе импорт товаров) (Семенихин В.В.)

Начнем с того, что в общем случае денежные обязательства российских фирм должны быть выражены в рублях, поскольку на всей территории Российской Федерации законным средством платежа, обязательным к приему по нарицательной стоимости, является рубль. На это указывают п. 1 ст. 140 ГК РФ и п. 1 ст. 317 ГК РФ. В то же время использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке (п. 3 ст. 317 ГК РФ). Законом, о котором идет речь, является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Дата размещения статьи: 08.12.2014

Выплата зарплаты как валютная операция (Тойц М.)

Если иностранный работник не имеет вида на жительство в России, то при выплате ему заработной платы речь идет о расчетах между резидентом и нерезидентом. При этом пп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ относит отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты РФ в качестве средства платежа к числу валютных операций.




Навигация по разделу: [1] [2]



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.




28 июля 2017 г.
Проект федерального закона № 237568-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"

Принятие данного законопроекта будет способствовать обеспечению защиты прав граждан-должников по потребительским кредитам (займам) посредством установления правового механизма, ограничивающего возможные злоупотребления в данной сферы, а также способствующего вытеснению с рынка не профессиональных кредиторов, а также кредиторов, ведущих недобросовестную деятельность, связанную с предоставлением потребительских кредитов (займов).




1 июня 2017 г.
Проект Федерального закона № 189113-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"

Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в правовые и организационно-экономические особенности лизинга в части обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота. Законопроект разработан Минсельхозом России с учетом предложений АО "Росагролизинг" в целях усиления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в приобретении и передаче им в лизинг крупного рогатого скота специализированных мясных пород.




16 мая 2017 г.
Проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года.



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта