Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Валютное регулирование и валютный контроль

Валютное регулирование и валютный контроль



Валютное регулирование и валютный контроль

 

Валютное регулирование представляет собой одну из важнейших функций государства. От его имени валютное регулирование осуществляется органами валютного регулирования - Банком России и Правительством РФ, которые издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций, использовании счетов.

В свою очередь, валютный контроль осуществляется Правительством РФ, а также органами валютного контроля (Банком России, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора) и агентами валютного контроля (уполномоченные банки, Внешэкономбанк, профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные и налоговые органы). В частности, ЦБ РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Основным нормативно-правовым актом регламентирующим отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". В силу п. "ж" ст. 71 Конституции РФ валютное регулирование отнесено к исключительному предмету ведения Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация "Внешэкономбанк", таможенные и налоговые органы (ст. 22 Закона о валютном регулировании).

В соответствии со ст. 1 Закона о валютном регулировании резидентами признаются:

Резиденты, открывающие счета (вклады) в банках, расположенных на территориях иностранных государств, обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета:

Организации, имеющие счета за границей, должны представлять ежеквартальный отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ.

Валютные отношения занимают особое место в системе связей, регулируемых внешнеэкономическим правом. Это обусловлено тем, что в их группу входят как отношения между хозяйствующими субъектами, частными лицами по импорту в российскую экономику иностранной валюты, валютных ценностей, экспорту из российской экономики иностранной валюты, валютных ценностей и валюты РФ, так и отношения между указанными субъектами и публичными образованиями, сопряженные с осуществлением государственного валютного контроля за оборотом иностранной валюты.

Никакая другая группа отношений не сочетает в себе частноправовые отношения по обороту объектов гражданских прав и одновременно - публично-правовые отношения по контролю за таким оборотом.

Данная особенность предопределена предметом валютных отношений, в качестве которого выступает иностранная валюта. Функции иностранной валюты в международном и внутреннем гражданском обороте разнообразны: она используется для осуществления платежей за различные объекты гражданских прав, предоставления займов и кредитов, в качестве средства возмещения убытков и стоимости неосновательного обогащения, а также как способ минимизации валютных рисков участников внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем в валютной сфере помимо частных реализуются и публичные интересы. Необходимость их обеспечения объективно требует своеобразной формы правового воздействия, в рамках которого частноправовые методы дополняются публично-правовыми, т.е. оборот иностранной валюты подпадает под "перекрестное" частноправовое и публично-правовое регулирование. Неконтролируемый же отток российского капитала за границу может нанести значительный ущерб стабильности международного валютно-финансового положения государства, устойчивости национальной платежной единицы и, следовательно, финансово-экономической безопасности и суверенитету РФ, т.е. привести к негативным политическим последствиям. Более того, валютные отношения по определению являются межгосударственными, они обладают, по меньшей мере, одним иностранным элементом. Поэтому их регулирование осуществляется посредством не только российского, но и иностранного, а также международного права.

Таким образом, валютное регулирование и валютный контроль преследуют единую глобальную цель - защита внутреннего валютного рынка, что является необходимым условием функционирования финансовой системы современного развитого государства.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Дата размещения статьи: 12.03.2015

Валютные разницы: отрицательные курсовые разницы у покупателя (в том числе импорт товаров) (Семенихин В.В.)

Начнем с того, что в общем случае денежные обязательства российских фирм должны быть выражены в рублях, поскольку на всей территории Российской Федерации законным средством платежа, обязательным к приему по нарицательной стоимости, является рубль. На это указывают п. 1 ст. 140 ГК РФ и п. 1 ст. 317 ГК РФ. В то же время использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке (п. 3 ст. 317 ГК РФ). Законом, о котором идет речь, является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Дата размещения статьи: 08.12.2014

Выплата зарплаты как валютная операция (Тойц М.)

Если иностранный работник не имеет вида на жительство в России, то при выплате ему заработной платы речь идет о расчетах между резидентом и нерезидентом. При этом пп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ относит отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты РФ в качестве средства платежа к числу валютных операций.

Дата размещения статьи: 03.12.2014

Ликбез по валютному регулированию (Егорова А.О.)

В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных названным законом, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Согласно данным статистики, более половины выявленных случаев несоблюдения валютного законодательства приходятся на нарушение порядка и сроков представления резидентами отчетов о движении средств по счетам.

Дата размещения статьи: 20.10.2014

К вопросу административной ответственности за нарушения валютного законодательства (Комовкина Л.С., Власова В.С.)

Нормы валютного законодательства в РФ регулирует Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", неисполнение предписаний которого либо уклонение от их надлежащего исполнения посягает на финансовый суверенитет государства, нарушает его интересы, влечет неблагоприятные имущественные последствия.

Дата размещения статьи: 20.10.2014

Принципы валютного регулирования и валютного контроля как правовая основа для одного из способов финансово-правового регулирования инвестиционной деятельности в Евразийском экономическом сообществе (Королев Д.С.)

Валютное регулирование и валютный контроль в ЕврАзЭС осуществляется в соответствии с национальным законодательством государств-участников. В то же время первые шаги к интеграции в сфере валютного регулирование и валютного контроля сделаны заключением 09.12.2010 Соглашения о согласованных принципах валютной политики, ратифицированного Федеральным законом от 11.07.2011 N 184-ФЗ. Участниками Соглашения являются Россия, Республика Беларусь и Республика Казахстан.

Дата размещения статьи: 22.09.2014

Сможет ли российский рубль стать региональной и резервной валютой? (Перспективы и бюджетные риски в границах Таможенного союза и ЕврАзЭС) (Крохина Ю.А.)

Российская Федерация вовлечена в различные интеграционные процессы - как глобальные, так и региональные, такие как построение Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества. В этой связи происходит обновление валютной политики, основной вектор которой направлен на обеспечение конвертируемости рубля и обеспечение достойного места государства в глобальной системе экономических отношений.

Дата размещения статьи: 26.08.2014

Административные правонарушения в валютной сфере (Смирникова Ю.Л.)

Административная ответственность за нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования предусмотрена ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Долгое время применение этих положений КоАП сопровождалось проблемами, причины которых заключались в нескольких обстоятельствах: во-первых, в неопределенности некоторых положений ст. 15.25 КоАП (например, в части трактовки незаконной валютной операции), во-вторых, в коллизионности охранительной нормы административного законодательства и регулятивных норм валютного законодательства.

Дата размещения статьи: 02.08.2014

К вопросу о праве собственности на безналичную иностранную валюту и ее виндикации (Степанченко А.В.)

Право собственности на иностранную валюту специально не регламентируется: его нет ни в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Пункт 2 ст. 141 ГК РФ устанавливает, что право собственности на валютные ценности защищается в Российской федерации на общих основаниях. Из изложенного следует, что на иностранную валюту распространяются общие правила о праве собственности и иных вещных правах, что субъекты гражданского оборота без ограничений могут иметь в собственности иностранную валюту.

Дата размещения статьи: 25.07.2014

Валютно-интеграционные процессы: проблемы определения (Сухова О.В.)

В статье рассматривается валютная интеграция на примере Латинского монетного союза и Скандинавского монетного союза. Кроме того, исследуются различные типы валютных группировок, такие как валютные блоки и валютные зоны, их особенности, различия. Дается классификация валютно-интеграционных объединений.




Навигация по разделу: [1] [2]



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта