Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Правовые формы предпринимательской деятельности > Акционерное общество

Акционерное общество



АО

Акционерное общество (АО) по своей сути  это высшая форма сосредоточения капитала. Коренным отличием АО от общества с ограниченной ответственностью (ООО) является то, что статус акционера в АО и его значение значительно минимизировано, если его сравнивать со статусом участника ООО. Главной и единственной обязанностью акционера в АО является оплата акций. Участнику же ООО может быть необходимо вносить вклады в имущество общества и нести иные дополнительные обязанности, предусмотренные уставом общества либо решением общего собрания участников.

Следует отметить, что организационно-правовая форма АО в настоящее время гораздо реже используется в предпринимательской деятельности, чем форма ООО. Это можно объяснить гораздо более сложной процедурой создания АО, а также увеличения уставного капитала, связанной с выпуском и размещением акций и др. Принципиальное отличие АО от ООО определяется также и различной природой акции в АО и доли в ООО. Акция является ценной бумагой, не дающей права требовать возврата денежных сумм, внесенных в счет оплаты акций в уставный капитал. Акционер может продать (иным образом уступить) ее другому лицу, однако он не может требовать от АО выплаты стоимости имущества последнего, соответствующего стоимости принадлежащих ему акций в уставном капитале. Вследствие этого АО более устойчивая, чем ООО, организационно-правовая форма юридического лица, его участник может осуществить выход из АО лишь путем отчуждения принадлежащих ему акций. При этом уменьшения имущества АО не происходит, поскольку количество акций, отражающих уставный капитал АО, при переходе их от одного лица к другому не меняется.

Акционеры, так же как и участники ООО, не отвечают по обязательствам общества. Риск их убытков ограничен лишь стоимостью акций принадлежащих им, за акционеров, не полностью оплативших свои акции. В этом случае они несут солидарную ответственность по обязательствам АО, однако их ответственность ограничена лишь размером неоплаченной стоимости акций.

Гражданский кодекс РФ (ст. 96-104) содержит лишь общие правила, регламентирующие правовое положение АО. Более подробная регламентация деятельности АО содержится в Федеральном законе "Об акционерных обществах". ГК и Закон "Об акционерных обществах" до последнего времени подразделяли АО на два вида: открытые и закрытые. В первом случае участники АО могли отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, во втором случае акции распределялись лишь среди учредителей АО, либо иного заранее определенного круга лиц.

1 сентября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Данный закон подразделяет хозяйственные общества на публичные и непубличные (ст. 66.3. ГК РФ) Тем самым деление на открытые и закрытые акционерные общества отменяется. 

Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (ч. 1 ст. 66.3 ГК РФ).
В письме ЦБ РФ от 25.11.2015 N 06-52/10054 "О некоторых вопросах применения Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" указано, что с 01.07.2015 не признается публичным акционерное общество, которое хотя и отвечает признакам публичного, установленным п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, но не внесло изменения в устав в части указания в наименовании на публичный статус и которое по состоянию на 01.09.2014 являлось закрытым акционерным обществом либо являлось открытым акционерным обществом, получившим в установленном порядке освобождение от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, или погасившим все акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, которые публично размещались (путем открытой подписки) или публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, признаются непубличными (ч. 2 ст. 66.3 ГК РФ).

 

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Дата размещения статьи: 12.03.2015

Некоторые аспекты обжалования решений общего собрания акционеров (Рубеко Г.Л.)

Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" предоставляет возможность для обжалования решений, принятых общим собранием акционеров. При этом анализ законодательства и практики его применения позволяет выделить целый ряд проблем, требующих решения. В ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года закрепляется перечень способов защиты гражданских прав. В первоначальной редакции этой статьи не было такого способа защиты, как обжалование решений органов управления юридического лица.

Дата размещения статьи: 24.01.2015

Сколько стоит запись в реестре? (Свалова Н.)

Начиная с 01.10.2014 все акционерные общества, независимо от количества акционеров, должны передать ведение реестра акционеров профессиональному регистратору. Само по себе нововведение представляется позитивным, поскольку ведение учета прав на акции независимым лицом, профессионально занимающимся данным видом деятельности, является для акционеров и инвесторов гарантией того, что при ведении реестра какие-либо нарушения, в том числе обусловленные незаконным поведением регистратора, будут сведены к минимуму.

Дата размещения статьи: 15.12.2014

АО: новое правовое положение (Столяров Д.А.)

На основании вступивших в силу с 01.09.2014 изменений, внесенных в Гражданский кодекс, правовое положение акционерных обществ существенно изменилось. В связи с этим, пока Федеральный закон N 208-ФЗ не приведен в соответствие с обновленной гл. 4 ГК РФ, его положения применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу. Одно из главных изменений связано с тем, что АО теперь делятся на публичные и непубличные хозяйственные общества (деление по типам на закрытые и открытые общества упразднено).

Дата размещения статьи: 02.09.2014

ОАО и ЗАО уходят в прошлое (Винокуров Р.)

С 1 сентября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", в соответствии с которым акционерные общества могут быть публичными или непубличными. Таким образом, данный закон отменил деление АО на открытые и закрытые. В данной статье рассматриваются сложности, с которыми могут столкнуться участники и органы управления акционерных обществ в связи с новеллами законодательства.

Дата размещения статьи: 23.08.2014

Новый порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете выплат дивидендов акционерным обществом (Романова М.В.)

Федеральным законом от 29.12.2012 N 282-ФЗ и Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ были внесены поправки в Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", вступившие в силу с 1 января 2014 г. Как и раньше, совет директоров устанавливает рекомендованный размер дивидендов, за пределы которого не может выйти общее собрание акционеров, принимая решение об объявлении дивидендов (п. 4 ст. 42 Закона N 208-ФЗ). Однако, помимо этого, совет директоров должен предлагать еще и дату, на которую будут определяться лица, имеющие право на получение дивидендов (п. 3 ст. 42 Закона N 208-ФЗ).

Дата размещения статьи: 30.03.2014

Общее собрание акционеров (Долинская В.В.)

Во всех акционерных обществах, кроме состоящих из одного лица (формулировка п. 6 ст. 98 ГК), обязательно действует такой орган, как общее собрание акционеров (далее - ОСА), который позволяет акционерам непосредственно реализовать право на участие в управлении.

Дата размещения статьи: 14.03.2014

Правовой статус акционерных соглашений по законодательству Украины (Сороченко А.В.)

Корпоративные правоотношения играют чрезвычайно важную роль в сфере хозяйствования. Это связано с распространением хозяйственных обществ благодаря их универсальности и адекватности рыночным принципам хозяйствования. Лидирующую позицию среди таких организаций занимают акционерные общества: на Украине их насчитывается более 30 тыс., на них приходится 75% ВВП страны.

Дата размещения статьи: 10.01.2013

Участие публично-правовых образований в закрытом акционерном обществе (Юдин Д.С.)

Пункт 4 ст. 7 Закона об акционерных обществах запрещает публично-правовому образованию создавать закрытое акционерное общество только в результате учреждения. Между тем понятия "участие" и "учреждение" отражают разные правовые основания приобретения корпоративных прав и обязанностей.

Дата размещения статьи: 10.01.2013

Когда есть основания для выкупа акций? (Зелле Д., Степина Н.)

В силу ст. 31 Закона об АО акционеры - владельцы обыкновенных акций общества могут участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции. Но обществом могут выпускаться также привилегированные акции нескольких типов, которые при определенных обстоятельствах становятся голосующими.

Дата размещения статьи: 10.01.2013

Актуальные проблемы правового регулирования акционерных соглашений

По цели заключения акционерные соглашения можно весьма условно подразделить на соглашения, заключаемые между миноритариями в целях получения возможности оказывать влияние на работу компании, и соглашения между крупными акционерами, соинвесторами, направленные на обеспечение взаимного контроля и достижение взаимного результата.




Навигация по разделу: [1] [2] [3] [4]



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 октября 2020 г.
Проект федерального закона № 1030414-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и в статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"

Цель законопроекта - повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения, уровня оперативности действий должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения судебных и иных актов, а также исключение случаев предъявления на принудительное исполнение в ФССП России поддельных исполнительных документов.




25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи