Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Проект Федерального закона № 296412-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)"



Дата размещения новости: 25 октября 2017 г.

Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)" внесен в Госдуму Правительством РФ.

Как указывается в пояснительной записке, в  последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста числа несанкционированных операций, совершенных с использованием систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО).

По информации Банка России, в 2016 году было совершено порядка 300 тыс. несанкционированных операций с использованием платежных карт, эмитированных российскими кредитными организациями, на общую сумму более 1 млрд. руб. При этом при постепенном сокращении доли несанкционированных операций, осуществляемых с использованием банкоматов и платежных терминалов, наблюдается устойчивый рост числа несанкционированных операций, осуществленных посредством сети "Интернет" и устройств мобильной связи (CNP-транзакции).

В 2016 году в Банк России была представлена информация о 717 несанкционированных операциях со счетов юридических лиц на общую сумму 1,89 млрд. рублей. При этом более 50% всех попыток осуществить несанкционированный перевод денежных средств со счетов юридических лиц прошли успешно, т.е. денежные средства были списаны со счета клиента полностью или частично.

По прогнозам Банка России и экспертов, в 2017-2018 годах ожидается дальнейших рост числа атак на счета клиентов, в том числе через платежные системы, платформы для оплаты госуслуг, средства мобильной связи и системы ДБО. Необходимо отметить, что методы и технические средства, оборудование и программное обеспечение, используемые мошенниками для проведения несанкционированных операций, постоянно совершенствуются.

Также в настоящее время наблюдаются процессы самоорганизации мошенников, создания ими разветвленных (в том числе, транснациональных) группировок, что создает дополнительные предпосылки для роста числа несанкционированных операций.

Необходимо отметить, что механизмы, предусмотренные статьей 9 Федерального закона от 27 июня 2011г. № 161-ФЗ "О национальной платежной системе", обеспечивают правовую защиту интересов клиентов кредитных организаций - физических лиц в случаях своевременного информирования об осуществлении перевода денежных средств (использовании электронных средств платежа) без их согласия.

При этом Федеральным законом от 27 июня 2011г. № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" не предусмотрено правового механизма приостановления перевода денежных средств клиентов кредитных организаций - юридических лиц, что не позволяет предотвратить их убытки даже в случаях своевременного направления сообщения об отсутствии согласия клиента на осуществление перевода денежных средств.

Учитывая изложенное, в настоящее время многими кредитными организациями активно проводится политика, направленная на предотвращение несанкционированных операций до наступления окончательности перевода денежных средств, в том числе осуществляется текущий анализ операций с использованием различных систем фрод-мониторинга, а также информирование клиентов о рисках, что позволяет уже сейчас останавливать более 50% всего объема несанкционированных операций в системах ДБО.

Представляется, что борьба с мошенничеством в сфере использования электронных средств платежа должна носить комплексный характер, затрагивая как правовые, так и технические аспекты данной противоправной деятельности. В этой связи необходимо отметить создание в Банке России Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦентр), в который в настоящее время добровольно представляют информацию о хищениях денежных средств со счетов клиентов порядка 365 кредитных организаций.

Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).

В этой связи в Законопроекте предлагается следующее:

1. Внести в Федеральный закон от 27 июня 2011г. № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" следующие изменения:

При этом Законопроект не удлиняет срок проведения платежей на стороне кредитных организаций, обслуживающих плательщика, предусматривая возможность приостановки до 5 рабочих дней кредитной организацией, обслуживающей получателя, зачисления денежных средств на банковский счет получателя при получении от плательщика - юридического лица уведомления о списании денежных средств без его согласия.

2. Установить полномочия Банка России по формированию и ведению базы данных о случаях совершения (попытках совершения) перевода денежных средств без согласия клиента и определению порядка направления и получения операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем и операторами платежной инфраструктуры информации из указанной базы данных.

3. Закрепить полномочия Банка России устанавливать по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, для кредитных и некредитных финансовых организаций обязательные требования к обеспечению защиты информации при осуществлении банковской деятельности и деятельности в сфере финансовых рынков в целях противодействия совершению переводов денежных средств, за исключением требований о защите информации, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами.

4. Внести изменения в статью 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности", направленные на нераспространение правовых механизмов, направленных на защиту банковской тайны, на ситуации, когда раскрытие информации об операциях и счетах клиентов осуществляется через Банк России в целях предотвращения совершения и выявления операций, совершаемых без согласия клиента.

В связи с необходимостью принятия Банком России нормативных актов, устанавливающих требования к реализации положений Законопроекта, в частности обязательных признаков совершения перевода денежных средств без согласия клиента, а также необходимостью адаптации антифродовых систем кредитных организаций к установленным требованиям Законопроект предусматривает вступление в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Реализация Законопроекта позволит снизить рост числа несанкционированных операций, совершенных с использованием систем ДБО, а также предотвратить потери кредитных организаций с банковских счетов юридических и физических лиц.

Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Вернуться на предыдущую страницу



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 ноября 2017 г.
Проект Федерального закона № 311128-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части санации страховых организаций"

Законопроект подготовлен во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1329. Его цель - совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части введения возможности осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием Банка по аналогии с процедурой финансового оздоровления кредитных организаций.




25 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 296412-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)"

Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).




17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона № 266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта