Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения новости: 25 октября 2017 г.
Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)" внесен в Госдуму Правительством РФ.
Как указывается в пояснительной записке, в последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста числа несанкционированных операций, совершенных с использованием систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО).
По информации Банка России, в 2016 году было совершено порядка 300 тыс. несанкционированных операций с использованием платежных карт, эмитированных российскими кредитными организациями, на общую сумму более 1 млрд. руб. При этом при постепенном сокращении доли несанкционированных операций, осуществляемых с использованием банкоматов и платежных терминалов, наблюдается устойчивый рост числа несанкционированных операций, осуществленных посредством сети "Интернет" и устройств мобильной связи (CNP-транзакции).
В 2016 году в Банк России была представлена информация о 717 несанкционированных операциях со счетов юридических лиц на общую сумму 1,89 млрд. рублей. При этом более 50% всех попыток осуществить несанкционированный перевод денежных средств со счетов юридических лиц прошли успешно, т.е. денежные средства были списаны со счета клиента полностью или частично.
По прогнозам Банка России и экспертов, в 2017-2018 годах ожидается дальнейших рост числа атак на счета клиентов, в том числе через платежные системы, платформы для оплаты госуслуг, средства мобильной связи и системы ДБО. Необходимо отметить, что методы и технические средства, оборудование и программное обеспечение, используемые мошенниками для проведения несанкционированных операций, постоянно совершенствуются.
Также в настоящее время наблюдаются процессы самоорганизации мошенников, создания ими разветвленных (в том числе, транснациональных) группировок, что создает дополнительные предпосылки для роста числа несанкционированных операций.
Необходимо отметить, что механизмы, предусмотренные статьей 9 Федерального закона от 27 июня 2011г. № 161-ФЗ "О национальной платежной системе", обеспечивают правовую защиту интересов клиентов кредитных организаций - физических лиц в случаях своевременного информирования об осуществлении перевода денежных средств (использовании электронных средств платежа) без их согласия.
При этом Федеральным законом от 27 июня 2011г. № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" не предусмотрено правового механизма приостановления перевода денежных средств клиентов кредитных организаций - юридических лиц, что не позволяет предотвратить их убытки даже в случаях своевременного направления сообщения об отсутствии согласия клиента на осуществление перевода денежных средств.
Учитывая изложенное, в настоящее время многими кредитными организациями активно проводится политика, направленная на предотвращение несанкционированных операций до наступления окончательности перевода денежных средств, в том числе осуществляется текущий анализ операций с использованием различных систем фрод-мониторинга, а также информирование клиентов о рисках, что позволяет уже сейчас останавливать более 50% всего объема несанкционированных операций в системах ДБО.
Представляется, что борьба с мошенничеством в сфере использования электронных средств платежа должна носить комплексный характер, затрагивая как правовые, так и технические аспекты данной противоправной деятельности. В этой связи необходимо отметить создание в Банке России Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦентр), в который в настоящее время добровольно представляют информацию о хищениях денежных средств со счетов клиентов порядка 365 кредитных организаций.
Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).
В этой связи в Законопроекте предлагается следующее:
1. Внести в Федеральный закон от 27 июня 2011г. № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" следующие изменения:
При этом Законопроект не удлиняет срок проведения платежей на стороне кредитных организаций, обслуживающих плательщика, предусматривая возможность приостановки до 5 рабочих дней кредитной организацией, обслуживающей получателя, зачисления денежных средств на банковский счет получателя при получении от плательщика - юридического лица уведомления о списании денежных средств без его согласия.
2. Установить полномочия Банка России по формированию и ведению базы данных о случаях совершения (попытках совершения) перевода денежных средств без согласия клиента и определению порядка направления и получения операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем и операторами платежной инфраструктуры информации из указанной базы данных.
3. Закрепить полномочия Банка России устанавливать по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, для кредитных и некредитных финансовых организаций обязательные требования к обеспечению защиты информации при осуществлении банковской деятельности и деятельности в сфере финансовых рынков в целях противодействия совершению переводов денежных средств, за исключением требований о защите информации, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами.
4. Внести изменения в статью 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности", направленные на нераспространение правовых механизмов, направленных на защиту банковской тайны, на ситуации, когда раскрытие информации об операциях и счетах клиентов осуществляется через Банк России в целях предотвращения совершения и выявления операций, совершаемых без согласия клиента.
В связи с необходимостью принятия Банком России нормативных актов, устанавливающих требования к реализации положений Законопроекта, в частности обязательных признаков совершения перевода денежных средств без согласия клиента, а также необходимостью адаптации антифродовых систем кредитных организаций к установленным требованиям Законопроект предусматривает вступление в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.
Реализация Законопроекта позволит снизить рост числа несанкционированных операций, совершенных с использованием систем ДБО, а также предотвратить потери кредитных организаций с банковских счетов юридических и физических лиц.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Вернуться на предыдущую страницу
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
В целях исключения негативного влияния на финансовый рынок и стабильность внутреннего валютного рынка законопроектом предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в Российскую Федерацию в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера.
Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.
Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".
Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.
Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|