Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"



Дата размещения новости: 20 марта 2013 г.

Проект федерального закона "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)" внесен в Госдуму депутатами А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, О.А. Николаевым и членом Совета Федерации Н.А. Журавлевым.

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, он разработан в рамках реализации положений части 4 главы IV Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р, в соответствии с которыми в целях реализации указанной Стратегии должны быть предложены решения, связанные с развитием альтернативного источника финансирования проектов субъектов малого и среднего предпринимательства на ранних стадиях развития (в первую очередь высокотехнологичных компаний) – коллективного финансирования (краудфандинга и краудинвестинга).

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. Такие услуги состоят в соединении спроса на инвестиции со стороны участников инвестиционной платформы, привлекающих инвестиции, и предложения инвестиций со стороны участников инвестиционной платформы, являющихся инвесторами. Указанные услуги оказываются с использованием инвестиционной платформы, которая представляет собой информационную систему в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Результатом оказания услуг по организации розничного финансирования (краудфандинга) является передача денежных средств от инвестора лицу, привлекающему инвестиции, которая опосредуется заключением договора с использованием инвестиционной платформы и возникновением у лица, привлекающего инвестиции, соответствующих обязательств перед инвесторами. Наряду с традиционными формами, закрепляющими правоотношения между инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции, (предоставление займа, приобретение ценных бумаг, приобретение доли участника в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или доли участника в складочном капитале хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства) законопроектом предлагается использовать такую новую, характерную для современного этапа развития отношений краудфандинга, форму как приобретение токенов инвестиционного проекта, обозначающих определенные имущественные права, которые записываются на имя инвесторов в распределенной базе данных. Для заключения и исполнения договоров между инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции, законопроектом допускается возможность использования смарт-контрактов. При этом определение "токенов" и "смарт-контракта" предполагается дать в отдельном федеральном законе, регулирующем отношения, связанные с цифровым (виртуальным) имуществом.

Законопроект следует в русле подходов к регулированию краудфандинга, выработанных опытом развитых правопорядков, выражающихся, прежде всего, в том, что регулируются только те виды краудфандинга, которые связаны с получением инвестором финансового результата на вложенные инвестиции, и не регулируются виды, связанные с безвозмездной передачей средств (пожертвованием имущества). Обобщение регуляторных подходов в области краудфандинга содержится в документах международной организации регуляторов на рынке ценных бумаг (ИОСКО): Рабочем документе "Краудфандинг: быстрорастущая индустрия" (Crowdfunding: An Infant Industry Growing Fast, 2014)[1], а также документе, отражающем результаты опроса разных юрисдикций "Краудфандинг. Отчет по результатам опроса 2015 г."[2].

На основе вышеуказанного обобщенного опыта с учетом его актуализации законопроект:

определяет регулируемую услугу (организация розничного финансирования (краудфандинга));

устанавливает требования к инвестиционной платформе, ее оператору и участникам;

описывает процесс инвестирования посредством инвестиционной платформы, в том числе особенности инвестирования денежных средств в эмиссионные ценные бумаги, размещаемые с использованием инвестиционной платформы;

устанавливает требования к раскрытию и предоставлению информации.

Оказание услуг, способствующих привлечению инвестиций, посредством обеспечения доступа к информационным ресурсам инвестиционной платформы, составляет существо новой регулируемой услуги – услуги по организации розничного финансирования (краудфандинга).

Операторами инвестиционной платформы могут являться российские хозяйственные общества при условии их включения Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ. При этом законопроектом деятельность оператора инвестиционной платформы по организации розничного финансирования (краудфандинга) не разрешается совмещать с деятельностью банка либо иной деятельностью некредитной финансовой организации, за исключением деятельности организатора торговли, брокера, управляющего, депозитария или регистратора. Такое разрешение также отражает существующий подход в развитых странах. Так, возможность осуществления деятельности оператора инвестиционной платформы действующими инвестиционными фирмами предусмотрена законодательством США, Италии и ряда других юрисдикций.

Законопроект предусматривает определенные требования к минимальному размеру собственных средств (капитала) оператора инвестиционной платформы, которые сопоставимы с установленными в настоящее время минимальными требованиями для профессиональных участников рынка ценных бумаг (3 млн. рублей). Сопоставимые требования установлены в Финляндии (50 тыс. евро), Литве (40 тыс. евро в качестве одной из величин).

Как правило, при установлении требований к руководству и участникам оператора инвестиционной платформы в различных юрисдикциях не принимается каких-то специальных требований, используются общие требования к инвестиционным фирмам. Такой же подход предлагается и в законопроекте, которым предусматривается установление к руководству и участникам оператора инвестиционной платформы требований, соответствующих уже закрепленным в Федеральном законе "О рынке ценных бумаг" по отношению к профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Предусматриваются также определенные требования, направление на предотвращение возникновения и управление конфликтом интересов при функционировании инвестиционной платформы.

Законопроект предусматривает несколько ограничительных механизмов в процессе инвестирования, направленных на защиту инвесторов.

Так, например, обязательным признаком предложения лица, привлекающего инвестиции, о заключении соответствующего договора об инвестировании, является указание минимального целевого объема привлекаемых денежных средств. В случае, если минимальный целевой объем привлеченных средств не собирается в течение срока действия предложения, то предусматривается отзыв предложения и возврат собранных средств инвесторам. К защитным мерам относится также установление так называемого "периода охлаждения" - срока, в течение которого инвестор вправе отозвать инвестированные средства (пять рабочих дней со дня передачи денежных средств, но не позднее дня истечения срока действия предложения лица, привлекающего инвестиции либо дня достижения целевого объема привлеченных в инвестиционный проект денежных средств, после которого прекращается привлечение инвестиций в инвестиционный проект).

Как правило, в мировой практике устанавливаются ограничения на суммы инвестиций в один проект от одного инвестора, а также ограничения на общую сумму инвестиций в один инвестиционный проект. Данные суммы варьируются в разных юрисдикциях, в том числе применяются дифференцированные подходы к ограничением, например, в зависимости от годового дохода инвестора. В ряде европейских юрисдикций (Германия, Франция, Испания) общая сумма инвестиций в один проект ограничивается в диапазоне от 2.5 до 5 млн. евро, при этом максимальная сумма инвестиций одного инвестора в зависимости от его квалификации может составлять от 1 до 10 тыс. евро. Законопроектом предлагается установить, что сумма инвестиций одного инвестора – физического лица, не являющегося квалифицированным инвестором или индивидуальным предпринимателем, как в один проект в течение календарного года, так и во все инвестиционные проекты на одной инвестиционной платформе, а также сумма денежных средств, полученных в течение календарного года одним лицом, привлекающим инвестиции посредством инвестиционной платформы, не может превышать сумму, установленную нормативным актом Банка России.

В отношении денежных средств, аккумулируемых в процессе инвестирования посредством инвестиционной площадки, законопроект предусматривает их зачисление на номинальный банковский счет оператора инвестиционной площадки, на который не могут зачисляться его собственные денежные средства. Под несколько инвестиционных проектов оператору инвестиционной платформы может быть открыт один или несколько отдельных номинальных банковских счетов.

В части раскрытия информации законопроектом устанавливаются требования, призванные предоставить инвесторам и иным заинтересованным лицам доступ к сведениям как об операторе инвестиционной платформы и его деятельности, так и по каждому инвестиционному проекту, в который привлекаются инвестиции посредством инвестиционной платформы. При этом указанная информация, раскрываемая на сайте оператора информационной платформы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должна быть ясной и доступной для понимания лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами.

Переходными положениями законопроекта для организаций, которые до вступления его в силу уже осуществляют деятельность по организации розничного финансирования, устанавливается срок шесть месяцев для приведения указанной деятельности в соответствие с требованиями, устанавливаемыми законопроектом.


[1] http://www.iosco.org/research/pdf/swp/Crowd-funding-An-Infant-Industry- Growing-Fast.pdf
[2] http://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD520.pdf

См. также: Инвестиционная деятельность

 

Вернуться на предыдущую страницу



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта