Проект Федерального закона № 1230880-7 "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"



Дата размещения новости: 12 августа 2021 г.

Законопроект внесен в Государственную Думу депутатом  П.С. Дорохиным.

В пояснительной записке к законопроекту указывается следующее.

Модель народных предприятий была создана более 20 лет назад как один из вариантов осуществления приватизации государственной собственности, предложенный депутатом Государственной Думы Российской Федерации С. Н. Федоровым. В соответствии с предложенным вариантом предполагалось передавать государственные предприятия частным лицам посредством распределения его акций исключительно между работниками данного предприятия, и народные предприятия стали альтернативным вариантом ваучерной приватизации, которым воспользовались сотни предприятий.

Первоначальный текст Закона о народных предприятия содержал более 50 статей и был направлен на создание устойчивой правовой базы для их функционирования. Однако в процессе многочисленных изменений при принятии нормативно-правовой акт был сокращен до 16 статей, что стало причиной нарушения его внутренней структуры и появления многочисленных пробелов и правовых коллизий. При этом с момента издания в 1998 году в данный Закон не было внесено изменений, восполняющих указанные несовершенства юридической техники.

Несмотря на отсутствие должной правовой регламентации, народные предприятия показали свою экономическую эффективность.

Владея акциями собственного предприятия, работник не только получает дополнительный источник дохода в виде дивидендов и выкупа акций при выходе на пенсию, но и участвует в реальном управлении предприятием, что делает народные предприятия наиболее демократичной формой корпоративного управления.

Международный опыт также указывает на эффективность привлечения работников к участию в капитале компаний. Так, в США, стране с высокоразвитой экономической системой, подобная практика началась еще с 70-х годов прошлого столетия, где на государственном уровне была введена программа акционирования работников под названием ESOP (Employee stock ownership plan), которая продолжает функционировать уже на протяжении 50 лет.

Таким образом, акционерные общества работников обладают высоким экономическим потенциалом, слабой зависимостью от других юридических лиц и устойчивостью к кризисным явлениям, а поэтому при определенных условиях могут стать фундаментом отечественной экономики в условиях мирового кризиса и экономических санкций в отношении Российской Федерации.

Однако устаревший Закон о народных предприятиях со всеми его несовершенствами и противоречиями с действующим гражданским законодательством не позволяет акционерным обществам работников эффективно функционировать. Предложенный законопроект направлен на устранение основных правовых коллизий и препятствий для нормальной работы народных предприятий:

  1. Изменения в статью 1 вносятся в связи с отменой организационно-правовой формы закрытого акционерного общества;
  2. Изменения в п.1 статьи 2 вносятся с целью снятия ограничений по созданию народных предприятий только путем реорганизации;
  3. Изменение в п.1 статьи 5 вносится в связи с технической правкой, носит сугубо редакционный характер;
  4. Изменения в статью 6 направлены на обеспечение равенства прав держателей акций. Предполагается, что выкуп излишка (сверх максимальной доли) акций у работников-акционеров будет осуществляться не по номинальной, а по выкупной стоимости;
  5. Изменения в п.2 статьи 6 вносятся с целью запрета отчуждения акций народного предприятия на сторону согласно п. 9 статьи 6 Закона;
  6. Изменения в п.4 статьи 6 обусловлены тем, что после расторжения трудового договора бывший работник уже не участвует в увеличении имущества народного предприятия, а уклоняется от заключения договора купли-продажи акций;
  7. Необходимость изменений в п.10 статьи 6 обусловлена судебной практикой;
  8. Изменение в п. 1 статьи 7 связано с тем, что народное предприятие - непубличное акционерное общество, акций которого не обращаются на рынке ценных бумаг;
  9. Пункт 1 статьи 9 необходим для более широкого распространения народных предприятий в российской практике хозяйствования.
  10. Изменение пункта 1 статьи 14 направлено на изъятие из обязанностей контрольной комиссии совершенно не свойственного ей контроля за выполнением правил внутреннего трудового распорядка.

Изменения и дополнения, вносимые в действующий сегодня закон, призваны, с одной стороны, устранить некоторые правовые неточности, уточнить ряд его положений и норм, выявленных в процессе его применения, а с другой - снять искусственные ограничения по созданию акционерных обществ работников (народных предприятий).

См: также: Акционерное общество.

 

Вернуться на предыдущую страницу



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


21 октября 2021 г.
Проект Федерального закона № 4768-8 "О внесении изменений в статью 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" и статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ"

Целью законопроекта является защита жилищных прав граждан, проживающих в жилых помещениях (общежитиях или служебных жилых помещениях), принадлежащих ранее организациям, признанным несостоятельными (банкротами). Законопроектом предусматривается система гарантий по сохранению права пользования гражданами такими помещениями, а также их право на приватизацию указанных помещений.




12 октября 2021 г.
Проект федерального закона № 1263425-7 О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Цель законопроекта - комплексное реформирование института несостоятельности (банкротства). Законопроект направлен на расширение практики применения реабилитационных процедур в отношении юридических лиц, повышение гарантий независимости арбитражных управляющих, совершенствование проведения торгов и системы саморегулирования в сфере банкротства




8 октября 2021 г.
Проект Федерального закона № 1262116-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроектом устанавливается правило, что денежные средства, включенные в состав ипотечного покрытия облигаций с ипотечным покрытием, эмитентом которых является ипотечный агент, обязаны находиться на открытом (открытых) эмитентом залоговом счете (залоговых счетах), банковские реквизиты которого (которых) указаны в решении о выпуске облигаций с ипотечным покрытием. При этом такие денежные средства входят в состав ипотечного покрытия в полном объеме.




28 сентября 2021 г.
Проект Федерального закона № 1256483-7 "О финансовых группах и финансовых холдингах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является повышение эффективности контроля рисков на финансовом рынке, обеспечение финансовой стабильности и защиты прав клиентов финансовых организаций. Законопроект предусматривает введение требований к деятельности объединений с участием некредитных финансовых организаций на основе принципов действующего регулирования банковских объединений.




22 сентября 2021 г.
Проект Федерального закона N 1254703-7 "О внесении изменений в статью 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ"

Цель законопроекта - повышение вовлечения пустующих земельных участков в хозяйственный оборот, поддержка инициативы субъектов, прежде всего, малого и среднего предпринимательства, привлечение инвестиций, а также увеличение налогооблагаемой базы за счет земельного налога.



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.