Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Проект Федерального закона № 1044618-6 "О внесении изменений в Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"



Дата размещения новости: 15 апреля 2016 г.

Субъекты законодательной инициативы - депутат Государственной Думы А.М. Меткин и  член Совета Федерации Н.В. Власенко.

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» направлен на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации по устранению избыточных и дублирующих функций контрольных и надзорных органов.

Подпунктами 20, 21, 29 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности отнесены деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, а также деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом.

В соответствии с частью 3 статьи 2 указанного Закона «к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, ... регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием».

Порядок получения лицензий на морском и внутреннем водном транспорте установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» (далее - Положение о лицензировании) и представляет собой процедуру доказательства соискателем лицензии (лицензиатом) лицензирующему органу права осуществлять работы, на которые требуется лицензия.

Положение о лицензировании устанавливает перечь требований, которым должен соответствовать соискатель лицензии (лицензиат). При этом эти требования уже определены в основных отраслевых законах:

Имея в собственности суда (производственные объекты), отвечающие всем установленным требованиям, укомплектованные квалифицированным экипажем (персоналом предприятий) судовладелец или предприятие должны предоставить в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов) подтверждающие их выполнение. С получением заявления лицензирующий орган проводит проверку сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах, соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям путем проведения внеочередной (предлицензионной) проверки предприятия и судов (производственных объектов) и принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Срок рассмотрения заявления до 45 дней.

На время рассмотрения заявления на получение лицензии лицензиат (соискатель лицензии) не может осуществлять предпринимательскую деятельность до момента принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии, неся при этом затраты на содержание технически исправного судна (производственных объектов) и расходы на содержание квалифицированного экипажа (персонала).

Особо неблагоприятные последствия лицензирования накладываются на лицензиатов на внутренних водных путях, где эксплуатация судов (производственных объектов) ограничивается коротким периодом летней навигации (3-4 месяца).

Кроме того, лицензиаты, в случае приобретения дополнительного судна или технических средств, несмотря на наличие у них бессрочной лицензии, так же вынуждены вновь проходить процедуру лицензирования для внесения в действующую лицензию необходимых изменений и получить от лицензионного органа исправленное приложение к лицензии с перечнем дополнительных судов или технических средств. До получения исправленной лицензии эксплуатация судна (производственных объектов) не допускается. В случае их эксплуатации владелец судна несет административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность.

Следует особо подчеркнуть, что в западноевропейских государствах лицензирование перевозок пассажиров и грузов на морском и внутреннем водном транспорте отсутствует. Требования в области обеспечения безопасности мореплавания (судоходства) в этих странах предъявляются к судам, перевозящим пассажиров и грузы различных классов опасности на основании требований международных конвенций, кодексов и резолюций.

При заходе иностранных морских судов в морские порты или на внутренние водные пути Российской Федерации к ним не применяется законодательство Российской Федерации в области лицензирования, что ставит эти иностранные суда в привилегированное положение по сравнению с российскими организациями, вынужденными нести дополнительные расходы и ограничения, налагаемые лицензированием. Данное обстоятельство особо важно при решении вопроса об открытии внутренних водных путей для транзита грузов иностранными судами.

Лицензирование указанных видов деятельности было сохранено только на период установления нормативных требований, введения иных форм контроля, обязательного страхования и др. Однако, активное и последовательное внедрение указанных методов государственного регулирования со времен административной реформы не привело к отмене лицензирования.

Необходимость принятия законопроекта обусловлена, прежде всего, тем, что указанные виды деятельности, кроме отраслевых законов, регулируются широким перечнем международных договоров Российской Федерации (более семидесяти), а также подзаконными нормативными правовыми актами, которые предусматривают многоуровневую систему контроля за техническим состоянием судов, выполнением требований безопасности мореплавания, квалификацией экипажа, структурой судоходных компаний, наличием страхового обеспечения.

Так, детализированные технические требования к судам, материалам, изделиям и судовому оборудованию, в том числе, дополнительные требования к судам, перевозящим опасные грузы или пассажиров, установлены рядом международных конвенций (COJIAC 74/78, МАРПОЛ 73/78 и др.), отраслевыми техническими регламентами, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620 и № 623, а также правилами организаций, уполномоченных на осуществление классификации и освидетельствование судов: Российского морского регистра судоходства, Российского Речного Регистра, либо уполномоченных иностранных классификационных обществ.

Обеспечение выполнения указанных технических требований к судам и судовому оборудованию осуществляется наблюдением за судном в процессе его проектирования, строительства и ремонта, системой регулярных проверок технического состояния судов в эксплуатации, по результатам которых выдаются либо продлеваются соответствующие свидетельства, а также может приостанавливаться их действие.

В судоходных компаниях, а также на морских судах вместимостью более 500 и всех судах внутреннего плавания действует система управления безопасностью (СУБ), под которой понимается комплекс организационных мероприятий, направленных на систематическое выполнение на судне нормативных требований в области безопасности судоходства, документирование проводимых мероприятий, обеспечение системы связи, внутреннего контроля и оперативного реагирования на внештатные ситуации. Внешний контроль за соответствием внедренной СУБ осуществляется уполномоченными организациями, выдающими соответствующие свидетельства для компании-судовладельца и каждого судна компании в отдельности. Регулярно проводимые проверки направлены на подтверждение действительности выданных свидетельств и контроль за устранением выявленных несоответствий.

Законодательством Российской Федерации установлены требования к обязательному заключению судовладельцами договоров страхования ответственности за причиненный пассажирам вред, а также вред, причиненный загрязнением с судна нефтепродуктами и другими веществами на внутренних водных путях, возмещения расходов по подъему затонувшего имущества. В торговом мореплавании аналогичные законодательные требования основаны на международных договорах Российской Федерации: Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года, измененная Протоколом 1992 г, Международная конвенция о создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года, измененная Протоколом 1992 года, Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года, Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 года, Найробийская международная конвенция об удалении затонувших судов, 2007 года.

Действующая на основании международных обязательств Российской Федерации система государственного портового контроля, предполагающая комплексную проверку судов, выходящих в море, в том числе включает ведение централизованного учета результатов проведенных проверок и выявленных несоответствий. В отношении внутреннего водного транспорта действует аналогичная система портового контроля, осуществление которого поручено администрациям бассейнов. Система портового контроля, основанная на системе управления рисками, предполагает периодическое проведение проверок в течение установленного времени и обеспечивает приостановление эксплуатации судна, в отношении которого выявлены значительные несоответствия нормативным требованиям.

Помимо вышеуказанных направлений государственного регулирования государством также регламентируется осуществление перевозочной деятельности путем применения: правил плавания; правил перевозок грузов; особых правил перевозок опасных грузов, в том числе, принимаемых на международном уровне (ВОПОГ, МОПОГ); правил перевозок пассажиров; комплекса требований по обеспечению транспортной безопасности (защита от актов незаконного вмешательства); санитарных правил; положений Кодекса об административных правонарушениях (стимулирующих к исполнению правовых норм); системы государственной регистрации судов; процедуры получения разрешения на право плавания под флагом Российской Федерации; требований в отношении минимальной численности экипажа судна; требований о наличии в судоходной компании лица, ответственного за безопасность; требований к наличию судовых средств связи и средств навигационного обеспечения, включая внедрение системы электронной картографии; требований к системам, обеспечивающим контроль за соблюдением установленного для судна района плавания; обязательств по спасанию людей и имущества, минимизации вреда, наличию судовых планов ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; отраслевой системы оценки знаний и дипломирования членов экипажей судов (наличие т.н. «рабочих дипломов», получаемых при условии обучения и надлежащего стажа, наличия ряда свидетельств, требующих регулярного подтверждения) и др.

С учетом изложенного, можно констатировать, что государственное регулирование видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте осуществляется на комплексной основе и исключает выход в море, либо эксплуатацию на внутренних водных путях судов, не отвечающих нормативным требованиям. При этом, проверка соответствия установленным требованиям осуществляется как до начала осуществления деятельности (получение всех судовых документов, классификация и освидетельствование судна, укомплектование квалифицированным экипажем, страхование ответственности как условие осуществления перевозочной деятельности), так и в процессе ее осуществления (система портового контроля, СУБ и др.). В случае выявления нарушений (несоответствий) действуют правовые механизмы, понуждающие к соблюдению установленных требований: запрет на выход из порта, отзыв судовых документов, отзыв свидетельства о соответствии компании, административная или налоговая ответственность.

Из анализа аварийности судов на морском и внутреннем водном транспорте следует, что наличие лицензии в целом не влияет на уровень обеспечения безопасности мореплавания и судоходства на внутренних водных путях. По мнению экспертов, наличие лицензии может расхолаживать судовладельцев и экипажи судов. И, наоборот отсутствие лицензии должно способствовать более ответственному отношению к исполнению обязанностей экипажами судов и должностными лицами контролирующих органов, т.к. ответственность за нарушения установленных требований не будет перекладываться на лицензирующие органы.

Кроме того, лицензирование перевозок морским и внутренним водным транспортом сдерживает развитие конкуренции, особенно на внутренних водных путях.

Отмена лицензирования на морском и внутреннем водном транспорте:

Авторы законопроекта подчеркивают, что в случае принятия закона сокращение расходов бюджета в несколько раз превысит поступления в бюджет от платы за лицензирование и штрафные санкции за различного вида нарушения.

См. также: Лицензирование отдельных видов деятельности.

 

Вернуться на предыдущую страницу



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона №287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона №266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.




15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта