Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Проект Федерального закона № 1086547-6



Дата размещения новости: 1 июня 2016 г.

Законопроектом «О внесении изменений в статью 171 Уголовного кодекса Российской Федерации в части вопроса исключения мер уголовной ответственности, связанной с арестом и лишением свободы как либерализации уголовной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность» предлагается привести уголовно-правовую политику по указанными в законопроекте составам преступлений в соответствие с современной концепцией общей части Уголовного кодекса Российской Федерации, учитывая судебно-уголовную правоприменительную практику, направленную на дальнейшую гуманизацию уголовно-правовой ответственности в системной соотносимости с законодательными изменениями, в том числе и в части административных правонарушений в сфере экономической деятельности.

Общеизвестно, что предприниматели являются участниками множества правоотношений, что всегда ставит их перед опасностью возникновения ситуации, когда их права могут быть нарушены либо негативно затронуты «некорректным поведением» реальных или потенциальных конкурентов на рынке при производстве и сбыте соответствующих товаров, услуг.

Поэтому защита прав предпринимателей особенно с самых первых шагов в бизнесе не должна находиться и осуществляться только с позиций карательных санкций государства. В данных вопросах необходимы меры поддержки и понимания как от законодателя и государства, в том числе правоохранительной и судебной систем, а также и со стороны гражданского общества.

В связи с этим уголовная ответственность за общественно опасные деяния в сфере предпринимательства должна являться не только и не столько карательным инструментом, но и необходимым инструментом воспитания, самоохраны общества и государства, мерой превентивного воздействия, где в случаях, предусмотренных частями первой и второй статьи 171 Уголовного кодекса Российской Федерации, уже достаточно уголовно-правовых санкций, не связывая их с лишением свободы либо изоляцией от общества в виде ареста.

Предлагаемая новация в части вопроса либерализации мер уголовной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, концептуально одобрена заключением Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2016 № 3-ВС-395/16, данного на законопроект об изменениях статьи 171 УК РФ, где также одновременно предлагалось внести изменение и в статью 169 УК РФ.

Законопроект направлен на противодействие историческому существенному перекосу в предпринимательской сфере страны в сторону уголовной репрессии в части лишения свободы, когда угроза привлечения к уголовной ответственности рассматривается как едва ли не самое эффективное средство «разговора» государства с предпринимателем. При этом недооцениваются такие социально значимые факторы, как то, что предпринимательство - это в первую очередь обеспечение населения рабочими местами, и во вторую - получение налогов в бюджеты всех уровней Российской Федерации.

На эти моменты было обращено внимание Президента Российской Федерации В.В. Путина в своём Послании к Федеральному Собранию на 2016 год: «Считаю свободу предпринимательства важнейшим экономическим и общественно значимым вопросом. Именно вот этим - свободой предпринимательства, расширением этой свободы предпринимательства - мы должны ответить на все ограничения, которые нам пытаются создать...». Президент Российской Федерации, В.В. Путин также отметил, что «...в 2014 году 83 процента предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес. То есть их попрессовали, обобрали и отпустили. И это, конечно, не то, что нам нужно с точки зрения делового климата. Это прямое разрушение делового климата».

Поэтому можно сделать вывод, что существующие уголовно-правовые санкции статьи 171 УК РФ не являются эффективным сдерживающим фактором по предотвращению нарушений установленных условий предпринимательства по указанным деяниям. При этом согласно заключению Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2016 № 3-ВС-395/16 отмечается, «что исключение из санкции части 1 статьи 171 УК РФ наказания в виде ареста фактически никак не повлияет на наказуемость деяния, предусмотренного данной нормой, поскольку указанный вид наказания не применяется - с 1996 года, и до настоящего времени необходимые условия для его исполнения не созданы».

Авторы законопроекта полагают, что «уголовная ответственность должна наступать только при наличии обстоятельств, свидетельствующих о нежелании виновного лица отказаться от противозаконных действий, и только за те правонарушения, которые имеют большую общественную опасность, при этом считаем, что в современных условиях рыночных отношений в стране актуальным для законодательного разрешения является вопрос, чтобы минимизировать возможность привлечения к уголовной ответственности «случайных» лиц», то есть лиц, которые не имели предпринимательских уголовно-наказуемых «злонамерений», особенно с самых первых шагов в бизнесе.

На данные обстоятельства указал и Конституционный Суд Российской Федерации. Это отражено в следующей правовой позиции: «Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (статья 2). Будучи непосредственно действующими, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Реализация названных конституционных принципов в сфере уголовно-правового регулирования предполагает, с одной стороны, использование средств уголовного закона для защиты граждан, их прав, свобод и законных интересов от преступных посягательств, а с другой – недопущение избыточного ограничения прав и свобод при применении мер уголовно-правового принуждения. Соответственно, характер и содержание устанавливаемых уголовным законом мер должны определяться исходя не только из их обусловленности целями защиты конституционно значимых ценностей, но и из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого эти меры применяются) тому вреду, который был причинен в результате преступных деяний. В случаях, когда предусматриваемые уголовным законом меры перестают соответствовать социальным реалиям, приводя к ослаблению защиты конституционно значимых ценностей или, напротив, к избыточному применению государственного принуждения, законодатель - исходя из указанных конституционных принципов - обязан привести уголовно-правовые предписания в соответствие с новыми социальными реалиями.

Такой вывод согласуется с положениями Всеобщей декларации прав человека, в частности пункта 2 ее статьи 29, в силу которого каждый человек при осуществлении своих прав и свобод может быть подвергнут только таким ограничениям, какие предусмотрены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Как установление уголовно-правовых запретов и наказания за их нарушение, так и принятие законодательных норм, устраняющих преступность и наказуемость деяний и смягчающих ответственность, должны предопределяться конституционными основами демократического правового государства, включая приоритет и непосредственное действие Конституции Российской Федерации, разделение властей, государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, справедливость и равенство, запрет произвола, требования соразмерности и связанности органов государственной власти и должностных лиц, реализующих уголовно-правовые предписания» (см. постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 № 4-П).

Авторы законопроекта полагают, что предлагаемые изменения в статью 171 УК РФ будут способствовать либерализации управляющего воздействия уголовного Закона в сфере «карательных мер» для предпринимателей, что позволит существенно повысить возможности как по вопросам «позитивного» государственного отношения к занятию граждан предпринимательством, так и профилактики данных уголовных правонарушений, разграничению их с административно-правовыми мерами, а также положительно влиять на повышение уровня правосознания граждан, руководителей и должностных лиц хозяйствующих субъектов в сфере экономической деятельности, что соответствует и положениям Конституции Российской Федерации, КоАП РФ, Гражданскому кодексу Российской Федерации, современной уголовно-правовой политике государства.

В основу концепции законопроекта также легла общедоступная информация, полученная на основе глубокого анализа статистики, законодательства и уголовно-правовой практики, отраженная в многочисленных научно-практических трудах и монографиях, в том числе дипломных, кандидатских и докторских работах по юридическим направлениям, связанным с освещением и изучением вопросов преступлений и административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности, а также информация СМИ, Интернет.

Принятие данного законопроекта не повлияет на предоставленные законодательством в современных условиях возможности правоохранительным органам инициировать следственные мероприятия и выявлять факты нарушения прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, граждан и организаций, а будет содействовать как профилактике, так и дальнейшему совершенствованию эффективности механизма оперативного реагирования и пресечения указанных правонарушений в предпринимательской деятельности.

Вернуться на предыдущую страницу



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.




28 июля 2017 г.
Проект федерального закона № 237568-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"

Принятие данного законопроекта будет способствовать обеспечению защиты прав граждан-должников по потребительским кредитам (займам) посредством установления правового механизма, ограничивающего возможные злоупотребления в данной сферы, а также способствующего вытеснению с рынка не профессиональных кредиторов, а также кредиторов, ведущих недобросовестную деятельность, связанную с предоставлением потребительских кредитов (займов).




1 июня 2017 г.
Проект Федерального закона № 189113-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"

Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в правовые и организационно-экономические особенности лизинга в части обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота. Законопроект разработан Минсельхозом России с учетом предложений АО "Росагролизинг" в целях усиления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в приобретении и передаче им в лизинг крупного рогатого скота специализированных мясных пород.




16 мая 2017 г.
Проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года.



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта