Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"



Дата размещения новости: 23 сентября 2016 г.

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" разработан Минфином России.

Как указывается в пояснительной записке, целью законопроекта являются определение «валютного резидентства» физических лиц, устранение отдельных избыточных обременений для уполномоченных банков и физических лиц-резидентов при совершении валютных операций с использованием счетов (вкладов) физических лиц-резидентов, открытых ими в банках за пределами территории Российской Федерации, расширение перечня разрешенных случаев зачисления денежных средств на  счета (вклады) физических лиц-резидентов, открытые ими в банках за пределами территории Российской Федерации, минуя уполномоченные банки, установление особенностей в отношении выполнения физическими лицами-резидентами обязанностей по уведомлению налоговых органов об их счетах (вкладах), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации, а также по представлению отчетов налоговым органам о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) физических лиц-резидентов, если такие физические лица постоянно проживали на законных основаниях в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого иностранного государства либо временно пребывали на законных основаниях в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого иностранного государства в течение не менее одного года при условии, что периоды постоянного проживания в иностранном государстве либо временного пребывания в иностранном государстве прерывались на периоды кратковременного пребывания в Российской Федерации с общим сроком пребывания не более одного месяца в течение каждого календарного года, в котором имели место постоянное проживание в иностранном государстве и/или временное пребывание в иностранном государстве.

Анализ практики применения вступившей в силу в июне 2012 г. редакции определения «резидент» (подпункт «а» пункта 6 части 1 статьи 1 Закона в редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 406-ФЗ) показал неоднозначность в понимании термина «резидент» в отношении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве в течение не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве в течение не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года. Закон относит такую категорию граждан Российской Федерации к нерезидентам для целей осуществления валютных операций.

Такое определение представляет затруднения для российских банков при осуществлении той или иной валютной операции по поручению физического лица с учетом того, что в соответствии со статьей 849 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) операции по списанию средств со счета должны быть осуществлены банком не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа. Таким образом, банк должен определить, является ли физическое лицо резидентом и правильно применить валютное законодательство в течение не более двух дней с момента представления клиентом платежного документа.

При этом для правоприменения рассматриваемой нормы неясно, какой период времени должен рассматриваться для применения правила о совокупности виз. На практике проживающие за границей граждане Российской Федерации зачастую совершают краткосрочные поездки в Россию в течение одного года. В этой связи в правоприменительной практике возникают следующие вопросы:

  1. допустимо ли прерывание годичного срока пребывания гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации по разным обстоятельствам (краткосрочные поездки в Российскую Федерацию и т.д.);
  2. виды документов, подтверждающих пребывание гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе с учетом факторов  наличия единой таможенной территории стран Таможенного Союза, наличия соглашений с рядом стран  о безвизовых поездках и т.д.

Кроме того, формулировка указанной нормы создает проблемы для российских банков с определением статуса граждан Российской Федерации, пребывающих в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации установлен безвизовый режим въезда и пребывания.

В этой связи законопроектом предлагается изложить подпункт «а» пункта 6 части 1 статьи 1 Закона в новой редакции.

Законопроектом исключается требование об обязательности представления физическим лицом-резидентом уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления (исключение абзаца третьего части 4 статьи 12 Закона). Отмена указанного требования обусловлена подписанием Российской Федерацией  многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. (г. Берлин), в рамках которого налоговые органы стран-подписантов указанного Соглашения обмениваются информацией о счетах (вкладах), открытых на их территории резидентами других стран-участниц Соглашения, в автоматическом режиме. Дополнительно предлагаемое законопроектом изменение устранит излишнее административное обременение как для физических лиц-резидентов так и для уполномоченных банков.

Также законопроектом расширяется перечень разрешенных случаев зачисления денежных средств на  счета (вклады) физических лиц-резидентов, открытые ими в банках за пределами территории Российской Федерации, минуя уполномоченные банки. К таким разрешенным случаям законопроект относит зачисление денежных средств на счета (вклады) физических лиц-резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, минуя уполномоченные банки, от следующих операций:

продажа нерезиденту принадлежащих физическому лицу-резиденту на праве собственности за пределами территории Российской Федерации транспортных средств;

продажа нерезиденту принадлежащего физическому лицу-резиденту недвижимого имущества, если такое недвижимое имущество зарегистрировано на территории иностранного государства, являющегося членом ОЭСР или ФАТФ, и такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. (г. Берлин), и при этом счет (вклад) физического лица-резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства (дополнение части 5.1 статьи 12 Закона).

С целью устранения неопределенности в правоприменении в части осуществления оплаты физическими лицами-резидентами товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации с помощью банковских платежных карт, эмитированных иностранными банками, за счет средств указанных физических лиц-резидентов, зачисленных на их счета (вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, к которым привязаны указанные банковские платежные карты, законопроект вносит соответствующее изменение в части 6 статьи 12 Закона.

Кроме того, законопроектом предлагается освободить граждан  Российской Федерации, постоянно проживающих на законных основаниях в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого иностранного государства либо временно пребывающих на законных основаниях в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого иностранного государства не менее одного года при условии, что периоды постоянного проживания в иностранном государстве либо временного пребывания в иностранном государстве могут прерываться на периоды кратковременного пребывания в Российской Федерации с общим сроком пребывания не более трех месяцев в течение каждого календарного года, в котором имели место постоянное проживание в иностранном государстве и/или временное пребывание в иностранном государстве, от исполнения  установленных статьей 12 Закона требований к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам) (дополнение в части 8 статьи 12 Закона).  Предлагаемый законопроектом совокупный срок кратковременного пребывания  граждан  Российской Федерации в Российской Федерации (не более трех месяцев в течение каждого календарного года) определен с учетом анализа возникающих у разных категорий граждан реальных жизненных ситуаций (приезд в Российскую Федерацию в связи с отпуском, посещением родственников, отдых обучающихся за рубежом студентов во время каникул и т.д.).

После принятия Федерального закона необходимо внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 № 1365 «О порядке представления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» в части установления порядка представления налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации физическими лицами – резидентами, постоянно проживающими на законных основаниях в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого иностранного государства либо временно пребывающими  на законных основаниях в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого иностранного государства в течение не менее одного года, если периоды постоянного проживания в иностранном государстве либо временного пребывания в иностранном государстве  прерывались на периоды кратковременного пребывания в Российской Федерации с общим сроком  пребывания более трех месяцев в течение каждого календарного года, в котором имели место постоянное проживание в иностранном государстве и/или временное пребывание в иностранном государстве, а также при возвращении физического лица-резидента на постоянное пребывание в Российскую Федерацию. 

Также потребуется принятие приказа ФНС России об утверждении соответствующей формы уведомления физическими лицами – резидентами об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и/или об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если периоды постоянного проживания в иностранном государстве либо временного пребывания в иностранном государстве  прерывались на периоды кратковременного пребывания в Российской Федерации с общим сроком пребывания более трех месяцев в течение каждого календарного года, в котором имели место постоянное проживание в иностранном государстве и/или временное пребывание в иностранном государстве, а также при возвращении физического лица-резидента на постоянное пребывание в Российскую Федерацию.

В связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 № 1365 «О порядке представления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» установлена обязанность физических лиц - резидентов представлять налоговым органам отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом, законопроектом предлагается  установить срок вступления в силу принимаемого Федерального закона - 1 января 2018 года.

Необходимо также обеспечить возможность ознакомления граждан Российской Федерации с принимаемым Федеральным законом и обеспечить возможность исполнения требований Федерального закона гражданами Российской Федерации, не являвшимися резидентами по состоянию на 1 января 2018 года.

Принятие и реализация Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Принятие и реализация Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

См. также: Валютное регулирование и валютный контроль

Вернуться на предыдущую страницу



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта