Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"



Дата размещения новости: 23 сентября 2016 г.

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" разработан Минфином России.

Как указывается в пояснительной записке, целью законопроекта являются определение «валютного резидентства» физических лиц, устранение отдельных избыточных обременений для уполномоченных банков и физических лиц-резидентов при совершении валютных операций с использованием счетов (вкладов) физических лиц-резидентов, открытых ими в банках за пределами территории Российской Федерации, расширение перечня разрешенных случаев зачисления денежных средств на  счета (вклады) физических лиц-резидентов, открытые ими в банках за пределами территории Российской Федерации, минуя уполномоченные банки, установление особенностей в отношении выполнения физическими лицами-резидентами обязанностей по уведомлению налоговых органов об их счетах (вкладах), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации, а также по представлению отчетов налоговым органам о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) физических лиц-резидентов, если такие физические лица постоянно проживали на законных основаниях в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого иностранного государства либо временно пребывали на законных основаниях в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого иностранного государства в течение не менее одного года при условии, что периоды постоянного проживания в иностранном государстве либо временного пребывания в иностранном государстве прерывались на периоды кратковременного пребывания в Российской Федерации с общим сроком пребывания не более одного месяца в течение каждого календарного года, в котором имели место постоянное проживание в иностранном государстве и/или временное пребывание в иностранном государстве.

Анализ практики применения вступившей в силу в июне 2012 г. редакции определения «резидент» (подпункт «а» пункта 6 части 1 статьи 1 Закона в редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 406-ФЗ) показал неоднозначность в понимании термина «резидент» в отношении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве в течение не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве в течение не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года. Закон относит такую категорию граждан Российской Федерации к нерезидентам для целей осуществления валютных операций.

Такое определение представляет затруднения для российских банков при осуществлении той или иной валютной операции по поручению физического лица с учетом того, что в соответствии со статьей 849 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) операции по списанию средств со счета должны быть осуществлены банком не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа. Таким образом, банк должен определить, является ли физическое лицо резидентом и правильно применить валютное законодательство в течение не более двух дней с момента представления клиентом платежного документа.

При этом для правоприменения рассматриваемой нормы неясно, какой период времени должен рассматриваться для применения правила о совокупности виз. На практике проживающие за границей граждане Российской Федерации зачастую совершают краткосрочные поездки в Россию в течение одного года. В этой связи в правоприменительной практике возникают следующие вопросы:

  1. допустимо ли прерывание годичного срока пребывания гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации по разным обстоятельствам (краткосрочные поездки в Российскую Федерацию и т.д.);
  2. виды документов, подтверждающих пребывание гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе с учетом факторов  наличия единой таможенной территории стран Таможенного Союза, наличия соглашений с рядом стран  о безвизовых поездках и т.д.

Кроме того, формулировка указанной нормы создает проблемы для российских банков с определением статуса граждан Российской Федерации, пребывающих в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации установлен безвизовый режим въезда и пребывания.

В этой связи законопроектом предлагается изложить подпункт «а» пункта 6 части 1 статьи 1 Закона в новой редакции.

Законопроектом исключается требование об обязательности представления физическим лицом-резидентом уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления (исключение абзаца третьего части 4 статьи 12 Закона). Отмена указанного требования обусловлена подписанием Российской Федерацией  многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. (г. Берлин), в рамках которого налоговые органы стран-подписантов указанного Соглашения обмениваются информацией о счетах (вкладах), открытых на их территории резидентами других стран-участниц Соглашения, в автоматическом режиме. Дополнительно предлагаемое законопроектом изменение устранит излишнее административное обременение как для физических лиц-резидентов так и для уполномоченных банков.

Также законопроектом расширяется перечень разрешенных случаев зачисления денежных средств на  счета (вклады) физических лиц-резидентов, открытые ими в банках за пределами территории Российской Федерации, минуя уполномоченные банки. К таким разрешенным случаям законопроект относит зачисление денежных средств на счета (вклады) физических лиц-резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, минуя уполномоченные банки, от следующих операций:

продажа нерезиденту принадлежащих физическому лицу-резиденту на праве собственности за пределами территории Российской Федерации транспортных средств;

продажа нерезиденту принадлежащего физическому лицу-резиденту недвижимого имущества, если такое недвижимое имущество зарегистрировано на территории иностранного государства, являющегося членом ОЭСР или ФАТФ, и такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. (г. Берлин), и при этом счет (вклад) физического лица-резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства (дополнение части 5.1 статьи 12 Закона).

С целью устранения неопределенности в правоприменении в части осуществления оплаты физическими лицами-резидентами товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации с помощью банковских платежных карт, эмитированных иностранными банками, за счет средств указанных физических лиц-резидентов, зачисленных на их счета (вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, к которым привязаны указанные банковские платежные карты, законопроект вносит соответствующее изменение в части 6 статьи 12 Закона.

Кроме того, законопроектом предлагается освободить граждан  Российской Федерации, постоянно проживающих на законных основаниях в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого иностранного государства либо временно пребывающих на законных основаниях в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого иностранного государства не менее одного года при условии, что периоды постоянного проживания в иностранном государстве либо временного пребывания в иностранном государстве могут прерываться на периоды кратковременного пребывания в Российской Федерации с общим сроком пребывания не более трех месяцев в течение каждого календарного года, в котором имели место постоянное проживание в иностранном государстве и/или временное пребывание в иностранном государстве, от исполнения  установленных статьей 12 Закона требований к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам) (дополнение в части 8 статьи 12 Закона).  Предлагаемый законопроектом совокупный срок кратковременного пребывания  граждан  Российской Федерации в Российской Федерации (не более трех месяцев в течение каждого календарного года) определен с учетом анализа возникающих у разных категорий граждан реальных жизненных ситуаций (приезд в Российскую Федерацию в связи с отпуском, посещением родственников, отдых обучающихся за рубежом студентов во время каникул и т.д.).

После принятия Федерального закона необходимо внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 № 1365 «О порядке представления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» в части установления порядка представления налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации физическими лицами – резидентами, постоянно проживающими на законных основаниях в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого иностранного государства либо временно пребывающими  на законных основаниях в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого иностранного государства в течение не менее одного года, если периоды постоянного проживания в иностранном государстве либо временного пребывания в иностранном государстве  прерывались на периоды кратковременного пребывания в Российской Федерации с общим сроком  пребывания более трех месяцев в течение каждого календарного года, в котором имели место постоянное проживание в иностранном государстве и/или временное пребывание в иностранном государстве, а также при возвращении физического лица-резидента на постоянное пребывание в Российскую Федерацию. 

Также потребуется принятие приказа ФНС России об утверждении соответствующей формы уведомления физическими лицами – резидентами об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и/или об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если периоды постоянного проживания в иностранном государстве либо временного пребывания в иностранном государстве  прерывались на периоды кратковременного пребывания в Российской Федерации с общим сроком пребывания более трех месяцев в течение каждого календарного года, в котором имели место постоянное проживание в иностранном государстве и/или временное пребывание в иностранном государстве, а также при возвращении физического лица-резидента на постоянное пребывание в Российскую Федерацию.

В связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 № 1365 «О порядке представления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» установлена обязанность физических лиц - резидентов представлять налоговым органам отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом, законопроектом предлагается  установить срок вступления в силу принимаемого Федерального закона - 1 января 2018 года.

Необходимо также обеспечить возможность ознакомления граждан Российской Федерации с принимаемым Федеральным законом и обеспечить возможность исполнения требований Федерального закона гражданами Российской Федерации, не являвшимися резидентами по состоянию на 1 января 2018 года.

Принятие и реализация Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Принятие и реализация Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

См. также: Валютное регулирование и валютный контроль

Вернуться на предыдущую страницу



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 февраля 2018 г.
Проект Федерального закона № 357270-7 "О внесении изменений в Закон РФ "О занятости населения в РФ" в части совершенствования механизма повышения мобильности трудовых ресурсов и о признании утратившими силу отдельных положений...

В целях повышения эффективности реализации региональных программ проектом федерального закона предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению порядка включения субъектов Российской Федерации в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным




28 января 2018 г.
Проект Федерального закона № 374843-7 "О внесении изменений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную...

Законопроект направлен на формирование общегосударственной модели саморегулирования в области проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, на закрепление права экспертных организаций осуществлять негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий




18 января 2018 г.
Проект Федерального закона № 365688-7 "О внесении изменения в статью 279 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных гарантий руководителю организации в случае прекращения с ним трудового договора"

Данный законопроект был разработан с учетом судебной практики, актов Конституционного Суда Российской Федерации и направлен на устранение правовой неопределенности в вопросе соответствия норм статей 278 и 279 ТК РФ Конституции РФ в процессе толкования этих норм, а также устанавливает принципы правового регулирования гарантий увольняемых руководителей и сохранения социально-значимых целей организаций.




11 января 2018 г.
Проект Федерального закона № 356734-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части установления статуса земельных участков необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами"

Внесение данного законопроекта обусловлено тем, что несмотря на социально-экономическую и экологическую значимость участков недр, отмечена правовая неопределённость статуса земель, под которыми такие участки расположены и необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами. Такая неопределённость приводит к спорным ситуациям, а также является коррупциогенным фактором.




1 января 2018 г.
Вступает в силу Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 146 и 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Данным законом устанавливается, что передача на безвозмездной основе имущества, созданного в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, не облагается НДС. Имеется ввиду передача имущества акционерным обществом, созданным в целях реализации таких соглашений, 100% акций которого принадлежит РФ, а также созданными с его участием хозяйственными обществами, являющимися управляющими компаниями особых экономических зон. Кроме того, исключается обязанность восстановления акционерным обществом и управляющими компаниями ОЭЗ сумм НДС, ранее принятых к вычету в отношении такого имущества.



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта