Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Задать свой вопрос

Продажа участником ООО своей доли третьему лицу

Дата вопроса: 05.11.2015
Автор: Валентин Иванович

Участник ООО продает свою долю третьему лицу. Пунктом 14 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусмотрено, что после нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли, нотариус, совершивший ее нотариальное удостоверение, в срок не позднее чем в течение трех дней со дня такого удостоверения совершает нотариальное действие по передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявления о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, подписанного участником общества, отчуждающим долю или часть доли. Заявление может быть направлено в том числе по почте с уведомлением о вручении. Каковы последствия того, что данное заявление будет представлено/направлено по почте не нотариусом, а непосредственно старым либо новым участником?


Дата ответа: 05.11.2015

Ответ юриста:

Законодательством именно на нотариуса возложена обязанность по совершению действий по передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявления о внесении соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц о реализации доли (ее части) в обществе с ограниченной ответственностью. Вместе с тем надлежащим заявителем по внесению изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи со сменой участников также может быть и продавец доли. В случае если указанное заявление будет представлено покупателем, полагаем, что во внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ может быть отказано.

Пунктом 14 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) предусмотрен порядок представления документов в регистрирующий орган при реализации доли либо ее части в уставном капитале общества. Указанной нормой прямо установлено, что после нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, нотариус, совершивший ее нотариальное удостоверение, в срок не позднее чем в течение трех дней со дня такого удостоверения совершает нотариальное действие по передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявления о внесении соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - реестр), подписанного участником общества, отчуждающим долю или часть доли.

Таким образом, действующим законодательством именно на нотариуса возложена обязанность по уведомлению налогового органа о переходе доли либо ее части в уставном капитале общества на основании сделки, удостоверенной в нотариальном порядке. При этом в абз. 3 п. 14 ст. 21 Закона N 14-ФЗ рассмотрены способы такого уведомления, а именно определено, что заявление может быть направлено:

- по почте с уведомлением о вручении;

- в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в форме электронного документа;

- представлено непосредственно в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц;

- с использованием факсимильной связи и иных технических средств, если порядок такой передачи заявления определен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время не разработан).

В Закон N 129-ФЗ Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст. 9 введен п. 1.4. Согласно указанной норме при внесении в реестр изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества, исполнитель завещания и нотариус.

Пунктом 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 N 135 "О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разъяснено следующее. После 01.07.2009 внесение в реестр соответствующих изменений в сведения об участниках общества осуществляется по заявлению лица, указанного в п. 1.4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ в редакции Федерального закона N 312-ФЗ. В частности, при отчуждении участником доли по договору заявителем может быть только этот участник, но не само общество. Заявление о внесении соответствующих изменений в реестр может быть передано в регистрирующий орган как самим заявителем, так и нотариусом.

Полагаем, что приобретатель доли не может выступать в качестве заявителя при регистрации соответствующих изменений, содержащихся в реестре. В таком случае в регистрации изменений может быть отказано в связи с отсутствием в представленных документах заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в реестре (по пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ). Аналогичной позиции также придерживаются судебные органы. Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.12.2011 по делу N А13-1664/2011 судебными органами установлено, что отказ налогового органа в государственной регистрации изменений в сведения об обществе, содержащиеся в реестре, является обоснованным, поскольку с заявлением о государственной регистрации изменений обратился покупатель доли, а не продавец.

Следует отметить, что основания, при наличии которых допускается отказ в государственной регистрации, предусмотрены п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ, их перечень является исчерпывающим. Несоблюдение установленной п. 14 ст. 21 Закона N 14-ФЗ процедуры направления заявления по установленной форме не относится к числу оснований для отказа в государственной регистрации и для признания заявления неподанным. Указанного подхода придерживаются суды (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.06.2011 по делу N А27-11029/2010).

Таким образом, несмотря на наличие специальной нормы права в законодательстве, на практике заявление о внесении изменений о реализации доли (ее части) в обществе с ограниченной ответственностью в реестр может быть передано в регистрирующий орган как самим заявителем (продавцом доли), так и нотариусом.

Обращаем также внимание, что с 01.01.2016 Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в п. 14 ст. 21 Закона N 14-ФЗ будут внесены изменения, согласно которым заявление о внесении изменений в реестр будет подписываться нотариусом, удостоверившим сделку, скрепляться его печатью и передаваться в регистрирующий орган в форме электронного документа.

Другие вопросы



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта