Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Задать свой вопрос

Продажа участником ООО своей доли третьему лицу

Дата вопроса: 05.11.2015
Автор: Валентин Иванович

Участник ООО продает свою долю третьему лицу. Пунктом 14 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусмотрено, что после нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли, нотариус, совершивший ее нотариальное удостоверение, в срок не позднее чем в течение трех дней со дня такого удостоверения совершает нотариальное действие по передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявления о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, подписанного участником общества, отчуждающим долю или часть доли. Заявление может быть направлено в том числе по почте с уведомлением о вручении. Каковы последствия того, что данное заявление будет представлено/направлено по почте не нотариусом, а непосредственно старым либо новым участником?


Дата ответа: 05.11.2015

Ответ юриста:

Законодательством именно на нотариуса возложена обязанность по совершению действий по передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявления о внесении соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц о реализации доли (ее части) в обществе с ограниченной ответственностью. Вместе с тем надлежащим заявителем по внесению изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи со сменой участников также может быть и продавец доли. В случае если указанное заявление будет представлено покупателем, полагаем, что во внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ может быть отказано.

Пунктом 14 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) предусмотрен порядок представления документов в регистрирующий орган при реализации доли либо ее части в уставном капитале общества. Указанной нормой прямо установлено, что после нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, нотариус, совершивший ее нотариальное удостоверение, в срок не позднее чем в течение трех дней со дня такого удостоверения совершает нотариальное действие по передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявления о внесении соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - реестр), подписанного участником общества, отчуждающим долю или часть доли.

Таким образом, действующим законодательством именно на нотариуса возложена обязанность по уведомлению налогового органа о переходе доли либо ее части в уставном капитале общества на основании сделки, удостоверенной в нотариальном порядке. При этом в абз. 3 п. 14 ст. 21 Закона N 14-ФЗ рассмотрены способы такого уведомления, а именно определено, что заявление может быть направлено:

- по почте с уведомлением о вручении;

- в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в форме электронного документа;

- представлено непосредственно в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц;

- с использованием факсимильной связи и иных технических средств, если порядок такой передачи заявления определен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время не разработан).

В Закон N 129-ФЗ Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст. 9 введен п. 1.4. Согласно указанной норме при внесении в реестр изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества, исполнитель завещания и нотариус.

Пунктом 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 N 135 "О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разъяснено следующее. После 01.07.2009 внесение в реестр соответствующих изменений в сведения об участниках общества осуществляется по заявлению лица, указанного в п. 1.4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ в редакции Федерального закона N 312-ФЗ. В частности, при отчуждении участником доли по договору заявителем может быть только этот участник, но не само общество. Заявление о внесении соответствующих изменений в реестр может быть передано в регистрирующий орган как самим заявителем, так и нотариусом.

Полагаем, что приобретатель доли не может выступать в качестве заявителя при регистрации соответствующих изменений, содержащихся в реестре. В таком случае в регистрации изменений может быть отказано в связи с отсутствием в представленных документах заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в реестре (по пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ). Аналогичной позиции также придерживаются судебные органы. Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.12.2011 по делу N А13-1664/2011 судебными органами установлено, что отказ налогового органа в государственной регистрации изменений в сведения об обществе, содержащиеся в реестре, является обоснованным, поскольку с заявлением о государственной регистрации изменений обратился покупатель доли, а не продавец.

Следует отметить, что основания, при наличии которых допускается отказ в государственной регистрации, предусмотрены п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ, их перечень является исчерпывающим. Несоблюдение установленной п. 14 ст. 21 Закона N 14-ФЗ процедуры направления заявления по установленной форме не относится к числу оснований для отказа в государственной регистрации и для признания заявления неподанным. Указанного подхода придерживаются суды (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.06.2011 по делу N А27-11029/2010).

Таким образом, несмотря на наличие специальной нормы права в законодательстве, на практике заявление о внесении изменений о реализации доли (ее части) в обществе с ограниченной ответственностью в реестр может быть передано в регистрирующий орган как самим заявителем (продавцом доли), так и нотариусом.

Обращаем также внимание, что с 01.01.2016 Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в п. 14 ст. 21 Закона N 14-ФЗ будут внесены изменения, согласно которым заявление о внесении изменений в реестр будет подписываться нотариусом, удостоверившим сделку, скрепляться его печатью и передаваться в регистрирующий орган в форме электронного документа.

Другие вопросы



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника). 




4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.




1 апреля 2017 г.
Проект федерального закона № 137655-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"... "

Законопроект разработан в целях развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и направлен на обеспечение взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме без дублирования документов на бумажных носителях при предоставлении услуги по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.




27 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 133709-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Трудовой кодекс Российской Федерации"

Целью законопроекта является установление дополнительных гарантий по оплате труда работников, при банкротстве работодателя. В частности, предлагается обеспечивать погашение требования об оплате труда работников должника вне очереди за счет денежных средств, накопленных должником и размещенных на специальном счете эскроу (ст. 860.7 ГК РФ), открытом в соответствии с проектируемой законопроектом ст. 130.1 ТК РФ ("Гарантия прав работников на вознаграждение за труд в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности").




17 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 124991-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Целью законопроекта является совершенствование законодательства, регулирующего туристскую деятельность. Законопроектом предлагается изложить в новой редакции определение понятия "туристский информационный центр" и предусмотреть в данном определении, что туристские информационные центры информируют об объектах туристской индустрии не только физических, но и юридических лиц.



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта