Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Задать свой вопрос

Продажа участником ООО своей доли третьему лицу

Дата вопроса: 05.11.2015
Автор: Валентин Иванович

Участник ООО продает свою долю третьему лицу. Пунктом 14 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусмотрено, что после нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли, нотариус, совершивший ее нотариальное удостоверение, в срок не позднее чем в течение трех дней со дня такого удостоверения совершает нотариальное действие по передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявления о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, подписанного участником общества, отчуждающим долю или часть доли. Заявление может быть направлено в том числе по почте с уведомлением о вручении. Каковы последствия того, что данное заявление будет представлено/направлено по почте не нотариусом, а непосредственно старым либо новым участником?


Дата ответа: 05.11.2015

Ответ юриста:

Законодательством именно на нотариуса возложена обязанность по совершению действий по передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявления о внесении соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц о реализации доли (ее части) в обществе с ограниченной ответственностью. Вместе с тем надлежащим заявителем по внесению изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи со сменой участников также может быть и продавец доли. В случае если указанное заявление будет представлено покупателем, полагаем, что во внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ может быть отказано.

Пунктом 14 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) предусмотрен порядок представления документов в регистрирующий орган при реализации доли либо ее части в уставном капитале общества. Указанной нормой прямо установлено, что после нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, нотариус, совершивший ее нотариальное удостоверение, в срок не позднее чем в течение трех дней со дня такого удостоверения совершает нотариальное действие по передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявления о внесении соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - реестр), подписанного участником общества, отчуждающим долю или часть доли.

Таким образом, действующим законодательством именно на нотариуса возложена обязанность по уведомлению налогового органа о переходе доли либо ее части в уставном капитале общества на основании сделки, удостоверенной в нотариальном порядке. При этом в абз. 3 п. 14 ст. 21 Закона N 14-ФЗ рассмотрены способы такого уведомления, а именно определено, что заявление может быть направлено:

- по почте с уведомлением о вручении;

- в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в форме электронного документа;

- представлено непосредственно в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц;

- с использованием факсимильной связи и иных технических средств, если порядок такой передачи заявления определен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время не разработан).

В Закон N 129-ФЗ Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст. 9 введен п. 1.4. Согласно указанной норме при внесении в реестр изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества, исполнитель завещания и нотариус.

Пунктом 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 N 135 "О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разъяснено следующее. После 01.07.2009 внесение в реестр соответствующих изменений в сведения об участниках общества осуществляется по заявлению лица, указанного в п. 1.4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ в редакции Федерального закона N 312-ФЗ. В частности, при отчуждении участником доли по договору заявителем может быть только этот участник, но не само общество. Заявление о внесении соответствующих изменений в реестр может быть передано в регистрирующий орган как самим заявителем, так и нотариусом.

Полагаем, что приобретатель доли не может выступать в качестве заявителя при регистрации соответствующих изменений, содержащихся в реестре. В таком случае в регистрации изменений может быть отказано в связи с отсутствием в представленных документах заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в реестре (по пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ). Аналогичной позиции также придерживаются судебные органы. Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.12.2011 по делу N А13-1664/2011 судебными органами установлено, что отказ налогового органа в государственной регистрации изменений в сведения об обществе, содержащиеся в реестре, является обоснованным, поскольку с заявлением о государственной регистрации изменений обратился покупатель доли, а не продавец.

Следует отметить, что основания, при наличии которых допускается отказ в государственной регистрации, предусмотрены п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ, их перечень является исчерпывающим. Несоблюдение установленной п. 14 ст. 21 Закона N 14-ФЗ процедуры направления заявления по установленной форме не относится к числу оснований для отказа в государственной регистрации и для признания заявления неподанным. Указанного подхода придерживаются суды (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.06.2011 по делу N А27-11029/2010).

Таким образом, несмотря на наличие специальной нормы права в законодательстве, на практике заявление о внесении изменений о реализации доли (ее части) в обществе с ограниченной ответственностью в реестр может быть передано в регистрирующий орган как самим заявителем (продавцом доли), так и нотариусом.

Обращаем также внимание, что с 01.01.2016 Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в п. 14 ст. 21 Закона N 14-ФЗ будут внесены изменения, согласно которым заявление о внесении изменений в реестр будет подписываться нотариусом, удостоверившим сделку, скрепляться его печатью и передаваться в регистрирующий орган в форме электронного документа.

Другие вопросы



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона №266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.




15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.




28 июля 2017 г.
Проект федерального закона № 237568-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"

Принятие данного законопроекта будет способствовать обеспечению защиты прав граждан-должников по потребительским кредитам (займам) посредством установления правового механизма, ограничивающего возможные злоупотребления в данной сферы, а также способствующего вытеснению с рынка не профессиональных кредиторов, а также кредиторов, ведущих недобросовестную деятельность, связанную с предоставлением потребительских кредитов (займов).



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта