Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Услуги проката и уплата ЕНВД (Ромашкина Е.Г.)

Услуги проката и уплата ЕНВД (Ромашкина Е.Г.)

Дата размещения статьи: 02.09.2012

В настоящее время услуги проката получили довольно широкое распространение. Взять напрокат можно практически любой вид имущества: автомобиль, одежду, бытовую технику, спортинвентарь, музыкальные инструменты и многое другое. Из статьи вы узнаете, признаются ли услуги проката "вмененным" видом деятельности, как рассчитать налог.

Итак, что же такое прокат? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, обратимся к положениям гражданского законодательства. В соответствии со ст. 626 ГК РФ по договору проката арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование. При этом имущество, предоставленное по договору проката, используется для потребительских целей, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из существа обязательства.
Следует заметить, что согласно ст. 130 ГК РФ движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к недвижимости, то есть к объектам, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Таким образом, предметом договора проката может быть любое движимое имущество, предоставляемое населению для использования в потребительских либо иных предусмотренных договором целях, независимо от места, а также особенностей и условий его использования.
Пунктом 2 ст. 626 ГК РФ установлено, что договор проката заключается в письменной форме. Такой договор является публичным (п. 3 ст. 626 ГК РФ). Это означает, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Исключение составляют случаи, когда законом и другими правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей. Согласно п. 1 ст. 627 ГК РФ заключается договор проката на срок до одного года. При этом пользоваться имуществом, взятым напрокат, можно и в течение недели, дня или даже часа (п. 1 ст. 627 ГК РФ).

Примечание. Об этом - п. 2 ст. 426 ГК РФ.

Отсюда вывод: прокат - это соглашение о временном (год и менее) использовании движимого имущества за определенную плату.
Теперь посмотрим, переводятся ли услуги проката на уплату ЕНВД.

Услуги проката и уплата ЕНВД

Закрытый перечень "вмененных" видов деятельности установлен п. 2 ст. 346.26 НК РФ. В нем сказано, что на уплату ЕНВД переводится оказание бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг. Под бытовыми услугами в целях гл. 26.3 НК РФ понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов, услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов), предусмотренные ОКУН.

Примечание. ОКУН утвержден Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.

То есть одним из необходимых условий для отнесения бытовых услуг к "вмененным" видам деятельности является их классификация по ОКУН.
Так, группа 01 "Бытовые услуги" ОКУН содержит подгруппу 019400 "Услуги предприятий по прокату", которая, в свою очередь, включает различные виды услуг по прокату. Кроме того, услуги проката поименованы и в других подгруппах группы 01 "Бытовые услуги" ОКУН. Например, подгруппа 019500 "Ритуальные услуги" содержит такие услуги, как прокат зала для проведения ритуалов (код 019503 ОКУН), прокат похоронных принадлежностей (код 019517 ОКУН). Прокат обрядовых принадлежностей (код 019603) упомянут в подгруппе 019600 "Обрядовые услуги" ОКУН.
Таким образом, если компания или коммерсант оказывает услуги по прокату, прямо упомянутые в группе 01 "Бытовые услуги" ОКУН, то в отношении такой деятельности они смело могут применять "вмененку".
А как быть, если оказываемые организацией или индивидуальным предпринимателем услуги по прокату прямо не предусмотрены в ОКУН? В этом случае лучше всего обратиться за разъяснениями в Ростехрегулирование. Ведь именно к компетенции этого ведомства относится предоставление организациям и физлицам информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений. Это следует из п. 10 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области. Согласен с этим и Минфин России (Письмо от 03.05.2012 N 03-11-11/142).

Примечание. Положение утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 N 677.

Возьмите на заметку. Можно ли в отношении услуг проката применять УСН на основе патента?
Применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, осуществляющим виды деятельности, поименованные в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ.
В данном пункте указан только такой вид деятельности, как производство, монтаж, прокат и показ фильмов. Следовательно, в отношении других услуг по прокату применение УСН на основе патента неправомерно.

Теперь подробнее рассмотрим некоторые виды услуг по прокату.

Прокат транспортных средств

Группа 01 "Бытовые услуги" ОКУН содержит такие виды услуг по прокату:
- прокат велосипедов водных, водных лыж, лодок, катеров, водных скутеров (код 019407);
- прокат транспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мопедов, велосипедов, легковых и грузовых автомобилей) (код 019408);
- прокат принадлежностей к транспортным средствам (автоприцепов, автобагажников, чехлов для автомобилей и др.) (код 019409).
Таким образом, оказание услуг по прокату указанных транспортных средств можно смело относить к "вмененным" видам деятельности.
Обратите внимание: в указанном перечне не упомянуты такие пользующиеся спросом в прокате транспортные средства, как гидроциклы и снегоходы. Несмотря на это, специалисты финансового ведомства еще в 2008 г. разъяснили, что применять систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении деятельности по прокату снегоходов можно. Об этом - Письма Минфина России от 22.04.2008 N 03-11-04/3/214 и от 18.02.2008 N 03-11-02/22.

Прокат массажных кресел

Деятельность по прокату массажных кресел также можно перевести на уплату ЕНВД. Связано это с тем, что в группе 01 "Бытовые услуги" ОКУН указаны следующие виды услуг:
- прокат электробытовых машин и приборов (код 019413);
- прокат предметов медицинского назначения (код 019426).
Подобный вывод содержится в Письмах Минфина России от 02.12.2011 N 03-11-06/3/122 и от 03.05.2012 N 03-11-11/142. При этом, как указали финансисты, место расположения таких кресел (городская баня, сауна, торговый центр и др.) на право уплаты не влияет.

Прокат компьютерной техники

В настоящее время различные компьютерные клубы и интернет-кафе набирают все большую популярность у населения. Поэтому осуществление такого вида деятельности весьма распространено. А как же быть с налогообложением этого бизнеса? В отношении деятельности по оказанию услуг проката компьютерной техники можно смело применять систему налогообложения в виде ЕНВД, так как группа 01 "Бытовые услуги" ОКУН включает следующие виды услуг:
- почасовой прокат предметов в специальных помещениях (код 019430);
- прокат игровых автоматов, компьютеров и игровых программ (код 019434);
- прокат компьютерной техники (код 019436).
На это указало Министерство финансов РФ в Письмах от 16.06.2008 N 03-11-04/3/282 и от 11.07.2008 N 03-11-04/3/325. Аналогичной позиции придерживаются и сотрудники налогового ведомства (Письмо ФНС России от 13.10.2010 N ШС-37-3/13250).
Но стоит заметить, что услуги по предоставлению доступа в Интернет, которые оказывает большинство компьютерных клубов (интернет-кафе), бытовыми услугами не являются. В данном случае компьютерная техника используется только как средство доступа в Интернет, и потребители фактически оплачивают не прокат техники, а услуги связи. Оказание подобных услуг интернет-кафе следует относить к группировке "Услуги электронной связи" (код 034000). Следовательно, в отношении такой деятельности необходимо применять общую систему налогообложения или УСН. Об этом сказано в Письмах Минфина России от 07.05.2007 N 03-11-04/3/148 и от 06.07.2006 N 03-11-05/169. Согласны с этим и судьи (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.06.2009 по делу N А52-5780/2008).

Прокат спортивного инвентаря

В отношении проката спортивного инвентаря специалисты финансового ведомства высказывали свою позицию еще в 2008 и 2009 гг. Так, они указывали, что система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении деятельности по оказанию услуг проката предметов спорта, туризма и игр, так как данные услуги содержатся в ОКУН под кодом 019406, а следовательно, являются бытовыми услугами.
Об этом сказано в Письмах Минфина России от 20.08.2009 N 03-11-06/3/207, от 18.02.2008 N 03-11-04/3/74 и от 27.11.2007 N 03-11-04/3/467.
А вот деятельность, связанная с организацией спортивных игр, таких как боулинг, бильярд, керлинг, настольный теннис и др., под уплату единого налога не подпадает. Связано это с тем, что в подобных случаях речь идет не о прокате отдельных предметов спортивного инвентаря, а о создании условий, которые в совокупности позволяют провести игру. Подобный вывод Минфина России содержится в Письмах от 21.04.2008 N 03-11-05/92, от 28.04.2007 N 03-11-05/86 и от 19.02.2007 N 03-11-04/3/51.
Однако некоторые судьи так не считают. Так, в Постановлении ФАС Центрального округа от 02.03.2009 по делу N А35-6439/07-С15 арбитры пришли к выводу об обоснованности применения системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении деятельности по организации работы бильярдного клуба.

Как быть, если...
...услуги проката оплачивает третья сторона
Как известно, бытовые услуги должны оказываться на основании договора бытового подряда. Согласно п. 1 ст. 730 ГК РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.
На основании п. п. 1 и 6 Правил бытового обслуживания населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025, оплата бытовых услуг должна осуществляться потребителем (заказчиком) услуг, под которым понимается гражданин, заказывающий или использующий эти услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, плательщиками единого налога признаются только те организации и коммерсанты, которые оказывают физическим лицам платные бытовые услуги на основе договоров бытового подряда.
Если оплата услуг, оказываемых физическим лицам, осуществляется юридическими лицами, то такая деятельность должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения или УСН.
Такой вывод содержится в Письме Минфина России от 03.10.2007 N 03-11-04/3/386.

Рассчитываем единый налог

Итак, сумма налога определяется как произведение соответствующей налоговой базы и ставки налога.
Согласно п. 2 ст. 346.29 НК РФ налоговой базой признается величина вмененного дохода, которая рассчитывается как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Примечание. Ставка ЕНВД составляет 15% (ст. 346.31 НК РФ).

При оказании бытовых услуг для расчета единого налога используется физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя". Базовая доходность составляет 7500 руб.
Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ). Коэффициент-дефлятор К1 в 2012 г. составляет 1,4942.

Примечание. Коэффициент-дефлятор К1 на 2012 г. утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2011 N 612.

Корректирующий коэффициент К2 определяется нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов.

Пример. ООО "Сергеев и К°" применяет систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении деятельности по оказанию услуг проката спортивного инвентаря для зимних видов спорта (коньки, горнолыжное и сноубордическое снаряжение). Деятельность осуществляется на территории г. Дзержинский Московской области. Численность работников организации составляет 8 человек. Рассчитаем сумму единого налога, подлежащего уплате по итогам II квартала 2012 г.
Решение
В соответствии с Решением Совета депутатов городского округа Дзержинский от 12.10.2011 N 4/13 значение корректирующего коэффициента К2 в отношении деятельности в сфере оказания бытовых услуг составляет 1,0.
Таким образом, налоговая база по ЕНВД равна 268 956 руб. [7500 руб. x (8 чел. + 8 чел. + 8 чел.) x 1,4942 x 1,0].
Сумма налога, исчисленная к уплате по итогам II квартала 2012 г., составляет 40 343,4 руб. (268 956 руб. x 15%). В целых единицах - 40 343 руб.
Указанную сумму компания вправе уменьшить на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности, а также на сумму фактически уплаченных (в пределах начисленных сумм) страховых взносов, но не более чем на 50%.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи