Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Бесплатная юридическая помощь и правовые основы ее оказания (Кирилловых А.А.)

Бесплатная юридическая помощь и правовые основы ее оказания (Кирилловых А.А.)

Дата размещения статьи: 14.10.2012

Концепция бесплатной юридической помощи: правовые начала

В соответствии со статьей 7 Конституции РФ 1993 г. <1> Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социально ориентированная экономика, целью которой выступает удовлетворение потребностей человека в материальных и духовных благах, социальное развитие становятся приоритетом государственного строительства страны в ближайшей перспективе. Гарантии социальной защиты граждан находятся в сфере этих приоритетов, что находит отражение в законодательстве, развивающем положения Основного Закона.
--------------------------------
<1> Российская газета. 25.12.1993.

Следует учесть, что помимо основных социальных гарантий в соответствии со статьей 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Как отмечает Г.Н. Банников, "квалифицированная юридическая помощь положительно влияет на формирование правосознания и повышение правовой культуры населения, которые в настоящее время не в полной мере отвечают потребностям рыночной экономики, всесторонней демократизации общественных процессов" <2>.
--------------------------------
<2> См.: Банников Г.Н. Проблемы реализации прав граждан на судебную защиту в Российской Федерации (общетеоретический аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 22, 23.

При этом положения названной статьи Конституции РФ (напомним, принятой еще в 1993 г.) предусматривали отсылочную норму, устанавливающую, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Поэтому в целом перспективный характер данной конституционной нормы долго оставался без реализации и наконец нашел свое отражение в Федеральном законе от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" <3> (далее - Закон о БЮП, Закон).
--------------------------------
<3> СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6725.

Большой подготовительной работе по разработке указанного нормативного акта, кроме всего прочего, способствовали ряд принципиальных обстоятельств, определяющих развитие в России демократических прав и свобод. Предварительно стоит также сказать, что значимость решения вопросов организации бесплатной юридической помощи была также воспринята на уровне ООН. В частности, в рамках проводимого 27.08 - 07.09.1990 восьмого Конгресса по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями отмечалась необходимость правительствам обеспечить во взаимодействии с профессиональными объединениями юристов предоставление достаточных финансовых и иных средств для оказания юридических услуг бедным. Кроме того, на важность обеспечения эффективного доступа беднейших слоев населения к юридической помощи, упростив процедуры ее предоставления, обращал внимание и Комитет министров Совета Европы в Рекомендациях от 08.01.1993 N R (93) 1 "Об эффективном доступе к закону и правосудию для беднейших слоев населения" <4>.
--------------------------------
<4> Шамшурин Л.Л. Юридическая помощь как средство обеспечения доступности правосудия в сфере гражданской юрисдикции // Российский судья. 2011. N 1. С. 7 - 11.

Юристы, о которых говорится в Основных принципах ООН, предоставляют юридическую помощь на профессиональной основе. Это значит, что все они, без исключения:
- допущены к этой деятельности по единым правилам;
- должны быть независимыми;
- обязаны соблюдать стандарты юридической профессии и кодекс профессиональной этики.
Эти требования ООН не распространяются на лиц, которые занимаются оказанием юридической помощи:
- эпизодически (например, в суде представителем лица выступает его родственник или приятель, в Конституционном Суде интересы стороны представляет ученый);
- на общественных началах (например, правозащитные или профсоюзные организации на безвозмездной основе);
- в процессе обучения профессии.
Такая деятельность не относится к профессиональной деятельности юриста по оказанию на экономической основе юридической помощи неограниченному кругу лиц <5>.
--------------------------------
<5> Шаров Г.К. Оказывать юридическую помощь должны независимые профессионалы // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2009. N 1.

В целом обеспечение доступа к юридической помощи нашло свою реализацию в нормах Закона о БЮП.
Концептуальная идея Закона заключается в создании правовых условий для формирования в Российской Федерации эффективной государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, а также иным категориям граждан.
Целями Закона о БЮП являются (ст. 2):
- создание условий для реализации установленного Конституцией РФ права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно;
- формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства;
- создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию.
Говоря о развитии законодательства в рассматриваемой сфере, стоит отметить, что право на бесплатную юридическую помощь предусматривают и ряд других законов, в частности УПК РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ <6> (ст. 16), Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <7> (ст. 10), Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" <8> (ст. 22), Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <9> (ст. 8), Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <10> (ст. 26), Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" <11> (ст. 12), Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" <12> (ст. 7), Федеральный закон от 30.12.2006 N 284-ФЗ "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях" <13> (ст. 3). Таким образом, на сегодняшний день в законодательстве представлен достаточно широкий перечень нормативных актов, закрепляющих право на бесплатную юридическую помощь в отдельных случаях и некоторым категориям граждан.
--------------------------------
<6> СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921.
<7> СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.
<8> СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.
<9> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.
<10> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.
<11> СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3198.
<12> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1913.
<13> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 47.

Надо сказать, что бесплатная юридическая помощь, безусловно, предполагает организацию ее оказания с использованием государственных и частных ресурсов, что в целом нашло отражение и в нормах Закона о БЮП.
Рассуждая в этом контексте, более верным представляется ее рассмотрение в качестве частно-публичной юридической помощи, которая характеризуется двойственной природой: с одной стороны, она оказывается на договорных началах, с другой - связана с особыми, публичными по своей природе, обязательствами, возлагаемыми на субъекта оказания, при которых он не свободен в выборе контрагента (юридическая помощь задержанному, подозреваемому, обвиняемому в порядке назначения, бесплатная юридическая помощь) <14>.
--------------------------------
<14> Любовенко Е.С. Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи и механизм его гарантирования: российский и зарубежный опыт: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 47, 48.

Попутно стоит отметить, что построение системы бесплатной юридической помощи исключительно на государственной основе представляется мало эффективным, поскольку решение проблемы правовой защиты населения возможно в комплексном варианте, с привлечением всех общественных институтов. Поэтому вполне оправданно предоставление юридической помощи как на государственном, так и негосударственном уровне, в том числе на общественных началах. Собственно, подобное видение организации правозащитной деятельности нашло отражение непосредственно в законе, где наряду с государственной системой в рамках решения задач правовой помощи представлена и негосударственная система в виде юридических клиник и негосударственных центров бесплатной юридической помощи.

Участники системы оказания юридической помощи

В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Закона о БЮП участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются: федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения; органы управления государственных внебюджетных фондов; государственные юридические бюро.
В свою очередь, участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи согласно статье 22 Закона о БЮП являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др.) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.
Возможность создания негосударственной системы помощи предусматривается с помощью финансирования некоммерческих организаций - таких, например, как Ассоциация юристов России (АЮР). При этом современное представление о способах и формах оказания юридической помощи значительно расширяет традиционные рамки, и такая помощь оказывается малоимущим гражданам в общественных приемных, центрах, создаваемых при Ассоциации юристов России, правозащитными и другими общественными организациями, в приемных политических партий и т.д. <15>.
--------------------------------
<15> Шамшурин Л.Л. Указ. соч. С. 7 - 11.

Опыт центральных регионов показывает активную деятельность по оказанию бесплатной юридической помощи на муниципальном уровне. Так, в муниципальных образованиях Московской области бесплатную юридическую помощь оказывают: адвокаты; сотрудники юридических служб администрации, общественных приемных губернатора Московской области и полпреда Президента РФ в ЦФО, общественных организаций и политических партий. Кроме того, как отмечают в литературе, Уполномоченный по правам человека в Московской области тоже вносит свой вклад в оказание бесплатной юридической помощи населению <16>.
--------------------------------
<16> Титкина М.В. Бесплатная юридическая помощь на территории Московской области: состояние и проблемы оказания. Место уполномоченного по правам человека в субъекте РФ в создаваемой системе бесплатной юридической помощи населению // Социальное и пенсионное право. 2010. N 4. С. 36 - 38.

Состав бесплатной юридической помощи

В порядке определения состава юридической помощи, предлагаемой к оказанию на бесплатной основе, стоит обратить внимание на ряд содержательных ее особенностей, выделяемых в современной юридической литературе.
Надо, прежде всего, указать еще раз на то, что юридическая помощь является конституционным правом, содержательное раскрытие которого представляется в нескольких аспектах. Так, Р.Г. Мельниченко, рассматривая содержание конституционного права на юридическую помощь, выделяет три ее вида:
- юридическая помощь при формировании правового сознания (правовой культуры);
- юридическая помощь при обеспечении прав и свобод;
- юридическая помощь при защите прав и свобод <17>.
--------------------------------
<17> Мельниченко Р.Г. Конституционное право на юридическую помощь: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2001. С. 16 - 23.

Каждая из упомянутых сфер юридической помощи имеет свои особенности по порядку оказания, субъектам, ее оказывающим и получающим такую помощь. Но и в том и другом случае юридическая помощь при защите прав и свобод является основной и предполагаемой к оказанию в порядке исполнения Закона о БЮП.
Профилактический характер юридический помощи позволяет выделить в ней два уровня: первичный и вторичный. Если задачей первичной профилактической юридической помощи является предупреждение проблемных правовых ситуаций, то вторичная профилактическая юридическая помощь преследует цель выявить проблемную ситуацию на раннем этапе ее развития, облегчить степень ее негативного влияния <18>.
--------------------------------
<18> Панченко В.Ю. Теоретические основы типологии юридической помощи // Адвокат. 2011. N 11. С. 16 - 28.

Юридическое консультирование рассматривается также как форма юридической помощи, но представляющая собой процесс взаимодействия субъекта оказания и субъекта получения по поводу проблемной правовой ситуации с целью выявления возможных правовых путей ее решения и их последствий, уяснения путей и способов реализации выбранного решения <19>.
--------------------------------
<19> Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения / Отв. ред. Л.А. Воскобитова, Л.П. Михайлова, Е.С. Шугрина. М.: Дело, 2001. С. 181.

Законом (ст. 6) определены виды бесплатной юридической помощи, заключающиеся в правовом консультировании в устной и письменной форме; составлении заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представлении интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях. При этом случаи и порядок представления интересов определяются Законом о БЮП, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Следует учесть, что законодатель называет только основной перечень видов юридической помощи, который остается открытым, поскольку такая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством видах.
Общее правило Закона определяет, что все виды бесплатной юридической помощи могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование. Исключение из общей нормы могут составлять положения иных федеральных законов, в том числе касающиеся установления дополнительных квалификационных требований к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь в виде представления интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях (ст. 8 Закона).

Категории граждан, имеющих право
на бесплатную юридическую помощь

Круг лиц, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, определен статьей 20 Закона. Стоит отметить, что ранее в целях обеспечения доступности бесплатной юридической помощи предлагалось на законодательном уровне расширить перечень категорий лиц, имеющих право на получение указанной помощи, дополнив его безработными; сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; многодетными семьями; инвалидами III группы; ветеранами боевых действий; гражданами, пострадавшими от политических репрессий, воздействия радиации; лицами, освобожденными из мест лишения свободы <20>.
--------------------------------
<20> Санженакова Т.И. Оказание бесплатной юридической помощи на территории Свердловской области // Социальное и пенсионное право. 2010. N 2. С. 35 - 37.

В определенной мере данные пожелания учтены законодателем, и в состав лиц, имеющих право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, отнесены следующие категории граждан:
- граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);
- инвалиды I и II групп;
- ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;
- дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
- граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
- несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
- граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";
- граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
- граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов РФ.
Представляется необходимым обратить внимание на некоторые аспекты получения юридической помощи отдельными из перечисленных выше категорий граждан.
На основании пункта 4 ч. 1 ст. 20 Закона о БЮП право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы имеют дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей.
Следует внести некоторую ясность в практическое применение данной нормы. Учитывая, что пункт 4 ч. 1 ст. 20 Закона раскрывает понятие "представитель ребенка", есть основания полагать, что при обращении, допустим, попечителя ребенка-сироты по вопросам, связанным с защитой прав ребенка и охраны его законных интересов, бесплатная юридическая помощь такому представителю должна быть оказана. Естественно, что в этом случае представитель не рассматривается в качестве непосредственного получателя юридической помощи, поскольку передаваемая ему информация юридического характера направлена в конечном счете на защиту несовершеннолетнего.
Стоит заметить, что категории лиц, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, ограничиваются, как правило, российскими гражданами, поскольку Закон в своих положениях умалчивает об иностранцах и лицах без гражданства. Непосредственно Закон оговаривает оказание юридической помощи бесплатно, если это предусмотрено федеральными законами и международными договорами Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Закона).
Соответственно, исключением для указанных категорий лиц являются только, пожалуй, случаи уголовного преследования, т.е. если лицо является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу или выступает ответчиком по гражданскому делу и его местонахождение неизвестно, либо это несовершеннолетний, содержащийся в учреждении системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, либо лицо поступило на военную службу по контракту (по ограниченному кругу вопросов).
В связи с этим надо принять во внимание и своевременно высказанное мнение об активности миграционной политики нашей страны, когда иностранные граждане все чаще и чаще прибывают в Россию и вступают в правоотношения (трудовые, семейные, авторские, гражданско-правовые и т.д.) <21>. Тем самым закрепляется, хотя и не явно, политика "двойных стандартов" в отношении российских коренных граждан и переселенцев, в первую очередь нуждающихся в поддержке и защите со стороны государства.
--------------------------------
<21> Полякова Н.А. К вопросу о получении иностранными гражданами и лицами без гражданства квалифицированной юридической помощи бесплатно // Миграционное право. 2010. N 4. С. 9 - 12.

Государственные юридические бюро

В ряде стран в рамках реформы системы оказания бесплатной юридической помощи фактически произошло разделение на государственную и негосударственную составляющую в ее организации. Однако некоторые государства воспользовались государственной моделью.
Созданными в порядке эксперимента (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.08.2005 N 534 "О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам" <22>) государственными юридическими бюро (федеральными государственными учреждениями) соответствующим категориям граждан юридическая помощь оказывалась бесплатно. Причем такую помощь (т.е. оказываемую в государственных юридических бюро), по мнению В.Ю. Панченко, нельзя назвать безвозмездной <23>.
--------------------------------
<22> СЗ РФ. 2005. N 35. Ст. 3615.
<23> Панченко В.Ю. Указ. соч. С. 16 - 28.

С этим, полагаем, следует согласиться, поскольку в рамках последовательно издававшихся Правительством РФ Постановлений от 03.03.2008 N 135 <24> и от 25.12.2008 N 1029 <25> предусматривалось оказание гражданам бесплатной юридической помощи с конкретными размерами расходов, в том числе на штат специалистов федеральных государственных учреждений.
--------------------------------
<24> Постановление Правительства РФ от 03.03.2008 N 135 "О государственных юридических бюро" // СЗ РФ. 2008. N 10 (ч. II). Ст. 933.
<25> Постановление Правительства РФ от 25.12.2008 N 1029 "О государственных юридических бюро" // СЗ РФ. 2009. N 2. Ст. 229.

Попутно отметим, что действия законодателя в целом также решили проблему конституционности правовой основы создания государственных юридических бюро. В литературе справедливо указано: эксперимент по созданию юридических бюро и порядок их организации определяется постановлением, в то время как Конституция РФ указывает, что случаи оказания юридической помощи бесплатно должны быть определены законом <26>.
--------------------------------
<26> Плетень А.С. Опыт субъектов Российской Федерации в области оказания бесплатной юридической помощи гражданам // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. N 12.

Статистика отмечает достаточно положительные показатели деятельности бюро <27> по оказанию различных видов юридической помощи малоимущим категориям населения, основной контингент которых составляют пенсионеры, безработные, инвалиды, работники бюджетной сферы.
--------------------------------
<27> В целом деятельность государственных юридических бюро была признана успешной и в свое время была учтена при разработке концепции федерального законопроекта "О государственной системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", разработанного Минюстом России по поручению Президента РФ и внесенного в 2010 г. в Правительство РФ.

Можно привести и конкретные цифры практики обращения в государственные бюро Московской области за предоставлением юридической помощи в 2009 г. В этот период в госюрбюро обратились 1722 человека из 65 муниципальных образований. Помощь оказана 1411 заявителям, 311 было отказано, в основном по причине отсутствия каких-либо документов, подтверждающих их личность и статус.
Государственные юридические бюро оказывают все предусмотренные законом виды бесплатной юридической помощи и могут быть только юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений субъектов РФ (п. п. 3 и 4 ст. 17 Закона).
Персонал государственных юридических бюро пытается достаточно активно осуществлять свои функции, что наглядно демонстрируется в некоторых крупных городах. Так, сотрудники ФГУ "Государственное юридическое бюро по Свердловской области" оказывают бесплатную юридическую помощь малоимущим гражданам в трех городах: Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Каменск-Уральском, ведут прием граждан в общественной приемной Председателя Правительства РФ, а также на выездных приемах <28>.
--------------------------------
<28> Санженакова Т.И. Указ. соч.

Тем не менее количественный аспект деятельности юридических бюро уходит в плоскость их качественной составляющей, которую в немалой степени обеспечивает квалификация сотрудников. Как указано выше, единственным квалификационным требованием сотрудника такого учреждения (нашедшим закрепление в Законе) является только наличие высшего юридического образования.
Впрочем, и ранее (т.е. еще до принятия Закона о БЮП) высказывались сомнения относительно квалифицированности оказываемой юридической помощи, поскольку, за исключением высшего юридического образования, каких-либо требований к сотрудникам госбюро не предъявляется <29>.
--------------------------------
<29> Плетень А.С. Указ. соч.

Вполне понятно, что на практике, возможно, не в подавляющем числе случаев, гражданам приходится испытывать на себе некоторые недостатки юридической работы. Тем не менее это не мешает иногда указывать на организационные проблемы в системе оказания бесплатной юридической помощи. И в этом аспекте специалисты предлагают некоторые коррективы в использовании финансовых ресурсов: от перераспределения видовой нагрузки юридической помощи более сложного характера в пользу адвокатуры, до выступления юридических бюро в качестве государственных агентов этих денежных средств.
В связи с этим в известной степени можно поддержать точку зрения Ю.С. Пилипенко, полагающего возможным в системе финансирования бесплатной юридической помощи госбюро выступать в качестве первичных получателей средств, выделяемых из федерального бюджета, и организаторами оказания правовой помощи, привлекая к этой работе адвокатов. Одновременно выделяя частично денежные средства на организацию бесплатной адвокатуры, госбюро могли бы выполнять контрольно-надзорные функции <30>.
--------------------------------
<30> Пилипенко Ю.С. Роль адвокатуры в оказании правовой помощи бесплатно // Адвокатура. Государство. Общество: Сборник материалов III Всероссийской конференции / Отв. ред. С.И. Володина, Ю.С. Пилипенко. М., 2006. С. 6 - 13.

В частности, госбюро могут учреждаться для выявления малоимущих, проверки обоснованности обращений граждан, заключения соответствующих соглашений с адвокатами, проверки исполнения адвокатами соглашений, ведения статистики, контроля за своевременной и полноценной компенсацией адвокатам расходов и других организационных и контрольно-надзорных функций <31>.
--------------------------------
<31> Плетень А.С. Реализация конституционного права граждан на получение юридической помощи бесплатно посредством обращения в государственные юридические бюро // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 7.

Примечателен в этом вопросе опыт некоторых стран. Так, в Финляндии действует 65 государственных бюро, в которых работают юридические помощники, а за соблюдением ими профессиональной этики следит Союз адвокатов.
В Нидерландах 30 бюро выступают в роли диспетчеров, оказывая помощь лишь по самым простым юридическим вопросам. Их задача в другом: они определяют, является ли вопрос обратившегося юридическим и вправе ли он претендовать на льготы. Если да, то его направляют по адресу: к адвокату, нотариусу, прокурору и проч. <32>.
--------------------------------
<32> См.: Ильина Т.И. Обязательства по оказанию правовых услуг в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 7, 8.

В Англии и Уэльсе существует Комиссия по юридической помощи с 15 филиалами как вневедомственный государственный орган. Она рассматривает заявления граждан по оплате юридической помощи, претензии к качеству такой помощи и заключает контракты с адвокатскими образованиями <33>.
--------------------------------
<33> См.: Ильина Т.И. Указ. соч. С. 7, 8.

В 1995 г. в Израиле при Министерстве юстиции создано Бюро государственного защитника, работники которого являются государственными служащими и получают зарплату из госбюджета. При этом, однако, данная система предполагает, что Бюро может заключать соглашения с адвокатами для защиты малоимущих <34>.
--------------------------------
<34> Миклуха Ю. Адвокаты против создания в России государственных юрбюро // Адвокатура в России. 2005. 11 апр. // Режим доступа: http://www.advokatrus.ru/dos/817.

Итак, система государственного участия в защите малообеспеченных слоев населения практикуется в ряде государств. В частности, государство организует сеть специализированных учреждений для оказания юридической помощи малоимущим по территориальному признаку с полным финансированием оплаты труда сотрудников таких учреждений. При этом и функции (т.е. ориентация) юридической помощи в учреждениях могут быть различными, что определяет и квалификацию их сотрудников. Например, требования к уровню квалификации консультанта могут быть значительно ниже, чем к лицу, намеревающемуся представлять интересы гражданина в суде. Причем в размежевании статуса участника оказания юридической помощи нередко берется именно образовательный ценз. Так, в Нидерландах к работе в так называемых "окнах юридической помощи" часто привлекаются лица, чье юридическое образование недостаточно для получения статуса адвоката (уровень бакалавра).
Можно предположить, что специалисты адвокатуры изначально имеют более высокую квалификацию, подтвержденную сдачей квалификационного экзамена, перед другими представителями юридической профессии. Однако такой вроде бы на первый взгляд бесспорный факт не всегда подтверждается на практике. Например, согласно исследованию, проведенному в Англии в рамках пилотного проекта Комиссии по юридическим услугам, качество работы штатных юристов зачастую оказывалось выше, чем у адвокатов <35>.
--------------------------------
<35> Moorhead R. and others. Quality and Cost: Final Report of the Contracting of Civil Non-Family Advice and Assistance Pilot. London: The Stationery Office, 2001.

В связи с вышеизложенным считаем, что вряд ли возможно проводить подобные сопоставления в российских условиях, с учетом того что адвокатские образования формируются из наиболее профессиональных кадров, статус которых подтверждается в особом порядке.

Адвокатура

Еще до принятия Закона о БЮП в адвокатской среде неоднократно высказывались соображения относительно соотношения роли юридических бюро и адвокатов в системе бесплатной юридической помощи. Вполне понятно, что объективная оценка рассматриваемого вопроса сводилась к широкому предоставлению элементов этой системы, и впоследствии данный взгляд получил непосредственное закрепление в законодательстве. Как справедливо полагает М.Н. Махиборода, "юридические бюро могут быть только частью единой государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. Другими составляющими этой системы должны стать адвокаты и органы государственной власти субъектов РФ" <36>.
--------------------------------
<36> Махиборода М.Н. Проблемные аспекты предоставления бесплатной юридической помощи по гражданским делам в Российской Федерации // Российская юстиция. 2011. N 6. С. 68, 69.

В связи с этим стоит обратить внимание на роль адвокатуры в деле оказания бесплатной юридической помощи.
Адвокатура была учреждена Судебными уставами 1864 г. в результате реформы Александра II (вторая половина XIX в.) <37>. Исторически адвокатура с момента ее организации в 1866 г. включена в систему бесплатной юридической помощи, предоставляемой беднейшим слоям населения <38>.
--------------------------------
<37> См.: Смоленский М.Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в Российской Федерации. Ростов н/Д, 2002.
<38> Мельниченко Р. Кормушка для назначенцев. Размышления по поводу законопроекта о бесплатной юридической помощи // ЭЖ-Юрист. 2011. N 38. С. 7.

Однако, как показала практика, наряду с традиционными адвокатскими коллегиями легитимность своей деятельности получали и иные формы, в том числе индивидуальные, адвокатских образований (бюро, кабинеты, индивидуально практикующие адвокаты), что значительно расширило представление о системе юридической помощи в России. Как отмечает А.И. Бугаренко, "достаточно быстро сформировался еще один слой юридических помощников населению, которые действовали параллельно адвокатуре" <39>.
--------------------------------
<39> Бугаренко А.И. К вопросу об истории права на бесплатную юридическую помощь в России // Адвокатская практика. 2011. N 1. С. 43 - 47.

Безусловно, что адвокатура рассматривается как неотъемлемый элемент гражданского общества, что наглядно отражается на востребованности данного института в системе юридической помощи. В частности, интерес вызывает соотношение бесплатной и субсидируемой юридической помощи в общем объеме средств на ее оказание, которое свидетельствует в пользу деятельности адвокатуры в данной системе. Как указывает Г.К. Шаров, в рамках предоставления юридической помощи малоимущим категориям граждан адвокатскими образованиями ежегодно выполняется около 750 тыс. поручений на оказание юридической помощи бесплатно, включая защиту по назначению, которую осуществляют около 30 тыс. адвокатов <40>. Представляется, что показанные цифры достаточно красноречиво говорят о ведущей роли адвокатуры в выполнении социально значимой функции правовой защиты граждан. Адвокаты участвуют в функционировании государственной системы бесплатной юридической помощи, координируемой адвокатской палатой субъекта РФ. При этом адвокаты оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь на основании соглашения об оказании юридической помощи (ст. 18 Закона о БЮП).
--------------------------------
<40> Шаров Г.К. Обеспечение квалифицированной юридической помощи и самоуправление адвокатуры // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2011. N 3. С. 144 - 152.

Однако новые подходы к организации оказания бесплатной юридической помощи в контексте норм Закона о БЮП в новых условиях существенно изменяют место и роль адвокатуры. Как следует из ч. 1 ст. 17 Закона о БЮП, для обеспечения функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи, а также для оказания гражданам бесплатной юридической помощи в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут привлекаться к участию в государственной системе бесплатной юридической помощи адвокаты.
Собственно, подобное положение изначально содержал п. 2 ст. 16 проекта Закона, и в целом он сохраняет свое действие без существенной утраты смысла. Как справедливо отмечается, адвокатура освобождается от государственной "повинности" в области оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам по неуголовным делам, а ее взаимоотношениям с государством в этой области придается партнерский характер <41>.
--------------------------------
<41> Донцова Ю. Юридическая помощь даром. Возможно ли это? // ЭЖ-Юрист. 2011. N 36. С. 2.

Некоммерческий характер деятельности адвокатуры отмечается и в современных правовых исследованиях <42>. При рассмотрении условий оказания юридической помощи на бесплатной основе выделяют несколько моделей, среди которых отдельно выделяется модель pro bono, когда юрист или юридическая компания берет на себя обязательство определенное количество часов в год оказывать бесплатную юридическую помощь.
--------------------------------
<42> См.: Ильина Т.И. Указ. соч.

В целом подобного опыта, взятого из западной юридической практики в рамках исполнения норм-самообязательств, придерживается и российское юридическое сообщество. Так, члены Ассоциации юристов России, подписывая Меморандум "О социальной ответственности российского юриста", принимают на себя обязательство бесплатного оказания юридической помощи, в котором юрист как волонтер в порядке благотворительной деятельности оказывает юридическую помощь определенное количество часов <43>. Отмеченные обязательства, добровольно принимаемые на себя членами адвокатского сообщества, подтверждают этические основы адвокатуры.
--------------------------------
<43> Васильчикова Д. Игорь Редькин: "Банки проигрывают в конкурентной борьбе из-за неискушенности населения в вопросах инвестирования" (интервью с заместителем председателя правления Ассоциации юристов России) // Банковское право. 2011. N 5. С. 21 - 24.

Для того чтобы права и свободы могли эффективно осуществляться, необходимо наличие действенного механизма гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина, "устойчивого к всевозможным нарушениям и негативным внутригосударственным воздействиям" <44>.
--------------------------------
<44> Калашников С.В. Права и свободы человека и гражданина. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества. М., 2002.

Не секрет, что большинство проблем, с которыми обращаются граждане, связаны с жалобами на действующую власть, и эффективное решение подобных проблем во многом будет определяться независимостью лиц, их решающих. Более последовательная позиция в части соответствия сложности решаемых вопросов квалификации лиц, оказывающих юридическую помощь, представлена, в частности, в Нидерландах. В рамках юридической помощи выделяют первичную юридическую помощь, охватывающую превентивные и разъяснительные меры, и вторичную помощь, при которой необходимо решение сложных юридических вопросов (представительство в судах), что составляет компетенцию частнопрактикующих адвокатов <45>.
--------------------------------
<45> Юридическая помощь в Нидерландах: Краткая справка. Подготовлена Институтом "Право общественных интересов" (PILI) // Режим доступа: http://www.pili.org/ru/content/view/45/60/.

Как представляется, обеспечение независимости (прежде всего от государства) структур, оказывающих юридическую помощь населению, является одной из ключевых проблем в организации их деятельности. Естественно, что эта независимость не должна сводиться к полной изоляции от институтов публичной администрации, но строится таким образом, чтобы обеспечивать разрешение проблем, возникающих на стыке публичных и частных интересов.

Нотариат

В действующем законодательстве появление нотариата как структуры, участвующей в оказании бесплатной юридической помощи, впервые стало возможным только в рамках Закона о БЮП. В соответствии со статьей 19 Закона нотариусы действуют в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи и оказывают ее гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий. Соответственно перечень нотариальных действий определяется в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате <46>, определивших конкретные функции нотариусов.
--------------------------------
<46> Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993. N 4462-1) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357.

Вполне очевидно, что нотариус при принятии решения о совершении конкретного нотариального действия проделывает значительный комплекс мероприятий, позволяющих быть уверенным в правильности варианта поведения, где не будут нарушены права и законные интересы других физических или юридических лиц <47>.
--------------------------------
<47> Богатырев В.Н., Барзилова Ю.В. Право граждан на юридическую помощь в условиях реформирования российского нотариата // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 9. С. 69 - 73.

Тем не менее деятельность нотариуса не относится к правовой деятельности, т.е. к деятельности по оказанию правовых услуг. Нотариус выступает как лицо, уполномоченное действовать в интересах государства. Обращаясь к нотариусу для нотариального удостоверения договора, его стороны имеют в виду интерес не в правовой помощи, а в необходимости застраховать сделку от каких-либо неблагоприятных юридических последствий <48>.
--------------------------------
<48> Кирилловых А.А. Адвокатская деятельность: юридическая помощь через правовую услугу // Юрист. 2008. N 8.

Специалисты довольно четко определяют сферу консультационной деятельности нотариата, куда попадают проблемные вопросы наследства, семейно-брачных отношений, сделок с недвижимостью, раздела совместно нажитого имущества <49>. Учитывая все же публичную функцию нотариата и направленность в сторону обеспечения стабильности гражданского оборота, спектр деятельности нотариуса в рамках бесплатной юридической помощи скорее всего ограничится перечисленными выше вопросами.
--------------------------------
<49> Богатырев В.Н., Барзилова Ю.В. Указ. соч.

Важным моментом является ситуация, при которой в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, тогда право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 Основ, имеют лица, прямо указанные в законе. К ним относятся соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района.

Юридические клиники

Практика деятельности юридических клиник имеет весьма давнюю историю. Первые юридические клиники были открыты в середине XIX в. в России, а сейчас клиническое движение получило развитие по всему миру <50>.
--------------------------------
<50> Васильчикова Д. Указ. соч. С. 21 - 24.

Все чаще высказывается необходимость развивать клиническое образование - юридические клиники, в которых студенты практически решают проблемы обратившихся к ним, применяя полученные за годы учебы теоретические знания и навыки, формируя тем самым свои профессиональные качества. При этом не стоит забывать о накопленном историческом опыте юридического клинического образования в России <51>. Сегодня юридические клиники как базы практики для будущих юристов открыты во многих вузах страны, в том числе в СПбГУ, МГЮА, при государственных университетах в Перми, Краснодаре, Бурятии и т.д.
--------------------------------
<51> См.: Дудырев Ф.Ф., Малков В.П. Юридические клиники в России: возвращение через 150 лет // Правозащитник Урала. 2002. N 5, 6.

Законом продекларировано право высших учебных заведений в рамках правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи создавать юридические клиники. Юридическая клиника может быть образована в качестве юридического лица, если такое право предоставлено вузу его учредителем, или его структурного подразделения (п. п. 1 и 2 ст. 23 Закона).
Тем не менее появление в Законе норм о юридических клиниках, задействованных в системе бесплатной юридической помощи, не нашло однозначной поддержки, что связывается с наличием сомнений по поводу качества оказания юридических услуг клиниками, создаваемыми при университетах. Основное опасение видится в том, что привлекаться к юридической помощи будут студенты учебных заведений, не имеющие, как правило, необходимого опыта практической работы. Для студентов это, несомненно, положительный опыт, но с точки зрения выполнения соответствующих функций качество услуг может вызвать опасения у обратившихся за их предоставлением <52>.
--------------------------------
<52> Дзугаев Б. Кто будет платить за бесплатную помощь? // ЭЖ-Юрист. 2011. N 50. С. 2.

Проведем некую параллель и напомним о закреплении в Законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации" <53> положений о возможности студентов медицинских вузов оказывать медицинскую помощь, также в порядке их практической подготовки по избранной профессии. Правда, такую помощь обучающиеся могут оказывать под контролем работников образовательных и научных организаций. Пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от получения таковой (п. п. 5 и 6 ст. 77).
--------------------------------
<53> СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.

Фактически в Законе о БЮП закреплен аналогичный принцип оказания юридической помощи обучающимися, осуществляемой под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательном учреждении высшего профессионального образования (п. 5 ст. 23 Закона).
Одновременно можно отметить "усеченный" состав видов юридической помощи, которую вправе оказывать обучающиеся: консультировать в устной и письменной форме, составлять заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера.

Негосударственные центры бесплатной юридической помощи

Еще одной формой оказания юридической помощи бесплатно в настоящее время являются создаваемые в регионах России по инициативе Ассоциации юристов России центры "скорой юридической помощи". Так называемые центры "скорой юридической помощи", создаваемые под эгидой АЮР, в ряде регионов России получают субсидирование по западному образцу организации, который предусматривает участие различных структур в организации и оплате юридической помощи <54>.
--------------------------------
<54> Плетень А.С. Указ. соч.

В настоящее время под эгидой АЮР действует около 700 центров бесплатной помощи в 75 региональных отделениях по всей стране, а при обслуживании отдаленных и малонаселенных районов используются передвижные центры оказания бесплатной юридической помощи.
В Законе подобные "образования" получили название "негосударственные центры бесплатной юридической помощи" (ст. 24 Закона). Их вправе создавать некоммерческие организации, адвокаты, адвокатские образования, адвокатские палаты субъектов РФ, нотариусы, нотариальные палаты. Негосударственный центр бесплатной юридической помощи может быть создан в качестве юридического лица - некоммерческой организации или структурной единицы юридического лица (п. 2 ст. 24 Закона).
Согласно части 3 ст. 24 Закона для создания негосударственного центра бесплатной юридической помощи необходимы лица, имеющие высшее юридическое образование, привлеченные в том числе по трудовому договору или гражданско-правовому договору, чтобы осуществлять правовое консультирование граждан в данном негосударственном центре бесплатной юридической помощи. Приведенная норма указывает, что Закон допускает осуществление правоотношений между центром и лицами, оказывающими юридическую помощь, как в рамках трудового договора, так и в рамках гражданско-правового договора.
Стороны могут заключить данный вид договора, в силу которого лицо несет перед центром обязанность оказывать юридическую помощь, а центр обязуется выплачивать вознаграждение за данную помощь.
Стоит учесть, что негосударственные центры бесплатной юридической помощи вправе оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и, как правило, категориям граждан с низкими доходами или находящихся в трудной жизненной ситуации.
Поскольку Законом понятия "низкий доход" и "трудная жизненная ситуация" не установлены, негосударственным центрам необходимо будет тщательно продумать и выработать свои собственные критерии <55>.
--------------------------------
<55> Бардин Л. Pro bono: преодолеть бюрократические барьеры // ЭЖ-Юрист. 2012. N 12. С. 7.

Негосударственный центр бесплатной юридической помощи и его учредители должны информировать граждан о вопросах, по которым в этом центре оказывается бесплатная юридическая помощь.

Проблемы организации оказания бесплатной юридической помощи

Несмотря на прогрессивные идеи Закона и явный социальный характер, некоторые его положения все же в некоторой степени остались декларационными нормами либо создают дополнительные барьеры для лиц, нуждающихся в получении юридической помощи.
Анализ принятого Закона со всеми положительными новациями вполне справедливо обнажает ряд принципиальных вопросов, которые так или иначе будут оказывать влияние на эффективность механизма реализации его норм.
В частности, вполне справедливой критике подвергается ч. 2 ст. 3 Закона, предлагающая при необходимости правовой помощи по уголовному преследованию для поиска наличия оснований для ее оказания обращаться к положениям уголовно-процессуального законодательства <56>.
--------------------------------
<56> Колоколов Н. Помощь бюджетная: применение ограничить // ЭЖ-Юрист. 2012. N 10. С. 8.

Вполне очевидно, что законодатель в очередной раз использовал обычный юридико-технический прием нормотворчества, рассчитанный на опыт правоприменения специалистов в правоведении. Однако скорее всего за требованиями юридической техники и логики построения нормативного материала следовало бы предполагать, что положения Закона должны быть рассчитаны на обычного гражданина, которому самостоятельно просто невозможно разобраться в хитросплетениях российского законодательства. Все же вопросы, связанные с отражением конкретных случаев и оснований для оказания бесплатной юридической помощи, на наш взгляд, являются принципиальными.
Другим показательным примером, сдерживающим использование бесплатных для граждан правовых ресурсов, является закрепленная в Законе обязанность гражданина доказать наличие оснований для получения бесплатной юридической помощи по гражданскому делу. Подтверждает это требование Закона обязанность для граждан представить документальное подтверждение статуса лица, имеющего право на бесплатную юридическую помощь. Тем самым перед получением юридической помощи гражданин должен представить перечень необходимых документов, свидетельствующих о наличии у него этого права. Данный административный барьер может быть преодолен только благодаря усилиям самого гражданина, для которого по результатам сбора всех требуемых документов может уже отпасть сама необходимость в юридической помощи.
В связи с этим стоит учесть также весьма различную практику признания лица малоимущим в целях оказанию ему бесплатной юридической помощи, которую можно наблюдать в региональном разрезе. Так, органы соцзащиты г. Дмитрова признают малоимущими лиц при наличии у них дублирующих не менее шести (причем дублирующих друг друга) документов. Например, помимо официальной справки о составе семьи требуют еще и свидетельства о рождении детей. В дополнение к документам о доходах членов семьи нужно приложить квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг за последние три месяца <57>. В свою очередь, Законом Свердловской области от 22.12.2003 N 51-ОЗ "О перечне документов, необходимых для получения на территории Свердловской области отдельными категориями граждан Российской Федерации юридической помощи бесплатно, и порядке их представления" установлено, что гражданину, нуждающемуся в получении бесплатной юридической помощи, необходимо представить следующие документы: письменное заявление об оказании юридической помощи бесплатно; справку о расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания его малоимущим; паспорт либо документ, его заменяющий; документ, определяющий принадлежность заявителя к категории лиц, имеющих право на получение юридической помощи бесплатно.
--------------------------------
<57> Плетень А.С. Реализация конституционного права граждан на получение юридической помощи бесплатно посредством обращения в государственные юридические бюро // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 7.

И следует, наверное, признать наличие проблемы информационной составляющей, включающей в себя как доступные сведения об оказывающих ее субъектах, так и самостоятельный доступ к юридической информации лиц, нуждающихся в бесплатной юридической помощи <58>.
--------------------------------
<58> Колоколов Н. Указ. соч. С. 8.

Одной из проблем доступа к бесплатной юридической помощи граждан является слабая информационная составляющая. Зачастую нуждающиеся в помощи граждане не знают о своих правах на возможность ее бесплатного получения либо не имеют информации о том, где ее можно получить. Поэтому следует согласиться с мнением А. Плетеня, также видящего в качестве причины имеющейся проблемы недостаточную информированность граждан, обладающих правом получения юридической помощи бесплатно, о такой возможности <59>.
--------------------------------
<59> Плетень А.С. Указ. соч.

Однако есть и положительный опыт информирования населения. Так, через средства массовой информации население Свердловской области информируется о деятельности госюрбюро посредством областного и местного телевидения, радио, периодических печатных изданий <60>.
--------------------------------
<60> Санженакова Т.И. Указ. соч.

Публичные органы власти и их уполномоченные сотрудники (должностные лица) в настоящее время осуществляют функции по распространению знаний правового характера и правовому информированию граждан, в том числе путем распространения печатной продукции, размещения информационных материалов в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в сети Интернет и иными способами. Указанные органы будут осуществлять деятельность по правовому информированию граждан за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период на осуществление такой деятельности.
Стоит обратить внимание на организационные модели организации оказания юридической помощи. Учитывая региональные особенности отдельных территорий, проблема правового регулирования условий организации юридической помощи носит системный характер <61>. Исходя из социальных начал бесплатной юридической помощи, вполне справедливо указывают на обеспечение ее оказания в социальном партнерстве с государством как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов и муниципальных образований <62>.
--------------------------------
<61> Махиборода М.Н. Указ. соч. С. 68 - 69.
<62> Васильчикова Д. Указ. соч. С. 21 - 24.

Организация работы по обеспечению функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи, предусмотренная Законом, предлагает известные альтернативы, которые открывают варианты для ее большей эффективности с учетом региональных традиций и интересов.
Согласно части 1 ст. 17 Закона для решения данных вопросов высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ могут создавать государственные юридические бюро и (или) привлекать к участию в государственной системе бесплатной юридической помощи адвокатов. На этапе разработки проекта, а также в принятом варианте Закон предусматривает возложение полномочий по созданию такой системы на региональные власти с возможностью софинансирования из федерального бюджета регионов, которые будут активно участвовать в развитии системы бесплатной юридической помощи.
Однако другая сторона данного вопроса таит в себе ряд принципиальных проблем. Как отмечают специалисты, предусмотренная Законом схема позволяет выделить два варианта системы бесплатной юридической помощи: смешанный, когда в субъекте РФ в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи одновременно могут осуществлять деятельность государственные юридические бюро и адвокаты, и альтернативный, когда приоритет отдается только одному из названных субъектов оказания бесплатной юридической помощи <63>. Фактически субъект РФ, избрав в качестве альтернативного варианта оказание бесплатной юридической помощи только в рамках государственных юридических бюро, отказывается от вовлечения адвокатского сообщества в процесс выполнения публичной функции. В некотором смысле данное нормативное установление можно рассматривать как основание для ограничения права субъекта РФ на привлечение адвокатов к оказанию бесплатной юридической помощи, что, полагаем, вряд ли можно допускать. Альтернативный характер юридической помощи, а также соблюдение рыночных принципов в ее организации требует равной возможности для участия всех квалифицированных субъектов в ее оказании. На практике предложенная в Законе нормативная конструкция будет сдерживать конкурентные начала и отражаться в конечном итоге на качестве самой юридической помощи.
--------------------------------
<63> Дзугаев Б. Указ. соч. С. 2.

Вполне понятно, что возможности по эффективной региональной составляющей юридической помощи зависят от экономики субъектов, которые по данному аспекту обладают значительной асимметрией. По этому поводу Н.А. Полякова справедливо отмечает: "...развитие социальной инфраструктуры напрямую связано с экономическим благополучием территории" <64>.
--------------------------------
<64> Полякова Н.А. Указ. соч. С. 9 - 12.

Между тем следует отметить, что финансовые основы организации деятельности оказания бесплатной юридической помощи могут на практике столкнуться с известными трудностями, учитывая перераспределение финансовой нагрузки на оказание помощи на уровень субъекта РФ. В связи с этим справедливо отмечается о наличии значительного числа дотационных регионов, не способных финансировать проект на должном уровне <65>.
--------------------------------
<65> Дзугаев Б. Указ. соч. С. 2.

Отчасти можно разделить указанные опасения и на перспективу. Полагаем, необходимо разработать механизмы финансирования, позволяющие обеспечить равные объем, качество юридической помощи вне зависимости от территориальной принадлежности лиц, имеющих право на ее получение. Только в этом случае на практике будет выполняться провозглашенный в статье 6 Закона о БЮП принцип обеспечения равенства доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи, который, безусловно, подразумевает равные объем и качество предоставляемых юридических услуг.
В заключение стоит выделить принципиальные, на наш взгляд, аспекты рассматриваемого вопроса. Прежде всего необходимо найти баланс, разумное сочетание государственных и негосударственных институтов, занимающихся вопросами предоставления бесплатной юридической помощи. Баланс в данном случае крайне необходим. Ведь возложить такую обязанность полностью на общественные институты - значит устранить контроль государства, что недопустимо, так как предоставление бесплатной юридической помощи есть важнейшая социальная задача государства.
С другой стороны, одних лишь государственных институтов (таких как государственные юридические бюро) явно недостаточно для удовлетворения потребностей в юридической помощи всех заинтересованных лиц. К тому же по вопросам, касающимся споров с государством, трудно гарантировать объективность и непредвзятость сотрудников государственных институтов.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона №266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.




15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.




28 июля 2017 г.
Проект федерального закона № 237568-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"

Принятие данного законопроекта будет способствовать обеспечению защиты прав граждан-должников по потребительским кредитам (займам) посредством установления правового механизма, ограничивающего возможные злоупотребления в данной сферы, а также способствующего вытеснению с рынка не профессиональных кредиторов, а также кредиторов, ведущих недобросовестную деятельность, связанную с предоставлением потребительских кредитов (займов).



В центре внимания:


Нет обязательств - нет возмещения (Гапизов Ш.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>

Штраф за нарушение прав потребителей: НДФЛ и налог на прибыль (Дружинин А.В.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>

Возврат денежных средств, потраченных на виртуальные ценности, невозможен (Пешков А.В.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>

Корректировка базы по НДС при премировании покупателей (Бычков А.И.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>

Обременения застройщика многоквартирных жилых домов: учет и налогообложение (Знаменщиков С.А.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта