Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Коммерческая концессия > Уверенные шаги франчайзинга в России (Панюкова В.В.)

Уверенные шаги франчайзинга в России (Панюкова В.В.)

Дата размещения статьи: 23.10.2012

За последние 20 лет значительное количество иностранных терминов уверенно вошло в бизнес-терминологию предпринимателей из России и стран ближнего зарубежья постсоветского пространства. Одним из таких терминов иностранного происхождения можно назвать термин "франчайзинг" и все производные от него: "франшиза", "франчайзер", "франчайзи" и т.д. Эти термины, а также их аналоги и синонимы отсутствовали в отечественной правовой системе до заимствования из законодательства стран дальнего зарубежья.
Благодаря тому что и сама бизнес-технология была заимствована, а первые цивилизованные франшизы пришли на российский рынок из-за рубежа, у большинства предпринимателей и научного сообщества франчайзинг долгое время ассоциировался с зарубежной экспансией на российский рынок. По мере расширения сферы применения франчайзинга данная технология все чаще стала применяться отечественными предпринимателями для выхода на региональные рынки и реализации интеграционной политики субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства.
Несмотря на постоянный рост популярности франчайзинга, официального толкования термин "франчайзинг" в Российской Федерации до сих пор не получил, что, однако, не мешает его применять разработчикам программных документов (стратегий социально-экономического развития, программ развития потребительского рынка, торговли, поддержки малого бизнеса и т.п.), а коммерсантам - успешно использовать франчайзинговую технологию при организации и осуществлении предпринимательской деятельности.

Франчайзинг или коммерческая концессия?

Российским научным сообществом вот уже более 15 лет ведутся споры о том, можно ли поставить знак равенства между договором коммерческой концессии и договором франчайзинга.
В комментариях к Гражданскому кодексу РФ <1> при толковании главы 54 "Коммерческая концессия" делается вывод, что термины "коммерческая концессия" и "франчайзинг" тождественны: "коммерческая концессия" - эквивалент известного в западном законодательстве понятия "франчайзинг" или "франшиза".
--------------------------------
------------------------------------------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (под ред. С.А. Степанова) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, Институт частного права, 2009 (2-е издание, переработанное и дополненное).
------------------------------------------------------------------
<1> Степанов С.А. Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации. М.: Проспект; Институт частного права, 2010. 1504 с.

Вводя в поисковую строку информационно-справочных правовых систем слово "франчайзинг", мы получаем список документов, в которых применяется термин "коммерческая концессия", исходя из чего мы также делаем вывод, что и в этом случае эти два термина используются в качестве синонимов.
В субъектах Российской Федерации франчайзинговые отношения также регулируются договором коммерческой концессии. В частности, в глоссарии к Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденной Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24.06.2010 N 1755-IV ЗС <1>, представлено следующее определение: франчайзинг - коммерческая концессия, франшиза (от фр. franchir - "освобождать") - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя торговые марки и/или бренды франчайзера. Это метод тиражирования успешных малых предприятий.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Республики Карелия. 2010. N 6. Ст. 628.

Утверждение, что франчайзинг является методом тиражирования успешных малых предприятий, является спорным, так как правообладателем (франчайзером) чаще всего выступает раскрученная торговая сеть, которая уже зарекомендовала себя на рынке, открывая новые филиалы, и теперь приняла решение расширить свою деятельность посредством продажи франшизы. Пользователем (франчайзи) могут являться как субъекты малого, так и среднего и крупного бизнеса, к примеру, региональные торговые сети могут приобрести франшизу федеральной торговой сети.
Арбитражные суды также приравнивают договоры коммерческой концессии к договорам франчайзинга. В частности, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 27.04.2011 по делу N А67-4427/2010 о признании незаключенным договора коммерческой концессии (франчайзинга), взыскании неосновательного обогащения, процентов каждое упоминание договора коммерческой концессии сопровождается уточнением в скобках, что этот же договор является договором франчайзинга.

Различия и общности

Большинство российских и зарубежных предпринимателей также считают, что организационно-экономическая сущность франчайзинговых отношений заложена в основу договора коммерческой концессии. Сами торговые компании при продаже франшизы заключают договоры именно коммерческой концессии. В связи с этим ежегодно число заключенных договоров коммерческой концессии уверенно растет.
Вместе с тем ряд ученых в области права находят и различия между понятиями "коммерческая концессия" и "франчайзинг": "Серьезным просчетом главы 54 Гражданского кодекса РФ стало то, что она свела отношения сторон по договору франшизы в основном к лицензионному соглашению - передаче за плату возможности пользоваться фирменным наименованием, товарными знаками, изобретениями и ноу-хау правообладателя. Между тем сущность франчайзинга состоит в передаче передового опыта, знаний от успешно работающих организаций другим, слабым в указанном отношении" <1>.
--------------------------------
<1> Пугинский Б.И. Коммерческое право России: Учебник. 2-е изд. М., 2006.

Изменения, внесенные в главу 54 Гражданского кодекса РФ, частично способствовали решению этой проблемы. Так, в пункте 2 статьи 1027 Кодекса определено, что договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме. В то же время нельзя не согласиться с мнением ряда специалистов в сфере франчайзинга, что до сих пор не установлены четкое толкование и требования к термину "коммерческое обозначение", а соответственно, у предпринимателей возникает множество споров и вопросов относительно возможности передачи его по договору коммерческой концессии.
Более того, до сих пор отсутствует утвержденная классификация схем франчайзинга, что является препятствием на пути его развития, поскольку в зависимости от вида франчайзинга права и обязанности субъектов франчайзинговой системы могут существенно варьироваться, что, по нашему мнению, и является причиной того, что ряд норм, закрепленных в главе 54 Гражданского кодекса РФ, носит диспозитивный характер (к примеру, относительно ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии).

Регистрация - основа

В соответствии с требованиями положений Гражданского кодекса РФ <1> договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме и подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (на сегодняшний день соответствующим органом является Роспатент). Несоблюдение одного из этих требований приводит к тому, что договор считается ничтожным.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 29.01.1996. N 5. Ст. 410; 05.12.2011. N 49 (ч. I). Ст. 7041.

За последние 5 лет число ежегодно регистрируемых договоров коммерческой концессии (субконцессии) в Роспатенте возросло в несколько раз (рис. 1).

1200 ¦                     1169
     ¦                      --¬
1000 ¦                 940  ¦ ¦
     ¦                 --¬  ¦ ¦
800  ¦                 ¦ ¦  ¦ ¦
     ¦                 ¦ ¦  ¦ ¦
600  ¦            519  ¦ ¦  ¦ ¦
     ¦       401  --¬  ¦ ¦  ¦ ¦
400  ¦  306  --¬  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦
     ¦  --¬  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦
200  ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦
     ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦  ¦ ¦
  0  L--+-+--+-+--+-+--+-+--+-+
       2006 2007 2008 2009 2010

Рис. 1. Число зарегистрированных договоров
коммерческой концессии (субконцессии) в России <1>

--------------------------------
<1> Рисунок построен на основе данных, размещенных на официальном сайте Роспатента: http://www.rupto.ru.

Так, в 2010 году было зарегистрировано на 280% больше договоров коммерческой концессии, чем в 2006 году (1169 и 306 договоров, соответственно). Причем экономический кризис 2008 года в лишний раз продемонстрировал жизнеспособность франчайзинговой технологии: в период кризиса и посткризисные годы число регистрируемых договоров постоянно увеличивалось: в 2010 году было зарегистрировано 1169 договоров коммерческой концессии (субконцессии), что практически на 25% больше, чем в 2009 году (940 договоров), и на 125% больше, чем в 2008 году (519 договоров).
Необходимость обязательной регистрации договоров коммерческой концессии в Роспатенте вызывает множество споров в бизнес-сообществе. Ряд предпринимателей установление законодателем таких требований считают излишним бюрократическим барьером на пути франчайзинга в России, вызывающим дополнительные издержки, в том числе у субъектов малого предпринимательства, приобретающих франшизу. В то же время общая ситуация в области интеллектуальной собственности и в первую очередь нарушения в этой сфере в очередной раз доказывают целесообразность установления требования по обязательной регистрации договоров коммерческой концессии и субконцессии.

Изменчивый франчайзинг

Изменения, внесенные в 2011 году в главу 54 Гражданского кодекса РФ, должны были приблизить ее положения к требованиям международного законодательства в сфере франчайзинга <1>. Пока еще рано делать выводы о том, достиг ли законодатель преследуемой цели.
--------------------------------
<1> Обзор и комментарий к изменениям, внесенным в 2011 году в главу 54 "Коммерческая концессия" Гражданского кодекса РФ, см.: Торговое право. 2012. N 1. С. 44. - Прим. ред.

Традиционно во франчайзинговой системе предусмотрено 2 вида платежей: разовые (вступительный взнос) - паушальный платеж и периодические (регулярные взносы) - роялти. Текстом прежней редакции статьи 1030 Гражданского кодекса РФ было предусмотрено, что "вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей". Такая редакция вызывала несогласие у субъектов рынка, считавших, что подобная норма противоречит сути франчайзинговых отношений, которыми предусмотрены оба вида платежей. В свою очередь, российские предприниматели как до принятия изменений в Гражданский кодекс РФ, так и после них используют 4 основные схемы платежей:
1) только фиксированный разовый платеж (паушальный платеж за приобретение франшизы, вступление во франчайзинговую систему);
2) только периодические платежи (роялти, взносы в рекламный фонд и т.п.);
3) отказ от фиксированного разового и периодических платежей (чаще всего применяются в розничной торговле, когда единственным поставщиком пользователя выступает правообладатель, который все виды платежей уже включил в закупочную цену поставляемого товара), хотя в статье 1027 Гражданского кодекса РФ и предусмотрена платность договора коммерческой концессии: "Одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение" комплекс соответствующих исключительных прав;
4) фиксированный разовый и периодические платежи.

Прогнозы и ожидания

По прогнозам, которые делаются уже сейчас, по мере ожидания развития рынка франшиз все чаще будет использоваться последняя схема, которая в действительности позволяет максимально отразить суть франчайзинговых отношений, так как первоначальный и периодические платежи фактически являются платой за интеллектуальную собственность, за право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав. Периодические платежи также идут у правообладателя на осуществление контроля деятельности пользователя, содержание отдела (департамента) поддержки франчайзи, рекламную поддержку и обучение франчайзи и т.п. Отказываясь от одного из видов платежей, правообладатель в реальности сужает свои обязанности по договору.
Одним из наиболее существенных изменений является возможность установления цен на предприятии пользователя франшизы. До корректировки норм статьи 1033 Гражданского кодекса РФ включать в договор условия об определении цены продажи товара либо верхнего или нижнего предела этих цен было запрещено под угрозой признания таких условий ничтожными.
Однако в связи с тем, что официально термин "франчайзинг" не введен в российскую правовую систему, обязать предпринимателей использовать договор коммерческой концессии для регулирования франчайзинговых отношений между субъектами рынка никто не имеет права. В этой связи ряд предпринимателей во избежание формальностей, вызванных заключением договора коммерческой концессии, заменяют его комплексом договоров, таких как лицензионный договор, договор поставки, договор на оказание услуг, агентский договор.

Программный подход

Существует мнение, что для дальнейшего развития франчайзинговых отношений в России необходимы создание федеральной программы развития франчайзинга и на ее основе разработка региональных программ. По нашему мнению, такой подход сейчас не будет иметь особого смысла и признания, так как в зависимости от отрасли применения должны использоваться различные механизмы поддержки и развития франчайзинговых отношений. В первую очередь в поддержке нуждаются потенциальные франчайзи: индивидуальные предприниматели, микропредприятия и малые предприятия, которым необходим стартовый капитал для открытия предприятия по франшизе. Поэтому отдельные программы развития франчайзинга для всех отраслей экономики будут выглядеть громоздко. В этой связи на региональном уровне целесообразно включать в отраслевые программы и целевые программы поддержки субъектов малого предпринимательства мероприятия, направленные на развитие франчайзинга. Работа в данном направлении в настоящее время уже ведется, правда, весьма медленными темпами.
Рассмотрим существующие примеры включения мероприятий, направленных на развитие франчайзинга, в действующие программные документы. В таблице 1 сгруппированы данные об упоминании франчайзинговой технологии в региональных программных документах.

Таблица 1

Франчайзинг в российских программных документах

-------------------------T------------------------------------------------¬
¦Наименование программно-¦ Положения программного документа, посвященные  ¦
¦    го документа        ¦       франчайзинговой технологии               ¦
+------------------------+------------------------------------------------+
¦Стратегия социально-    ¦Инвестиционный сценарий. Для данного варианта   ¦
¦экономического развития ¦характерны следующие основные черты и тенденции ¦
¦Республики Карелия до   ¦развития: постепенное развитие и внедрение новых¦
¦2020 года <1>           ¦методов и форм межкорпоративных взаимодействий  ¦
¦                        ¦(аутсорсинг, франчайзинг, факторинг).           ¦
¦                        ¦Пример успешной электронной коммерции и         ¦
¦                        ¦франчайзинга в индустрии туризма в дальнейшем   ¦
¦                        ¦будет использован и в других отраслях экономики ¦
¦                        ¦как пример лучшей практики                      ¦
+------------------------+------------------------------------------------+
¦Стратегия социально-    ¦Развитие сферы услуг                            ¦
¦экономического развития ¦Повышение обеспеченности населения основными    ¦
¦Чувашской Республики    ¦видами качественных и безопасных услуг          ¦
¦до 2020 года <2>        ¦Предпосылки:                                    ¦
¦                        ¦- агрессивная маркетинговая политика,           ¦
¦                        ¦профессионализм персонала, совершенствование    ¦
¦                        ¦услуг оптовых организаций, рост стационарной    ¦
¦                        ¦розничной торговли, развитие франчайзинга       ¦
+------------------------+------------------------------------------------+
¦Стратегия развития      ¦Необходимо стимулирование хозяйствующих         ¦
¦потребительской сферы   ¦субъектов отрасли с целью внедрения инновацион- ¦
¦Краснодарского края     ¦ных форматов:                                   ¦
¦до 2020 года <3>        ¦- развитие эффективного инновационного метода   ¦
¦                        ¦- франчайзинг                                   ¦
+------------------------+------------------------------------------------+
¦Городская целевая       ¦Предполагается развитие системных форм          ¦
¦программа развития      ¦организации и интеграции розничной и оптовой    ¦
¦потребительского рынка и¦торговли посредством:                           ¦
¦услуг города Москвы на  ¦- дальнейшего развития сетевых торговых         ¦
¦2010 - 2012 гг. <4>     ¦компаний, в том числе с использованием системы  ¦
¦                        ¦франчайзинга                                    ¦
+------------------------+------------------------------------------------+
¦Республиканская         ¦В условиях экономической нестабильности         ¦
¦программа развития      ¦наиболее эффективными способами ведения бизнеса ¦
¦торговли на 2011 - 2015 ¦в индустрии общественного питания являются      ¦
¦годы <5>, Республика    ¦развитие франчайзинга и внедрение сетевых форм  ¦
¦Башкортостан            ¦организации предприятий общественного питания,  ¦
¦                        ¦прежде всего в сегменте для населения со        ¦
¦                        ¦средним уровнем доходов                         ¦
¦                        ¦Содействие развитию субъектов малого и          ¦
¦                        ¦среднего предпринимательства, действующих в     ¦
¦                        ¦сфере торговли, путем:                          ¦
¦                        ¦повышения доступности информации об объектах    ¦
¦                        ¦недвижимого имущества для субъектов малого и    ¦
¦                        ¦среднего предпринимательства; расширения        ¦
¦                        ¦применения франчайзинга в сфере торговли и      ¦
¦                        ¦общественного питания как средства повышения    ¦
¦                        ¦конкурентоспособности субъектов малого и средне-¦
¦                        ¦го предпринимательства                          ¦
¦                        ¦Совершенствование организации общественного     ¦
¦                        ¦питания, внедрение новых форм обслуживания      ¦
¦                        ¦населения, в том числе путем франчайзинга и     ¦
¦                        ¦развития сетевых форм организации               ¦
¦                        ¦предприятий общественного питания               ¦
+------------------------+------------------------------------------------+
¦Долгосрочная республи-  ¦Гранты начинающим малым предприятиям,           ¦
¦канская целевая         ¦компенсирующие затраты, связанные с созданием   ¦
¦программа "Развитие     ¦собственного бизнеса, - субсидии индивидуальным ¦
¦субъектов малого и      ¦предпринимателям и юридическим лицам -          ¦
¦среднего предпринима-   ¦производителям товаров, работ, услуг,           ¦
¦тельства в Республике   ¦предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной¦
¦Хакасия на 2012 - 2014  ¦основе на условиях долевого финансирования в    ¦
¦годы" <6>               ¦размере 80%, но не более 300 тыс. рублей,       ¦
¦                        ¦следующих расходов: целевых расходов по регист- ¦
¦                        ¦рации юридического лица или индивидуального     ¦
¦                        ¦предпринимателя; расходов, связанных с началом  ¦
¦                        ¦предпринимательской деятельности; выплат по     ¦
¦                        ¦передаче прав на франшизу (паушальный взнос);   ¦
¦                        ¦расходов, связанных с приобретением оборудования¦
¦                        ¦при заключении договора коммерческой концессии  ¦
+------------------------+------------------------------------------------+
¦Областная целевая       ¦Для стартующих субъектов МСП наиболее острой    ¦
¦программа "О развитии   ¦является проблема первоначального капитала.     ¦
¦малого и среднего       ¦Инструменты: микрофинансирование, франчайзинг,  ¦
¦предпринимательства в   ¦лизинг.                                         ¦
¦Оренбургской области" на¦Расчетные цели: рост числа субъектов МСП,       ¦
¦2012 - 2014 годы <7>    ¦рационализация структуры промышленности         ¦
¦                        ¦(по размеру предприятий), устойчивость и        ¦
¦                        ¦маневренность производственного комплекса       ¦
L------------------------+-------------------------------------------------

--------------------------------
<1> Постановление Законодательного Собрания Республики Карелия от 24.06.2010 N 1755-IV ЗС "О Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года" // Собрание законодательства РК. 2010. N 6. Ст. 628.
<2> Закон Чувашской Республики от 04.06.2007 N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года" // Собрание законодательства Чувашской Республики. 2007. N 5. Ст. 247.
<3> Приказ Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 10.12.2010 N 130 "Об утверждении Стратегии развития потребительской сферы Краснодарского края до 2020 года" // СПС "КонсультантПлюс".
<4> Постановление правительства Москвы от 29.12.2009 N 1507-ПП "О Городской целевой программе развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2010 - 2012 гг." // СПС "КонсультантПлюс".
<5> Постановление Правительства РБ от 15.08.2011 N 287 "О Республиканской программе развития торговли на 2011 - 2015 годы" (вместе с "Нормативами минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Республике Башкортостан на 2011 - 2015 годы") // http://gov-rb.ru/doc.php?doc=72017.
<6> Постановление Правительства Республики Хакасия от 20.10.2011 N 677 "Об утверждении долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2012 - 2014 годы" и внесении изменения в приложение 4 к Порядку проведения конкурсного отбора для предоставления в 2011 году грантов (субсидий) на создание и развитие бизнеса начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденному Постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.07.2011 N 471" // http://www.r-19.ru/ mainpage/ documents/ akty/ post_prav/ 13416/ 21388/ 22018.html.
<7> Постановление Правительства Оренбургской области от 26.07.2011 N 647-пп "Об утверждении областной целевой программы "О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области на 2012 - 2014 годы" // http://www.orenburg-gov.ru:8080/ magnoliaPublic/ regportal/ blob?filetype= NPA&filename= 02_09_2.53.5_647- nn_26.07.2011_1.pdf.

В региональных программных документах франчайзинг довольно часто упоминается как метод ведения предпринимательской деятельности, в том числе подчеркивается его эффективность при развитии инфраструктуры рынка и малого предпринимательства. Однако конкретные меры и механизмы поддержки развития франчайзинговых отношений на региональном рынке практически не представлены.

Поддержка франчайзинга

Положительным сдвигом в развитии франчайзинговых отношений на потребительском рынке России в 2011 году является включение в программы развития малого и среднего предпринимательства мероприятий по предоставлению грантов (субсидий) на приобретение франшизы. Так, Программой развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2012 - 2015 годы <1> предусмотрена реализация специальной программы "Субсидирование затрат, связанных с приобретением франшизы по договору коммерческой концессии (франчайзинга)", целью которой является повышение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства за счет снижения затрат начинающих субъектов малого предпринимательства на создание собственного бизнеса. Максимальный размер субсидии одному субъекту малого предпринимательства составляет 50% документально подтвержденных затрат, связанных с заключением и исполнением договора коммерческой концессии (франчайзинга), но не более 100 тысяч рублей (за вычетом налога на добавленную стоимость). Такие же субсидии предусмотрены и в других регионах России. В частности, в письме Минэкономразвития России от 31.10.2011 N 0Г-Д05-1895 "О государственной финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства" <2> разъясняется, что гранты начинающим малым предприятиям на создание собственного дела предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) и приобретение оборудования при заключении договора коммерческой концессии.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".
<2> Там же.

Предполагаемый эффект

Включение подобных мероприятий в программы развития потребительского рынка и торговли должно дать существенный социально-экономический эффект, так как развитие франчайзинговых отношений непосредственно влияет на уровень развития потребительского рынка.
Расширение сферы применения франчайзинга и увеличение числа российских франшиз, а также предприятий франчайзи, среди которых значительную долю должны составить субъекты малого предпринимательства. будут способствовать решению актуальных проблем торговой отрасли (табл. 2).

Таблица 2

Социально-экономический эффект развития
франчайзинговых отношений в регионах России

----------------------T---------------------------¬
¦ Показатели развития ¦ Достигаемые результаты    ¦
¦  франчайзинга на    ¦развития торговой отрасли  ¦
¦   потребительском   ¦ посредством развития      ¦
¦    рынке России     ¦франчайзинговых отношений  ¦
+---------------------+---------------------------+
¦             Экономические индикаторы            ¦
+---------------------T---------------------------+
¦Рост объемов         ¦Развитие сетевых структур  ¦
¦розничного оборота и ¦предприятий розничной      ¦
¦увеличение оборота   ¦торговли за счет создания  ¦
¦розничной торговли   ¦новых российских франшиз,  ¦
¦на душу населения    ¦появления новых            ¦
¦                     ¦правообладателей и         ¦
¦                     ¦увеличения числа           ¦
¦                     ¦предпринимателей,          ¦
¦                     ¦приобретших франшизу.      ¦
¦                     ¦Повышение результативности ¦
¦                     ¦деятельности               ¦
¦                     ¦предпринимателей после     ¦
¦                     ¦приобретения франшизы,     ¦
¦                     ¦улучшение результатов их   ¦
¦                     ¦финансово-экономической    ¦
¦                     ¦деятельности               ¦
+---------------------+---------------------------+
¦Увеличение налоговых ¦Увеличение доли налоговых  ¦
¦поступлений в        ¦поступлений по таким видам ¦
¦бюджеты всех уровней ¦экономической деятельности,¦
¦от организаций       ¦как "Оптовая и розничная   ¦
¦торговли             ¦торговля; ремонт           ¦
¦                     ¦автотранспортных средств,  ¦
¦                     ¦мотоциклов, бытовых        ¦
¦                     ¦изделий и предметов        ¦
¦                     ¦личного пользования, как   ¦
¦                     ¦за счет роста числа        ¦
¦                     ¦предпринимателей,          ¦
¦                     ¦вовлеченных в торговую     ¦
¦                     ¦деятельность и приобретших ¦
¦                     ¦франшизу, так и за счет    ¦
¦                     ¦повышения эффективности    ¦
¦                     ¦деятельности действующих   ¦
¦                     ¦торговых организаций,      ¦
¦                     ¦вошедших во                ¦
¦                     ¦франчайзинговую систему    ¦
+---------------------+---------------------------+
¦          Социальные индикаторы                  ¦
+---------------------T---------------------------+
¦Повышение территориа-¦Снижение  стоимости основ- ¦
¦льной и ценовой      ¦ных видов продовольствен-  ¦
¦доступности товаров  ¦ных товаров путем сокраще- ¦
¦на потребительском   ¦ния числа звеньев          ¦
¦рынке                ¦товародвижения, реализации ¦
¦                     ¦товаров под собственной    ¦
¦                     ¦торговой маркой право-     ¦
¦                     ¦обладателя (франчайзера).  ¦
¦                     ¦Повышение качества и безо- ¦
¦                     ¦пасности реализуемых това- ¦
¦                     ¦ров и оказываемых услуг    ¦
¦                     ¦посредством осуществления  ¦
¦                     ¦правообладателем контроля  ¦
¦                     ¦соблюдения стандартов      ¦
¦                     ¦деятельности пользователем ¦
¦                     ¦франшизы.                  ¦
¦                     ¦Развитие сетевых  торговых ¦
¦                     ¦компаний, работающих в     ¦
¦                     ¦формате "дискаунтер", за   ¦
¦                     ¦счет расширения            ¦
¦                     ¦франчайзинговой сети       ¦
+---------------------+---------------------------+
¦Увеличение количества¦Повышение уровня           ¦
¦введенных в эксплуа- ¦обеспеченности сети и      ¦
¦тацию торговых       ¦максимальное               ¦
¦объектов, рост       ¦приближение торговых       ¦
¦обеспеченности на    ¦организаций к местам       ¦
¦1000 жителей площадью¦проживания населения за    ¦
¦торговых объектов    ¦счет расширения сети       ¦
¦                     ¦предприятий франчайзи  и   ¦
¦                     ¦определения правооблада-   ¦
¦                     ¦телем эффективной сферы    ¦
¦                     ¦развития собственной       ¦
¦                     ¦торговой сети с учетом     ¦
¦                     ¦покупательной способности  ¦
¦                     ¦населения и уровня         ¦
¦                     ¦конкуренции на  рынке.     ¦
¦                     ¦Рост инвестиций в развитие ¦
¦                     ¦инфраструктуры потреби-    ¦
¦                     ¦тельского рынка за счет    ¦
¦                     ¦достижения финансово-      ¦
¦                     ¦инвестиционного синергизма ¦
¦                     ¦внутри франчайзинговой     ¦
¦                     ¦системы и интеграции       ¦
¦                     ¦капитала малого, среднего  ¦
¦                     ¦и крупного бизнеса         ¦
+---------------------+---------------------------+
¦Рост доли            ¦Внедрение в деятельность   ¦
¦современных          ¦региональных торговых      ¦
¦предприятий          ¦организаций прогрессивных  ¦
¦розничной торговли   ¦методов продажи,           ¦
¦(гипермаркетов,      ¦современных информационно- ¦
¦супермаркетов,       ¦коммуникационных           ¦
¦дискаунтеров,        ¦технологий и новых видов   ¦
¦минимаркетов) в      ¦услуг  за счет открытия    ¦
¦общем количестве     ¦предприятия пользователя   ¦
¦предприятий          ¦по новым современным       ¦
¦розничной торговли   ¦технологиям, передачи      ¦
¦                     ¦внутренних стандартов      ¦
¦                     ¦организаций, повышения     ¦
¦                     ¦уровня комфортности,       ¦
¦                     ¦культуры торгового         ¦
¦                     ¦обслуживания, в первую     ¦
¦                     ¦очередь  стандартов        ¦
¦                     ¦мерчандайзинга и           ¦
¦                     ¦переоснащения торговых     ¦
¦                     ¦предприятий пользователя,  ¦
¦                     ¦внедрения                  ¦
¦                     ¦внутрикорпоративных        ¦
¦                     ¦информационных систем.     ¦
¦                     ¦Использование современных  ¦
¦                     ¦форм торгового менеджмента ¦
¦                     ¦во франчайзинговой         ¦
¦                     ¦системе. Автоматизация     ¦
¦                     ¦деятельности субъектов     ¦
¦                     ¦франчайзинговой системы    ¦
¦                     ¦для обеспечения эффектив-  ¦
¦                     ¦ного управления,           ¦
¦                     ¦оптимизации состояния      ¦
¦                     ¦складских запасов,         ¦
¦                     ¦структурирования и         ¦
¦                     ¦управления взаиморасчетов  ¦
¦                     ¦с поставщиками и           ¦
¦                     ¦покупателями               ¦
+---------------------+---------------------------+
¦Рост числа малых и   ¦Совершенствование          ¦
¦средних предприятий, ¦механизма поддержки        ¦
¦включая              ¦субъектов малого и         ¦
¦микропредприятия, и  ¦среднего                   ¦
¦результативности их  ¦предпринимательства        ¦
¦деятельности         ¦посредством применения:    ¦
¦                     ¦- государственных грантов  ¦
¦                     ¦на открытие новых          ¦
¦                     ¦предприятий - пользователей¦
¦                     ¦франшизы (франчайзи);      ¦
¦                     ¦- специальных программ     ¦
¦                     ¦франчайзера (лизинга       ¦
¦                     ¦оборудования, товарных     ¦
¦                     ¦кредитов и т.п.)           ¦
+---------------------+---------------------------+
¦Увеличение доли      ¦Обеспечение создания новых ¦
¦квалифицированных    ¦рабочих мест за счет       ¦
¦кадров, работающих в ¦строительства новых        ¦
¦торговой отрасли     ¦торговых объектов по стан- ¦
¦                     ¦дартам правообладателя и   ¦
¦                     ¦(или) модернизация         ¦
¦                     ¦действующих торговых       ¦
¦                     ¦предприятий в соответствии ¦
¦                     ¦с требованиями франшизы.   ¦
¦                     ¦Повышение уровня           ¦
¦                     ¦подготовки кадров в сфере  ¦
¦                     ¦торговли за счет           ¦
¦                     ¦проведения обучения,       ¦
¦                     ¦контроля и аттестации      ¦
¦                     ¦сотрудников пользователя и ¦
¦                     ¦держателя франшизы.        ¦
¦                     ¦Осуществление кадровой     ¦
¦                     ¦политики, интегрированной  ¦
¦                     ¦с управленческой,          ¦
¦                     ¦инвестиционной,            ¦
¦                     ¦финансовой, маркетинговой  ¦
¦                     ¦и производственной         ¦
¦                     ¦политикой внутри           ¦
¦                     ¦франчайзинговой системы.   ¦
¦                     ¦Проведение мероприятий по  ¦
¦                     ¦охране труда               ¦
¦                     ¦правообладателем на пред-  ¦
¦                     ¦приятиях пользователя      ¦
¦                     ¦франшизы                   ¦
L---------------------+----------------------------

Итог

Естественно, на развитие франчайзинговых отношений будет непосредственно влиять рост осведомленности предпринимательского сообщества о франчайзинговой технологии. В этой связи в регионах России необходимо проведение образовательных мероприятий, посвященных франчайзингу и заключению договоров коммерческой концессии. В настоящее время, несмотря на появившийся у предпринимателей интерес к франчайзингу, четкое понимание технологии его применения все же отсутствует. Решению этой проблемы будет способствовать проведение конференций, круглых столов и прочих мероприятий на региональном и местном уровнях, а также обучение начинающих и действующих предпринимателей в этой сфере.
Наличие положительных примеров формирования франчайзинговых отношений на российском рынке может стать наилучшей рекламой для франчайзинга и будет способствовать его дальнейшему устойчивому развитию. При этом первостепенным мероприятием для национального законопорядка и правовой практики является четкое определение и понимание сходства и различия понятий "коммерческая концессия" и "франчайзинг".

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Правовая природа и применение коммерческой концессии и франчайзинга в государствах - членах Евразийского экономического союза (Джинджолия К.К.)

Дата размещения статьи: 22.12.2021

подробнее>>

Теоретические и практические проблемы соотношения договора коммерческой концессии и франчайзинга (Кулеева И.Ю.)

Дата размещения статьи: 28.05.2021

подробнее>>

Как правильно пользоваться брендом. Правовые основы договора франшизы (Абидуева Е.)

Дата размещения статьи: 24.10.2017

подробнее>>

Проблемы и перспективы развития франчайзинга в России в условиях кризиса (Санготра Д.)

Дата размещения статьи: 22.07.2015

подробнее>>

О месте франчайзинга в системе правового регулирования инвестиционной деятельности (Титова М.Н.)

Дата размещения статьи: 24.12.2014

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2022
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.