Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Раздельный учет НДС: правило 5 процентов (комментарий к Письму Минфина России от 2 августа 2012 г. N 03-07-11/223) (Суханова Э.)

Раздельный учет НДС: правило 5 процентов (комментарий к Письму Минфина России от 2 августа 2012 г. N 03-07-11/223) (Суханова Э.)

Дата размещения статьи: 24.10.2012

Налоговый кодекс позволяет отказаться от ведения раздельного учета НДС и принимать "входной" налог к вычету в общем порядке, если совокупные расходы на производство товаров, работ, услуг и пр., реализация которых не облагается НДС, в налоговом периоде не превышают пяти процентов от общей суммы производственных расходов. Учитывается ли при расчете таковых после 1 октября 2011 г. часть общехозяйственных расходов, относящаяся к не облагаемым НДС операциям?

Обязанность по ведению раздельного учета "входного" НДС возникает у налогоплательщика в случае осуществления им как облагаемых этим налогом операций, так и освобожденных от него (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК). В этом случае в части, приходящейся на облагаемые НДС операции, "входной" налог по приобретениям, используемым одновременно в обоих видах операций, может быть принят к вычету, а в части, относящейся к необлагаемым операциям, - должен быть учтен в стоимости товара. Распределяется сумма налога на основе пропорции, которая рассчитывается исходя из стоимости отгруженных товаров, реализация которых не подлежит налогообложению (освобождена от налогообложения), в общей стоимости товаров, отгруженных за налоговый период (абз. 5 п. 4 ст. 170 НК). При этом п. 4 ст. 170 Налогового кодекса предусмотрено, что при отсутствии раздельного учета НДС суммы "входного" налога ни вычету не подлежат, ни в расходы по налогу на прибыль не включаются. Исключение - случаи, когда доля операций, не подлежащих обложению НДС, в деятельности общества в принципе или в отдельном налоговом периоде невелика. Правда, определять ее необходимо исходя уже отнюдь не из стоимости отгруженных товаров.
Согласно абз. 9 п. 4 ст. 170 Налогового кодекса налогоплательщик имеет право не применять положения о раздельном учете в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализация которых не подлежит налогообложению, не превышает 5 процентов от общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и реализацию продукции. В таком случае "входной" НДС он вправе в полном объеме принимать к вычету, даже если соответствующие ценности в том числе служат для не облагаемых НДС операций.
При этом расходы непосредственно на приобретение продукции в данной норме поименованы лишь с 1 октября 2011 г. (Закон от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ). Это означает, что с IV квартала 2011 г. воспользоваться правилом пяти процентов, не опасаясь претензий налоговиков, могут и налогоплательщики, занимающиеся торговлей. В остальном же, как заявили представители Минфина России в комментируемом Письме от 2 августа 2012 г. N 03-07-11/223, порядок определения совокупных расходов на производство не изменился.

Среди прочего эксперты как Минфина России, так и ФНС России всегда настаивали, что для расчета предельного размера расходов по не облагаемым НДС операциям следует использовать как прямые, так и общехозяйственные затраты, приходящиеся на необлагаемые операции (Письма Минфина России от 10 ноября 2011 г. N 03-07-11/307, ФНС России от 13 ноября 2008 г. N ШС-6-3/827@). Аналогичным образом и в комментируемом Письме финансисты указали, что при определении совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг, имущественных прав), реализация которых не подлежит налогообложению, должны учитываться все расходы, относящиеся к таким операциям, в том числе и соответствующая часть общехозяйственных затрат.
Между тем по общему правилу если Налоговым кодексом не определен порядок расчета того или иного показателя, то налогоплательщик вправе использовать любой избранный им способ, просто закрепив его в учетной политике. Например, судьи ФАС Поволжского округа в Постановлении от 23 июля 2008 г. N А06-333/08 признали правомерным тот факт, что налогоплательщиком при определении доли расходов на не облагаемые НДС операции учитывались только прямые затраты. Аргументировали свой вывод арбитры тем, что именно такой способ был закреплен им в учетной политике. Однако арбитражная практика по рассматриваемой проблеме, мягко говоря, немногочисленна. В то же время, к примеру, специалисты Федеральной налоговой службы, признавая, что порядок определения совокупных расходов устанавливается налогоплательщиком самостоятельно, от своих настоятельных рекомендаций не отказываются (Письмо ФНС России от 22 марта 2011 г. N КЕ-4-3/4475).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Акты высших судебных органов как средство гармонизации российского гражданского процессуального права (Самсонов Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

К вопросу об отмене экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты (Горбунова Е.Н.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Особые пошлины: практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин (Мокров Г.Г.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Правовое обеспечение учета экологических требований при территориальном планировании (Кичигин Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Порядок осуществления контроля за расходами отдельных категорий лиц: проблемы и пути решения (Цирин А.М., Севальнев В.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи