Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > "Обособленный" порядок постановки на налоговый учет (Пасторин Б.)

"Обособленный" порядок постановки на налоговый учет (Пасторин Б.)

Дата размещения статьи: 24.10.2012

Нарушение порядка постановки на учет в налоговых органах, в том числе ведение деятельности и вовсе без регистрации, можно отнести к налоговым правонарушениям со всеми вытекающими последствиями. По основному месту нахождения, а также по месту "прописки" филиалов и представительств налоговики зарегистрируют организацию автоматически на основании сведений из ЕГРЮЛ. Однако это не освобождает компанию от постановки на учет по месту расположения иных обособленных подразделений. Другое дело, что не всегда очевидно, является ли территориально обособленная от организации структурная единица именно "обособленцем".

Статьей 116 Налогового кодекса предусмотрена налоговая ответственность за несоблюдение порядка постановки на учет в налоговом органе. При этом возможны два состава правонарушения. Во-первых, штрафные санкции в размере 10 000 руб. установлены за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет по основаниям, прописанным в Кодексе (п. 1 ст. 116 НК). Во-вторых, п. 2 ст. 116 НК предусмотрены штрафные санкции за ведение деятельности без постановки на налоговый учет. В этом случае бюджету достанется 10 процентов дохода от такой деятельности, но не менее 40 000 руб.

Постановка на учет "автоматом"

Согласно п. 1 ст. 83 Налогового кодекса в целях налогового контроля организация подлежит постановке на учет по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений. При этом п. 3 ст. 83 Кодекса предусмотрено, что по месту "прописки" самой компании, а также ее филиалов и представительств постановка на учет производится на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Дело в том, что соответствующие адреса должны содержаться в учредительных документах фирмы, представляемых в ФНС при регистрации организации (п. 3 ст. 54, п. 3 ст. 55 ГК). И даже если филиал или представительство открыты компанией много позже создания ее самой, данное событие прежде всего обязывает внести сведения о них в учредительные документы и в ЕГРЮЛ. На основании этих данных организация и будет поставлена на учет по месту нахождения новых структурных единиц.
Однако если речь идет о применении норм Налогового кодекса, то понятие "обособленное подразделение" гораздо шире понятия "филиал" или "представительство" (Письмо Минфина России от 5 августа 2011 г. N 03-02-07/1-278).
Так, в соответствии с п. 1 ст. 55 Гражданского кодекса представительство - это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. В свою очередь, п. 2 ст. 55 Кодекса филиал определен как подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Между тем п. 2 ст. 11 Налогового кодекса установлено, что под обособленным подразделением следует понимать любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом таковым структурная единица признается независимо от того, отражено или нет ее создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми она наделена.
Таким образом, законодательство допускает наличие у организации обособленных подразделений, не являющихся ни филиалом, ни представительством, сведения о которых в учредительных документах, а значит, и в ЕГРЮЛ, не отражаются. При этом обязанность встать на налоговый учет по месту их нахождения за компанией остается. И в этом процессе фирме придется уже участвовать, а вернее, даже запустить его.

Сообщение о создании "обособленца"

Согласно п. 4 ст. 83 Налогового кодекса постановка на учет по месту нахождения обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) производится налоговиками на основании сообщений, представляемых организацией. Направить такое сообщение компания должна в инспекцию по месту своего нахождения в течение одного месяца со дня создания структурной единицы. На основании отраженных в нем сведений налоговики должны обеспечить постановку организации на учет по "обособленному" месту нахождения. Иными словами, определить соответствующую инспекцию и связаться с ее сотрудниками "обособленцы" должны самостоятельно (п. 10 ст. 83 НК, Письмо ФНС России от 3 сентября 2010 г. N МН-37-6/10623@).
Форма сообщения о создании "обособленца" и Порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. N ММВ-7-6/362@ (далее - Порядок). Направить сообщение можно лично или через представителя, заказным письмом - по почте или в электронной форме - по телекоммуникационным каналам связи. В последнем случае сообщение должно быть заверено квалифицированной электронной подписью лица, подающего его, или представителя такового. Электронный Формат сообщения также утвержден Приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. N ММВ-7-6/362@.
Прежде всего в сообщении указываются основные реквизиты самой организации: ИНН, КПП, ОГРН и наименование. Также проставляется код ИФНС, в которую подается документ.
При указании вида сообщения в соответствующем поле указывается "1" - "извещение о создании обособленного подразделения". Дело в том, что та же форма документа используется для сообщения в ИФНС о внесении изменений в сведения о структурной единице, например при смене ее наименования или места нахождения.
Сообщение может представляться в отношении сразу нескольких обособленных подразделений. На первой странице документа при этом отражается их количество, на второй - наименование, адрес и дата создания структурной единицы. Но вторая страница сообщения в данном случае заполняется в отношении каждого "обособленца" отдельно.
При заполнении раздела "Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящем сообщении, подтверждаю" в первую очередь отражается один из следующих кодов: "3" - "руководитель организации", "4" - "представитель организации". В соответствии с данным кодом указываются Ф.И.О., ИНН (при наличии), контактный телефон и e-mail руководителя или представителя. При указании кода "4" отражается также наименование документа, подтверждающего полномочия представителя. Вполне понятно, что подписано сообщение также должно быть в соответствии с указанным кодом руководителем или представителем организации.
Представлять вместе с сообщением какие-либо документы, подтверждающие создание обособленного подразделения, не нужно (Письмо ФНС России от 3 сентября 2010 г. N МН-37-6/10623@).

Уведомление о выборе налоговой инспекции

Согласно п. 4 ст. 83 Налогового кодекса постановка на учет сразу нескольких обособленных подразделений компании может быть произведена в инспекции по месту нахождения одного из них. Это возможно, если все они расположены в одном муниципальном образовании либо в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам. При этом выбрать ИФНС, в которой следует зарегистрировать структурные единицы, налогоплательщик вправе самостоятельно. Для этого ему нужно направить в инспекцию по основному месту учета уведомление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. N ЯК-7-6/488@.
Порядок заполнения уведомления, по сути, аналогичен Порядку заполнения сообщения. Дополнительно в нем указывается код налоговой инспекции, выбранной для постановки на учет, а также, на второй странице, - вид структурной единицы (филиал, представительство, иное). Кроме того, в документе можно отметить, что "по умолчанию" все вновь создаваемые филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, расположенные в том же муниципальном образовании или городе, в дальнейшем также подлежат постановке на учет в выбранной налоговой инспекции.
Таким образом, по большому счету сам порядок постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения не представляет какой-либо сложности. Проблема заключается в том, что не всегда можно однозначно определить дату создания структурной единицы, с которой ведется отсчет срока на подачу заявления о постановке на учет, а то и сам факт наличия "обособленца".

А есть ли подразделение?

Исходя из содержания понятия "обособленное подразделение", приведенного в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса, определяющими признаками такой структурной единицы являются, во-первых, территориальная удаленность, а во-вторых, наличие стационарных, то есть созданных на срок более месяца, рабочих мест. При отсутствии хотя бы одного из них о создании обособленного подразделения не может быть и речи (Письмо ФНС России от 29 декабря 2006 г. N ШТ-6-09/1275@).
Территориальная обособленность. Как разъясняют специалисты Минфина России, обязанность сообщить в налоговую инспекцию о создании обособленного подразделения возникает у организации в том случае, когда ею ведется деятельность посредством создания оборудованных стационарных рабочих мест, находящихся по адресу, отличному от места нахождения компании (Письмо ведомства от 12 января 2010 г. N 03-02-07/1-6). При этом не имеет значения тот факт, что на территории соответствующего муниципального образования подведомственного одной ИФНС, уже состоит на учете головной офис фирм или иное подразделение (Письмо Минфина России от 2 сентября 2011 г. N 03-02-07/1-314). Исходя из этого, можно сделать вывод, что территориально обособленным следует считать любой адрес, отличный от места государственной регистрации организации.
Вместе с тем в арбитражной практике можно найти и иную трактовку понятия территориальной обособленности. Так, некоторые судьи в данном случае как раз исходят из того, подконтрольно место расположения структурной единицы или нет тому же налоговому органу, в котором состоит на учете головная организация (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 2 ноября 2007 г. по делу N А26-11293/2005, ФАС Северо-Кавказского округа от 20 июня 2007 г. N Ф08-3590/2007-1449А). В частности, в п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 налогоплательщик, уже состоящий на учете по одному из предусмотренных Налоговым кодексом оснований, не может быть привлечен к ответственности за неподачу заявления о повторной постановке на учет в той же ИФНС, но по иному поводу. Однако следует учитывать, что подобная арбитражная практика сложилась в период действия старой редакции ст. 83 Налогового кодекса, когда эта норма закона освобождала от обязанности встать на учет в ИФНС по "обособленному" адресу, если компания уже зарегистрирована в соответствующей инспекции по иному основанию. С другой стороны, это означало, что компании нет нужды подавать заявление о постановке на учет, но сообщить о создании подразделения она все же была обязана.
Стационарные рабочие места. Согласно ст. 209 Трудового кодекса рабочим признается место, где сотрудник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК). Исходя из этого определения, можно выделить два определяющих фактора, при наличии которых можно говорить о создании рабочего места.
Во-первых, о создании рабочего места речь не может идти при отсутствии самого работника, исполняющего на этом месте трудовые обязанности. При этом работник - это физлицо, с которым у компании заключен именно трудовой договор, а не гражданско-правовой договор (Письмо МНС России от 29 апреля 2004 г. N 09-3-02/1912, Постановление ФАС Московского округа от 29 января 2008 г. N КА-А40/14894-07). Как указали специалисты ФНС России в Письме от 29 декабря 2006 г. N ШТ-6-09/1275@, обособленное подразделение не образуется при установке банкомата или платежного терминала. Не возникает "обособленца" и по месту нахождения недвижимого имущества организации, на территории которого отсутствуют работники, если оно полностью сдается в аренду (Письмо УФНС России по г. Москве от 22 марта 2005 г. N 20-12/19402, Постановление ФАС Московского округа от 13 августа 2009 г. N КА-А40/7409-09).
Во-вторых, о создании рабочего места может идти речь лишь тогда, когда работодателем (или по его инициативе) созданы условия (оборудовано специальное место) для выполнения работником трудовых обязанностей. В связи с этим, в частности, чиновники указывают, что не возникает обособленного подразделения при привлечении региональных торговых представителей, работа которых носит разъездной характер и в принципе не требует создания специальных рабочих мест (Письмо Минфина России от 28 июля 2011 г. N 03-02-07/1-265).
При этом форма организации работ (будь то вахтовый метод или командировка) сама по себе определяющим фактором не является. Такой позиции придерживается ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлениях от 29 ноября 2006 г. N Ф08-6161/2006-2552А и от 21 сентября 2006 г. N Ф08-4234/2006-1814А. Не имеет значения, как указали специалисты Минфина России в Письме от 3 сентября 2012 г. N 03-02-07/1-211, и фактическое время нахождения конкретного работника на рабочем месте, если деятельность через подразделения с помощью его ведется более месяца.

Сомнения развеют налоговики

По большому счету представители как Минфина, так и ФНС предпочитают не давать однозначных ответов, когда имеет место создание обособленного подразделения, а когда - нет. Более того, в случае если чиновники начинают высказываться более определенно, может статься, что их позиции вступят в противоречие друг с другом, как, например, в отношении признания обособленным подразделением местожительства работника организации, трудящегося на дому (Письма Минфина России от 24 мая 2006 г. N 03-02-07/1-129, от 18 января 2011 г. N ПА-4-6/449).
В связи с этим представители финансового ведомства каждый раз, в том числе и в Письме от 3 сентября 2012 г. N 03-02-07/1-211, указывают, что в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом (п. 9 ст. 83 НК). И возможно, что во избежание недоразумений это действительно наилучший вариант - изначально позволить налоговикам оценить ситуацию. Для этого руководству фирмы необходимо представить в ИФНС сведения о существенных условиях договоров, заключенных между организацией и ее работниками, и о других фактических обстоятельствах ведения деятельности вне места ее нахождения.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи