Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Строительство > Добровольная сертификация в условиях функционирования саморегулируемых организаций строителей (Еременко М.А.)

Добровольная сертификация в условиях функционирования саморегулируемых организаций строителей (Еременко М.А.)

Дата размещения статьи: 10.11.2012

Субъекты предпринимательской деятельности в области строительства в настоящее время существуют в условиях функционирования саморегулируемых организаций. Данный правовой институт имеет свои достоинства и недостатки. Последние обусловлены, как правило, ошибками или недоработками в его нормативной регламентации.
Одним из камней преткновения является добровольная по своей правовой природе, но обязательная в ряде случаев по закону <1> сертификация систем менеджмента (управления) качества по ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008).
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов" // СПС "КонсультантПлюс".

Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено право саморегулируемых организаций строителей, проектировщиков, инженеров-изыскателей устанавливать обязательные требования к своим членам по наличию сертификатов соответствия ИСО 9001, выданных российскими или зарубежными органами по сертификации.
В восьмидесятых годах прошлого столетия Международная организация по стандартизации (International Standartization Organization, ISO) разработала стандарт ISO 9001, который содержит требования к системе управления качеством. Соответствие этому стандарту подтверждается посредством прохождения процедуры сертификации и получения сертификата соответствия.
Российская Федерация является членом ISO. Она представлена в ней Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Российский ГОСТ Р ИСО 9001-2008 - это аутентичная версия международного стандарта.
Содержание положений ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (Системы менеджмента качества. Требования), а также ГОСТ Р ИСО 9000-2008 (Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь) позволяет сделать вывод, что система менеджмента качества (СМК), являясь системой менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству, представляет собой совокупность взаимосвязанных и документированных процессов организации, управляемых с целью постоянного соблюдения выявленных критериев качества выпускаемой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг, сокращения брака и иных несоответствий на всех этапах деятельности субъекта, вплоть до получения потребителем конечного результата (продукта) <2>.
--------------------------------
<2> См.: "ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования", утв. Приказом Ростехрегулирования от 18 декабря 2008 г. N 471-ст // СПС "КонсультантПлюс".

Процесс построения СМК, заложенный в стандартах ISO, представляет собой, по сути, подход к усовершенствованию системы управления через ориентацию ее на потребности потребителей и оптимизацию бизнес-процессов.
Разработанная, внедренная и поддерживаемая СМК помогает организации обеспечить прослеживаемость жизненного цикла продукции, постоянно производить продукцию, удовлетворяющую требованиям потребителей, повысить результативность ее деятельности, улучшить эффективность производства.
Получив право требовать сертификаты соответствия стандарту ИСО 9001 у своих членов и вновь вступающих субъектов предпринимательской деятельности в сфере строительства, немалая часть ныне зарегистрированных саморегулируемых организаций (СРО) им воспользовалась, что привело к протестам профессионального сообщества.
Процедура разработки и внедрения СМК и последующая сертификация требует от организации воли руководства, ощутимых временных и финансовых затрат, что вкупе с обязательными взносами в компенсационный фонд, а также членскими и страховыми платежами ставит предпринимателя (особенно представителей малого бизнеса) в неблагоприятное положение.
Напомним, что членство в СРО за некоторыми исключениями является для строительного бизнеса, в том числе малого и среднего, безальтернативным способом допуска на рынок и легитимизации своей деятельности.
При этом необходимо понимать, что российская система саморегулирования строительной отрасли обладает рядом особенностей, по сравнению, например, с большинством зарубежных. Она не была результатом процесса самоорганизации субъектов предпринимательской деятельности. Данный институт был введен государством посредством делегирования части своих полномочий СРО. Профессиональные предпринимательские объединения наделяются полномочиями по осуществлению отдельных функций государственных органов посредством включения в специализированный государственный реестр. Статус "саморегулируемая организация" показывает общественности, что указанная некоммерческая организация удовлетворяет требованиям, предъявляемым к лицам, осуществляющим государственные функции, а ее члены обеспечивают повышенный уровень защиты прав и законных интересов потребителей своих работ и услуг. Правовая природа управления СРО раскрывается во взаимосвязи, взаимозависимости частноправовых и публично-правовых элементов в регулировании предпринимательской или профессиональной деятельности. Управление в СРО невозможно без отношений экономической субординации и властных распорядительных полномочий и, таким образом, без публично-правовых методов регулирования. Органы государственной власти делегировали СРО функции по координации и контролю деятельности своих членов <3>. На основе этого проявляется принцип учреждения в управлении СРО своими членами. "Можно сказать, что саморегулирование - это передача через аутсорсинг от государства профессиональному сообществу функции регулирования. Государство контролирует уже работу СРО, а не каждую организацию по отдельности" [1].
--------------------------------
<3> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2005 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева" // Российская газета. 2005. 19 декабря.

Один из специалистов поясняет, что существенные отличия СРО от иных видов некоммерческих организаций заключаются не в наличии каких-то особых имущественных или организационных признаков (например, они так же, как и большинство некоммерческих организаций, обладают имуществом на праве собственности; система органов управления в СРО в целом схожа с аналогичной системой в иных организациях), а в тех функциях и задачах, которые призваны выполнять СРО в соответствии с действующим законодательством (регулирование и контроль над предпринимательской деятельностью) [2]. Таким образом, СРО наделены рядом властных полномочий, позволяющих им осуществлять допуск на рынок предпринимателей и контроль над их деятельностью.
Государственный регулятор также прямо обязывает субъектов предпринимательской деятельности в строительстве проходить добровольную сертификацию по стандарту ИСО 9001. Такие требования были установлены в Постановлении Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов".
Между тем добровольное подтверждение соответствия проводится только в добровольном порядке при обеспечении свободного выбора системы добровольной сертификации.
По мнению Президента СРО НП "Альянс предприятий строительного комплекса" (СРО НП "АПСК"), "...если компания существует и успешно действует на рынке своей сферы деятельности - значит, у нее существует такая система управления, которая и обеспечивает ей успех. И получение сертификата, чтобы лишний раз подтвердить качество управления организацией, нам представляется не всегда оправданной тратой времени и денег компании, необходимость этой меры должна определять сама компания. Мы не собираемся создавать дополнительных препон деятельности наших членов, наоборот, мы видим своей задачей всестороннюю поддержку и обеспечение функционирования наших партнеров" <4>.
--------------------------------
<4> Интервью Самохина А.Н. информационному порталу "Все о саморегулировании" // URL: http:// www.all-sro.ru/ interview/ samohin-an-o-samoregulirovanii-v-stroitelnoi-sfere.

Пожалуй, оспаривать актуальность внедрения СМК в современной российской строительной отрасли никто не будет - это стабильность и успех, основанные на эффективном управлении. Успешно пройденная сертификация СМК - это демонстрация строгого соответствия требованиям стандарта, который имеет своей целью обеспечение качества на всех этапах производства продукции, осуществления работ или оказания услуг. Имея сертификат ИСО 9001, строительная компания демонстрирует наличие высокого уровня производства и гарантирует качество выполняемых работ, выходя на новый, более высокий уровень конкурентоспособности.
В то же время напомним, что Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" содержит принципы добровольного подтверждения соответствия, которые вступают в противоречие с вышеуказанными требованиями, в частности, принцип "недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации".
Обязательная сертификация в Российской Федерации установлена лишь для строго определенного перечня продукции. "Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации" (см.: Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ).
Таким образом, обязательное подтверждение соответствия по российскому законодательству предусмотрено только для продукции, но не для систем управления.
Налицо коллизия в законодательстве, решение которой представляется возможным посредством исключения указанных положений из Градостроительного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207.
Заметим, что некоторые представители научного сообщества считают предоставление СРО права требования наличия сертификатов ИСО 9001 не только законным, но и недостаточным, предлагая установление обязательного требования сертификатов ИСО для всех членов СРО [3]. При этом, по сути, пренебрежение к существующему законодательству и рыночным принципам экономики приводит к заключению об отсутствии понимания поднятой проблематики не только среди законотворцев, но и в научном (экспертном) сообществе. Считаем данную точку зрения ошибочной, не основанной на тщательном юридическом анализе и не подкрепленной экономической целесообразностью.
Западные страны, например Германия, используют указанный стандарт в добровольном порядке, имея, как и большинство стран, законодательные требования к различного рода товарам, но не к системам управления предприятием. Основополагающий стандарт DIN 820 (DIN признается национальным органом по стандартизации в Германии и представителем Германии в наднациональных организациях по стандартизации) определяет принципы деятельности немецкой национальной организации по стандартизации. Одним из главных принципов является добровольность, которая обеспечивается правом любого лица принимать участие в создании стандарта, а нормативные документы носят рекомендательный характер <5>.
--------------------------------
<5> Немецкая стратегия стандартизации. DIN Deutsches Institut for Normung Burggrafenstrasse 6 DE-10787 Berlin // URL:http:// www.all-sro.ru/ interview/ samohin-an-o-samoregulirovanii-v-stroitelnoi-sfere.

Еще раз отметим, что внедрение и сертификация СМК по стандарту ИСО 9001 является правом строительной организации и не должно вменяться как обязанность со стороны СРО или государства. В связи с этим предлагаем исключить п. 5 ч. 12 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ, предполагающий право СРО устанавливать обязательные требования к наличию сертификатов ИСО 9001, а также п. 9 приложения N 1 и подп. 6 приложений N 2 и 3 Постановления Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов", не просто предоставляющие СРО право, а устанавливающие по умолчанию обязательные требования к наличию сертифицированных СМК.

Список литературы

1. Плескачевский В. Саморегулирование в строительстве привело к появлению новых видов коррупции // Российская бизнес-газета. 2010. N 744(11).
2. Басова А.А. Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
3. Романов Ю.А. Правовое положение саморегулируемых организаций в строительной сфере по законодательству Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Строительство на арендованном земельном участке в интересах третьего лица: варианты оформления отношений (Полякова В.Э.)

Дата размещения статьи: 14.03.2018

подробнее>>

Механизмы защиты прав участника долевого строительства (Глазунова Е.)

Дата размещения статьи: 20.12.2017

подробнее>>

Виды и состав градостроительных правоотношений (Болтанова Е.С.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Продажа объектов незавершенного строительства: налоговые риски (Стародубцева И.)

Дата размещения статьи: 31.10.2017

подробнее>>

Новые хитрые схемы повышения цены для заказчика строительства (Антонов К.)

Дата размещения статьи: 26.10.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта