Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Игорная деятельность > Привлечение к уголовной ответственности организатора незаконных азартных игр (Теллин Д.А., Осипов Н.В.)

Привлечение к уголовной ответственности организатора незаконных азартных игр (Теллин Д.А., Осипов Н.В.)

Дата размещения статьи: 12.11.2012

Теллин Дмитрий Ардалионович, начальник отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Чувашской Республики.

Осипов Николай Владимирович, заместитель начальника отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Чувашской Республики, кандидат юридических наук.


Актуальность борьбы правоохранительных органов с организаторами незаконных азартных игр не снижается, однако для эффективного пресечения этой антиобщественной деятельности требуется дополнительное законодательное регулирование.

Несмотря на законодательный запрет проведения азартных игр на территории Российской Федерации за исключением специально отведенных зон, подпольные игровые залы продолжают свое существование. Вред от такой незаконной деятельности заключается не только в том, что у потенциальных игроков формируется так называемая игровая зависимость, в результате которой граждане готовы отдать последние денежные средства в надежде получить большой выигрыш, но и в том, что полученный теневой капитал направляется как в легальный бизнес, так и на воспроизводство преступной деятельности.
Поскольку предприимчивые дельцы скрывают деятельность своих незаконных заведений по всем правилам конспирации, установить их местонахождение, а тем более проникнуть в игровые залы сложно, для этого требуется тщательная предварительная подготовка.
Складывающаяся в Чувашской Республике с 1 июля 2009 г. практика прокурорского надзора свидетельствует, что одним из эффективных способов противодействия организаторам азартных игр является пресечение деятельности незаконных игорных заведений в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, в совокупности с полномочиями оперативных служб, предусмотренных Федеральным законом от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности".
После официального запрета проведения азартных игр их организаторы на территории республики не прекратили свою деятельность, а, используя несовершенство Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях", вновь открыли свои заведения, фактически занимаясь незаконной предпринимательской деятельностью под видом проведения различного рода стимулирующих лотерей.

Несмотря на многочисленные жалобы граждан о функционировании игорных заведений, при проведении сотрудниками прокуратуры проверок владельцы заведений предъявляли разрешительные документы на проведение лотерей с помощью лотерейного оборудования (тех же игровых аппаратов), стимулирующих продажи полиграфической продукции (листовок, календарей), ручек, карандашей и т.п. При этом в самих игровых аппаратах не было купюроприемников, а электронные платы содержали программы, которые, согласно представленным на аппараты документам, не являлись игровыми.
Так как специальных норм федерального законодательства, регулирующего ответственность организаторов проведения незаконных азартных игр (коими являлись юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также физические лица), не было, на практике оценка законности деятельности указанных лиц правоохранительными органами давалась с позиции осуществления ими незаконного предпринимательства, ответственность за совершение которого предусматривалась ст. 171 УК либо ч. 2 ст. 14.1 КоАП.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" лицензирование игорной деятельности вне создаваемых зон отменено, а Федеральным законом от 7 апреля 2010 г. N 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предпринимательская деятельность с нарушением условий лицензирования была декриминализирована и существенно увеличен необходимый для привлечения к уголовной ответственности размер полученного преступного дохода (по ч. 1 ст. 171 УК с 250 тыс. руб. до 1,5 млн. руб. и по ч. 2 ст. 171 УК с 1 млн. руб. до 6 млн. руб.).
Указанные изменения законодательства существенно осложнили работу правоохранительных органов по пресечению незаконной деятельности, поскольку результаты проверок свидетельствовали о том, что такого рода незаконная предпринимательская деятельность в подавляющем большинстве случаев осуществлялась с извлечением дохода в размерах, недостаточных для привлечения к уголовной ответственности. Арбитражная практика также складывалась не в пользу прокуроров, направлявших иски о привлечении организаторов незаконной игорной деятельности к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП.
Все указанное привело к тому, что после вынесения процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращении административных производств изъятые игровые автоматы возвращались владельцам, которые продолжали их эксплуатировать, извлекая незаконный доход.
В результате игровые залы под вывеской лотерейных клубов в Чувашской Республике стали работать открыто, и их количество существенно увеличилось по сравнению с тем количеством игорных залов, которые функционировали до запрета.

Изучение материалов прокурорских проверок игровых залов, имеющихся в них объяснений граждан свидетельствовало о том, что фактически в указанных заведениях организаторы осуществляли незаконную предпринимательскую деятельность по организации и проведению азартных игр, а представляемая для проверки разрешительная документация была не более чем "ширмой" для контролирующих органов и работников прокуратуры.
Так, застигнутые при проверках граждане поясняли, что лотерейные билеты им не выдавались, разница в игре заключалась лишь в том, что деньги вкладывались не в купюроприемник игрового автомата, как ранее, а передавались администратору зала. После окончания игры выигрыш они, как и ранее, получали в кассе игрового зала. Сама разрешительная документация на проведение стимулирующих лотерей организаторами азартных игр, как правило, оформлялась на подставных лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, проживавших и зарегистрированных за пределами Чувашской Республики.
При таких обстоятельствах в так называемых лотерейных клубах в действительности проводились незаконные азартные игры, ответственность за организацию и проведение которых подпадала под действие ст. 171 УК по признакам осуществления незаконной предпринимательской деятельности без регистрации.
Поскольку со стороны контролирующих органов, реализующих свои полномочия в рамках административного законодательства, как таковых правовых претензий к организаторам лотерейных клубов не было, последние открыто осуществляли свою незаконную деятельность. Это дало возможность полноценного и беспрепятственного проведения оперативно-розыскных мероприятий в одном из лотерейных клубов г. Чебоксары, на деятельность которого поступали многочисленные жалобы в правоохранительные органы.
В короткие сроки оперативные службы установили настоящих организаторов игорного бизнеса, провели прослушивание их телефонных переговоров, из которых получены сведения о том, что их деятельность осуществлялась без регистрации, а разрешительные документы на лотерейный клуб, оформленные на юридические лица, зарегистрированные за пределами Чувашской Республики, приобретались исключительно для предъявления контролирующим органам и для придания видимости того, что деятельность соответствует законодательству. Также установлены размер ежедневного незаконного дохода и место, где хранятся полученные от незаконной предпринимательской деятельности денежные средства, финансовые документы.
После получения в августе 2010 г. сведений о том, что организаторы собрали деньги в размере, значительно превышающем 1,5 млн. руб., СУ при МВД по ЧР возбудило уголовное дело по п. "б" ч. 2 ст. 171 УК. Двое организаторов незаконного игорного заведения задержаны в порядке ст. ст. 91, 92 УПК, по месту их жительства и в самом игорном заведении незамедлительно проведены обыски, изъята финансовая документация и денежные средства.
Благодаря результатам оперативно-розыскной деятельности, а также свидетельскими показаниями игроков и персонала игорного заведения были опровергнуты доводы обвиняемых о том, что они занимались законной деятельностью по проведению стимулирующей лотереи. Финансовым исследованием изъятой документации установлено, что с июня по август 2010 г. указанные лица извлекли незаконный доход в размере, превышающем 17 млн. руб.
При этом следствию при расчете незаконного дохода достаточно было установить размер полученных организаторами от граждан денежных средств, так как согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" под доходом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.
Собранные доказательства были достаточны для того, что суд признал организаторов проведения незаконных азартных игр виновными в незаконном предпринимательстве и осудил.

Не секрет, что одним из препятствий для эффективной борьбы с организаторами незаконных азартных игр является противодействие отдельных работников правоохранительных органов, которые, так сказать, "крышуют" их деятельность за незаконное вознаграждение.
Так, весной 2011 г. прокуратура г. Новочебоксарска безрезультатно предпринимала попытки прекратить деятельность нелегального игорного заведения, действовавшего на территории города. Прокурор города неоднократно направлял соответствующие поручения в ОВД, однако на момент проверки двери заведения всегда были закрыты, что свидетельствовало о том, что организаторы азартных игр были предупреждены о предстоящих проверках. Впоследствии в городскую прокуратуру из ОВД города поступила не соответствующая действительности информация о том, что в заведении предметов, предназначенных для проведения азартных игр, нет.
Деятельность незаконного игорного заведения была прекращена сотрудниками центрального аппарата МВД по Чувашии, которые в присутствии прокурора города проникли в заведение, изъяли игровые аппараты, столы для покера, игровые фишки и финансовую документацию.
В этот же день по признакам преступления, предусмотренного ст. 171 УК, было возбуждено уголовное дело, производство расследования которого поручено следователю следственного органа СУ СК РФ по ЧР.
Незамедлительно проведенные оперативно-розыскные мероприятия позволили установить и задержать одного из организаторов незаконных азартных игр. Примечательно, что он в ходе следствия обратился к прокурору города с ходатайством о заключении с ним досудебного соглашения о сотрудничестве, которое было удовлетворено.
Признательные показания обвиняемого позволили получить доказательства виновности второго организатора незаконных азартных игр, сведения о размере полученного ими дохода от незаконной предпринимательской деятельности, периода функционирования игорного заведения и т.д. Уголовное дело в отношении первого фигуранта было выделено в отдельное производство и направлено в суд с представлением прокурора об особом порядке проведения судебного заседания. В настоящее время он осужден.

Следует отметить, что указанные преступления были выявлены в тот период, когда в уголовном законе не было специальной нормы, предусматривающей уголовную ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр.
Указанный пробел в законодательстве был устранен Федеральным законом от 20 июля 2011 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который дополнил УК ст. 171.2 "Незаконные организация и проведение азартных игр". Согласно этой статье уголовная ответственность наступает в случае организации и (или) проведения азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, сопряженные с извлечением дохода в крупном размере, т.е. не менее 1,5 млн. руб.
За совершение этого преступления Уголовным кодексом РФ введена серьезная уголовная ответственность вплоть до 6 лет лишения свободы, а также конфискация имущества.
Проведенный прокурорами анализ свидетельствует, что введение уголовной ответственности не только не остановило незаконную деятельность организаторов азартных игр на территории Чувашской Республики, но и существенно осложнило работу правоохранительных органов по пресечению этой противоправной деятельности.
Если раньше незаконные игорные заведения под вывеской лотерейных клубов обеспечивали свободный доступ для посетителей, выручка и финансовая документация, как правило, хранилась там же, что давало возможность беспрепятственного проведения всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий, проверочных и следственных действий, то в настоящее время ситуация изменилась в противоположную сторону.
Организаторы проведения незаконных азартных игр отлично осведомлены о том, что их действия преступны, однако в погоне за выручкой не намереваются прекращать свою деятельность.

Проведенные сотрудниками полиции на территории г. Чебоксары проверки функционирования незаконных игорных заведений показали, что все они работают в закрытом режиме. Желающие поиграть в азартные игры проходят в заведения только по предварительному звонку, как правило, через так называемую "систему шлюзов", т.е. пока не закроется одна, к примеру уличная, дверь, охранник заведения не открывает другую дверь, ведущую в зал для азартных игр. Территория вокруг игорного заведения просматривается через камеры высокого разрешения, результаты выводятся на монитор большого размера, чтобы организаторы азартных игр могли рассмотреть лицо каждого человека, подошедшего к помещению, где проводятся азартные игры. Снаружи заведения дежурят охранники, которые сообщают о приближении сотрудников контролирующих органов, обслуживающий персонал получает указание в случае поступления сообщения о проверке всю выручку раздать посетителям заведения. С целью не допустить аккумулирования в игорном заведении выручки, превышающей 1,5 млн. руб., она вывозится ежедневно либо несколько раз в день, финансовые документы хранятся несколько дней. Сотрудниками полиции в ходе проверок изымалась выручка, в среднем не превышающая 60 - 100 тыс. руб.
Таким образом, работники контролирующих органов, в полномочия которых входит привлечение виновных лиц к административной ответственности, лишены всяческой возможности проникнуть в игорные заведения для проверки законности их деятельности.
Сложившаяся практика борьбы с незаконными игорными заведениями в Чувашской Республике построена таким образом, что в указанные помещения сотрудники органов внутренних дел проникают в рамках проверки сообщения о преступлении - телефонного сообщения, поступившего в органы полиции, рапортов сотрудников органов внутренних дел, т.е. в рамках полномочий, предусмотренных УПК, позволяющих проникать в помещения и проводить осмотр места происшествия, изымать предметы, предназначенные для азартных игр, и проводить опрос находящихся в нем лиц.
По результатам процессуальной проверки в порядке ст. ст. 144, 145 УПК из-за недостаточного для привлечения к уголовной ответственности размера незаконно полученного дохода в отношении организаторов азартных игр выносится решение об отказе в возбуждении уголовного дела, и указанные лица привлекаются к административной ответственности по ст. 14.1.1 "Незаконные организация и проведение азартных игр".
В настоящее время по указанным причинам на территории Чувашской Республики не возбуждено ни одного уголовного дела по ст. 171.2 УК, однако именно изложенный нами порядок, на наш взгляд, является в сложившейся ситуации наиболее действенным и позволяет оперативно реагировать на все сообщения о функционировании незаконных игорных заведений, прекращать их деятельность, а также привлекать организаторов к установленной законом ответственности.
Между тем полагаем, что наиболее действенным и эффективным инструментом подрыва основ незаконной игорной деятельности является неотвратимость уголовного наказания ее организаторов.
В этих целях представляется необходимым внести в ст. 171.2 УК изменения в части существенного снижения размера незаконного дохода, за извлечение которого наступает уголовная ответственность организаторов незаконных азартных игр.
Для результативной борьбы видится целесообразным также дополнить УК новой статьей, предусматривающей уголовную ответственность за непосредственно организацию либо содержание незаконных игорных заведений (игорных притонов) для проведения азартных игр, поскольку наличие в УК специальной статьи, предусматривающей уголовную ответственность за содержание наркопритонов, доказало свою эффективность.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 632702-7 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

В целях исключения негативного влияния на финансовый рынок и стабильность внутреннего валютного рынка законопроектом предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в Российскую Федерацию в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера.




19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.



В центре внимания:


Противодействие незаконной игорной деятельности (Филатов С.В.)

Дата размещения статьи: 18.01.2019

подробнее>>

Изменения в налогообложении для игрового бизнеса (Подкопаев М.В.)

Дата размещения статьи: 26.03.2018

подробнее>>

К вопросу об определении жертв незаконных организации и проведения азартных игр (Мосечкин И.Н.)

Дата размещения статьи: 14.09.2016

подробнее>>

Административно-правовые и уголовно-правовые средства воздействия на незаконную игорную деятельность, осуществляемую под видом проведения лотерей (Бажанов С.В., Воронцов А.А.)

Дата размещения статьи: 08.09.2016

подробнее>>

Букмекерская деятельность в России: пари или услуга, соотношение частного и публичного права (Никитина Т.Р., Степанов И.А.)

Дата размещения статьи: 13.06.2015

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи