Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Строительство > Обязательство подряда на проектные и изыскательские работы в строительстве (Ершов О.Г.)

Обязательство подряда на проектные и изыскательские работы в строительстве (Ершов О.Г.)

Дата размещения статьи: 06.12.2012

Развитие рыночных отношений в таком секторе экономики, как строительство, предопределило широкую сферу применения конструкции договора подряда на проектные и изыскательские работы, по которому подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (ст. 758 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)). Долгое время этот договор имел плановую основу и применительно к административно-плановому регулированию экономики достаточно обстоятельно был рассмотрен в юридической литературе [1, 2].

Вместе с тем, как показывает анализ судебной практики, уровень теоретической разработки применяемой конструкции договора подряда на проектные и изыскательские работы в строительстве явно недостаточен для целей правоприменения. Возникают споры относительно существенных условий договора, а именно предмета <1>, цены <2> и срока <3>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 8 мая 2009 г. N А53-19094/2008 // СПС "КонсультантПлюс".
<2> См.: Постановление ФАС Уральского округа от 19 января 2009 г. Ф09-10252/08-С4 // СПС "КонсультантПлюс".
<3> См.: Постановление ФАС Поволжского округа от 23 октября 2008 г. по делу N А57-23938/07-44 // СПС "КонсультантПлюс".

Однако так сложилось, что в настоящее время договору подряда на проектные и изыскательские работы не уделяется должного внимания. Обзор литературы позволяет сделать вывод о том, что есть работы, в которых предпринята попытка осмысления отдельных условий [3], а также ответственности подрядчика [4], организационно-административных отношений, которые возникают в связи с государственной экспертизой проектов [5].
Необходимо отметить, что комплексного исследования конструкции договора подряда на проектные и изыскательские работы в строительстве в рыночных условиях хозяйствования пока не проводится. Возможно, это обусловлено тем, что пока не дана надлежащая оценка обязательству, которое возникает в связи с заключением этого договора. В частности, а) пока до конца не установлена природа обязательства подряда на проектные и изыскательские работы в строительстве, поскольку неясно, можно ли такое обязательство безусловно отнести к подрядному; б) требуют уяснения правовое положение исполнителя работ и объект исполнения, а также содержание обязательства в виде субъективных прав и обязанностей сторон. Имеющиеся в этой части теоретические разработки относятся к хозяйственным обязательствам плановой экономики и нуждаются, безусловно, в пересмотре. При этом следует обратить внимание, что важность изучения обязательства подряда на проектные и изыскательские работы в строительстве как разновидности правоотношения имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Надлежащая оценка этого обязательства позволяет установить границы субсидиарного применения норм § 1 гл. 37 ГК РФ, касающихся общих положений о подряде.
Попытаемся дать правовую оценку обязательству подряда на проектные и изыскательские работы в строительстве. В качестве исходной посылки можно взять то, что обязательство есть правоотношение, которое неразрывно связано с юридическим фактом. Следовательно, если определить правовую природу договора подряда на проектные и изыскательские работы в строительстве как юридического факта или основания возникновения прав и обязанностей, можно установить природу обязательства, которое возникает при его заключении.
В юридической литературе изначально было высказано предложение о том, чтобы считать рассматриваемый договор простой разновидностью договора подряда на капитальное строительство [6]. Отметим, что такой подход в настоящее время существует и в гражданском праве Китая, когда законодатель указывает, что договор строительного подряда включает договоры подряда на проведение проектных и изыскательских работ <4>.
--------------------------------
<4> См.: Закон КНР от 15 марта 1999 г. "О договорах" // http://www.legal-way.ru/civO2.php (дата обращения: 10.07.2012).

Однако в последующем убедительно было доказано, что договор подряда на проектные и изыскательские работы является самостоятельной моделью и его следует рассматривать как договор, примыкающий к подряду. Основной аргумент здесь сводился к тому, что выполняемая подрядчиком работа носит не только технический характер, здесь присутствует творческий элемент, который сказывается на юридическом нормировании: приобретении авторских прав на проектные материалы, осуществлении авторского надзора и т.п. [7].
Предложенный критерий в разграничении договоров подряда на проектные и изыскательские работы и подряда на капитальное строительство в условиях плановой экономики был вполне допустим, поскольку процесс проектирования и изысканий не разделялся самостоятельными договорными отношениями. В рыночных условиях хозяйствования ст. 758 ГК РФ допускает самостоятельность договорных отношений, связанных с получением результата изыскательских работ. Вместе с тем совершенно очевидно, что в таких отношениях творческий элемент при выполнении работы отсутствует, что предопределяет поиск иных критериев разграничения. Более того, при разработке проектной документации на основе договора творческий элемент проявляется не всегда; он присутствует только в том случае, если проектные материалы являются новыми и содержат произведения архитектуры. Если выполняется разработка материалов по расчету конструкций, производства работ и др., творческий элемент не наблюдается, поскольку содержание действий стороны предопределено актами технического нормирования.
Отличие договора подряда на проектные и (или) изыскательские работы от строительного подряда необходимо производить по другому критерию - оценке объекта в структуре предмета исполнения. Для этих договоров свойственно то, что они предполагают проведение работы, которая завершается получением овеществленного результата. Однако при строительном подряде такой результат выражается в виде строения, являющегося по своей природе недвижимой вещью, при проектных и изыскательских работах - имеет иное выражение в виде документации для строительства. Проект и данные инженерных изысканий для строительства есть документы, которые содержат информацию об условиях природной среды, конструкциях, организации и технологии проведения работ. Такие документы являются материальным объектом обязательства подряда на проектные и изыскательские работы в предмете исполнения подрядчика как должника. Особенность в том, что такие документы вещью не являются, что не позволяет применить ряд норм об общих положениях подряда. Вот лишь некоторые примеры.
Во-первых, получаемые подрядчиком документы об условиях строительства есть особый результат работы, который предопределяет ограничение возможности свободного выбора подрядчиком способа выполнения работы и, соответственно, применения п. 3 ст. 703 ГК РФ. Ограничение свободы выбора обусловлено установленными требованиями технологии получения данных, которые закреплены в обязательных для применения актах технического нормирования и технических регламентах. Во-вторых, до того момента, пока на основе разработанной документации не будет возведено строение, проверить качество подготовленных материалов не представляется возможным. Соответственно, непроведение осмотра заказчиком результата работ или обычного способа приемки не должно иметь значения для решения вопроса о последствиях принятия работы без проверки (п. 3 ст. 720 ГК РФ). В-третьих, нельзя обеспечить право подрядчика удержанием и применить ст. 712 ГК РФ, поскольку удерживается результат работ, который в последующем можно продать. Документация для строительства, которую получает подрядчик, привязана к местности и земельному участку, в другом месте по этой документации строить будет нельзя. Следовательно, продать документацию иному лицу, помимо собственника земельного участка, на котором предполагалось строительство (заказчику или уполномоченному им лицу), будет весьма проблематично. В-четвертых, поскольку подрядчик выполняет работу не из материалов, применить п. 1 ст. 713 ГК РФ, который обязывает его дать отчет о расходовании материала, не представляется возможным.
Теоретически это указывает на то, что договор подряда на проектные и изыскательские работы в строительстве относится к группе договоров о работе, но его нельзя рассматривать в качестве обычной классической разновидности подряда. Утверждение о том, что такой договор следует рассматривать как примыкающий к подряду, сомнений не вызывает. В нем усматриваются признаки подрядного договора, например выполнение работы по заданию заказчика, несение риска и др. Вместе с тем, как было справедливо отмечено в литературе [1, с. 151], речь идет о родовых признаках этого договора, которые позволяют определить его место в системе договоров лишь применительно к определенной группе - договоров о выполнении работ. Выделенные признаки недостаточны для того, чтобы выделить видовые отличия договора на проектирование от других подрядных договоров. С позиции практики применение в полном объеме норм, касающихся общих положений о подряде, на что указывается в юридической литературе [8], невозможно. Должны быть установлены границы субсидиарного применения.
Учитывая изложенные положения, которые касаются природы договора подряда на проектные и изыскательские работы, применительно к обязательству можно отметить следующее. Речь идет об обязательстве по выполнению работ подрядного типа. Однако это обязательство отличается от обычного подряда, поскольку здесь не проявляются в полной мере все признаки, которые свойственны подряду.
Во-первых, выполнение работы по заданию заказчика иное. Так, при обычном обязательстве подряда задание заказчика позволяет конкретизировать предмет исполнения, поскольку содержит требования и основные параметры совершаемых подрядчиком действий. Обязательство подряда на проектные и изыскательские работы в строительстве, напротив, предполагает, что параметры действий должника и конкретизация предмета исполнения задаются обязательными требованиями актов технического нормирования и технических регламентов - в зависимости от назначения строительства. Задание заказчика здесь обладает не основной, а производной функцией. Отсутствие детально разработанного задания заказчика, как при обычном подряде, не сказывается на заключении и исполнении договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. В связи с этим сомнительно выглядит утверждение о том, что задание заказчика является существенным условием договора [9].
Во-вторых, результат работы подрядчика в обязательстве подряда на проектные и изыскательские работы не обладает полной точностью заданных изначально параметров в сравнении с обычной изготовленной вещью. Это обусловлено тем, что при проектировании и изысканиях существующие методы расчета, с одной стороны, обладают погрешностями, с другой - не позволяют в полной мере учесть все особенности местности, на которой будет строительство. Например, в практике известны случаи, когда были взяты образцы грунта, но в последующем произошло изменение направления и залегания грунтовых вод, что послужило причиной получения неточных данных для проектирования и, как следствие, переработки проектной документации. Это позволяет предположить, что речь может идти о признаке обязательства подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, который в обычных подрядных отношениях не наблюдается.
В связи с этим можно определить ключевые признаки обязательства подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, по которым его следует отличать в рамках обязательств подрядной группы: а) действия исполнителя работы определяются не свободным соглашением сторон, а предопределены актами технического нормирования и техническими регламентами <5>, которые обязательны для исполнения; б) задание заказчика является не основным, позволяющим конкретизировать предмет обязательства, элементом, а факультативным; в) материальный объект в предмете исполнения не образует вновь созданной или переработанной вещи, а представляет собой документ, содержащий информацию об окружающей среде строительства или процессе строительства; г) невозможность добиться полной точности при получении изысканий и разработке проекта.
--------------------------------
<5> См.: Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" // СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 5.

Наличие творческого элемента при исполнении обязательства не может рассматриваться в качестве основного связующего признака, поскольку не всегда созданная проектная документация содержит произведение архитектуры и предполагает решение вопросов авторского права, а также нормативно допускается раздельное заключение договора на проектирование и договора на изыскания для строительства.
Следует обратить внимание, что в юридической литературе без достаточной развернутой аргументации предложены иные критерии, позволяющие отличить договор подряда на проектные и изыскательские работы и, соответственно, возникшее при его заключении обязательство от смежных конструкций, в частности характер права и объем правомочий подрядчика на результат работы, характер исполнения и повышенная ответственность исполнителя [10].
Выделенные критерии заслуживают внимания, но не могут быть приняты за основу. Когда речь идет об установлении видовых признаков, то они должны позволять отличить рассматриваемое обязательство от всех обязательств подрядной группы. Действительно, подрядчик при строительном подряде обладает на результат работы правом владения, а при проектировании или изыскании - собственностью. Однако такое право ничем не отличается от права собственности, например при бытовом подряде. Характер исполнения действий со стороны подрядчика и объем его правомочий обусловлен предметом обязательства, поэтому должен считаться факультативным признаком. Для того чтобы вести речь о повышенной ответственности подрядчика (п. 1 ст. 761 ГК РФ), следует сначала установить природу этой ответственности и ответить на вопрос, прекращается ли исполнением обязательство в случае передачи результата работы подрядчика.
В обязательстве подряда на проектные и изыскательские работы в строительстве основным субъектом исполнения является подрядчик. Требования градостроительного законодательства таковы, что лица, осуществляющие инженерные изыскания и проектирование для строительства, должны быть членами саморегулируемой организации и иметь от такой организации свидетельство или допуск к работам. Однако это не позволяет вести речь об ограничении правоспособности хозяйствующих субъектов, поскольку правоспособность закрепляется в равной мере за всеми, а обязанность участвовать в саморегулируемой организации возникает только тогда, когда выполняют работы, связанные с безопасностью объектов капитального строительства. Это означает, что отсутствует свойственный правоспособности признак всеобщности.
Содержательно под влиянием выделенных признаков обязательство подряда на проектные и изыскательские работы в строительстве должно быть представлено правами и обязанностями: а) организационными; б) координационными; в) непосредственно связанными с фактическим выполнением проектных работ и изысканий. В частности, к организационным правам и обязанностям сторон следует отнести: согласование готовой технической документации с компетентными органами; оказание содействия подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором. К координационным правам и обязанностям сторон относятся: запрет на передачу заказчиком технической документации третьим лицам; использование технической документации, полученной от подрядчика только на цели, предусмотренные договором подряда на проектные и изыскательские работы; возмещение подрядчику дополнительных расходов, вызванных изменением исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ вследствие обстоятельств, не зависящих от подрядчика. К правам и обязанностям, непосредственно связанным с фактическим исполнением, могут быть отнесены: обязанность выполнять работы в соответствии с заданием, иными исходными данными и договором; обязанность по передаче готовых проектных материалов; уплата обусловленной цены за выполненные работы.
В последующем для целей правоприменения оценка обязательства подряда на проектные и изыскательские работы в строительстве должна быть произведена в части установления границ возможного и должного поведения хозяйствующих субъектов. Интерес в этом плане представляют согласование проектной документации с компетентными органами и запрет на передачу проектной документации третьим лицам. Согласование проектной документации с государственными органами приводит к возникновению организационно-административных отношений, без завершения должным образом которых исполнить обязательство подряда на проектные и изыскательские работы в строительстве подрядчик не сможет. Такие отношения складываются в связи с государственной экспертизой проектной документации, инженерных изысканий и носят публичный характер. Цель проведения экспертизы - обеспечить требования технических регламентов, экологических, санитарно-эпидемиологических, пожарных и иных норм (ч. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ).
Соответственно, пока не будет получено положительное заключение государственной экспертизы, необходимо признать, что подрядчик исполнил обязательство ненадлежащим образом, поскольку не выполнил возложенные императивные предписания при подготовке проекта и инженерных изысканий. Поэтому заказчик не может без положительного решения по государственной экспертизе принять исполнение. Однако, представляется, исполнение может быть принято заказчиком, если предполагалось проведение негосударственной экспертизы, поскольку она не обязательна и возможность ее проведения зависит от усмотрения заказчика (ч. 1 ст. 50 Градостроительного кодекса РФ).
Запрет на передачу проектной документации третьим лицам, который закреплен ст. 760, 762 ГК РФ, введен для защиты интересов автора произведения архитектуры, которое составляет часть подготовленного проекта. Такой запрет напоминает элементы лицензионного соглашения о выдаче исключительной лицензии, когда лицензиар предоставляет лицензиату право использования результата интеллектуальной деятельности без сохранения права выдачи лицензий другим лицам.
Вместе с тем запрет на передачу проектной документации третьим лицам отличается от лицензионного соглашения по следующим основаниям.
Во-первых, разные субъекты, которые могут требовать введения запрета. При выдаче лицензии таким субъектом является автор произведения архитектуры как лицо, творческим трудом которого был создан объект авторского права. При исполнении обязательства подряда на проектирование введение запрета требует не лицо, которое создало произведение архитектуры, а лицо, в чьих интересах такое произведение было создано. Во-вторых, при выдаче лицензии у правообладателя есть возможность выбора - выдать исключительную или неисключительную лицензию. При введении запрета на передачу проектной документации третьим лицам диспозитивность, связанная со свободным выбором границ запрета, отсутствует.
Таким образом, анализ обязательства подряда на проектные и изыскательские работы в строительстве позволяет сделать вывод о том, что по своей природе это обязательство подрядного типа, не являющееся обычной разновидностью подряда. Такое обязательство обладает самостоятельными признаками, которые позволяют отграничить его от смежных правовых конструкций и оказывают влияние на основные его элементы (объект, субъект и содержание).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рассудовский В.А. Договор на выполнение проектных и изыскательских работ в капитальном строительстве. М.: АН СССР, 1963.
2. Басин Ю.Г. Правовые вопросы проектирования в строительстве. М.: Юрид. лит., 1962.
3. Телицин С.Ю. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ: предмет и срок выполнения // Право и экономика. 2009. N 6.
4. Булдаков Д.О. К вопросу о неустойке в договорных отношениях подряда на проектирование // Юрист. 2009. N 9. С. 47 - 52.
5. Утка В.И. Договор подряда на выполнение проектных работ: актуальные проблемы правоприменения // Право и экономика. 2009. N 11. С. 29 - 35.
6. Курс советского гражданского права. Отдельные виды обязательств. М.: Юрид. лит., 1954. С. 275.
7. Иоффе О.С. Избранные труды: В 4-х т. Т. III. Обязательственное право. СПб.: Юридический центр "Пресс", 2004. С. 473, 474.
8. Брагинский М.И. Договор подряда и подобные ему договоры. М.: Статут, 1999. С. 168, 169.
9. Романова В.В. Элементы договора на строительство и модернизацию энергетических объектов // Правоведение. 2010. N 3. С. 78, 89.
10. Булдаков Д.О. Договор подряда на проектные и изыскательские работы в строительстве: сравнение со смежными договорами подрядного типа // Правовые вопросы недвижимости. 2009. N 2. С. 11 - 15.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Строительство на арендованном земельном участке в интересах третьего лица: варианты оформления отношений (Полякова В.Э.)

Дата размещения статьи: 14.03.2018

подробнее>>

Механизмы защиты прав участника долевого строительства (Глазунова Е.)

Дата размещения статьи: 20.12.2017

подробнее>>

Виды и состав градостроительных правоотношений (Болтанова Е.С.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Продажа объектов незавершенного строительства: налоговые риски (Стародубцева И.)

Дата размещения статьи: 31.10.2017

подробнее>>

Новые хитрые схемы повышения цены для заказчика строительства (Антонов К.)

Дата размещения статьи: 26.10.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта