Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Бухгалтерский учет в 2013 г. Что ожидать компаниям на "упрощенке"? (Зиязова Е.С.)

Бухгалтерский учет в 2013 г. Что ожидать компаниям на "упрощенке"? (Зиязова Е.С.)

Дата размещения статьи: 21.03.2013

Как известно, с 1 января 2013 г. вводится в действие новый Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
Что же ждет хозяйствующих субъектов в новом году? Рассмотрим основные положения нового Закона о бухучете, которые наиболее актуальны для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН).
По новым правилам, как и по ныне действующим, индивидуальные предприниматели - "упрощенцы" не обязаны вести бухгалтерский учет (подп. 1 п. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, ст. 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации [1] (далее - НК РФ)).
В то же время для организаций, которые находятся на УСН, с 2013 г. ведение бухгалтерского учета становится обязательным (подп. 1, 4 ч. 1 ст. 2, ст. 32 Закона N 402-ФЗ).
Примечание. Обращаем внимание, что в настоящий момент на рассмотрении в Госдуме находится законопроект N 174312-6 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете". Авторы проекта предложили отменить новую обязанность для компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения, по ведению бухучета и сдаче бухгалтерской отчетности. Рекомендуем следить за соответствующими изменениями.
Напомним, что, согласно п. 3 ст. 4 ныне действующего Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", организации при работе на УСН освобождены от ведения бухгалтерского учета, за исключением бухучета основных средств и нематериальных активов (далее - ОС и НМА).
Однако на практике такое освобождение для организаций довольно формально.
Так, в большинстве случаев для хозяйственных обществ предусмотрена обязанность ведения бухучета. Это следует из ряда норм Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (например, п. 3 ст. 29, п. 3 ст. 35, п. 2 ст. 42, ст. 78) и Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (например, абз. 2 п. 1 ст. 18, ст. 23, п. 2 ст. 30, п. 7 ст. 45, п. 1 ст. 46, п. 2 ст. 49).
Минфин России также настаивает на том, что нормы об освобождении от ведения бухгалтерского учета к обществам не относятся (см.: письма Минфина России от 13 сентября 2011 г. N 03-11-06/2/127, от 27 июня 2011 г. N 03-11-06/2/98, от 23 июня 2011 г. N 07-02-06/111, от 10 мая 2011 г. N 03-11-11/115, от 20 апреля 2009 г. N 03-11-06/2/67, от 13 апреля 2009 г. N 07-05-08/156).
Применительно к деятельности открытых акционерных обществ Конституционный Суд РФ указал, что освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета не исключает необходимости составления бухгалтерской отчетности по данным об имущественном и финансовом положении, а также результатам хозяйственной деятельности (см. Определение от 13 июня 2006 г. N 319-О).
Как видим, Конституционный Суд РФ фактически подтвердил необходимость ведения бухгалтерского учета акционерными обществами.
На практике требований о восстановлении бухучета в случае его неведения к обществам никто не предъявлял и штрафные санкции не практиковались. В итоге многие компании-"упрощенцы" ограничивались лишь учетом основных средств и нематериальных активов. На наш взгляд, это вполне законно.
Вместе с тем для ведения бухгалтерского учета с 2013 г. необходимо определить "входные" остатки по счетам на начало года. Как можно это сделать, если бухучет не велся?
Разъяснений контролирующих органов по этому поводу пока нет.
В такой ситуации, по нашему мнению, компания вправе самостоятельно разработать правила определения таких остатков с соответствующим обоснованием. В частности, возможен инвентаризационный метод восстановления остатков. Он заключается в выявлении и оценке всех активов и обязательств, разность между которыми составит собственный капитал.
Так, остатки денежных средств можно определить по выписке из банка либо кассовой книге. А для восстановления остатков по расчетам с контрагентами, чтобы показать размер дебиторской и кредиторской задолженности, придется провести мониторинг договоров и инвентаризацию расчетов.
Что касается сравнительных показателей за два предыдущих периода, которые потребуются для подготовки бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, следует отражать лишь данные по ОС и НМА. По показателям, которые неизвестны, можно проставить прочерки (п. 11 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организаций"). Ведь обязанности по ведению бухучета в указанные периоды у организации не было.
Отметим, что в состав бухгалтерской отчетности с 2013 г. входит бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и приложения к ним (п. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ).
Закон N 402-ФЗ также предусматривает возможность разработки упрощенного порядка ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства и отдельных категорий некоммерческих организаций (п. 3 ст. 20, п. 10 ч. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). В частности, Приказом Минфина России от 17 августа 2012 г. N 113н утверждены упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого бизнеса.
Что касается сроков представления годовой бухгалтерской отчетности, такая обязанность у организаций на "упрощенке" впервые возникнет лишь в 2014 г. по итогам 2013 г.
Так, обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности следует подать в орган государственной статистики по месту регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (п. п. 1, 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ). Отчетным периодом для годовой бухгалтерской отчетности является календарный год - с 1 января по 31 декабря (п. 1 ст. 15 Закона N 402-ФЗ).
Напомним, что согласно НК РФ вы также обязаны представить экземпляр годовой бухгалтерской отчетности в свою территориальную налоговую инспекцию (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Надо ли по итогам 1 квартала 2013 г. представлять промежуточную отчетность - об этом Закон N 402-ФЗ умалчивает. Рекомендуем следить за соответствующими изменениями и разъяснениями контролирующих органов.
В заключение отметим, что с вступлением в силу Закона N 402-ФЗ принципиально новых объектов бухгалтерского учета не возникнет. Вместе с тем готовиться к ведению бухучета нужно заранее: подготовить начальные остатки, утвердить учетную политику, рабочий план счетов и формы первичных документов.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи