Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Ах, военный городок, беспокойная я... На решение проблем приватизации жилья осталось меньше месяца (Семенова Е.)

Ах, военный городок, беспокойная я... На решение проблем приватизации жилья осталось меньше месяца (Семенова Е.)

Дата размещения статьи: 22.03.2013

Совсем скоро, 1 марта 2013 года, в силу ст. 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" заканчивается бесплатная приватизация жилых помещений. Для многих из тех, кто проживает в военных городках, ситуация критична - во что бы то ни стало необходимо успеть впрыгнуть в последний вагон уходящего поезда.

История вопроса

Долгие годы многие граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, рабочие и служащие воинских частей не могли участвовать в приватизации. Дело в том, что ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" устанавливает запрет на приватизацию квартир, находящихся в домах закрытых военных городков.
Перечень закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, имеющих жилищный фонд, по представлению Министерства обороны РФ утвержден распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р.
Таким образом, имущественные права более 60 тыс. семей бывших военнослужащих и служащих Вооруженных Сил РФ оставались незащищенными государством, которое они защищали.
Отстаивая свое конституционное право на жилье и собственность, ветераны обращались в судебные инстанции, вплоть до Верховного Суда РФ.
Судебная практика свидетельствует о том, что попытки граждан добиться признания незаконным Перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ N 752-р, в части отнесения к таковым конкретных военных городков не увенчались успехом (решения ВС РФ от 10.04.2001 N ВКПИ01-10, от 04.05.2001 N ВКПИ01-9, от 14.01.2003 N ВКПИ02-114, от 20.05.2004 N ВКПИ04-9, Определения ВС РФ от 25.03.2003 N КАС03-91, от 27.07.2004 N КАС04-247).
В конце 2011 года дело сдвинулось. Изменения, внесенные в вышеупомянутый Перечень распоряжениями Правительства РФ от 11.10.2011 N 1779-р, от 17.04.2012 N 487-р "О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р", раздвинули границы приватизируемого жилищного фонда Министерства обороны РФ. Более сотни городков были исключены из числа закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и обрели статус открытых.
В Перечне закрытых городков остались только те военные городки, которые предназначены для перспективных стратегически важных армейских соединений.
Однако и у граждан, проживающих в открытых военных городках, на пути к собственности на недвижимость немало препятствий.

Текущие проблемы

Статья 6 Закона РФ N 1541-1 предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями (за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения), а также государственными и муниципальными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Однако порядок передачи жилых помещений Министерства обороны РФ гражданам в собственность до настоящего времени не разработан.
После обращения в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны с заявлением о передаче занимаемой квартиры в собственность граждане получают "письмо счастья", в котором говорится, что вопрос о возможности передачи квартиры в собственность граждан в порядке приватизации прорабатывается. Одновременно сообщается, что признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.
Отсутствие установленного порядка передачи жилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны РФ, в собственность граждан, занимающих данные жилые помещения на основании договора социального найма, порождает тысячи судебных процессов. В одном только Одинцовском суде Московской области в 2011 году рассмотрено 548 таких дел, а в 2012-м - уже 1054. А судов по всей России не счесть!
Приведем цитаты из решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 15.11.2011 по делу N 2-6130/11: "Истцы не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность используемого на основании договора социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса о приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе и путем признания права. Необходимость в данном способе защиты возникает в том случае, когда наличие у лица определенного субъективного права кем-либо отрицается, оспаривается, подвергается сомнению или имеется реальная угроза таких действий. Вследствие возникшей ситуации лицо не может воспользоваться своим правом.
Само по себе отсутствие порядка приватизации не может повлечь ущемления права граждан иметь в собственности жилое помещение. Поскольку это противоречило бы цели создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда, изложенной в преамбуле Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", правам, гарантированным статьями 18, 35 Конституции РФ.
Согласно статьям 4, 28 Федерального закона от 12 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. Государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в законную силу решением суда".
К сожалению, в регионах существует различная судебная практика в части выбора ответчиков. Так, в Московской области истцу достаточно ответчиком указать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. В других регионах в соответствии со складывающейся судебной практикой в качестве ответчиков привлекаются Министерство обороны РФ, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, территориальные управления имущественных отношений Министерства обороны РФ, квартирно-эксплуатационные управления. Понятно, что в таких случаях рассмотрение дела затягивается, процессуального времени требуется больше, решение выносится через полгода после поступления иска в суд.
Граждане, проживающие в открытых военных городках и желающие приватизировать жилье, вынуждены обращаться в суд еще и потому, что, как правило, занимаемые ими квартиры в установленном порядке не учтены в бюро технической инвентаризации и не внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (ЕГРПНИ).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" документы для учета объекта недвижимости в реестре федерального имущества должен предоставлять правообладатель. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству организаций исполняет такие функции, как осуществление мероприятий по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Реализацией указанных полномочий должна заниматься специально созданная для этих целей структура - Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ. Но данное ведомство не исполнило возложенных на него функций по распоряжению федеральным имуществом Вооруженных Сил РФ в рамках приватизации и по созданию механизма предоставления жилья в собственность военнослужащим и ветеранам.
В свете последних событий становятся понятны причины неисполнения: продажа непрофильных объектов недвижимости отдельным должностным лицам Министерства обороны стала интереснее.
Еще одна назревшая, но нерешенная проблема - это земельный вопрос при передаче Министерством обороны военных городков в муниципальную собственность. Передача в муниципальную собственность жилищного фонда позволяет военному ведомству избавиться от множества проблем коммунального характера и способствует налаживанию быта проживающих в военных городках.
Кстати, по заложенному в Земельном кодексе РФ принципу земля следует судьбе объекта. Министерство обороны, передавая муниципалитетам жилые дома, инфраструктуру, объекты социальной сферы, не уступает им ни пяди земли. В связи с этим процесс передачи замедляется или вовсе приостанавливается.
Казалось бы, кому как не молодому перспективному юристу Е. Васильевой, возглавлявшей Департамент имущественных отношений МО, засучив рукава, взяться за дело и подготовить пакет документов, регламентирующих процесс отчуждения военных городков вместе с занимаемыми земельными участками. Ан нет. Своя рубашка ближе к телу. В собственности госпожи Васильевой оказалась огромная комфортабельная квартира, а служивые люди не могут приватизировать единственную старенькую "двушку".

Перспективы

В Государственную Думу, в Правительство РФ, к высшим должностным лицам государства поступают обращения от граждан, которые не успевают до 1 марта 2013 года оформить жилье в собственность, с просьбой продлить приватизацию.
Законопроект о внесении изменений в Закон N 189-ФЗ, предусматривающий продление приватизации до 1 марта 2018 года, 17 января 2012 года поступил в Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, необходимость принятия изменений прежде всего вызвана тем, что значительная часть граждан, занимающих жилые помещения в аварийном и ветхом жилье и ожидающих расселения, лишится после 1 марта 2013 года возможности воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию. Кроме того, граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, получив свое жилье после 1 марта 2013 года, также не смогут воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию.
Таким образом, граждане будут поставлены в неравное положение с теми, кто получил и приватизировал жилье до указанной даты.
На сегодняшний день законопроект не прошел даже первого чтения. Но даже если приватизация будет продлена, другие вышеописанные проблемы сохранятся, поэтому тема приватизации квартиры в военных городках остается по-прежнему актуальной.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи