Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Вторая жизнь аккредитива (Федоранич С.)

Вторая жизнь аккредитива (Федоранич С.)

Дата размещения статьи: 22.03.2013

Не секрет, что предпринимательская деятельность связана с рисками. Законы экономики и позицию "только бизнес - ничего личного" никто не отменял. И казалось бы, есть верное средство обойти опасные повороты практически без потерь: безналичные расчеты по аккредитиву серьезно снижают риски для субъектов коммерческой деятельности. Но почему-то сейчас практически никто не пользуется аккредитивом. Исправит ли ситуацию реформа гражданского законодательства?

Об аккредитиве

Гражданский кодекс РФ дает нам исчерпывающее понятие аккредитива. Это форма расчета, по которому банк-эмитент, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием, обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать, учесть переводной вексель либо дать такие полномочия другому, исполняющему банку (ст. ст. 862, 867 ГК РФ).
Но никогда прежде расчеты не были так запутанны и не желаемы банками, как расчеты по аккредитиву. При попытках применить узаконенную форму безналичного расчета в виде аккредитива участники сделки сталкиваются с большим количеством нюансов, которые напрочь отбивают любое желание его использовать.
Участниками расчетов по аккредитиву являются минимум 4 стороны:
1) банк-эмитент (в котором плательщик открывает аккредитив);
2) исполняющий банк (в котором бенефициар получит деньги);
3) плательщик (или "приказодатель");
4) бенефициар (лицо, получающее денежные средства по договору с плательщиком).
В эту схему может вписаться еще один субъект - подтверждающий банк, который принимает на себя обязательства произвести платеж по аккредитиву независимо от поступления средств банка-эмитента (Положение о правилах осуществления перевода денежных средств, утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П).
Если обратиться к материальным нормам, регулирующим аккредитивную форму расчетов (ст. ст. 867 - 873 ГК РФ), то все вроде бы понятно: плательщик по договору открывает аккредитив в своем банке, с которого деньги переводятся в банк получателя, но получатель сможет зачислить их на свой счет только после подтверждения своему банку, что все обязательства по договору исполнены.
Аккредитив бывает депонированным и гарантированным. Если в условиях договора между сторонами фигурирует депонированный аккредитив, это значит, что при открытии аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика сумму аккредитива ("покрытие") в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. Если речь идет о гарантированном аккредитиве, то при открытии аккредитива банк-эмитент средства не перечисляет, а предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента в пределах суммы аккредитива (стороны договора вопрос списания денег по гарантированному аккредитиву не волнует).
Кроме того, есть еще одна классификация видов аккредитива - по степени безопасности расчетов. Здесь выделяют 2 вида аккредитива: отзывный (безопасен для добросовестного плательщика в случае нарушения условий договора со стороны бенефициара) и безотзывный (безопасен для добросовестного бенефициара в случае нарушения условий договора со стороны плательщика). Чаще используется безотзывный аккредитив, так как отзывный позволяет плательщику уведомить банк-эмитент об отзыве аккредитива и у банка-эмитента не возникнет никаких обязательств перед получателем средств. Безотзывный аккредитив, несмотря на императивное название "без отзыва", все-таки может быть возвращен плательщику в случаях, предусмотренных ст. 873 ГК РФ, например при истечении срока аккредитива или при отказе бенефициара от получения аккредитива. А вот права отозвать безотзывный аккредитив у плательщика нет.
Таким образом, стороны договора получают то, что хотят, - обеспечение безопасности финансовых расчетов. Банки гарантируют, что деньги будут зачислены на расчетный счет продавца только после того, как он исполнит свои обязательства; продавец же исполняет свои обязательства спокойно - деньги уже в банке, никто его не обманет.
Действительно, схема расчетов по аккредитиву значительно снижает предпринимательские риски, но... является дорогостоящей, ненадежной и неповоротливой.
Нельзя забывать о нескольких факторах, которые могут и не наступить или наступить, как водится, все разом.

Дорого и долго

Согласно действующему законодательству ответственность за финансовые операции по аккредитивной форме расчетов несут банки - банк-эмитент и исполняющий банк (при условии, что аккредитив выставлен). Учитывая, что банки являются лицензируемыми государством юридическими лицами, они несут реальную ответственность перед получателем платежа и плательщиком аккредитива, а поэтому такая форма расчета, когда все зависит от банка, кажется безопасной. Но!
В соответствии со ст. 421 ГК РФ стороны свободны в заключении договора. Согласно ч. 2 данной статьи если законом договор не предусмотрен, то стороны все же могут его заключить. Статья 432 ГК РФ устанавливает, что существенными условиями о предмете договора являются условия, которые названы в законе и иных нормативно-правовых актах, а также все условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Таким образом, если одна из сторон настаивает на согласовании условий формы расчетов по аккредитиву, такое условие является существенным и договор необходимо проверить на соответствие его требованиям ст. ст. 867 - 873 ГК РФ.
В разделе, регулирующем финансовые условия и порядок расчетов договора между сторонами, должны содержаться все существенные условия аккредитива, а именно:
- срок аккредитива и его характеристика (отзывный или безотзывный);
- сумма аккредитива, валюта;
- сделка, по которой производится расчет;
- наименования и БИК банка-эмитента и исполняющего банка, при наличии подтверждающего банка или банка-корреспондента - их БИК и наименования;
- определение правовой природы аккредитива: депонированный или гарантированный;
- если аккредитив депонированный - обязательное условие о сроках покрытия аккредитива в исполняющем банке;
- поименованный список документов, подтверждающих право получателя аккредитива на получение суммы аккредитива в связи с исполнением обязательств по договору.
Здесь стоит помнить об одной детали. Когда стороны согласуют все существенные условия договора, включая условие аккредитива, и приступят к исполнению своих обязательств, банки не вправе регулировать хоть каким-то иным способом отношения, возникшие у сторон.
То есть, когда получатель аккредитива (например, продавец по договору) начнет исполнение своих обязательств и приступит к отгрузке, плательщик выставит ему аккредитив. Но список документов, подтверждающих право получателя аккредитива на получение суммы аккредитива в связи с исполнением обязательств по договору, плательщик будет запрашивать у своего банка-эмитента сам, и этот список может качественно отличаться от того, который утвердили стороны в договоре. В таком случае банк-эмитент все равно примет аккредитив, выставит его в исполняющий банк, а тот в свою очередь уведомит получателя об аккредитиве.
Когда получатель исполнит свои обязательства и придет в банк за деньгами, его ожидает неприятный сюрприз: у него может не оказаться какого-то одного документа, запрашиваемого плательщиком, пусть даже не относящегося к сделке и который в договоре не согласовывался. В этом случае банк будет не вправе выдать деньги получателю.
Таким образом, вырисовываются два финала - плохой и не очень плохой. Плохой заключается в том, что плательщик наотрез откажется изменить условия аккредитива, а товар уже на пути к нему. Соответственно, свои деньги он получит по истечении срока аккредитива (ч. 1 ст. 873 ГК РФ), а получатель останется ни с чем: без товара и без денег.
Не очень плохой финал означает, что плательщик как добросовестная сторона согласится изменить условия аккредитива, но здесь он столкнется с еще одним недостатком аккредитива - неповоротливостью.
Когда в схеме участвуют несколько банков, любое изменение должно пройти все этапы изменения условий аккредитива у каждого банка, по цепочке. Представьте, сколько времени уйдет на согласование нового пакета документов!
При проведении мониторинга тарифов банков, размещенных на сайте, было установлено, что средняя стоимость открытия аккредитива составляет 0,1 - 0,5% от его суммы. Если учесть, что получатель в ряде случаев платит от 0,1 до 0,5% за проверку документов, возврат документов с расхождениями, возврат аккредитива, перевод денег третьему получателю, за каждый платеж, общая стоимость аккредитива может доходить до 2 - 3% от его суммы. Для предпринимателя же, обслуживающегося в региональном банке, стоимость аккредитива способна возрасти до 5% от суммы сделки (банки-эмитенты не депонируют аккредитив в региональные банки, соответственно, привлекается третий банк, который также возьмет свою комиссию). Это большие деньги, и при вышеописанных рисках предприниматели среднего и небольшого бизнеса не торопятся обращаться к банкам за аккредитивной формой расчета.
Но, может быть, после реформы гражданского законодательства аккредитив будет по-иному отрегулирован и станет более понятным, простым и удобным для всех участников предпринимательской деятельности?

Новый аккредитив

Проект Федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект) внес серьезные изменения в § 3 главы 46 "Расчеты по аккредитиву" (как и в большинство норм второй части ГК РФ). Так, если в ныне действующей редакции ГК РФ предусматривает в субъектном составе расчетов по аккредитиву банк, плательщика, получателя средств и исполняющий банк, то ГК РФ в редакции проекта - банк-эмитент, приказодателя и бенефициара. Понятно, что под приказодателем понимается плательщик, а под бенефициаром - получатель денежных средств. Вместе с тем определение, данное в ч. 1 ст. 867 ГК РФ в редакции проекта, существенно отличается от действующего понятия расчетов по аккредитиву:
- действующая редакция: при расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель. К банку-эмитенту, производящему платежи получателю средств либо оплачивающему, акцептующему или учитывающему переводной вексель, применяются правила об исполняющем банке;
- редакция проекта: при расчетах по аккредитиву банк-эмитент, действующий по поручению приказодателя (плательщика), обязуется перед бенефициаром (получателем средств) произвести платежи или акцептовать и оплатить переводной вексель, выставленный бенефициаром, или совершить иные действия по исполнению аккредитива по представлении бенефициаром предусмотренных аккредитивом документов и выполнении иных его условий.
Собственно, редакция проекта вводит в понятие расчетов по аккредитиву условие о представлении бенефициаром предусмотренных аккредитивом документов, чего раньше не было.
Механизм аккредитива сформулирован целиком, без разрыва на отдельные положения, и предусматривает произведение банком-эмитентом платежей бенефициару по представлению последним предусмотренных аккредитивом документов и выполнению иных условий. Стоит отметить превосходную юридическую технику исполнения новой дефиниции аккредитива, теперь она выглядит целостной, емкой и прозрачной.
В ГК РФ в редакции проекта предусмотрен механизм представления документов бенефициаром в банк: для исполнения аккредитива бенефициар представляет документы, предусмотренные условиями аккредитива, соответственно в исполняющий банк, подтверждающий банк или банк-эмитент. Банк, получивший представленные документы, проверяет их в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня их получения, и принимает решение об их оплате или об отказе от оплаты.
В части 3 ст. 871 ГК РФ в редакции проекта снимаются противоречия в части способа проверки документов, представленных бенефициаром: банк осуществляет проверку документов по внешним признакам, и, если представленные документы по внешним признакам не соответствуют условиям аккредитива, банк вправе не исполнять аккредитив (кроме того, отдельно подчеркнуто, что документы, которые по внешним признакам не соответствуют друг другу, рассматриваются как не соответствующие условиям аккредитива).
Наконец, главная новелла нового аккредитива: исключены такие его характеристики, как депонированность (или покрытый аккредитив) и гарантированность (непокрытый аккредитив). Теперь банк-эмитент, открывая по поручению приказодателя аккредитив, самостоятельно переводит денежные средства исполняющему банку по факту представления документов бенефициаром, а приказодатель возмещает эти расходы (ч. 4 ст. 871 ГК РФ в редакции проекта). То есть предполагается, что любой аккредитив априори гарантированный. Также банк-эмитент может уполномочить исполняющий банк произвести платежи, при этом используется новая, весьма удачная формула возмездного исполнения: исполнение аккредитива против предусмотренных аккредитивом документов (исполнение против документов) (ч. 2 ст. 867 ГК РФ в редакции проекта).
Ну и последнее: скорректированы (однозначно в лучшую сторону) условия закрытия аккредитива. Так, согласно положениям ст. 873 ГК РФ в редакции проекта закрытие аккредитива в исполняющем банке производится:
- по истечении срока аккредитива, за исключением случая, когда документы по аккредитиву были представлены в пределах срока аккредитива;
- по заявлению бенефициара об отказе от использования аккредитива до истечения срока его действия;
- по заявлению приказодателя об отзыве отзывного аккредитива (то есть введен запрет на отзыв безотзывного аккредитива, хотя действующая редакция позволяет это сделать).
Таким образом, получается, что безотзывный аккредитив может быть возвращен приказодателю по истечении срока аккредитива и/или по заявлению бенефициара об отказе в его использовании; отзыв безотзывного аккредитива приказодателем не допускается.
В целом нововведения в расчетах по аккредитиву существенно сужают круг вопросов, существующих на практике сегодня.
Хочется надеяться, что проект поправок к ГК РФ в части анализируемых в настоящей статье отношений будет принят в том виде, в котором представлен на рассмотрение Государственной Думы РФ. Это откроет серьезные возможности для экономической деятельности субъектов бизнеса любого уровня.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи