Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Безвозмездное пользование имуществом на ЕНВД (Кутько О.)

Безвозмездное пользование имуществом на ЕНВД (Кутько О.)

Дата размещения статьи: 24.03.2013

Возможность использовать то или иное имущество безвозмездно, очевидно, несет налогоплательщику экономическую выгоду, которая в целях Налогового кодекса признается доходом. И положения гл. 25 Кодекса вполне позволяют ее определить, а значит, и обязывают учитывать при налогообложении прибыли. Не так давно контролирующие органы считали, что к плательщикам ЕНВД, которые такие "подарки" используют исключительно во "вмененной" деятельности, это не имеет никакого отношения. Однако теперь чиновники придерживаются иной точки зрения.

Согласно ст. 41 Налогового кодекса доходом в целях налогообложения признается экономическая выгода налогоплательщика в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций". В этом смысле одного лишь акта получения экономической выгоды для отнесения ее в состав доходов по налогу на прибыль недостаточно. В частности, как указал в Постановлении от 3 августа 2004 г. N 3009/04 Президиум ВАС РФ, при получении беспроцентного займа в целях налогообложения прибыли дохода у налогоплательщика не возникает, поскольку гл. 25 Налогового кодекса не установлен порядок определения и оценки экономической выгоды, которую он при этом имеет. В частности, п. 8 ст. 250 Кодекса, которым в состав внереализационных доходов компании включена стоимость безвозмездно полученного имущества или имущественных прав, оцениваемая исходя из рыночных цен, в данном случае неприменим. В конечном итоге сей факт признали и представители Минфина России (Письма ведомства от 17 марта 2009 г. N 03-03-06/1/153, от 2 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/224).
Можно было бы предположить, что по тем же причинам не должны увеличиваться доходы организации и экономическая выгода, которую получает хозяйствующий субъект при пользовании тем или иным имуществом безвозмездно. Однако в Информационном письме от 22 декабря 2005 г. N 98 Президиум ВАС РФ (далее - Информационное письмо) отметил, что как раз в этой ситуации п. 8 ст. 250 Налогового кодекса очень даже применим. Применение данной нормы, указали представители ВАС РФ, не ограничено лишь имущественными правами в виде прав требования к третьим лицам, а, в частности, актуально и при безвозмездном получении права пользования имуществом, например нежилыми помещениями (п. 2 Информационного письма). Оценку же возникающего при этом дохода, по мнению высших судей, вполне можно производить по принципу определения дохода при безвозмездном получении имущества, заключающемуся в его оценке исходя из рыночных цен. Аналогичным образом и эксперты Минфина России рассматривают и предоставление налогоплательщику имущества в безвозмездное пользование - как безвозмездное получение последним имущественного права, а значит, и внереализационного дохода по налогу на прибыль (Письма ведомства от 12 мая 2012 г. N 03-03-06/1/243, от 11 декабря 2009 г. N 03-03-06/1/804, от 18 марта 2009 г. N 03-03-05/41).
Все это, безусловно, могло бы не иметь никакого отношения к плательщикам ЕНВД, рассчитывающимся с бюджетом исходя из вмененных, а не реальных доходов, если бы не тот факт, что данный спецрежим применяется лишь в отношении отдельных видов деятельности, а не к бизнесу компании в целом.

Доходы от "вмененной" деятельности...

Уплата ЕНВД возможна лишь в отношении видов деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса, да и то только тех из них, по которым применение спецрежима предусмотрено местными властями. Согласно п. 7 ст. 346.26 налогоплательщики, которые наряду с "вмененной" деятельностью занимаются иными видами бизнеса, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении деятельности, с которой уплачивается ЕНВД, с одной стороны, и бизнеса, облагаемого налогами в соответствии с иным режимом налогообложения, с другой. Собственно говоря, в п. 4 ст. 346.26 Кодекса прямо прописано, что даруемое спецрежимом освобождение от налога на прибыль распространяется только на прибыль или доходы, полученные от деятельности, облагаемой "вмененным" налогом. Причем, как постоянно напоминают чиновники, совсем необязательно речь должна идти о полноценном параллельном бизнесе, не подпадающем под уплату ЕНВД. Из-под "вмененки" могут выпадать и отдельные операции или доходы. И уж коли экономическая выгода от безвозмездного пользования имуществом признается доходом, учитываемым при налогообложении прибыли, закономерно возникает вопрос: признается ли доход полученным от "вмененной" деятельности, если налогоплательщик уплачивает ЕНВД?
В свое время в Письме от 23 марта 2007 г. N 03-11-04/3/83 специалисты Минфина России указывали, что если компанией ведется исключительно "вмененная" деятельность, то экономическая выгода от безвозмездного пользования имуществом в рамках иных режимов этим налогом не облагается. В конце концов, гл. 25 Налогового кодекса такой доход квалифицируется как внереализационный. Иными словами, доходом от самостоятельного вида деятельности, отличного от основного бизнеса налогоплательщика, который ведет только деятельность, облагаемую ЕНВД, его признать нельзя. Однако, как говорится, все течет, все меняется. Уже в Письме от 15 августа 2007 г. N 03-11-04/3/324 эксперты Минфина России изменили свою точку зрения.

...и не от нее

По существу, каких-либо серьезных аргументов в пользу своей новой позиции Минфин России не привел ни в Письме от 15 августа 2007 г. N 03-11-04/3/324, ни в последующих разъяснениях от 22 октября 2008 г. N 03-11-04/3/468, от 23 декабря 2008 г. N 03-11-04/3/568. Чиновники лишь указали, что в силу п. 8 ст. 250 Налогового кодекса доходы в виде безвозмездно полученного имущества или имущественных прав для целей налогообложения прибыли признаются внереализационными доходами налогоплательщика. При этом в силу п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ напрашивается вывод, что данная норма применима в том числе и при безвозмездном получении права пользования вещью. На этом основании финансисты резюмировали, что соответствующий доход подлежит обложению налогом на прибыль, то есть к "вмененной" деятельности не имеет никакого отношения. Что любопытно, в упомянутом Письме от 23 марта 2007 г. N 03-11-04/3/83, в котором специалисты Минфина России еще придерживались иного подхода, они также ссылались на п. 2 Информационного письма.
Так или иначе, на сегодняшний день позиция представителей министерства стабильна. Вновь чиновники подтвердили ее в Письме от 31 января 2013 г. N 03-11-06/3/1935. Таким образом, предоставление учредителем имущества в безвозмездное пользование подведет компанию-"вмененщика" под исчисление и уплату налога на прибыль, а также придется представлять декларацию по нему. Причем даже тот факт, что доля учредителя в уставном капитале организации составляет более 50 процентов, от этой "участи" организацию не спасет (Письмо Минфина России от 20 сентября 2012 г. N 03-11-06/3/66). Так, согласно пп. 11 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса в такой ситуации доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно, при определении налоговой базы не учитываются. Однако об имущественных правах в данной норме не говорится ни слова. Между тем имущество и имущественные права - это две большие разницы в целях применения норм Налогового кодекса. Так, согласно п. 2 ст. 38 Кодекса под имуществом в нем понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом, но за исключением имущественных прав.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи