Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > УСН: "комплексное" приобретение предприятия (Пасторин Б.)

УСН: "комплексное" приобретение предприятия (Пасторин Б.)

Дата размещения статьи: 24.03.2013

Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, приобретает предприятие как имущественный комплекс. В большинстве случаев "упрощенцы" в том, что касается налогового учета, руководствуются нормами гл. 25 Налогового кодекса. Посмотрим, насколько "прибыльные" нормы применимы к подобным ситуациям.

Согласно ст. 132 Гражданского кодекса предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В его состав в этом качестве входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом как имущественный комплекс предприятие или его часть могут быть объектом в том числе купли-продажи.

Скидки и надбавки к стоимости бизнеса

Особенности признания при приобретении предприятия как имущественного комплекса доходов и расходов в целях налогообложения прибыли отражены в ст. 268.1 Налогового кодекса. Согласно п. 1 данной статьи учету в данном случае подлежит разница между ценой приобретения предприятия и стоимостью его чистых активов. А вот в каком качестве следует ее признавать (дохода или расхода), зависит от конкретных обстоятельств.
Так, в качестве надбавки к цене, уплачиваемой покупателем в ожидании будущих экономических выгод, п. 1 ст. 268.1 Налогового кодекса рассматривается превышение цены покупки предприятия над его чистыми активами. В свою очередь, превышение последних над ценой приобретения квалифицируется, напротив, как скидка с цены, предоставляемая покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и с учетом других факторов. Проще говоря, надбавкой признается положительная разница между ценой приобретения предприятия и стоимостью его чистых активов, а скидкой - отрицательная. В общем случае она определяется по передаточному акту, а при приобретении предприятия как имущественного комплекса в порядке приватизации на аукционе или по конкурсу она рассчитывается как разница между ценой покупки и оценочной (начальной) стоимостью предприятия как имущественного комплекса.
Исходя из этого определяются доходы и расходы, связанные с "комплексной" покупкой бизнеса. Надбавка признается расходом, который учитывается равномерно в течение пяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации права собственности покупателя на предприятие как имущественный комплекс. Скидка, в свою очередь, увеличивает доходы покупателя непосредственно в месяце госрегистрации перехода прав собственности на предприятие.
Кроме того, расходами покупателя на приобретение в составе предприятия как имущественного комплекса активов и имущественных прав признается их стоимость, определяемая по передаточному акту (п. 5 ст. 268.1 НК). Другими словами, имущество и имущественные права в данном случае в целях налогообложения рассматриваются как отдельные объекты учета. Они учитываются по стоимости, указанной в передаточном акте, в том порядке, который установлен гл. 25 Налогового кодекса в отношении каждого вида активов - основных средств, сырья и материалов, товаров, приобретенной дебиторской задолженности и т.д.

Доходы и расходы "упрощенца"

Глава 26.2 Налогового кодекса, посвященная упрощенной системе налогообложения, не содержит специального порядка учета доходов и расходов при приобретении предприятия как имущественного комплекса.
Согласно ст. 346.15 Налогового кодекса "упрощенцы" при расчете единого налога учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, предусмотренные ст. 250 НК. При этом не включаются в налоговую базу доходы, перечисленные в ст. 251 Налогового кодекса, а также облагаемые налогом на прибыль или НДФЛ по ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 и п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 Кодекса. В свою очередь, состав расходов, которые вправе учесть при расчете единого налога "упрощенцы" с объектом налогообложения "доходы за минусом расходов", определен в ст. 346.16 Налогового кодекса. Многие из них согласно п. 2 ст. 346.16 Кодекса подлежат учету в порядке, предусмотренном "прибыльными" нормами НК. В частности, руководствоваться необходимо ст. ст. 254, 255, 263, 264, 265 и 269 Налогового кодекса. Однако отсылки к ст. 268.1 Кодекса в п. 2 ст. 346.16 НК не содержится, как не содержит ее и ст. 346.15 Налогового кодекса, определяющая состав доходов "упрощенцев".
При этом, к примеру, в Письме от 4 февраля 2013 г. N 03-11-11/50 представители Минфина России отказали налогоплательщикам, применяющим УСН, в возможности уменьшить доходы от реализации ОС на остаточную стоимость актива, которую предоставляет плательщикам налога на прибыль пп. 1 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса. Финансисты сослались на тот факт, что перечень расходов, которые могут быть учтены на "упрощенке", носит закрытый характер, и остаточная стоимость ОС при его продаже в нем не поименована, как и отсылки к соответствующей "прибыльной" норме. Аналогичным образом финансисты высказывались и в Письмах от 7 июля 2011 г. N 03-11-06/2/105, от 28 января 2009 г. N 03-11-06/2/9, от 18 апреля 2007 г. N 03-11-04/2/106.
Однако то ли от того, что при покупке предприятия как имущественного комплекса речь идет не только о расходах, но и о доходах, то ли по каким-то иным причинам, но в данном случае отсутствие ссылки на ст. 268.1 Налогового кодекса в "упрощенной" главе НК чиновников не смутило.

Приобретение предприятия на УСН

В Письме от 31 января 2013 г. N ЕД-4-3/1357@ представители Минфина России отметили, что учет доходов "упрощенцы" ведут с учетом положений гл. 25 Налогового кодекса. Исходя из этого они посчитали, что налогоплательщикам, применяющим УСН, следует руководствоваться в том числе и ст. 268.1 Кодекса. Проще говоря, по мнению чиновников, при приобретении предприятия как имущественного комплекса "упрощенцы" должны учитывать в составе доходов величину превышения стоимости чистых активов предприятия над ценой его покупки.
Исходя из этого можно было бы заключить, что и в том, что касается расходов, связанных с приобретением предприятия как имущественного комплекса, на УСН вполне применимы положения ст. 268.1 Налогового кодекса. Однако утверждать это однозначно было бы рискованно. В частности, помимо прочего, в приведенном Письме эксперты финансового ведомства отметили, что в силу ст. 41 Кодекса в целях налогообложения доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" НК. В этом смысле даже отказавшись от ссылки на ст. 268.1 Налогового кодекса, финансисты наверняка будут по-прежнему настаивать на включении "упрощенцами" в состав доходов суммы превышения стоимости чистых активов предприятия над ценой его покупки. В отношении же расходов в таких обстоятельствах всегда можно указать, что перечень, которым определены "упрощенные" расходы, носит закрытый характер.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи