Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > "Детский" вычет для опекуна и попечителя (Тушнов М.)

"Детский" вычет для опекуна и попечителя (Тушнов М.)

Дата размещения статьи: 24.03.2013

Стандартный налоговый вычет по НДФЛ распространяется не только на налогоплательщиков, на обеспечении которых находятся собственные дети. На "детский" вычет при соблюдении прочих условий также вправе претендовать приемные родители ребенка, а также опекуны и попечители. В общем и целом порядок предоставления такого вычета единый для всех "претендентов". Однако, как говорится, "дьявол кроется в деталях".

На каждого ребенка, находящегося на обеспечении налогоплательщика, согласно пп. 4 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса ему полагается стандартный вычет по НДФЛ в размере:
- 1400 руб. - на первого ребенка;
- 1400 руб. - на второго ребенка;
- 3000 руб. - на третьего и каждого последующего ребенка;
- 3000 руб. - на ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо инвалида I или II группы, являющегося учащимся очной формы обучения, аспирантом, ординатором, интерном, студентом в возрасте до 24 лет.
Распространяется такой вычет на родных и приемных родителей или их супругов, а также на усыновителей, опекунов и попечителей. В общем и целом порядок предоставления вычета не зависит от того, кем именно налогоплательщик приходится ребенку. Применяется он на основании письменного заявления физлица и документов, подтверждающих право на него. Сумма вычета предоставляется за каждый месяц налогового периода до достижения доходов налогоплательщика нарастающим итогом с начала года 280 000 руб. (или до достижения ребенком определенного возраста). Разной является лишь отправная точка - месяц рождения ребенка или месяц, в котором произошло усыновление, установлена опека (попечительство) и т.п.
При определении размера вычета необходимо учитывать общее количество детей физлица вне зависимости от степени родства с ними или от того, на всех из них предоставляется вычет или уже нет. Иными словами, первый ребенок - это в любом случае наиболее старший по возрасту ребенок (Письма Минфина России от 15 марта 2012 г. N 03-04-05/8-302, от 14 февраля 2012 г. N 03-04-05/8-179, ФНС России от 5 мая 2012 г. N ЕД-2-3/326@, от 24 января 2012 г. N ЕД-3-3/185@). И если у налогоплательщика двое совершеннолетних детей и оформлена опека над другим несовершеннолетним ребенком, то таковой будет уже третьим его ребенком (Письмо Минфина России от 3 апреля 2012 г. N 03-04-06/8-96). Соответственно, сумма вычета в отношении его составит 3000 руб.
Тем не менее определенные различия в порядке предоставления "детского" вычета родным или приемным родителям и опекунам или попечителям Налоговым кодексом все же предусмотрены.

"Детский" вычет в двойном размере

Прежде всего необходимо отметить, что только на родителей - как родных, так и приемных - пп. 4 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса распространяется право отказаться от вычета одному из них в пользу второго. При совместной опеке (попечительстве) сделать этого нельзя. Но единственный опекун (попечитель) вправе претендовать на вычет в двойном размере так же, как и единственный родитель. Более того, в этом отношении у него есть преимущество. Так, предоставление "двойного" вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак. Однако на опекунов и попечителей данное правило не распространяется, что подтвердил и Минфин России в Письме от 4 февраля 2013 г. N 03-04-06/8-32. Как следует из разъяснений финансистов, это связано в том числе с еще одним отличием в порядке предоставления вычета опекунам (попечителям) и родителям (в том числе приемным): супруги опекунов (попечителей) не имеют права на стандартный налоговый вычет по отношению к подопечным детям.
Помимо этого, в Письме от 4 февраля 2013 г. N 03-04-06/8-32 чиновники также указали, что не влияет на размер вычета, положенного единственному опекуну, и тот факт, что настоящие родители подопечного ребенка не лишены родительских прав.
Кроме того, некоторые отличия в порядке предоставления "детского" вычета родителям и опекунам хотя и не закреплены напрямую в Налоговом кодексе, но следуют из особенностей института опеки и попечительства.

Институт опеки и попечительства

Как уже упоминалось, "детский" вычет предоставляется также на каждого ребенка в возрасте до 24 лет, если он является учащимся очной формы обучения (аспирантом, ординатором, интерном, студентом) и признан инвалидом I или II группы. Однако по факту получить вычет на таких детей могут только родители. Дело в том, что в соответствии со ст. 145 Семейного кодекса опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. А попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Соответственно, по достижении подопечным возраста 18 лет статус попечителя утрачивается, а вместе с ним - и право на стандартный вычет, установленный пп. 4 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса (Письмо Минфина России от 24 января 2008 г. N 03-04-05-01/9).
А вот тот факт, что опека или попечительство осуществляются налогоплательщиком на возмездной основе, права на вычет его не лишает. Так, согласно п. 2 ст. 16 Закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Но, как указал Минфин России в Письме от 21 апреля 2009 г. N 03-04-06-02/29, получение такого вознаграждения за свои услуги не лишает опекунов и попечителей права на стандартный вычет по НДФЛ в отношении ребенка.

К сведению! Согласно п. 7 ст. 10 Закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, ему может быть назначено несколько опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Документальное подтверждение

Как уже указывалось, "детский" вычет предоставляется на основании письменного заявления физлица и документов, подтверждающих право на него. Что касается статуса опекуна или попечителя, то засвидетельствовать его сотруднику необходимо актом органа опеки (попечительства) о назначении опекуна или попечителя (Письмо Минфина России от 12 апреля 2012 г. N 03-04-06/8-109). При этом дополнительных документов в целях подтверждения того факта, что налогоплательщик является единственным опекуном (попечителем), имеющим право на вычет в двойном размере, в данном случае, очевидно, не потребуется. Ведь в акте должно быть указано, о какой опеке идет речь - единоличной или совместной. Это подтвердил и Минфин России в Письме от 4 февраля 2013 г. N 03-04-06/8-32.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи