Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > "Несчастные" тарифы: подтверждение вида деятельности (Крюкова А.)

"Несчастные" тарифы: подтверждение вида деятельности (Крюкова А.)

Дата размещения статьи: 24.03.2013

Тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний зависит от класса профессионального риска, присвоенного страхователю. Таковой, в свою очередь, определяется на базе вида деятельности, который ведет хозяйствующий субъект. И в интересах самого страхователя поддерживать сведения соцстраха о нем в актуальном состоянии. Не позднее 15 апреля текущего года в этих целях необходимо подтвердить в ФСС основной вид своей экономической деятельности на 2013 г.

Юридическое лицо любой организационно-правовой формы автоматически признается страхователем в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ; далее - Закон N 125-ФЗ). Дело в том, что данному виду страхования прежде всего подлежат физлица, работающие по трудовому договору (п. 1 ст. 5 Закона N 125-ФЗ). Между тем организация, в отличие от индивидуальных предпринимателей, функционировать без таковых не может. В свою очередь ИП признаются страхователями лишь в случае приема в штат застрахованных лиц, то есть в общем случае - с момента заключения трудового договора с тем или иным работником (ст. 3 Закона N 125-ФЗ). Статус страхователя накладывает на хозяйствующего субъекта определенные обязанности. В первую очередь при этом речь идет о начислении и уплате страховых взносов в ФСС в отношении застрахованных работников (ст. 4, пп. 2 п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ).
Объектом обложения "несчастными" взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений (п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ). Освобожденные от обложения выплаты приведены в ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ. В силу п. 1 ст. 22 Закона N 125-ФЗ перечислять взносы необходимо исходя из страхового тарифа с учетом скидки и надбавки, устанавливаемых страховщиком. При этом величина тарифов определяется федеральными законами и дифференцирована по классам профессионального риска (ст. 21 Закона N 125-ФЗ).

Класс профессионального риска

Под профессиональным риском согласно ст. 3 Закона N 125-ФЗ понимается вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору и - в установленных в случаях - по гражданско-правовому договору. В свою очередь, класс профессионального риска отражает уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию в рамках того или иного вида экономической деятельности страхователей. Чем выше класс, присвоенный страхователю, тем выше тариф, по которому ему придется уплачивать страховые взносы.
Так, Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска утверждена Приказом Минтруда России от 25 декабря 2012 г. N 625н. Всего в нем приведено 32 класса профриска. Размеры страховых тарифов на текущий год и плановый период 2014 - 2015 гг. вновь сохранены на уровне, установленном еще Законом от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ (Закон 3 декабря 2012 г. N 228-ФЗ). Для 1 класса тариф составляет 0,2 процента, а для 32-го - 8,5 процента.
Проще говоря, деятельность с низкой вероятностью повреждения здоровья или смертью застрахованного в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания требует меньше средств на выплату страхового обеспечения, что и позволяет перечислять в ФСС "несчастные" взносы в меньшем объеме. Например, к 1 классу профессионального риска относится издательская деятельность. И наоборот, высокая вероятность риска, как, например, при добыче каменного угля, отнесена к 3 классу профессионального риска и автоматически подразумевает большую величину расходов по выплате страхового обеспечения и больший размер страховых отчислений. Класс профессионального риска присваивается страхователю исходя из его основного вида деятельности (п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. N 713; далее - Правила). Для индивидуальных предпринимателей таковым признается основной вид деятельности, указанный в ЕГРИП (п. 10 Правил). Для коммерческих организаций таковым в общем случае является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (п. 9 Правил). Поэтому основной вид деятельности юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, подлежат ежегодному подтверждению в ФСС (п. 11 Правил). Исключением является лишь первый год деятельности (п. 6 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. N 55). При установлении тарифа в данном случае представители соцстраха определят класс профессионального риска исходя из вида деятельности, указанного первым в заявлении о госрегистрации юрлица.

К сведению! Физлица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, также подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, если в таком договоре прописана обязанность страхователя уплачивать в ФСС "несчастные" взносы (п. 1 ст. 5 Закона N 125-ФЗ). В этом случае выплаты по договору ГПХ также признаются объектом обложения страховыми взносами (п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ).

Подтверждение вида деятельности

Порядок подтверждения основного вида деятельности установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. N 55 (далее - Порядок). В этих целях не позднее 15 апреля очередного года необходимо представить в отделение ФСС по месту регистрации на бумажном носителе или в электронном виде: заявление, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности, копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого бизнеса). Аналогичный пакет документов представляется для подтверждения основного вида деятельности обособленных подразделений, по месту нахождения которых страхователь также состоит на учете в соцстрахе, но уже в местном отделении фонда. Формы заявления и справки приведены в Приложениях N N 1 и 2 к Порядку соответственно. При этом, поскольку указанный срок совпадает с крайним сроком сдачи расчета 4-ФСС за I квартал года, то нередко сотрудники соцстраха не принимают таковой без подтверждения вида деятельности.
Как уже упоминалось, основным для организации признается тот вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг. Но, как следует из реквизитов формы справки-подтверждения, определять его все же следует по удельному весу доходов от него в общей выручке за предыдущий год. К аналогичному выводу пришли и судьи ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 22 декабря 2009 г. N А74-2030/2009. Показатели для расчета берутся из бухгалтерской отчетности за соответствующий период, то есть без НДС (п. 9 Приложения 2 к Порядку). Иными словами, берется выручка-нетто.
В случае когда доходы от каждого вида деятельности находятся в равных долях в общем объеме выручки, страхователю будет присвоен наиболее высокий класс профессионального риска, которым они соответствуют. Это предусмотрено п. 14 Правил.

Самостоятельные классификационные единицы

Как уже упоминалось, ежегодно подтверждать вид деятельности следует и по каждому подразделению организации, являющемуся самостоятельной классификационной единицей. Это необходимо, если в отношении "обособленца" соблюдаются следующие требования (п. 7 Порядка):
- структурной единицей ведется вид деятельности, не являющийся основным видом деятельности страхователя;
- организация ведет бухгалтерский учет по названному подразделению, на основании сведений которого она может заполнить разд. II формы-4 ФСС;
- компания представляет в региональное отделение ФСС расчет по форме-4 ФСС в целом по организации, а также разд. II этой формы по данному подразделению;
- соответствие наименований видов экономической деятельности, указанных страхователем в справке-подтверждении основного вида бизнеса, наименованиям видов деятельности подразделения, указанным в заявлении о его выделении в самостоятельные классификационные единицы;
- отсутствует задолженность по уплате страховых взносов, пени и штрафов по "несчастному" страхованию, не погашенная на день подачи страхователем заявления о выделении подразделения в самостоятельные классификационные единицы.
Иными словами, это могут быть и подразделения, по месту нахождения которых регистрироваться в соцстрахе страхователь не обязан.
При наличии "обособленцев", отвечающих указанным условиям одновременно с подтверждением собственного основного вида деятельности, страхователь должен подать в подразделение ФСС по основному месту регистрации заявление о выделении "обособленца" в самостоятельную классификационную единицу в составе страхователя по форме, приведенной в Приложении N 3 к Порядку, а также копии документов, подтверждающих род занятий подразделений и регламентирующих учет у страхователя (положения о подразделениях, приказ (выписка из приказа) об учетной политике). Впоследствии в целях подтверждения вида деятельности данный пакет документов необходимо ежегодно представлять в отделение соцстраха по месту нахождения подразделения.

Уведомление об установленном страховом тарифе

Уведомить страхователя об установленном ему страховом тарифе на текущий год сотрудники ФСС должны в двухнедельный срок с даты представления документов в целях подтверждения вида деятельности. Правда, в отношении самостоятельных классификационных единиц результатов придется ждать все же дольше. Согласно п. 9 Порядка решение о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы принимается территориальным отделением Фонда после согласования с главным офисом. Для этого в течение 7 рабочих дней со дня представления компанией соответствующих документов последние только будут направлены в Фонд. Еще 20 дней дается последнему на их рассмотрение и информирование о результатах территориального отделения. Только после этого в тот же двухнедельный срок региональный орган уведомит страхователя о размерах страхового тарифа по каждой самостоятельной квалификационной единице.

Обратите внимание! Пояснительная записка с начала 2013 г. в связи с тем, что Закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ утратил силу, больше не входит в состав бухгалтерской отчетности (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012, Письмо Минфина России от 9 января 2013 г. N 07-02-18/01). В этой связи представляется, что в ближайшем будущем в Порядок подтверждения вида деятельности в ФСС будут внесены изменения.

В случае если организация не подтвердит виды экономической деятельности "обособленцев" в соответствии с п. 10 Порядка, то инспекторы просто присвоят им тот же класс профриска, что и головной компании. Если же не будет подтвержден вид деятельности самого страхователя, Фонд отнесет его к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска. Исходить при этом сотрудники соцстраха должны из тех видов деятельности, которые страхователь фактически вел в предыдущем году. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 5 июля 2011 г. N 14943/10 в статье об установленном страховом тарифе. При этом страхователь должен быть уведомлен не позднее 1 мая (п. 5 Порядка).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи