Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Введен запрет на обход закона (Л. Лялин)

Введен запрет на обход закона (Л. Лялин)

Дата размещения статьи: 26.03.2013

Введен запрет на обход закона

Новое понятие Гражданского кодекса "обход закона" не раскрыто законодателями. Такая ситуация может привести к различному судебному толкованию этого термина и возникновению споров.

С 1 марта 2013 года вступила в силу новая редакция Гражданского кодекса (далее - Кодекс)*(1). Статья 10 Кодекса дополнена новым недопустимым для реализации гражданских прав действием - действием в обход закона с противоправной целью. При этом законодатели не раскрыли содержание данного термина, что может вызвать различное его толкование как фирмами, так и судьями.

Суть нового термина

Чтобы разобраться в сути нового термина, необходимо уяснить: это не просто "редакционное усовершенствование" ранее существовавшей статьи Кодекса, а новая правовая концепция регулирования гражданских правоотношений. Законодатель наполняет их нравственным содержанием. Он закрепляет принцип добросовестности*(2) при реализации гражданских прав и исполнении обязанностей, а также предусматривает добросовестность как противовес неограниченной свободе договора и автономии воли сторон. Нормативное закрепление принципа добросовестности позволяет применять меры гражданско-правовой защиты в случаях заведомо недобросовестных (т.е. умышленных) действий участников отношений, которые, по сути, являются злоупотреблением правом. Понятие злоупотребления правом сформулировали еще римские юристы. В частности, Юлий Павел (древнеримский юрист первой половины III века н. э., автор работ по различным вопросам права (свыше 300 книг)) говорил: "Поступает против закона тот, кто совершает запрещенное законом; поступает в обход закона тот, кто, сохраняя слова закона, обходит его смысл". Таким образом, сделка, совершенная в обход закона, является действием, произведенным внешне законными средствами, с преследованием незаконных целей и использованием пробелов законодательства.

Обход закона в судебной практике

Дополняя Кодекс критериями "действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом)", законодатели учли, что судебная практика фактически уже руководствуется ими. Наиболее типичные ситуации содержатся в информационном письме Президиума ВАС РФ*(3). Рассмотрим пример, который можно напрямую расценить как обход закона с противоправной целью. Судьи установили обстоятельства продажи недвижимого имущества, которые свидетельствуют о недобросовестном поведении (злоупотреблении правом) фирмой-покупателем. Она воспользовалась тем, что единоличный исполнительный орган продавца (санатория) действовал явно в ущерб последнему. В результате продажи санаторий утратил возможность использовать недвижимость, необходимую ему для ведения основной деятельности. Кроме того, он понес дополнительные расходы по аренде этого же имущества, многократно превышающие сумму, вырученную от продажи. Спорные сделки были признаны судом недействительными*(4).
Еще одним примером обхода закона с противоправной целью является подмена в целях экономии на "зарплатных" налогах трудовых отношений на гражданско-правовые. Так, фирма вынуждает будущего работника зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или увольняет сотрудников и сама регистрирует их как ИП. После этого с ними оформляют договоры об оказании услуг, подряда и т.д. Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что договоры фактически регулируют трудовые отношения, суд обяжет фирму применять к таким отношениям положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Также распространена практика повсеместного заключения с работниками, в нарушение требований статьи 59 Трудового кодекса, срочных трудовых договоров. Если суд установит, что договор заключен с работником вынужденно, фирма будет обязана применять правила договора, заключенного на неопределенный срок*(5).
Толкование термина "обход закона с противоправной целью" дают и арбитражные суды при разрешении налоговых споров.

Постановление ФАС Уральского округа от 13 сентября 2012 г. N Ф09-8456/12 по делу N А60-55590/2011

Применение нового термина

Понятие "действия в обход закона с противоправной целью" является в Кодексе новеллой. Сейчас сложно оценить, станет ли оно новым самостоятельным инструментом по защите гражданских прав или будет только помощью при оспаривании сделок в силу их ничтожности (в том числе притворности, мнимости), недействительности. По нашему мнению, статья 10 Кодекса может выступать самостоятельным основанием для предъявления иска. Возьмем, для примера, статью 250 Кодекса (преимущественное право покупки). При продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается. Такое же ограничение установлено и для обществ с ограниченной ответственностью (ООО). Нормы законодательства *(6) не позволяют участникам ООО продавать свои доли, предварительно не предложив купить их остальным участникам общества. Простейший способ обойти эти нормы - подарить свою долю. В этом случае можно оспаривать дарение как притворную сделку, прикрывающую договор купли-продажи. Но тогда необходимо предоставить суду неопровержимые доказательства передачи денежных средств, что очень затруднительно. Новая редакция статьи 10 Кодекса позволит оспорить такое "дарение" как действия в обход закона с противоправной целью.

Гражданский кодекс Российской Федерации

К сожалению, нельзя не сказать и о возможных негативных последствиях неопределенности понятия "действия в обход закона с противоправной целью". Оно может стать основой для принципа "разрешено только то, что предписано в законе". То есть, нормы о свободе договора*(7) могут превратиться в декларацию. Любая неопределенность в терминологии закона повышает его коррупционную емкость, так как сторона в споре будет зависеть не только и не столько от правовой нормы, но и от усмотрения конкретного судьи.
Чтобы избежать ситуации, когда действия фирмы могут попасть под действия статьи 10 Кодекса, следует прежде всего отказаться от заведомо незаконных, наивных схем, направленных на ложную экономию. К сожалению, практика показывает, что зачастую директора компаний "изобретают" или перенимают друг у друга незаконные приемы ведения бизнеса, руководствуясь только критериями сиюминутной выгоды. Однако поставленные перед финансовой и юридической службами фирмы задачи по экономии и оптимизации ресурсов не должны иметь волюнтаристского характера. Возможным способом защиты от обвинения в злоупотреблении правом станет заключение специалистов (аудиторов, юристов) о законности предстоящих сделок.

Л. Лялин, почетный адвокат, член Президиума Московской областной коллегии адвокатов

Мнение. Ждите новых судебных мнений
Мария Волкова, юрист, руководитель корпоративной и налоговой практики адвокатского бюро "Леонтьев и партнеры"
Возможно, законодатель умышленно не раскрыл понятие "действия в обход закона", т.к. счел невозможным предусмотреть перечень действий и ситуаций, при которых факт "действия в обход закона" может считаться установленным. Кроме того, нормы статьи 10 Гражданского кодекса наделяют суды полномочиями отказывать в защите права, предоставляя право в каждом конкретном случае принимать решение исходя из обстоятельств рассматриваемого ими дела. То есть, уже в ближайшее время можно ожидать появления в судебной практике других субъективных судейских мнений по содержанию понятия "действия в обход закона с противоправной целью".
Одним из первых примеров использования термина "обход закона" в рамках применения Гражданского кодекса является постановление Президиума ВАС РФ от 23 января 1995 г N 7770/95. Суд отказал истцу в защите его прав, основанных на договоре цессии, по взысканию суммы депозита, поскольку первоначально цедент не обладал правами на заключение депозитного договора. В другом деле ВАС РФ указал (определение ВАС РФ от 27.02.2012 N ВАС-16404/11), что деятельность иностранных банков на территории РФ через аффилированные лица без аккредитации и в целях ухода от судопроизводства в российской юрисдикции является деятельностью в обход закона. Еще одним примером является постановление ФАС МО от 22 сентября 2011 года N А40-32329/09-155-314. Признавая недействительным договор субаренды, суд указал, что данный договор заключен в обход закона, т.к. спорные помещения являлись жилыми и не предназначенными для предпринимательских целей. Действиями в обход закона Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 13 сентября 2001 года N 146 назвал и включение в кредитный договор условия о "сложном проценте".


─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ (далее - Закон N 302-ФЗ)
*(2) ст. 1 ГК РФ
*(3) письмо Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 N 127
*(4) п. 2 ст. 10 ГК РФ
*(5) пп. 8, 13 пост. Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2
*(6) ст. 93 ГК РФ, ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ
*(7) ст. 422 ГК РФ

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи