Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > От права сильного - к сильному праву (Пантелеев Б.)

От права сильного - к сильному праву (Пантелеев Б.)

Дата размещения статьи: 28.03.2013

На протяжении последнего десятилетия в России обсуждается вопрос о том, в чем заключается суть деятельности правозащитника. Нет среди экспертов согласия ни в толковании основных философских вопросов, связанных с правами человека, ни в моральных принципах правозащиты (в частности, в вопросе о корректности совмещения правозащитной деятельности с государственными либо партийными должностями). Тем не менее служение идеям защиты прав человека должно предусматривать как законность процедур, так и следование определенным этическим принципам.

Так больше жить нельзя

Идея неравенства людей по самым различным признакам уходит своими корнями в глубину веков. Некоторые исследователи до сих пор пытаются доказать, что неравенство, культ силы и боязнь чужака в социальной жизни являются совершенно естественными, своего рода сублимацией глубинных биологических и психологических различий каждого индивидуума. Называть такой подход дискриминационным и несправедливым ранее просто никому не приходило в голову, поскольку он логично вписывался в общий фундаментальный принцип борьбы за выживание. В мире повсеместно торжествовало право сильнейшего. Насилие в решении любых вопросов жизнеустройства считалось естественной и безальтернативной нормой жизни.
Впервые люди пришли к мысли о невозможности продолжения такого традиционного существования только во второй половине прошлого века после осознания ужасов Второй мировой войны и, в частности, холокоста. Идеи неравенства народов, превосходства одних людей над другими, взятые на вооружение тоталитарным милитаризованным государством, логично и неизбежно привели к геноциду и мировой катастрофе, едва не обернувшейся цивилизационным коллапсом.
Принятая вновь созданной по итогам войны Организацией Объединенных Наций Всеобщая декларация прав человека в 1948 году впервые за многие тысячелетия провозгласила принципиально новую идею равенства всех людей Земли и всемерную борьбу против любых форм дискриминации. Затем 5 мая 1949 года в Лондоне был подписан Устав Совета Европы - организации явно антифашистской направленности. В Риме 4 ноября 1950 года была подписана Европейская конвенция, которая вступила в силу 3 сентября 1953 года и положила начало настоящим доступным международным контрольным механизмам в сфере защиты прав человека. Только тогда появилась возможность формирования круга экспертов, специализирующихся на проблематике правозащиты.
Однако консервативное человеческое сознание, в частности в России, далеко не сразу и не везде приняло все положения революционно нового мироустройства. Новая демократическая Россия четко сформулировала свои приоритеты. В главе 2 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием в 1993 году, получили закрепление основные идеи Конвенции прав человека о запрете всех форм дискриминации. Практически полностью фундаментальные положения Всеобщей декларации прав человека и Европейской конвенции воспроизведены в ст. ст. 17 - 55 Конституции РФ.
Проблема заключается в том, что при реализации предоставленных Основным Законом прав и свобод на практике эти безусловные ценности нередко резко конфликтуют с оставшимся до сих пор откровенно патриархальным и ксенофобским массовым сознанием.

Этапы большого пути

Теоретики разделили эволюцию эгалитарной идеи на несколько этапов:
1. Исторически первым пониманием этой идеи был лозунг равенства всех людей в потреблении. К сожалению, проблема равенства желудков все еще актуальна, поскольку даже продовольствие распределено по планете крайне неравномерно и значительная часть землян по-прежнему голодают.
2. Однако затем было признано, что для надлежащего прогресса необходимо задуматься и о следующем этапе - равенстве в стартовых возможностях. На практике это означает не только уравнивание в минимальных жизненных потребностях, но и предоставление всем примерно одинаковых шансов для развития, ломку кастовых и классовых барьеров. В настоящее время и эта ступень развития считается уже недостаточной.
3. Для полноценного развития демократического рыночного государства необходимая цель - обеспечение на практике реального равенства всех перед законом и судом. Такое понимание принципа равенства нашло закрепление в ч. 1 ст. 19 Конституции РФ.
Роль правосудия и правозащитников в жизни современного общества неизмеримо возрастает. Процесс совершенствования действующего уголовного, гражданского, административного законодательства является естественно необходимым, бесконечным и многосложным. Однако представляется, что реально изменить ситуацию и взрастить самые лучшие новые законы можно только на почве, обильно удобренной практическими результатами борьбы против дискриминации во всех сферах нашей жизни. Нужны конкретные усилия правозащитников и успешные прецеденты реального воздаяния со стороны государства за уже совершенные противоправные действия. Такие прецеденты можно взрастить только на базе ныне существующего законодательства.

Классификации прав

Права человека - human rights - в современном понимании - это характеристика правового статуса человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Классификации прав человека могут быть самыми различными, в зависимости от решаемых исследователем или законодателем практических задач. Например, с точки зрения теории правозащитного движения они подразделяются на две важнейшие категории:
- абсолютные права, ограничение или временное приостановление которых не допускается никем и ни при каких обстоятельствах;
- относительные права, которые могут быть ограничены или приостановлены на строго определенное время в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения.
Возможна также иная, более детальная классификация <1> современных стандартов прав человека по нескольким уровням:
--------------------------------
<1> Rouget D. Le guide de la protection internationale des droits de l'homme. P., 2000. Chapitre II. Les droits proteges.

1. Гражданские и политические права:
- право на жизнь;
- запрещение пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство человека обращения и наказания;
- запрещение рабства и подневольного состояния;
- наказание исключительно на основании закона;
- право на свободу и личную безопасность;
- право на свободу передвижения;
- право на справедливое судебное разбирательство;
- право на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции;
- право на вступление в брак;
- свобода мысли, совести и вероисповедания;
- свобода выражений мнений;
- свобода собраний и объединений;
- право на доступ к начальному образованию;
- право на собственность;
- право на эффективное средство правовой защиты;
- равенство перед законом;
- другие сопутствующие права (право выступать в качестве физического или юридического лица, право на фамилию и имя, право на гражданство и гарантии прав в случае отсутствия гражданства и т.д.).
2. Экономические, социальные и культурные права:
- право на труд;
- право на справедливые и благоприятные условия труда;
- профсоюзные права;
- право на достойный (достаточный) уровень жизни;
- право на здоровье и социальную защиту;
- защита семьи, материнства и детства;
- право на получение среднего и высшего образования;
- право на пользование достижениями культуры;
- защита наиболее незащищенных категорий населения.
3. Коллективные права:
- право на мир;
- запрет геноцида и апартеида;
- право народов на самоопределение;
- права национальных меньшинств;
- право на развитие;
- право на благоприятную окружающую среду.

Каждому - по трудам его

Формирование кластера прав человека можно производить по различным основаниям. Базовыми понятиями в любом случае являются принцип равенства и понимание особенностей взаимосвязи прав и обязанностей. Именно в этом направлении сегодня продолжаются самые острые дискуссии как в научной среде, так и среди правоприменителей. В этом вопросе именно правозащитники принципиально не согласны с традиционным советским подходом неразрывной взаимосвязи, который ставит возможность осуществления каких-либо прав в прямую зависимость от качественного выполнения определенных обязанностей перед государством. Ведь если по-прежнему настаивать на неразрывности прав и обязанностей человека и гражданина, то приходится в принципе отрицать факт наличия некоторых естественных вечных неотчуждаемых личных прав. Получается, что права человека есть привилегия лишь добропорядочного гражданина, что явно противоречит современным международным стандартам и действующему отечественному законодательству. Сама договорная теория происхождения государства теряет смысл. Роль карательных институтов государства гипертрофированно увеличивается. Применительно к проблеме общей идеологии правозащиты, современного понимания правовых стандартов особенно важно консолидированно рассматривать фундаментальный вопрос о том, какие обязанности сегодня есть у каждого гражданина.
Первая обязанность - сугубо материальная. Исходя из общепринятых философских представлений о договорном происхождении государства, правозащитники считают, что обязанность номер один для всякого добропорядочного гражданина заключается в том, чтобы регулярно и сполна платить все установленные законом налоги. Именно такой подход закреплен в ст. 57 Конституции РФ. Юридически это означает заключение равноправного договора с государством, и в обмен на выплаченные деньги всякий налогоплательщик приобретает право требовать от государства, от всех государственных чиновников конкретного объема тех или иных услуг. В зависимости от того, сколько налогоплательщик платит, столько он может и требовать.
Практически это выливается в то, что своевременная уплата налогов является единственным щитом от обязанности давать взятки. Если гражданин уклоняется от уплаты налогов, то всякий чиновник имеет моральное право брать эти деньги сверх своей зарплаты. В период слабости судебной системы некоторые отечественные теоретики развивали идеи о законности дополнительных подношений малообеспеченным чиновникам и публично мотивировали эти псевдонаучные доводы тем, что население в России в массе своей несознательное, налоги систематически не платит, бюджет пустой. Поэтому чиновники не должны страдать, у них тоже есть дети, и пусть тогда этот вопрос об их обеспечении решается не на государственном уровне, а конкретно каждый раз при частной сделке. Следовательно, коррупция неизбежна. К счастью, сегодня уже нет необходимости детально опровергать эту слишком экзотичную теорию.
Вторая обязанность гражданина - принимать решения суда. Правозащитники утверждают, что законодатель тоже иногда ошибается. Поэтому обычный человек не должен всегда соблюдать любые принятые властью нормативные акты, он имеет право критически оценивать, обжаловать их в Конституционном Суде РФ и даже нарушать несправедливые, с его точки зрения, законы. Самое важное, что каждый такой случай не должен оставаться без официальной оценки со стороны государства. Более того, предполагается, что всякий нарушитель действующего закона непременно должен быть привлечен к суду и нести за это установленную ответственность. Именно на этом построена широко известная ныне теория великого мыслителя Махатмы Ганди о всепобеждающей мощи активного ненасилия. Ганди был борцом за освобождение своей страны и лично страдал за то, что умышленно нарушал законы Британской империи. Он призывал всех своих сторонников борьбы с колониализмом публично нарушать законы вместе с ним, страдать вместе и таким образом привлечь внимание общества к проблеме и затем изменить несправедливую систему управления страной.
Правозащитники утверждают, что для законопослушания граждан важны в первую очередь предсказуемость действий и последовательность самого государства. Главное для всякого добропорядочного гражданина - это гарантированная возможность заранее предвидеть шаги государства, правовую реакцию суда на те или иные конкретные поступки гражданина.
Только такая реакция на аналогичные ситуации может говорить о торжестве принципа законности в принятии судебных решений. Авторитет суда никем никогда не должен ставиться под сомнение, потому что это действительно настоящая власть, реально защищающая права человека.
Третья обязанность гражданина - защищать свою Родину. Защита Родины понимается современными правозащитниками несколько иначе, чем это общепринято. В статье 59 Конституции РФ и Федеральном законе от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и воинской службе" записано, что защита Отечества в виде службы в Вооруженных Силах или альтернативной гражданской службы - почетный долг и священная обязанность каждого гражданина. Но в отличие от этого международные правовые стандарты, говоря о защите Родины, подразумевают несколько иную свободу выбора. Речь идет о специальных трактовках понятий справедливой и несправедливой войны, когда сам человек принимает решение, какие ценности ему следует защищать или не защищать. Защита Родины предполагает любой вклад гражданина - личный, денежный и прочий - в то, что он считает справедливой войной. Например, в некоторых странах нет воинской обязанности, но есть повышенный налог на лицо, которое по различным соображениям не хочет или не может лично служить в армии.
Четвертая обязанность (самая спорная, но тем не менее она существует в теории и на практике для каждого правозащитника) - это обязанность всякого добропорядочного гражданина сменить власть, игнорирующую и нарушающую права человека. Во многих конституциях современных государств, например в американской, написано, что это обязательно нужно сделать посредством регулярных выборов, а иногда и вооруженным путем. Граждане могут и должны сопротивляться действиям властей, если эти власти систематически и безнаказанно нарушают основные права человека. В связи с этим отказ от участия в выборах нельзя признать нормальным поведением добросовестного гражданина. В целом ряде демократических стран неявка зарегистрированного избирателя на выборы признается правонарушением.
Права человека являются трансграничной универсальной ценностью. Ссылки на государственный суверенитет как на преграду для мониторинга, обсуждения и защиты прав человека являются некорректными.
С учетом изложенного можно утверждать, что изучение современной теории прав человека и наличие эффективно работающей судебной системы, включая международно-правовые механизмы обжалования, являются важнейшим сдерживающим фактором, позволяющим разрешать все конфликтные ситуации эволюционным путем в рамках существующих законных процедур. Такой подход позволяет выработать единые этические стандарты правозащитника и успешно применять их на практике в спорных ситуациях как внутри страны, так и за ее пределами.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи