Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Транснациональные аспекты российской коррупции (Сухаренко А.)

Транснациональные аспекты российской коррупции (Сухаренко А.)

Дата размещения статьи: 31.03.2013

Транснациональная коррупция - серьезная угроза международной безопасности. Технический прогресс и глобализация открывают широкие возможности для ее осуществления. Она проявляется в виде подкупа иностранных чиновников в целях получения возможности вести бизнес в какой-либо стране либо обретения какого-либо неосновательного преимущества. Каковы масштабы данной проблемы и какие методы борьбы предлагает российское законодательство?

Состояние коррупции в России

В настоящее время коррупция достигла социально опасного уровня, превратившись в реальную угрозу жизнедеятельности общества и государства. Согласно опросу ВЦИОМ, 75% граждан оценили степень коррумпированности общества как высокую. При этом наиболее коррумпированными сферами признаются местные власти (36%), ГАИ/ГИБДД (32%) и полиция в целом (26%), а также федеральная власть (26%) и судебная система (21%). Реже россияне указывают на коррупцию в парламенте (7%) и политических партиях (3%) <1>.
--------------------------------
<1> Всероссийский опрос ВЦИОМ от 24 - 25 ноября 2012 года. Опрошено 1600 человек из 138 населенных пунктов в 46 субъектах РФ. Статпогрешность не превышает 3,4%.

В мировом Индексе восприятия коррупции за 2012 год, составленном неправительственной организацией Transparency International, Россия заняла 133-е место из 176 (с 28 баллами), поделив его с Коморскими островами, Гайаной, Гондурасом, Ираном и Казахстаном. В 2011 году она занимала 143-е место с 2,4 балла среди 182 стран, а в 2010-м - 154-е с 2,1 балла <2>.
--------------------------------
<2> TI: Corruption Perceptions Index. Berlin. 2012.

Серьезность рассматриваемой проблемы подтверждается статистикой МВД о среднем размере взятки и Верховного Суда о количестве осужденных за взяточничество.

За минувшее десятилетие коррупционная деятельность российских должностных лиц стала транснациональной. Согласно ст. 3 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000), ратифицированной Россией в апреле 2004 года, преступление носит транснациональный характер, если:
- совершено в более чем одном государстве;
- совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве;
- совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве;
- совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве. Причем если раньше она была ограничена рамками СНГ, то сегодня охватывает десятки стран дальнего зарубежья. Для реализации преступных схем коррупционеры активно используют не только коммерческие, но и криминальные структуры.
Для защиты от возможного уголовного преследования в нарушение законодательства о государственной (муниципальной) службе чиновники приобретают второе гражданство (подданство). В результате после совершения преступлений они выезжают за рубеж и становятся недосягаемы для российского правосудия.
Полученные доходы коррупционеры предпочитают отмывать через офшоры или путем инвестирования в зарубежную недвижимость. В связи с этим они все чаще попадают в поле зрения иностранных правоохранительных служб. Данное обстоятельство не только дискредитирует Россию на международной арене, но и подрывает доверие к ее правоохранительной системе как неспособной эффективно противостоять разгулу коррупции в стране.

Законодательные меры противодействия коррупции

С апреля 2009 года в Госдуме находится законопроект, предусматривающий наказание за приобретение или наличие гражданства другого государства, а равно наличие вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание госслужащего на территории иностранного государства, в виде лишения свободы на срок до 2 лет и штраф в размере до 80 тыс. руб. с 2-летним запретом на госслужбу <3>.
--------------------------------
<3> http://www.annews.ru

В феврале 2012 года Россия присоединилась к Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (1997), которая насчитывает 38 стран-участниц. При этом Указом Президента РФ Генпрокуратура отнесена к числу органов, ответственных за реализацию положений указанной Конвенции, связанных с выдачей и оказанием правовой помощи по уголовным делам.
В декабре 2012 года был принят Закон о контроле за расходами чиновников и членов их семей, стоимость которых превышает их доход по основному месту работы за 3 года. В этот перечень попала покупка земли и объектов недвижимости, транспортных средств и ценных бумаг. В этом случае чиновник должен будет рассказать об источнике доходов, а также обосновать законность их получения. Если в ходе проверки выяснится, что он не выполнил своей обязанности по их декларированию, ему грозит увольнение. За предоставление недостоверных или неполных сведений, а также при несоответствии доходов и расходов чиновника прокуратура в судебном порядке будет добиваться конфискации имущества, в отношении которого не представлены сведения о приобретении на законные доходы (Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам").
Тогда же Госдума в первом чтении приняла законопроект, запрещающий чиновникам и членам их семей иметь акции, счета и недвижимость за рубежом. После вступления закона в силу у них будет полгода на то, чтобы избавиться от них (вновь приступившим к работе также дается полгода). Запрет на зарубежные активы распространяется на госслужащих и членов их семей в течение 3 лет после увольнения. Нарушителям грозит штраф от 5 млн. до 10 млн. руб., лишение свободы на срок до 5 лет, а также 3-летний запрет на госслужбу. По подсчетам экспертов, запрет коснется более 100 семей чиновников и депутатов, имеющих недвижимость (квартиры, дома и земли) более чем в 20 странах, не считая СНГ и Балтии <4>.
--------------------------------
<4> Спорные счета // Ведомости. 24.12.2012.

В целях реализации Конвенции ООН против коррупции (2003) в Генпрокуратуре России создан Национальный контактный пункт (НКП) по обеспечению международного сотрудничества по выявлению, аресту, конфискации и возвращению активов, полученных в результате коррупционной деятельности. Кроме того, Генпрокуратура заключила соглашения о сотрудничестве с компетентными органами ряда офшорных зон - Белиза, Британских Виргинских островов, Гибралтара, Кипра, Каймановых островов, Люксембурга, Мальдив, ОАЭ, Сейшельских островов, Черногории и Швейцарии - для получения информации о проходящих через них финансовых операциях <5>.
--------------------------------
<5> Аргументы и факты. 08.08.2012.

Наряду с этим имеет смысл:
- ратифицировать ст. 20 Конвенции ООН против коррупции (2003) о незаконном обогащении, под которым понимается "значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать";
- принять Закон "О регулировании лоббистской деятельности в органах власти";
- устранить коррупционные нормы в Законах "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и "О приватизации государственного и муниципального имущества";
- обеспечить надлежащий контроль за доходами и расходами государственных (муниципальных) служащих, иных должностных лиц и членов их семей;
- упростить процедуру привлечения к уголовной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом (глава 52 УПК РФ);
- ввести конфискацию имущества за все виды коррупционных преступлений.

Зарубежная практика

Швейцария

В марте 2002 года прокуратура кантона Женева признала виновным в отмывании денег без отягчающих обстоятельств и приговорила к штрафу в 300 тыс. франков и уплате следственных издержек в 35 тыс. франков бывшего главу Управделами Президента РФ П. Бородина. Согласно материалам дела он заключил 2 контракта с компанией Mercata Trading & Engineering SA на реконструкцию Большого Кремлевского дворца и здания Счетной палаты. В результате данной компании было выплачено 492 млн. долл., из которых 62,5 млн. долл. она перевела на счет подставной компании LightStar Low Voltage Systems Ltd. на острове Мэн. Оттуда 25,6 млн. долл. были перечислены на личные счета Бородина, его дочери и зятя (Седых И. Пейзаж после Бородинской битвы // Совершенно секретно. 02.04.2002).
Мягкость наказания объясняется переквалификацией инкриминировавшегося ему деяния в связи с истечением срока давности. Любопытно, что Бородин до сих пор является Госсекретарем Союзного государства.

Италия

В июне 2004 года Финансовая гвардия г. Тренто выдала ордер на арест бывшего генерального директора ФГУП "Росвооружение" Е. Ананьева. Согласно материалам дела он подозревается в отмывании 5 из 7 млн. долл., полученных в качестве взятки при заключении контракта на поставку ВВС Перу 3 истребителей МиГ-29 (Операция "Матрешка" против "Росвооружения" // Газета. 04.06.2004).

США

В мае 2005 года Федеральная прокуратура Западного округа Пенсильвании возбудила уголовное дело против бывшего главы Минатома России Е. Адамова. Согласно обвинительному заключению он подозревается в присвоении и отмывании 9 млн. долл., выделенных в 1990-е годы на обустройство российских АЭС. Однако власти США не смогли привлечь его к уголовной ответственности. В феврале 2008 года Замоскворецкий суд г. Москвы признал его виновным в хищении путем мошенничества более 30 млн. долл., злоупотреблении и превышении должностных полномочий, повлекших ущерб в размере более 113 млн. долл., и приговорил к 5,6 года лишения свободы с лишением права занимать госдолжности в течение 3 лет. В апреле 2010 года Мосгорсуд заменил ему реальное наказание на условное с испытательным сроком (Соковнин А. Евгений Адамов стал условно осужденным // Коммерсант. 18.04.2008).
В апреле 2010 года Федеральный суд округа Колумбия наложил штраф в размере 27,3 млн. долл. на компанию "ДаймлерКрайслер автомобили Россия" (сегодня Mercedec Benz Russia), которая поставляла автомобили и запчасти концерна Daimler AG различным госорганам РФ. Основными покупателями были названы МВД, Минобороны, Гараж особого назначения ФСО, а также мэрии Москвы, Уфы и Нового Уренгоя. Ранее компания призналась в выплате чиновникам взяток за победу в тендерах 2000 - 2005 годов на общую сумму более 3,8 млн. евро и 64,2 тыс. немецких марок (Альбац Е. Откаты государственной важности // Новое время. 24.05.2010). Следует отметить, что никого из россиян к уголовной ответственности так и не привлекли.
В ноябре 2010 года Департамент юстиции США выдвинул обвинения против швейцарского транспортно-логистического холдинга Panalpina. Согласно поданному иску в 2002 - 2007 годах российский офис компании выплатил таможенникам взятки на сумму около 7 млн. долл. для облегчения процедуры оформления грузов. Позднее холдинг признал нарушения и согласился уплатить штраф в размере 70,6 млн. долл. (Канев П. Panalpina давала таможне на добро // Газета. 09.11.2010).
Аналогичные претензии есть у властей США к производителю оргтехники Hewlett Packard, поставщику банкоматов и разработчику программного обеспечения для автоматизации банковской деятельности Diebold, и крупной фармацевтической компании Pfizer.

Япония

В январе 2011 года Агентство по рыболовству Японии приостановило на 70 дней промысловую деятельность 3 компаний и 1 бизнесмена, которые признались в даче взяток на общую сумму более 6 млн. долл. за превышение квоты на вылов минтая в ИЭЗ РФ. Ранее они были оштрафованы налоговой службой на 2,4 млн. долл. за сокрытие доходов. Как утверждается, взятки передавались российским пограничникам либо на борту траулеров, либо переводились на банковские счета, в том числе на Кипре (http://www.yomiuri.co.jp).

* * *

Здесь были перечислены лишь те уголовные дела, которые получили огласку. Между тем обоснованные подозрения в причастности к незаконной деятельности имеются и в отношении других должностных лиц. Однако отсутствие должного правового содействия, конституционный запрет на выдачу россиян и особый правовой статус подозреваемых препятствуют привлечению их к уголовной ответственности за рубежом.
Не срабатывает в данной ситуации и закрепленный в уголовном законодательстве принцип гражданства (ч. 1 ст. 12 Уголовного кодекса РФ). В большинстве случаев правоохранительные органы РФ не усматривают состава преступления в передаваемых им материалах.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи