Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Законодательные условия перехода Банка России к системе таргетирования инфляции (Просыпкина М.О.)

Законодательные условия перехода Банка России к системе таргетирования инфляции (Просыпкина М.О.)

Дата размещения статьи: 02.04.2013

К 2015 г. Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) планирует завершить переход к режиму таргетирования инфляции на основе установления целевого интервала изменения индекса потребительских цен. В то же время на сегодняшний день остается открытым ряд вопросов, касающихся создания законодательных условий для перехода к таргетированию.
Под таргетированием понимается применение инструментов экономической политики для достижения количественных целей по переменным, входящим в сферу ответственности органа регулирования <1>. В контексте ЦБ РФ такими переменными могут выступать ИПЦ, процентные ставки, валютный курс, денежные агрегаты, динамика уровня монетизации экономики. При таргетировании денежно-кредитная политика ЦБ должна основываться на манипулировании процентными ставками. Для успешности введения режима таргетирования необходимо обеспечение некоторых институциональных условий, к числу которых в мировой практике принято относить следующие:
--------------------------------
<1> Моисеев С.Р. Инфляционное таргетирование. М.: Маркет ДС, 2004. С. 10.

- приоритет цели поддержания ценовой стабильности;
- независимость ЦБ в реализации денежно-кредитной политики;
- высокая степень ответственности перед обществом и подотчетности ЦБ <2>.
--------------------------------
<2> Караре А., Шехтер М.С., Зелмер М. Создание исходных условий для таргетирования инфляции. Рабочий документ МВФ WP/02/10(R). С. 3 - 34.

Также ключевым условием выступает макроэкономическая стабильность и слаженная работа банковской системы, что подразумевает действенные передаточные механизмы денежно-кредитной политики. Рассмотрим основные правовые механизмы обеспечения успешности перехода к режиму таргетирования в России.

Приоритет цели поддержания ценовой стабильности

Режим таргетирования подразумевает закрепление на законодательном уровне цели поддержания ценовой стабильности в качестве главной цели ЦБ. Допустимы и несколько других дополнительных целей, но они не могут противоречить главной. В качестве примера цели, противоречащей основной, можно привести финансирование бюджетного дефицита средствами Центробанка или же поддержание высоких темпов экономического роста. В Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - ФЗ "О ЦБ РФ (Банке России)") зафиксированы три равнозначные цели: защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, поддержание эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Однако в ст. 75 Конституции Российской Федерации сказано, что защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации. В существующих условиях перед Банком России стоят противоречивые цели, связанные, с одной стороны, с поддержанием стабильного курса рубля, а с другой стороны - с обеспечением финансовой стабильности. Кроме того, широкая трактовка зафиксированных в Законе целей нередко приводит к интерпретации целей с точки зрения достижения определенных темпов экономического роста, что, как показывает экономическая история, зачастую является взаимоисключающим.
Изменение формулировки основной цели ЦБ РФ с "защиты и обеспечения устойчивости рубля" на "обеспечение устойчивой покупательной способности рубля" позволило бы уйти от двойственности в целях денежно-кредитной политики <3>. Таким образом, для полноценного введения режима таргетирования необходимо законодательное закрепление обеспечения ценовой стабильности в качестве единственной конечной цели ЦБ РФ, а также конкретизация понятия "защита и обеспечение устойчивости рубля".
--------------------------------
<3> Моисеев С.Р. Модернизация денежно-кредитной политики Банка России для перехода к таргетированию инфляции // Банковское дело. 2010. N 1. С. 48 - 49.

Независимость Банка России

Несмотря на закрепление в законе независимого статуса Банка России и понимание его как одного из ключевых элементов хозяйственно-правовой системы страны <4>, реализация денежно-кредитной политики в России не всегда соответствует эталону применения принципа автономии на практике.
--------------------------------
<4> Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г.: с изм. и доп. (ст. 1 и 2) // URL: http://www.cbr.ru, http://www.cbr.ru/today/status_functions/.

Согласно ФЗ "О ЦБ РФ (Банке России)" разработка и проведение денежно-кредитной политики осуществляются Центральным банком Российской Федерации во взаимодействии с Правительством Российской Федерации. Такая формулировка Закона создает проблему распределения ответственности за результаты денежно-кредитной политики между ЦБ РФ и Правительством РФ и координации их деятельности. Решение данной проблемы возможно путем конкретизации в законодательстве нормы, регулирующей взаимоотношения между институтами.
Важным аспектом обеспечения независимости ЦБ РФ является запрет на кредитование Правительства Центробанком. Согласно ст. 22 ФЗ "О ЦБ РФ (Банке России)" он не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, а также покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, но дальше следует дополнение - "за исключением тех случаев, когда это предусматривается законом о федеральном бюджете". С 1995 г. ЦБ РФ трижды прибегал к такой практике - в 1998, 1999, 2000 гг. Она может быть вновь возобновлена <5>.
--------------------------------
<5> Голикова Ю.С., Хохленкова М.А. Независимость Банка России как гарантия стабильности финансово-кредитной системы // Банковское дело. 2004. N 4. С. 14.

Отдельно следует упомянуть Национальный банковский совет (НБС) - коллегиальный орган ЦБ РФ, который был предусмотрен в законодательстве еще в 90-е гг. Однако с принятием в 2002 г. нового ФЗ "О ЦБ РФ (Банке России)" Совет директоров ЦБ РФ лишился статуса высшего органа управления Банком России, каковым являлся ранее, а НБС превратился из совещательного органа в орган управления ЦБ РФ, у которого по некоторым вопросам Совет директоров находится в подчинении. НБС уполномочен рассматривать основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, вопросы совершенствования банковской системы России и др. <6>. Причем 11 из 12 членов НБС являются сотрудниками не Банка России, а органов государственной власти <7>, продолжающими оставаться носителями их интересов <8>. Зачастую операционные цели ЦБ РФ оказываются в подчиненном положении по отношению к целям Минфина и МЭР, что говорит о недостаточной степени независимости ЦБ РФ и снижает эффективность денежно-кредитной политики.
--------------------------------
<6> Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г. Ст. 12, ст. 15; Хандруев А.А. О действительной и мнимой независимости Банка России // Центральный банк в условиях рыночной экономики. Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований / Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика. 2003. С. 32 - 33.
<7> На сегодняшний день председателем НБС является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
<8> По ФЗ "О ЦБ РФ (Банке России)", двое членов НБС направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов, трое - Президентом Российской Федерации, трое - Правительством Российской Федерации. Двенадцатым членом НБС является Председатель ЦБ РФ.

Подотчетность и ответственность Банка России

Принцип независимости не исключает общественного контроля над ЦБ РФ. Деятельность Банка России прежде всего должна подчиняться общественным интересам, поэтому Центральный банк, обладающий независимостью, должен нести ответственность перед обществом, что связано с формированием механизмов общественного контроля над деятельностью Банка России.
В понятие "ответственность" в данном контексте входит, во-первых, транспарентность деятельности Центробанка (информированность общества о его целях и интересах, прозрачность инструментов денежно-кредитной политики, отчетность, ясность правил и процедур) и, во-вторых, наличие работающего механизма общественного контроля над ЦБ.
Благодаря разъяснению обществу планируемых мер и направлений денежно-кредитной политики удастся улучшить механизм передачи воздействия денежно-кредитной политики <9>. Транспарентность деятельности позволяет укрепить доверие населения и государства к ЦБ, что, в свою очередь, ведет к сдерживанию инфляционных ожиданий.
--------------------------------
<9> Международный валютный фонд. Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике: декларация принципов: принят Временным комитетом 26 сентября 1999 г. // URL: http://www.imf.org/external/np/mae/mft/code/rus/code2r.pdf. С. 2.

Формально Банк России соответствует критериям прозрачности целей, им ежегодно публикуются основные направления проводимой денежно-кредитной политики. Тем не менее сам механизм общественного контроля ЦБ недостаточно отражен в документах.
Как уже рассматривалось выше, в ФЗ "О ЦБ РФ (Банке России)" нет четкого распределения ответственности между Банком России и Правительством в проведении денежно-кредитной политики, в развитии и укреплении банковского сектора Российской Федерации.
На наш взгляд, представляется целесообразным создание Совета или Комитета по денежно-кредитной политике, который смог бы выполнять функцию общественного контроля. Подобная практика уже применяется в ряде стран, например в Великобритании, Франции, Японии <10>. Задачей такого органа должно выступать обсуждение денежно-кредитной политики и контроль над ее проведением при отсутствии вмешательства в оперативную и административно-хозяйственную деятельность ЦБ РФ. Причем его члены должны работать в нем на постоянной основе, не совмещая другие государственные должности, являясь ведущими специалистами в этой области и по возможности представляя разные научные школы.
--------------------------------
<10> Хандруев А.А. О действительной и мнимой независимости Банка России. С. 33.

Таким образом, успешность перехода к системе таргетирования инфляции в России напрямую зависит от реализации на практике необходимых изменений в законодательстве. В первую очередь, необходимо конкретизировать цели ЦБ РФ и обеспечить реальную, а не формальную независимость Банка России. Изменение статуса НБС, четкое распределение ответственности между ЦБ РФ и Правительством РФ на законодательном уровне позволит повысить эффективность проводимой денежно-кредитной политики.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.




25 августа 2020 г.
Проект Федерального закона № 1013075-7 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается сокращение срока аккредитации филиала, представительства иностранного юр. лица; введение ограничения на назначение руководителем филиала (представительства) иностранного юр. лица на определенный срок для физических лиц, ранее задействованных в создании и деятельности юр. лиц с признаками фиктивной деятельности; установление запрета на аккредитацию нового филиала (представительства) иностранному юр. лицу, имеющему задолженность перед бюджетной системой РФ.



В центре внимания:


Как организовать учет арендных платежей по принципам МСФО (Курбангалеева О.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Роль нейролингвистического программирования в практике адвоката по защите прав и свобод человека и гражданина (Воробьев А.С.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Боязнь адвокатской монополии или ненамеренное нарушение права на квалифицированную юридическую помощь в уголовном процессе? (Воронов А.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Защита имущественных прав потерпевших от террористического акта: гражданско-правовой аспект (Кобец П.Н., Краснова К.А., Волкова М.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

К вопросу о качестве оказания бесплатной юридической помощи (Малютина О.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи