Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Законодательные условия перехода Банка России к системе таргетирования инфляции (Просыпкина М.О.)

Законодательные условия перехода Банка России к системе таргетирования инфляции (Просыпкина М.О.)

Дата размещения статьи: 02.04.2013

К 2015 г. Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) планирует завершить переход к режиму таргетирования инфляции на основе установления целевого интервала изменения индекса потребительских цен. В то же время на сегодняшний день остается открытым ряд вопросов, касающихся создания законодательных условий для перехода к таргетированию.
Под таргетированием понимается применение инструментов экономической политики для достижения количественных целей по переменным, входящим в сферу ответственности органа регулирования <1>. В контексте ЦБ РФ такими переменными могут выступать ИПЦ, процентные ставки, валютный курс, денежные агрегаты, динамика уровня монетизации экономики. При таргетировании денежно-кредитная политика ЦБ должна основываться на манипулировании процентными ставками. Для успешности введения режима таргетирования необходимо обеспечение некоторых институциональных условий, к числу которых в мировой практике принято относить следующие:
--------------------------------
<1> Моисеев С.Р. Инфляционное таргетирование. М.: Маркет ДС, 2004. С. 10.

- приоритет цели поддержания ценовой стабильности;
- независимость ЦБ в реализации денежно-кредитной политики;
- высокая степень ответственности перед обществом и подотчетности ЦБ <2>.
--------------------------------
<2> Караре А., Шехтер М.С., Зелмер М. Создание исходных условий для таргетирования инфляции. Рабочий документ МВФ WP/02/10(R). С. 3 - 34.

Также ключевым условием выступает макроэкономическая стабильность и слаженная работа банковской системы, что подразумевает действенные передаточные механизмы денежно-кредитной политики. Рассмотрим основные правовые механизмы обеспечения успешности перехода к режиму таргетирования в России.

Приоритет цели поддержания ценовой стабильности

Режим таргетирования подразумевает закрепление на законодательном уровне цели поддержания ценовой стабильности в качестве главной цели ЦБ. Допустимы и несколько других дополнительных целей, но они не могут противоречить главной. В качестве примера цели, противоречащей основной, можно привести финансирование бюджетного дефицита средствами Центробанка или же поддержание высоких темпов экономического роста. В Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - ФЗ "О ЦБ РФ (Банке России)") зафиксированы три равнозначные цели: защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, поддержание эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Однако в ст. 75 Конституции Российской Федерации сказано, что защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации. В существующих условиях перед Банком России стоят противоречивые цели, связанные, с одной стороны, с поддержанием стабильного курса рубля, а с другой стороны - с обеспечением финансовой стабильности. Кроме того, широкая трактовка зафиксированных в Законе целей нередко приводит к интерпретации целей с точки зрения достижения определенных темпов экономического роста, что, как показывает экономическая история, зачастую является взаимоисключающим.
Изменение формулировки основной цели ЦБ РФ с "защиты и обеспечения устойчивости рубля" на "обеспечение устойчивой покупательной способности рубля" позволило бы уйти от двойственности в целях денежно-кредитной политики <3>. Таким образом, для полноценного введения режима таргетирования необходимо законодательное закрепление обеспечения ценовой стабильности в качестве единственной конечной цели ЦБ РФ, а также конкретизация понятия "защита и обеспечение устойчивости рубля".
--------------------------------
<3> Моисеев С.Р. Модернизация денежно-кредитной политики Банка России для перехода к таргетированию инфляции // Банковское дело. 2010. N 1. С. 48 - 49.

Независимость Банка России

Несмотря на закрепление в законе независимого статуса Банка России и понимание его как одного из ключевых элементов хозяйственно-правовой системы страны <4>, реализация денежно-кредитной политики в России не всегда соответствует эталону применения принципа автономии на практике.
--------------------------------
<4> Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г.: с изм. и доп. (ст. 1 и 2) // URL: http://www.cbr.ru, http://www.cbr.ru/today/status_functions/.

Согласно ФЗ "О ЦБ РФ (Банке России)" разработка и проведение денежно-кредитной политики осуществляются Центральным банком Российской Федерации во взаимодействии с Правительством Российской Федерации. Такая формулировка Закона создает проблему распределения ответственности за результаты денежно-кредитной политики между ЦБ РФ и Правительством РФ и координации их деятельности. Решение данной проблемы возможно путем конкретизации в законодательстве нормы, регулирующей взаимоотношения между институтами.
Важным аспектом обеспечения независимости ЦБ РФ является запрет на кредитование Правительства Центробанком. Согласно ст. 22 ФЗ "О ЦБ РФ (Банке России)" он не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, а также покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, но дальше следует дополнение - "за исключением тех случаев, когда это предусматривается законом о федеральном бюджете". С 1995 г. ЦБ РФ трижды прибегал к такой практике - в 1998, 1999, 2000 гг. Она может быть вновь возобновлена <5>.
--------------------------------
<5> Голикова Ю.С., Хохленкова М.А. Независимость Банка России как гарантия стабильности финансово-кредитной системы // Банковское дело. 2004. N 4. С. 14.

Отдельно следует упомянуть Национальный банковский совет (НБС) - коллегиальный орган ЦБ РФ, который был предусмотрен в законодательстве еще в 90-е гг. Однако с принятием в 2002 г. нового ФЗ "О ЦБ РФ (Банке России)" Совет директоров ЦБ РФ лишился статуса высшего органа управления Банком России, каковым являлся ранее, а НБС превратился из совещательного органа в орган управления ЦБ РФ, у которого по некоторым вопросам Совет директоров находится в подчинении. НБС уполномочен рассматривать основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, вопросы совершенствования банковской системы России и др. <6>. Причем 11 из 12 членов НБС являются сотрудниками не Банка России, а органов государственной власти <7>, продолжающими оставаться носителями их интересов <8>. Зачастую операционные цели ЦБ РФ оказываются в подчиненном положении по отношению к целям Минфина и МЭР, что говорит о недостаточной степени независимости ЦБ РФ и снижает эффективность денежно-кредитной политики.
--------------------------------
<6> Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г. Ст. 12, ст. 15; Хандруев А.А. О действительной и мнимой независимости Банка России // Центральный банк в условиях рыночной экономики. Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований / Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика. 2003. С. 32 - 33.
<7> На сегодняшний день председателем НБС является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
<8> По ФЗ "О ЦБ РФ (Банке России)", двое членов НБС направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов, трое - Президентом Российской Федерации, трое - Правительством Российской Федерации. Двенадцатым членом НБС является Председатель ЦБ РФ.

Подотчетность и ответственность Банка России

Принцип независимости не исключает общественного контроля над ЦБ РФ. Деятельность Банка России прежде всего должна подчиняться общественным интересам, поэтому Центральный банк, обладающий независимостью, должен нести ответственность перед обществом, что связано с формированием механизмов общественного контроля над деятельностью Банка России.
В понятие "ответственность" в данном контексте входит, во-первых, транспарентность деятельности Центробанка (информированность общества о его целях и интересах, прозрачность инструментов денежно-кредитной политики, отчетность, ясность правил и процедур) и, во-вторых, наличие работающего механизма общественного контроля над ЦБ.
Благодаря разъяснению обществу планируемых мер и направлений денежно-кредитной политики удастся улучшить механизм передачи воздействия денежно-кредитной политики <9>. Транспарентность деятельности позволяет укрепить доверие населения и государства к ЦБ, что, в свою очередь, ведет к сдерживанию инфляционных ожиданий.
--------------------------------
<9> Международный валютный фонд. Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике: декларация принципов: принят Временным комитетом 26 сентября 1999 г. // URL: http://www.imf.org/external/np/mae/mft/code/rus/code2r.pdf. С. 2.

Формально Банк России соответствует критериям прозрачности целей, им ежегодно публикуются основные направления проводимой денежно-кредитной политики. Тем не менее сам механизм общественного контроля ЦБ недостаточно отражен в документах.
Как уже рассматривалось выше, в ФЗ "О ЦБ РФ (Банке России)" нет четкого распределения ответственности между Банком России и Правительством в проведении денежно-кредитной политики, в развитии и укреплении банковского сектора Российской Федерации.
На наш взгляд, представляется целесообразным создание Совета или Комитета по денежно-кредитной политике, который смог бы выполнять функцию общественного контроля. Подобная практика уже применяется в ряде стран, например в Великобритании, Франции, Японии <10>. Задачей такого органа должно выступать обсуждение денежно-кредитной политики и контроль над ее проведением при отсутствии вмешательства в оперативную и административно-хозяйственную деятельность ЦБ РФ. Причем его члены должны работать в нем на постоянной основе, не совмещая другие государственные должности, являясь ведущими специалистами в этой области и по возможности представляя разные научные школы.
--------------------------------
<10> Хандруев А.А. О действительной и мнимой независимости Банка России. С. 33.

Таким образом, успешность перехода к системе таргетирования инфляции в России напрямую зависит от реализации на практике необходимых изменений в законодательстве. В первую очередь, необходимо конкретизировать цели ЦБ РФ и обеспечить реальную, а не формальную независимость Банка России. Изменение статуса НБС, четкое распределение ответственности между ЦБ РФ и Правительством РФ на законодательном уровне позволит повысить эффективность проводимой денежно-кредитной политики.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


6 января 2021 г.
Проект Федерального закона № 1087686-7 "О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками"

Законопроект направлен на повышение доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также информации о такой продукции. Целями законопроекта являются содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; развитие  нутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение конкурентоспособности произведенных на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на зарубежных рынках.




30 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1087244-7 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части отмены избыточных требований к содержанию устава акционерного общества"

Целью законопроекта является оптимизация требований к содержанию уставов акционерных обществ, поскольку анализ правоприменительной практики показал, что зачастую уставы акционерных обществ содержат информацию, фактически повторяющую положения закона.




22 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1079717-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования автомобильного туризма и реализации туристского кластера в РФ"

Цель законопроекта состоит в создания безопасных и комфортных условий, способствующих развитию автомобильного туризма и индустрии автомобильных путешествий в России. В настоящее время значимость автотуризма значительно возросла, поскольку он позволяет обеспечить соблюдение социальной дистанции и снизить вероятность заражения COVID-19.




16 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1076703-7 "О внесении изменений в ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" и ст. 6 ФЗ "О лотереях"

Цель законопроекта - устранение отдельных пробелов законодательства в области организации и проведения азартных игр и лотерей, а также разграничение деятельности по организации и проведению лотерей и деятельности букмекерских контор и тотализаторов, в том числе в целях недопущения проведения азартных игр под видом лотерей.




8 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1070682-7 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Целью законопроекта является совершенствование действия механизма обжалования учредителями (участниками) юридического лица либо лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица принятых регистрирующим органом решений об отказе в госрегистрации в порядке пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.



В центре внимания:


Правовые и практические вопросы исправления кадастровых ошибок (Храмова И.С.)

Дата размещения статьи: 13.01.2021

подробнее>>

Защита ограниченных вещных прав на жилое помещение (Пушкина А.В.)

Дата размещения статьи: 13.01.2021

подробнее>>

Потребкооперация - анализ проблем, права в ней? (Алексеевская А.)

Дата размещения статьи: 13.01.2021

подробнее>>

Правовые и этические аспекты ведения медицинской документации (Котова Т.Г.)

Дата размещения статьи: 13.01.2021

подробнее>>

"Эпоха непрофессионалов" вместо "эры милосердия"? (Дорошков В.В.)

Дата размещения статьи: 13.01.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.