Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Законодательные условия перехода Банка России к системе таргетирования инфляции (Просыпкина М.О.)

Законодательные условия перехода Банка России к системе таргетирования инфляции (Просыпкина М.О.)

Дата размещения статьи: 02.04.2013

К 2015 г. Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) планирует завершить переход к режиму таргетирования инфляции на основе установления целевого интервала изменения индекса потребительских цен. В то же время на сегодняшний день остается открытым ряд вопросов, касающихся создания законодательных условий для перехода к таргетированию.
Под таргетированием понимается применение инструментов экономической политики для достижения количественных целей по переменным, входящим в сферу ответственности органа регулирования <1>. В контексте ЦБ РФ такими переменными могут выступать ИПЦ, процентные ставки, валютный курс, денежные агрегаты, динамика уровня монетизации экономики. При таргетировании денежно-кредитная политика ЦБ должна основываться на манипулировании процентными ставками. Для успешности введения режима таргетирования необходимо обеспечение некоторых институциональных условий, к числу которых в мировой практике принято относить следующие:
--------------------------------
<1> Моисеев С.Р. Инфляционное таргетирование. М.: Маркет ДС, 2004. С. 10.

- приоритет цели поддержания ценовой стабильности;
- независимость ЦБ в реализации денежно-кредитной политики;
- высокая степень ответственности перед обществом и подотчетности ЦБ <2>.
--------------------------------
<2> Караре А., Шехтер М.С., Зелмер М. Создание исходных условий для таргетирования инфляции. Рабочий документ МВФ WP/02/10(R). С. 3 - 34.

Также ключевым условием выступает макроэкономическая стабильность и слаженная работа банковской системы, что подразумевает действенные передаточные механизмы денежно-кредитной политики. Рассмотрим основные правовые механизмы обеспечения успешности перехода к режиму таргетирования в России.

Приоритет цели поддержания ценовой стабильности

Режим таргетирования подразумевает закрепление на законодательном уровне цели поддержания ценовой стабильности в качестве главной цели ЦБ. Допустимы и несколько других дополнительных целей, но они не могут противоречить главной. В качестве примера цели, противоречащей основной, можно привести финансирование бюджетного дефицита средствами Центробанка или же поддержание высоких темпов экономического роста. В Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - ФЗ "О ЦБ РФ (Банке России)") зафиксированы три равнозначные цели: защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, поддержание эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Однако в ст. 75 Конституции Российской Федерации сказано, что защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации. В существующих условиях перед Банком России стоят противоречивые цели, связанные, с одной стороны, с поддержанием стабильного курса рубля, а с другой стороны - с обеспечением финансовой стабильности. Кроме того, широкая трактовка зафиксированных в Законе целей нередко приводит к интерпретации целей с точки зрения достижения определенных темпов экономического роста, что, как показывает экономическая история, зачастую является взаимоисключающим.
Изменение формулировки основной цели ЦБ РФ с "защиты и обеспечения устойчивости рубля" на "обеспечение устойчивой покупательной способности рубля" позволило бы уйти от двойственности в целях денежно-кредитной политики <3>. Таким образом, для полноценного введения режима таргетирования необходимо законодательное закрепление обеспечения ценовой стабильности в качестве единственной конечной цели ЦБ РФ, а также конкретизация понятия "защита и обеспечение устойчивости рубля".
--------------------------------
<3> Моисеев С.Р. Модернизация денежно-кредитной политики Банка России для перехода к таргетированию инфляции // Банковское дело. 2010. N 1. С. 48 - 49.

Независимость Банка России

Несмотря на закрепление в законе независимого статуса Банка России и понимание его как одного из ключевых элементов хозяйственно-правовой системы страны <4>, реализация денежно-кредитной политики в России не всегда соответствует эталону применения принципа автономии на практике.
--------------------------------
<4> Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г.: с изм. и доп. (ст. 1 и 2) // URL: http://www.cbr.ru, http://www.cbr.ru/today/status_functions/.

Согласно ФЗ "О ЦБ РФ (Банке России)" разработка и проведение денежно-кредитной политики осуществляются Центральным банком Российской Федерации во взаимодействии с Правительством Российской Федерации. Такая формулировка Закона создает проблему распределения ответственности за результаты денежно-кредитной политики между ЦБ РФ и Правительством РФ и координации их деятельности. Решение данной проблемы возможно путем конкретизации в законодательстве нормы, регулирующей взаимоотношения между институтами.
Важным аспектом обеспечения независимости ЦБ РФ является запрет на кредитование Правительства Центробанком. Согласно ст. 22 ФЗ "О ЦБ РФ (Банке России)" он не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, а также покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, но дальше следует дополнение - "за исключением тех случаев, когда это предусматривается законом о федеральном бюджете". С 1995 г. ЦБ РФ трижды прибегал к такой практике - в 1998, 1999, 2000 гг. Она может быть вновь возобновлена <5>.
--------------------------------
<5> Голикова Ю.С., Хохленкова М.А. Независимость Банка России как гарантия стабильности финансово-кредитной системы // Банковское дело. 2004. N 4. С. 14.

Отдельно следует упомянуть Национальный банковский совет (НБС) - коллегиальный орган ЦБ РФ, который был предусмотрен в законодательстве еще в 90-е гг. Однако с принятием в 2002 г. нового ФЗ "О ЦБ РФ (Банке России)" Совет директоров ЦБ РФ лишился статуса высшего органа управления Банком России, каковым являлся ранее, а НБС превратился из совещательного органа в орган управления ЦБ РФ, у которого по некоторым вопросам Совет директоров находится в подчинении. НБС уполномочен рассматривать основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, вопросы совершенствования банковской системы России и др. <6>. Причем 11 из 12 членов НБС являются сотрудниками не Банка России, а органов государственной власти <7>, продолжающими оставаться носителями их интересов <8>. Зачастую операционные цели ЦБ РФ оказываются в подчиненном положении по отношению к целям Минфина и МЭР, что говорит о недостаточной степени независимости ЦБ РФ и снижает эффективность денежно-кредитной политики.
--------------------------------
<6> Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г. Ст. 12, ст. 15; Хандруев А.А. О действительной и мнимой независимости Банка России // Центральный банк в условиях рыночной экономики. Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований / Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика. 2003. С. 32 - 33.
<7> На сегодняшний день председателем НБС является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
<8> По ФЗ "О ЦБ РФ (Банке России)", двое членов НБС направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов, трое - Президентом Российской Федерации, трое - Правительством Российской Федерации. Двенадцатым членом НБС является Председатель ЦБ РФ.

Подотчетность и ответственность Банка России

Принцип независимости не исключает общественного контроля над ЦБ РФ. Деятельность Банка России прежде всего должна подчиняться общественным интересам, поэтому Центральный банк, обладающий независимостью, должен нести ответственность перед обществом, что связано с формированием механизмов общественного контроля над деятельностью Банка России.
В понятие "ответственность" в данном контексте входит, во-первых, транспарентность деятельности Центробанка (информированность общества о его целях и интересах, прозрачность инструментов денежно-кредитной политики, отчетность, ясность правил и процедур) и, во-вторых, наличие работающего механизма общественного контроля над ЦБ.
Благодаря разъяснению обществу планируемых мер и направлений денежно-кредитной политики удастся улучшить механизм передачи воздействия денежно-кредитной политики <9>. Транспарентность деятельности позволяет укрепить доверие населения и государства к ЦБ, что, в свою очередь, ведет к сдерживанию инфляционных ожиданий.
--------------------------------
<9> Международный валютный фонд. Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике: декларация принципов: принят Временным комитетом 26 сентября 1999 г. // URL: http://www.imf.org/external/np/mae/mft/code/rus/code2r.pdf. С. 2.

Формально Банк России соответствует критериям прозрачности целей, им ежегодно публикуются основные направления проводимой денежно-кредитной политики. Тем не менее сам механизм общественного контроля ЦБ недостаточно отражен в документах.
Как уже рассматривалось выше, в ФЗ "О ЦБ РФ (Банке России)" нет четкого распределения ответственности между Банком России и Правительством в проведении денежно-кредитной политики, в развитии и укреплении банковского сектора Российской Федерации.
На наш взгляд, представляется целесообразным создание Совета или Комитета по денежно-кредитной политике, который смог бы выполнять функцию общественного контроля. Подобная практика уже применяется в ряде стран, например в Великобритании, Франции, Японии <10>. Задачей такого органа должно выступать обсуждение денежно-кредитной политики и контроль над ее проведением при отсутствии вмешательства в оперативную и административно-хозяйственную деятельность ЦБ РФ. Причем его члены должны работать в нем на постоянной основе, не совмещая другие государственные должности, являясь ведущими специалистами в этой области и по возможности представляя разные научные школы.
--------------------------------
<10> Хандруев А.А. О действительной и мнимой независимости Банка России. С. 33.

Таким образом, успешность перехода к системе таргетирования инфляции в России напрямую зависит от реализации на практике необходимых изменений в законодательстве. В первую очередь, необходимо конкретизировать цели ЦБ РФ и обеспечить реальную, а не формальную независимость Банка России. Изменение статуса НБС, четкое распределение ответственности между ЦБ РФ и Правительством РФ на законодательном уровне позволит повысить эффективность проводимой денежно-кредитной политики.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Акты высших судебных органов как средство гармонизации российского гражданского процессуального права (Самсонов Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

К вопросу об отмене экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты (Горбунова Е.Н.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Особые пошлины: практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин (Мокров Г.Г.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Правовое обеспечение учета экологических требований при территориальном планировании (Кичигин Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Порядок осуществления контроля за расходами отдельных категорий лиц: проблемы и пути решения (Цирин А.М., Севальнев В.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи