Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Новое в администрировании НДС (Косых А.)

Новое в администрировании НДС (Косых А.)

Дата размещения статьи: 10.08.2013

Закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ разрабатывался и был принят, среди прочего, в целях создания условий для предотвращения уклонения от уплаты налогов, в том числе с использованием фирм-"однодневок". При таких обстоятельствах закономерно, что его положения значительно расширяют полномочия налоговиков и ужесточают налоговый контроль. Поэтому неудивительно, что прежде всего они касаются администрирования НДС как самого "проблемного" налога с точки зрения бюджета. Причем некоторые из них заслуживают внимания даже тех хозяйствующих субъектов, которые, по существу, плательщиками данного налога не являются.

По общему правилу налоговая декларация может быть представлена в ИФНС как на бумажном носителе, так и в электронном виде по установленному формату. Исключением являются случаи, когда среднесписочная численность работников налогоплательщика за предшествующий календарный год превышает 100 человек. При таких обстоятельствах права выбора у хозяйствующего субъекта нет - отчетность подлежит представлению в электронной форме. Аналогичное правило предусмотрено и для вновь созданных организаций, численность сотрудников которых превышает указанный предел (п. 3 ст. 80 НК).
С 1 января 2014 г. плательщики НДС, отчитываясь по данному налогу, утратят право выбирать форму представления декларации в налоговую инспекцию в принципе, то есть вне зависимости от количества работников. Направлять отчетность в ИФНС им придется по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота. Эта обязанность предусмотрена п. 3 ст. 80 и п. 5 ст. 174 Налогового кодекса в редакции Закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ (далее - Закон N 134-ФЗ).
Право выбора между бумажной и электронной формой декларации, как и способа ее представления (лично, почтой или по ТКС), при условии соблюдения ограничения по численности штата гл. 21 Кодекса в новой редакции сохранено только за налоговыми агентами по НДС, которые не являются плательщиками НДС или освобождены от обязанности уплачивать таковой. Но и они утратят это право в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при ведении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров (поручения, комиссии, агентского). Правда, данная норма вступит в силу с отсрочкой - с 1 января 2015 г. (п. 5 ст. 24 Закона N 134-ФЗ).

НДС-отчетность для неплательщиков

В новой редакции п. 5 ст. 174 Налогового кодекса прописана обязанность отчитываться по НДС и для лиц, указанных в п. 5 ст. 173 Кодекса. Напомним, что согласно данной норме НДС в случае выставления счета-фактуры с выделенной суммой налога подлежит уплате в бюджет в том числе:
- лицами, не являющимися налогоплательщиками или освобожденными от исполнения обязанностей таковых, к коим, например, относятся "упрощенцы", плательщики ЕНВД, компании и ИП, не уплачивающие НДС в связи с применением ст. 145 НК, и пр.;
- налогоплательщиками - при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
По существу, обязанность по представлению декларации по НДС в такой ситуации неплательщиками данного налога была предусмотрена и сейчас. В частности, на этом настаивают представители Минфина России (Письмо от 23 октября 2007 г. N 03-07-11/512). Однако в связи с неудачной формулировкой п. 5 ст. 174 Налогового кодекса она вызывает немало споров, причем судьи ее не поддерживают. Дело в том, что в действующей редакции вышеуказанного п. 5 ст. 174 Кодекса речь идет о налогоплательщиках, указанных в п. 5 ст. 173 НК. Поэтому, как отмечают арбитры, не являясь плательщиком НДС в силу применения УСН или уплаты ЕНВД и т.п., хозяйствующий субъект под данную норму не подпадает (см. Определения ВАС РФ от 14 августа 2007 г. N 9571/07, от 7 июня 2008 г. N 6834/08). Но даже если бы и так, то еще в Постановлении от 30 октября 2007 г. N 4544/07 Президиум ВАС РФ указал, что неплательщики НДС не могут быть привлечены к ответственности за непредставление деклараций по этому налогу постольку, поскольку субъектом данного правонарушения согласно ст. 119 Налогового кодекса являются исключительно налогоплательщики. Однако на сей раз законодатели предусмотрели и это: указание на субъекта из п. 1 ст. 119 Кодекса Законом N 134-ФЗ удалено.

К сведению! С 1 января 2014 г. согласно новому п. 3.1 ст. 169 Налогового кодекса посредники, не являющиеся плательщиками НДС, такие как, например, "упрощенцы", в случае выставления или получения счетов-фактур будут обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. При этом с 1 января 2015 г. им необходимо будет представлять его в ИФНС в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по НДС (п. 5.2 ст. 174 НК в редакции Закона N 134-ФЗ). Аналогичное требование предусмотрено и для не признаваемых налоговыми агентами плательщиков НДС, которые освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога.

Кроме того, в новой редакции Закона N 134-ФЗ подразумевается, что на основании п. 1 ст. 119 Налогового кодекса к соответствующей ответственности могут быть привлечены не только спецрежимники, выставившие счет-фактуру с выделенным налогом, но и налоговые агенты. Напомним, что на сегодняшний день применение к ним санкций по п. 1 ст. 119 Кодекса носит спорный характер. Как указывают судьи, ответственность за несвоевременное представление декларации к налоговым агентам неприменима все по той же причине - по крайней мере, если они одновременно не являются плательщиками НДС (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 мая 2007 г. N А78-7944/06-С2-8/439-Ф02-2657/07, ФАС Северо-Западного округа от 7 мая 2007 г. N А56-24960/2005). В данном случае, по мнению судей, налоговый агент должен нести ответственность по ст. 126 НК (Определение ВАС РФ от 26 ноября 2008 г. N ВАС-12243/08). Между тем предусмотренные ею санкции гораздо ниже установленных ст. 119 Налогового кодекса.

"Камералка": истребование НДС-документов

В общем случае истребовать какие-либо документы у налогоплательщика в рамках "камералки" налоговики не вправе. Такое правило закреплено п. 7 ст. 88 Налогового кодекса, однако оно предусматривает ряд исключений, среди которых и представление налогоплательщиком декларации по НДС с суммой налога к возмещению. Пункт 8 ст. 88 Кодекса в этом случае предоставляет налоговикам полномочия по истребованию документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов по НДС.
В соответствии с Законом N 134-ФЗ с 1 января 2015 г. перечень случаев, когда ИФНС при проведении "камералки" декларации по НДС сможет истребовать документы, будет значительно расширен. Инспекторы смогут запросить у налогоплательщика, а также у лиц, просто обязанных представить декларацию по НДС, счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в отчетности, если выявлены:
- противоречия в таких сведениях;
- их несоответствия сведениям о тех же операциях в декларации по НДС другого налогоплательщика или иного лица, обязанного представлять декларацию по НДС;
- их несоответствия сведениям о тех же операциях, которые отражены в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в ИФНС лицом, на которое возложена соответствующая обязанность.
Но истребовать документы по этим основаниям налоговики смогут только при условии, что выявленные противоречия и несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.

Осмотр в рамках "камералки" по НДС

Подпунктом 6 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса в целях налогового контроля налоговикам в том числе предоставлено право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также осматривать любые помещения и территории, используемые им для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения. Это могут быть производственные, складские, торговые и иные объекты независимо от места их нахождения (п. 4 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах РФ").
Согласно п. 1 ст. 92 Налогового кодекса право налоговиков на проведение осмотра территорий и помещений, а также документов и предметов налогоплательщика обусловлено необходимостью выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проведения выездной проверки. В соответствии с п. 2 данной нормы вне рамок выездной ревизии допускается осмотр только документов и предметов, да и то при условии, что они были получены в результате ранее проведенных контрольных мероприятий или при согласии их владельца (Письмо Минфина России от 30 ноября 2011 г. N 03-02-07/1-411).
Вместе с тем многие судьи принимают в качестве надлежащих доказательств и протоколы осмотра, проведенного в рамках "камералки" (Постановления ФАС Поволжского округа от 13 марта 2008 г. по делу N А57-12358/07, ФАС Волго-Вятского округа от 17 января 2012 г. по делу N А29-2000/2011). Некоторые идут еще дальше, признавая осмотр самостоятельным контрольным мероприятием (Определение ВАС РФ от 8 июня 2009 г. N ВАС-4120/09). Но немало и тех, кто считает проведение осмотра вне рамок выездной проверки неправомерным, а доказательства, полученные с его помощью, недопустимыми (Постановления ФАС Центрального округа от 28 декабря 2011 г. по делу N А08-2014/2011, ФАС Поволжского округа от 29 апреля 2010 г. по делу N А55-24271/2009).

Обратите внимание! На сегодняшний день согласно п. 3 ст. 88 Налогового кодекса при выявлении в любой представленной отчетности ошибок или несоответствий уже имеющимся у инспекции документам и сведениям налоговики вправе потребовать от налогоплательщика пояснений. В свою очередь последний вместе с таковыми может дополнительно представить выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК). Однако Президиум ВАС РФ в Постановлении от 15 марта 2012 г. N 14951/11 посчитал, что рассматриваемые положения НК позволяют инспекторам именно истребовать у налогоплательщика первичные документы в подобной ситуации.

Примечательно, что сами представители ФНС при этом разъясняли, что проведение осмотра территорий в рамках камеральной проверки Налоговым кодексом не предусмотрено (Письмо ФНС России от 29 декабря 2012 г. N АС-4-2/22690). Однако благодаря вступлению в силу Закона N 134-ФЗ с 1 января 2015 г. в данное правило вносится исключение.
Согласно новой редакции п. 1 ст. 92 Налогового кодекса налоговики смогут проводить осмотр в рамках "камералки" по НДС в тех же случаях, что и истребовать дополнительные документы (п. п. 8, 8.1 ст. 88 НК).
Осмотр будет проводиться на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку. Данное постановление должно быть утверждено руководителем налогового органа или его заместителем.
Необходимые изменения внесены также и в п. 1 ст. 91 Налогового кодекса, регламентирующий порядок доступа проверяющих на территорию налогоплательщика. К числу документов, на основании которых таковой осуществляется, добавлено и мотивированное постановление о проведении осмотра в рамках "камералки" по НДС в предусмотренных Кодексом случаях.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


28 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 996066-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

Цель законопроекта - повышение информированности вкладчика об условиях привлечения денежных средств физических лиц во вклады, а также снижение рисков вкладчиков при принятии решения о выборе конкретного вклада и кредитной организации, привлекающей денежные средства во вклады. Изложение условий договора банковского вклада в стандартной табличной форме и информирование вкладчика о минимальной гарантированной процентной ставке по вкладу позволит потребителю сравнивать условия разных банков




20 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 992248-7 "О внесении изменений в КоАП РФ по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности"

Законопроект направлен на усовершенствование механизма защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности. Помимо этого, предлагаемое законопроектом изменение компетенции рассмотрения статьи 14.57 КоАП снизит нагрузку на судебные органы.




14 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 988027-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом устанавливается возможность использования системы налогообложения в виде ЕНВД и патентной системы налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли маркированной продукцией на период с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. включительно.




7 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 983620-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Цель законопроекта - обеспечение баланса интересов как участника долевого строительства, так и застройщика. Также он призван обеспечить нормативные рамки взаимодействия сторон при возникновении спорных вопросов.




28 июня 2020 г.
Проект Федерального закона № 979423-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом предлагается ввести гуманитарный сбор в размере 5 процентов от средств полученных рекламораспространителями за предоставление своих услуг. Цель данного сбора - оказание помощи гражданам России, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в лечении.



В центре внимания:


Пределы ускорения гражданского и административного судопроизводства (Михеев П.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Судебное примирение: кто виноват и что делать? (Борисова Е.А.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Целесообразно ли исключение преступлений тяжкой категории из особого порядка судебного разбирательства, предусмотренного главой 40 УПК РФ? (Азаренок Н.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Нормативное и организационное обеспечение судебно-исковой работы органов военного управления войск национальной гвардии Российской Федерации (Абакумова Е.Б.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Современный уголовный процесс и основные направления его совершенствования (Дорошков В.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи