Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Камеральная налоговая проверка (Калинин Я.В.)

Камеральная налоговая проверка (Калинин Я.В.)

Дата размещения статьи: 17.08.2013

Что может стать основанием для камеральной налоговой проверки? Как оформляются ее результаты и что делать в случае несогласия с ними?

Основания для проверки

Порядок проведения камеральных налоговых проверок установлен ст. 88 НК РФ, в соответствии с которой проверка проводится по месту нахождения налогового органа в течение трех месяцев, которые начинают отсчитываться с даты представления декларации без вынесения специального решения о проведении камеральной проверки и без предварительного оповещения налогоплательщика о начале проверки. При этом неважно, была представлена отчетность вовремя или с нарушением срока (Письмо ФНС России от 07.05.2010 N ШС-37-3/1269@).
В Письме ФНС России от 18.12.2005 N 06-1-04/648 отмечено, что камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от периодичности их представления. Подчеркнем, что камеральной проверке наряду с налоговой декларацией подвергаются и другие документы, представленные налогоплательщиком, а также документы о деятельности налогоплательщика, уже имеющиеся у налогового органа.
Камеральная проверка начинается с переноса данных отчетности в автоматизированную систему "АИС-Налог", которая проводит счетно-арифметический контроль. Система проверяет правильность заполнения налоговой отчетности; взаимоувязку ее показателей с показателями деклараций и расчетов по проверяемому налогу за предыдущие налоговые (отчетные) периоды; взаимоувязку с данными деклараций и расчетов по другим налогам, а также с данными бухгалтерской отчетности и иных документов, которые есть в распоряжении налогового органа.
Если не выявлено ошибок и нет оснований для проведения углубленной проверки, камеральная проверка на этом может завершиться, в таком случае налоговые органы даже не составляют акт проверки.

О том, что проводится камеральная проверка, налогоплательщик узнает по действиям налогового органа, которые будут выражены требованиями: представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 88 НК РФ); внести соответствующие исправления в установленный срок при обнаружении ошибок, противоречий, несоответствий (п. 3 ст. 88 НК РФ); представить определенные документы (ст. 93 НК РФ). Налоговые инспекторы могут запросить документы (информацию), касающиеся деятельности и конкретных сделок у контрагентов проверяемого налогоплательщика (ст. 93.1 НК РФ) и истребовать у банка информацию по расчетному счету налогоплательщика (ст. 86 НК РФ).
Положения Налогового кодекса РФ в определенных случаях предусматривают возможность проведения основательной и подробной камеральной проверки. Рассмотрим основания для проведения таких проверок.
Первое. Налогоплательщик использует налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). К данной категории, например, можно отнести организации, освобожденные от уплаты НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ, налога на имущество в силу ст. 381 НК РФ и т.д. В этих случаях налоговые органы вправе истребовать документы, подтверждающие право на налоговые льготы.
Второе. Подача налогоплательщиком декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога (п. 8 ст. 88 НК РФ). Налоговые органы имеют право запрашивать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов (Письма Минфина России от 30.07.2008 N 03-02-07/1-323, УФНС России по г. Москве от 15.12.2008 N 09-14/116582). Минфин России в Письме от 17.08.2011 N 03-07-14/85 отметил, что предусмотренный ст. 172 НК РФ перечень документов, которые налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика, не является закрытым. Иными словами, налоговые органы могут запросить любые документы, подтверждающие правомерность применения вычетов по НДС.
Налоговый орган в ходе камеральной проверки вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие вычеты, только в том случае, если в декларации заявлено право на возмещение налога. Требовать от налогоплательщика документы, на основании которых им применены налоговые вычеты по НДС, если налог в декларации исчислен к уплате или его сумма равна нулю, налоговые органы не вправе (Письмо Минфина России от 27.12.2007 N 03-02-07/2-209, Постановления ФАС МО от 03.11.2009 N КА-А40/11367-09, ФАС СЗО от 29.09.2009 по делу N А56-10853/2009). Однако есть отдельные решения судов, где указывается на право налоговых органов требовать первичные документы в подтверждение вычета при проведении камеральной проверки любой декларации, в которой заявлены вычеты (Постановление ФАС ВСО от 25.10.2007 N А78-2319/07-С3-8/119-Ф02-7984/07).
Третье. Проверка налогов проводится в связи с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ). Налоговые органы вправе истребовать документы, связанные с исчислением и уплатой налога на добычу полезных ископаемых; водного налога; земельного налога.
Четвертое. Обнаружены ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия (несоответствия) показателей в представленных документах (п. 3 ст. 88 НК РФ). Об этом факте налоговый орган должен сообщить налогоплательщику, при этом он должен потребовать представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В Определении Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 267-О указано, что в случае обнаружения при проведении камеральной проверки правонарушений налоговые органы не только вправе, но и обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При этом руководитель налогового органа (его заместитель) обязан заблаговременно уведомлять налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов камеральной проверки. С данной позицией солидарны как Минфин России (Письмо от 11.01.2009 N 03-02-07/1-1), так и ВАС РФ (Определение от 10.08.2010 N ВАС-9133/10).
Несоблюдение указанного порядка является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (Постановления ФАС ЦО от 09.06.2008 N А64-6659/07-11 и от 22.12.2008 N А64-1496/08-22).
По мнению ФНС России, процедура уведомления налогоплательщика о необходимости представить пояснения или внести соответствующие исправления в представленные документы должна выполняться в соответствии с общими правилами вручения (направления) ненормативных правовых актов и иных документов (Письмо от 01.08.2008 N ШТ-8-2/320@). Заметим, что для этих целей Налоговым кодексом РФ не предусмотрена форма уведомления, не установлены способ и сроки вручения, тем не менее может быть использована форма уведомления о вызове налогоплательщика, утвержденная Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ (Письмо Минфина России от 11.01.2009 N 03-02-07/1-1).
Получив уведомление, налогоплательщик имеет право представить в налоговый орган пояснения по поводу выявленных ошибок и (или) противоречий. На основании п. 4 ст. 88 НК РФ он может представить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иных документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в декларацию (расчет).
Отметим, что непредставление документов для дачи пояснений не влечет ответственности по налоговому законодательству, поскольку это право, а не обязанность налогоплательщика.
Неиспользование им своего права дачи пояснений при обнаружении ошибок, противоречий (несоответствий) может обернуться для налогоплательщика выездной налоговой проверкой. Дело в том, что ФНС России в Приказе от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ предусмотрела следующее. Непредставление налогоплательщиком пояснений в ответ на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п. является одним из критериев для проведения выездной налоговой проверки.
Пятое. Представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Данное действие со стороны налогоплательщика влечет проведение налоговым органом камеральной проверки с обязательным прекращением проверки первоначальной декларации, при этом срок камеральной проверки начинается заново. Следует учитывать, что если на момент представления уточненной декларации налоговые органы уже выявят какое-либо налоговое нарушение в ранее поданной декларации, они вправе вынести решение о проведении проверки в установленном Налоговым кодексом РФ порядке (Письмо ФНС России от 26.05.2008 N ШС-6-3/381@).
На практике данная ситуация выглядит следующим образом: если подать уточненную налоговую декларацию до истечения трех месяцев с даты представления первой декларации, инспектор применит порядок, установленный п. 9.1 ст. 88 НК РФ, но если представить уточненную декларацию позднее, то вне зависимости от того, готов ли акт и решение по камеральной проверке, налоговая инспекция закончит с первоначальной декларацией и только потом начнет проверку уточненной декларации.
Следует учитывать позицию судов, которая сводится к тому, что если после составления акта камеральной проверки, но до вынесения решения по ней подана уточненная декларация, принимать решение по первичной декларации инспекция не вправе (Постановление ФАС МО от 29.11.2011 N А41-31236/10).
Шестое. Проверка участника договора инвестиционного товарищества (п. 8.1 ст. 88 НК РФ). В этом случае камеральная налоговая проверка расчета финансового результата инвестиционного товарищества проводится налоговым органом по месту учета участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.
При проведении камеральной проверки декларации (расчета) по налогу на прибыль или НДФЛ участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.
Седьмое. Проверка по консолидированной группе налогоплательщиков (п. 11 ст. 88 НК РФ). Данная проверка проводится на основе деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником группы, а также других документов о деятельности группы, имеющихся у налогового органа. При этом налоговые органы вправе истребовать у ответственного участника группы копии документов, которые должны представляться с декларацией по налогу на прибыль по КГН, в том числе относящиеся к деятельности иных участников группы.
Восьмое. Проведение налогоплательщиком экспортных операций (ст. 165 НК РФ). Для подтверждения обоснованности применения "нулевой" ставки по НДС налогоплательщики представляют в налоговый орган полный пакет подтверждающих документов в срок не позднее 180 календарных дней с даты проставления на перевозочном документе календарного штемпеля пограничной железнодорожной станции (при перемещении товаров с территории Российской Федерации через выходные железнодорожные пограничные станции) или в зависимости от вида деятельности другой даты отсчета (п. 9 ст. 165 НК РФ).
Если право на применение "нулевой" ставки подтверждено соответствующими документами, у налоговых органов нет оснований в ходе камеральной проверки проводить какие-либо контрольные мероприятия, касающиеся взаимоотношений налогоплательщика с поставщиками экспортных товаров (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 N 17393/10).
Девятое. Невключение в базу НДС с аванса, который получен в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше шести месяцев (п. 13 ст. 167 НК РФ).
В данном случае одновременно с декларацией за налоговый период, в котором получена предоплата в счет предстоящих поставок указанных товаров (работ, услуг), в налоговые органы представляются: контракт с покупателем (его копия); документ, подтверждающий длительность производственного цикла изготовления товаров (выполнения работ, оказания услуг), с указанием их наименования, срока изготовления, наименования организации-изготовителя, выданный в Порядке, установленном Минпромторгом России (Приказ Минпромторга РФ N 807, Роскосмоса N 138, Госкорпорации "Росатом" N 686 от 06.10.2009). Данный документ выдается в соответствии с Перечнем товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 N 468 (Письмо Минфина России от 28.06.2010 N 03-07-07/43).
Десятое. Двойное налогообложение по налогу на имущество (п. 2 ст. 386.1 НК РФ). В соглашении может быть предусмотрена возможность зачесть уплаченный за границей налог при расчете налога в государстве пребывания организации. Для зачета налога российская организация должна представить в налоговые органы заявление на зачет налога и документ об уплате налога за пределами территории Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Документы подаются российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения вместе с декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами территории Российской Федерации. Перечень действующих двусторонних договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения приведен в Письме ФНС России от 15.01.2009 N ВЕ-22-2/20@.
Одиннадцатое. Экспортно-импортные операции с компаниями Беларуси и Казахстана. Данные отношения в рамках Таможенного союза регулируются Соглашением от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе". На основании представленной декларации и документов налоговые органы проводят камеральную проверку обоснованности применения ставок по НДС и налоговых вычетов (Письма Минфина России от 28.04.2011 N 03-07-15/43, ФНС России от 13.05.2011 N КЕ-4-3/7675@).
После окончания камеральной проверки налоговая инспекция в течение десяти рабочих дней составляет акт по ее результатам, который вручается представителю проверяемого налогоплательщика в течение пяти дней с даты этого акта под расписку. Если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта камеральной проверки, этот факт отражается в нем, и акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения). Датой вручения акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма. Доказывать факт уклонения от получения акта должна налоговая инспекция (Постановление ФАС МО от 23.11.2010 N КА-А40/14436-10).

Истребование документов

Неотъемлемой частью проведения камеральной проверки является истребование документов или информации у налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 93 НК РФ. Отметим, что налоговые органы не вправе истребовать документы при проведении камеральной проверки, кроме случаев, предусмотренных ст. 88 НК РФ, и случаев, когда представление документов обязательно вместе с налоговой декларацией.
Истребование документов осуществляется посредством выставления налоговым органом требования об истребовании документов (Приказ ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@). Требование может быть вручено налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (Приказ ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@) или лично руководителю организации под расписку. Если указанными способами требование передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 1 ст. 93 НК РФ). Налоговый орган вправе истребовать документы, необходимые для проведения камеральной налоговой проверки, только в ходе ее проведения (Письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75).
Документы на бумажных носителях представляются в виде заверенных копий в течение 10 рабочих дней. В случае невозможности представить их в указанный срок по уважительным причинам налогоплательщик имеет право обратиться в налоговый орган с заявлением, но не позднее следующего дня за днем получения требования об увеличении сроков представления документов. В нем необходимо указать уважительные причины непредставления документов и срок, который требуется для их представления. Заявление в течение двух рабочих дней обязаны рассмотреть и принять решение о продлении или отказе в продлении срока. Если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, он вправе выслать их в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи.
Ответственность за непредставление документов предусмотрена ст. 126 НК РФ - это штраф в сумме 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Налоговый орган не вправе требовать у налогоплательщика документы, которые были представлены им ранее при проведении камеральных или выездных проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ). Налогоплательщику следует составить обоснованный отказ в письменной форме, указав в нем реквизиты требования, по которому истребовались документы, опись документов и перечень документов, которые истребуются повторно.

Возражения и рассмотрение материалов проверки

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте по результатам проверки, налогоплательщик в течение 15 рабочих дней вправе подать письменные возражения как на акт в целом, так и на отдельные положения. При этом он вправе прикладывать к возражениям копии необходимых документов.
После истечения 15 рабочих дней на подачу возражений налоговый орган обязан назначить рассмотрение материалов проверки в течение 10 рабочих дней, при этом неважно, представил налогоплательщик возражения или нет. В случае необходимости руководитель налогового органа может продлить срок рассмотрения материалов, но не более чем на один месяц, при этом основания продления законодательством не установлены.
Отметим, что в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ налогоплательщик имеет право участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя, непредоставление такой возможности является основанием для отмены решения по результатам камеральной проверки (Постановления Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 N 12566/07, ФАС МО от 15.07.2009 N КА-А40/6438-09).
Если после рассмотрения материалов проверки у налогового органа нет достаточных доказательств подтверждения факта совершения налогового правонарушения, руководитель налогового органа (его заместитель) вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. К ним относятся: истребование документов у налогоплательщика; истребование документов (информации) о деятельности контрагентов и по конкретным сделкам; допрос свидетелей; проведение экспертизы.
На все действия налоговому органу отводится один месяц. В Налоговом кодексе РФ для налогоплательщика не предусмотрена возможность рассмотреть материалы дополнительного контроля. Но после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция должна известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения всех материалов проверки (Письмо Минфина России от 06.11.2009 N 03-02-08/82, Постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 N 391/09).
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа (его заместитель) выносит решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Окончательное и готовое решение вручается налогоплательщику лично в течение пяти дней со дня его вынесения или направляется по почте заказным письмом и будет считаться полученным по истечении шести дней с даты, когда направлено письмо.
В случае несогласия с содержащимися в решении выводами налогоплательщик вправе обжаловать решение по результатам проверки в вышестоящий налоговый орган, подав апелляционную жалобу. Ее подача приостанавливает действие решения, и, соответственно, в этот период налоговый орган не имеет права выставлять требование об уплате налогов, пеней, штрафов.
В противном случае решение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения (консолидированной группе налогоплательщиков - 20). Налоговый орган обязан выставить требование об уплате налогов в течение 10 рабочих дней, а налогоплательщик - исполнить его в течение 8 рабочих дней.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи