Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Дата отражения операции при приобретении и реализации основных средств (Варламова В.В.)

Дата отражения операции при приобретении и реализации основных средств (Варламова В.В.)

Дата размещения статьи: 17.08.2013

В некоторых ситуациях дата отражения в бухгалтерском учете дохода от реализации объекта основных средств и момент определения налоговой базы (НДС, налог на прибыль) по этой операции различны. Также могут не совпадать даты начала начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете. Как поступить бухгалтеру в подобных случаях?

Дата начала амортизации

Движимое имущество

Обычная ситуация: организация приобретает дорогостоящий объект основных средств, например копировальный аппарат, стоимость которого превышает 40 000 руб. Он полностью готов к эксплуатации, нужно лишь включить его в электрическую розетку, однако организация оставляет его на складе, поскольку в помещении, где собираются установить аппарат, идет ремонт. Когда следует начать амортизировать это оборудование в бухгалтерском и налоговом учете?
Довольно часто бухгалтеры отвечают на этот вопрос так: начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором эти объекты были введены в эксплуатацию. Однако данное утверждение справедливо только в отношении налогового учета. Для признания актива в качестве основного средства в бухгалтерском учете и начисления амортизации факт его ввода в эксплуатацию значения не имеет.
ПБУ 6/01 не содержит условия о вводе в эксплуатацию для признания актива в качестве ОС. Кроме того, в п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств закреплено, что по степени использования ОС подразделяются на находящиеся в эксплуатации, в запасе (резерве), в ремонте; в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации; на консервации. Поэтому актив включается в состав ОС в момент его готовности к эксплуатации.
Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что копировальный аппарат уже в день его приобретения должен быть отражен в бухгалтерском учете в составе ОС на счете 01, субсчет "Основные средства в запасе". Амортизация по объекту ОС, включая находящийся в запасе (резерве), в бухгалтерском учете начинает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету.
Контролирующие органы также неоднократно разъясняли, что актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве ОС, когда объект приведен в состояние, пригодное для использования в деятельности организации, независимо от факта его ввода в эксплуатацию (Письма Минфина России от 22.06.2010 N 03-03-06/1/425, от 18.04.2007 N 03-05-06-01/33, от 20.09.2006 N 03-06-01-02/41, ФНС России от 02.11.2006 N ШТ-6-21/1062@).
Следует подчеркнуть, что из-за несвоевременного отражения в бухгалтерском учете объектов в составе ОС занижается база по налогу на имущество.
К тому же при своевременном признании объектов в качестве ОС не возникает споров о моменте принятия НДС к вычету. Дело в том, что вычет НДС производится в полном объеме после принятия объектов ОС к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ).
По мнению Минфина России, вычет НДС возможен только после того, как этот объект будет принят на учет на счете 01 "Основные средства" (Письма от 16.08.2012 N 03-07-11/303, от 28.10.2011 N 03-07-11/290). На наш взгляд, данная точка зрения спорна, поскольку нормы гл. 21 НК РФ не уточняют, на каком именно счете нужно отразить приобретенное имущество. Однако при приобретении ОС, готового к эксплуатации, спорных моментов не возникнет. Такой объект "проходит транзитом" через счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" и в день его приобретения (т.е. практически сразу) отражается на счете 01. Соответственно, НДС по нему может быть принят к вычету сразу.
В налоговом учете амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности и используется им для извлечения дохода, со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб. Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (ст. 256, п. 4 ст. 259 НК РФ). Поэтому в налоговом учете объект ОС включается в состав амортизируемого имущества только после ввода его в эксплуатацию.
Соответственно, по ОС, готовым к эксплуатации, но фактически не используемым в деятельности налогоплательщика, момент начала амортизации в бухгалтерском и налоговом учете может отличаться.

Недвижимое имущество

При приобретении недвижимости, готовой к эксплуатации, момент начала амортизации в налоговом учете также может наступить позже, чем в бухгалтерском. Приобретение объектов недвижимости имеет свои нюансы, как известно, права на них подлежат обязательной государственной регистрации, которая занимает немалое время (обычно несколько месяцев).
До момента государственной регистрации право собственности на недвижимое имущество сохраняется за продавцом (абз. 3 п. 60 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22). Соответственно, пока покупатель не приобрел право собственности на недвижимость, общие условия, установленные п. 1 ст. 256 НК РФ для ее признания амортизируемым имуществом, не выполняются.
Однако в целях налогообложения прибыли п. 11 ст. 258 НК РФ предусмотрена возможность включения в состав соответствующей амортизационной группы ОС, права на которые подлежат государственной регистрации, с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. В соответствии с п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
Опираясь на эти нормы, Минфин России пришел к выводу, что для начала начисления амортизации по ОС, права на которое подлежат государственной регистрации в налоговом учете, необходимо выполнение двух условий: включение данного основного средства в амортизационную группу (наличие документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав), а также его ввод в эксплуатацию (Письмо от 08.06.2012 N 03-05-05-01/31). Иными словами, нельзя начинать амортизировать приобретенную недвижимость ранее, чем будут переданы документы на регистрацию.
Для отражения объекта в бухгалтерском учете не нужно дожидаться передачи документов на регистрацию. Начиная с 1 января 2011 г. согласно п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве ОС с выделением на отдельном субсчете к счету 01 независимо от того, поданы или не поданы на регистрацию соответствующие документы. Определяющим моментом для признания недвижимости основным средством является ее готовность к эксплуатации (Письмо Минфина России от 08.06.2012 N 03-05-05-01/31).
Преждевременное начисление амортизации в налоговом учете приведет к завышению расходов и занижению налогооблагаемой прибыли, а несвоевременное отражение недвижимости в составе ОС - к занижению налога на имущество.
Заметим, что в отношении налога на имущество суды однозначно признают, что в случае приобретения в собственность объектов недвижимости приобретатель становится плательщиком налога на имущество независимо от наличия государственной регистрации перехода права собственности, поскольку в силу законодательства о бухгалтерском учете такая регистрация не указана среди обязательных условий учета соответствующих объектов на балансе в качестве основных средств (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148). Аналогичная точка зрения содержится в Письмах Минфина России от 08.06.2012 N 03-05-05-01/31, от 17.06.2011 N 03-05-05-01/44, от 22.03.2011 N 07-02-10/20.
При решении вопроса о правомерности амортизации недвижимости, введенной в эксплуатацию до представления документов на регистрацию, позиция арбитражных судов разделилась. Дело в том, что разные суды пользуются различными правовыми подходами в толковании положений ст. ст. 258 и 259 НК РФ.
ФАС Западно-Сибирского округа (Постановление от 27.02.2012 N Ф04-293/12) высказал следующую позицию. В силу п. 11 ст. 258 НК РФ основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Амортизировать недвижимость ранее представления документов на государственную регистрацию нельзя.
ФАС Поволжского округа (Постановления от 13.07.2010 по делу N А65-29725/2009 и от 26.01.2009 по делу N А55-9610/2008) и ФАС Северо-Западного округа (Постановление от 13.05.2009 по делу N А42-2083/2008) пришли к иному выводу. В ст. 259 НК РФ предусмотрена возможность начисления амортизации по объектам амортизируемого имущества начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию. И какого-либо иного срока, с наступлением которого у налогоплательщика возникает право на начисление амортизации, п. 11 ст. 258 НК РФ не устанавливает. Соответственно, момент возникновения права на начисление амортизации по объектам основных средств связан только с моментом введения объекта в эксплуатацию и не зависит от условий, обозначенных в п. 11 ст. 258 НК РФ, т.е. от факта представления документов на регистрацию.

Момент отражения "отгрузки" и реализации недвижимости

Ситуация: сначала "отгрузка", потом реализация. В бухгалтерском учете выручка от реализации имущества признается на момент перехода права собственности на него к покупателю, т.е. после его государственной регистрации. До этого момента Минфин России предлагает учитывать недвижимость, переданную по акту приема-передачи покупателю, на отдельном субсчете "Переданные объекты недвижимости" к счету 45 "Товары отгруженные" (Письмо от 22.03.2011 N 07-02-10/20), поскольку переданное имущество перестает участвовать в деятельности организации, а значит, не соответствует условиям для учета его в качестве ОС.
К тому же покупатель должен отразить в бухгалтерском учете полученный объект, не дожидаясь регистрации права собственности на него, и вправе начать амортизировать этот объект в бухгалтерском учете.
Таким образом, "отгрузка" (выбытие) недвижимости в бухгалтерском учете происходит на момент ее передачи по акту покупателю, а выручка от реализации недвижимости должна быть отражена в бухгалтерском учете на момент регистрации права собственности на недвижимость.
В налоговом учете возможны варианты. При методе начисления для доходов от реализации, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), т.е. дата передачи права собственности (п. п. 1 и 3 ст. 271 НК РФ, п. 1 ст. 39 НК РФ). На первый взгляд дата признания в налоговом учете дохода от реализации недвижимости не должна отличаться от даты признания дохода в бухгалтерском учете. Тем не менее вопрос о том, на какую дату следует признать доход от реализации недвижимости по налогу на прибыль, продолжает оставаться спорным. Анализ судебных решений и разъяснений Минфина России позволяют выделить три варианта.
Первый. Доход определяется на дату регистрации права собственности. Учитывая нормы ст. ст. 223 и 551 ГК РФ, доходы от продажи недвижимости следует признать для целей налогообложения прибыли на дату перехода прав собственности на объект, т.е. на дату государственной регистрации прав собственности покупателя на недвижимость.
Данной точки зрения придерживаются арбитражные суды (Постановления Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 N 15726/10, ФАС Поволжского округа от 22.07.2008 N А65-26844/07, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.09.2007 N Ф04-5962/2007(37734-А45-40) (п. 1)). Аналогичные разъяснения в 2006 г. давал Минфин России (Письмо от 28.09.2006 N 07-05-06/241).
Второй. Доход определяется на дату передачи недвижимости по акту. Минфин России в Письме от 07.09.2012 N 03-03-06/2/100 указал, что у организации-продавца налоговая база определяется на дату исполнения обязательств продавца по передаче недвижимого имущества покупателю по передаточному акту вне зависимости от даты государственной регистрации перехода права собственности.
В Постановлении ФАС Поволжского округа от 22.09.2009 по делу N А65-20719/2008 отмечено, что в целях исчисления налога на прибыль моментом реализации имущества является его фактическая передача. Поскольку гл. 25 НК РФ не содержит ссылок на нормы Гражданского кодекса РФ и не связывает момент фактической реализации недвижимого имущества с моментом возникновения у приобретателя права собственности на это имущество, суд отклонил аргументы налогоплательщика, ссылавшегося на положения ст. 223 ГК РФ.
Заметим, что имеются и противоположные решения арбитражных судов (Постановления Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 N 15726/10, ФАС Поволжского округа от 22.07.2008 N А65-26844/07, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.09.2007 N Ф04-5962/2007(37734-А45-40)).
В частности, ФАС Западно-Сибирского округа, отклоняя довод о возникновении обязанности по уплате налога на прибыль с момента передачи объекта недвижимости покупателю по акту приема-передачи основных средств, указал, что фактически на момент подписания такого акта продавец передает покупателю лишь права владения и пользования имуществом, в то время как содержание права собственности, согласно ст. 209 ГК РФ, составляет три полномочия - владение, пользование, распоряжение. Из абз. 3 п. 60 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 также следует, что после передачи владения недвижимым имуществом право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.
Третий. Доход определяется на дату передачи недвижимости по акту и подачи документов на регистрацию. В некоторых Письмах Минфин России разъяснял, что при реализации недвижимости доход следует признавать в момент передачи объекта недвижимости по акту (накладной) приемки-передачи и подачи документов на регистрацию вне зависимости от даты государственной регистрации таких прав, т.е. чуть позже, чем во втором варианте (Письма от 07.02.2011 N 03-03-06/1/78, от 28.04.2010 N 03-03-06/1/301, от 15.10.2009 N 03-03-06/4/87, от 08.11.2006 N 03-03-04/1/733, от 03.07.2006 N 03-03-04/1/554), поскольку отсутствие государственной регистрации не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости.
Заметим, что исполнение обязательств по договору и переход права собственности на недвижимость в соответствии с договором не идентичные понятия.
Какой из трех вариантов выбрать налогоплательщику?
Каждый должен решить самостоятельно, оценив существующие риски. С нашей точки зрения, самый рисковый вариант признания дохода от реализации недвижимости - учесть его на дату регистрации права собственности. Однако именно этот вариант позволяет сблизить бухгалтерский и налоговый учет.
Если же организация не готова к возможным спорам с налоговыми органами, то доход следует признать на момент передачи недвижимости по акту приемки-передачи.

Налог на добавленную стоимость: день "отгрузки" недвижимости = день реализации

По общему правилу в целях исчисления НДС дата реализации товаров (работ, услуг) значения не имеет. Моментом определения базы по НДС признается наиболее ранняя из дат:
- день отгрузки товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Если же товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на него, такая передача, в соответствии с п. 3 ст. 167 НК РФ, приравнивается к отгрузке.
Минфин России в Письме от 07.02.2011 N 03-03-06/1/78 разъяснил, что при реализации объекта недвижимости моментом определения базы по НДС следует считать наиболее раннюю из дат: дату передачи права собственности на данный объект недвижимости, указанную в документе, подтверждающем передачу права собственности, или день его оплаты (частичной оплаты). При этом на основании п. 14 ст. 167 НК РФ в случае если моментом определения налоговой базы является день оплаты (частичной оплаты), то на дату передачи права собственности на объект недвижимости также возникает момент определения налоговой базы. Другими словами, отгрузкой недвижимости можно называть дату регистрации права собственности.
Заметим, что согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров, а также при получении сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее 5 календарных дней, считая со дня отгрузки товара или со дня получения сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров. Поэтому при реализации объекта недвижимости счета-фактуры выставляются не позднее 5 календарных дней, считая со дня получения предварительной оплаты, а также не позднее 5 календарных дней, считая со дня передачи права собственности - даты государственной регистрации права собственности (Письма Минфина России от 07.02.2011 N 03-03-06/1/78, от 22.07.2008 N 03-07-11/261). Иначе говоря, до момента регистрации права собственности на недвижимость продавец не должен выставлять счет-фактуру покупателю.
Таким образом, момент возникновения базы по НДС (на "дату отгрузки") совпадает с датой признания доходов от реализации недвижимости в бухгалтерском учете, но может отличаться от даты признания доходов в целях исчисления налога на прибыль, если "осторожный" налогоплательщик примет решение об отражении таких доходов до регистрации права собственности на недвижимость.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи