Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Ноу-хау: бухгалтерский учет и налогообложение (Левенец Н.В.)

Ноу-хау: бухгалтерский учет и налогообложение (Левенец Н.В.)

Дата размещения статьи: 17.08.2013

Организация может приобрести ноу-хау, получить в качестве вклада в уставный капитал, создать самостоятельно, поэтому комплект документов, подтверждающих права организации на ноу-хау и способ формирования первоначальной стоимости НМА, будет в каждом случае разный.

Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам (ст. 1465 ГК РФ).
Исходя из экономической природы понятия "ноу-хау" данные объекты в полной мере отвечают признакам нематериального актива, установленным ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов".
Нормативными актами по бухгалтерскому учету не установлено, какие именно документы могут служить основанием для признания в бухгалтерском учете секрета производства (ноу-хау) в качестве нематериального актива.
Между тем перечень подтверждающих документов зависит от способа возникновения у организации прав на ноу-хау. В частности, организация может приобрести ноу-хау, получить в качестве вклада в уставный капитал, создать самостоятельно, поэтому комплект документов, подтверждающих права организации на ноу-хау и способ формирования первоначальной стоимости НМА, будет в каждом из случаев разный.
Приобретение. В силу ст. 1229 ГК РФ обладатель секрета производства вправе передать исключительное право на него в полном объеме другой стороне - приобретателю исключительного права на этот секрет производства - на основании договора об отчуждении исключительного права на секрет производства.
В этом случае основным документом, подтверждающим приобретенное право на ноу-хау, будет договор с правообладателем.
Указанный объект НМА принимается к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, равной в данном случае сумме вознаграждения правообладателя, уплачиваемого организацией по договору об отчуждении исключительного права, на дату подписания акта приемки-передачи исключительных прав на секрет производства (ноу-хау) (п. п. 6, 7, абз. 2 п. 8, пп. "б" п. 3 ПБУ 14/2007).

Кроме суммы, уплаченной по договору, в первоначальной стоимости приобретенного НМА учитываются все фактические затраты, связанные с его приобретением:
- таможенные пошлины и таможенные сборы;
- невозмещаемые суммы налогов, государственные, патентные и иные пошлины, уплачиваемые в связи с приобретением нематериального актива;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которые приобретен нематериальный актив;
- суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериального актива;
- иные расходы, непосредственно связанные с приобретением нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

В бухгалтерском учете приобретение исключительного права отражается записями:
Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы"
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами")
собраны фактические затраты на приобретение ноу-хау;
Д-т сч. 04 "Нематериальные активы"
К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы"
введен в эксплуатацию объект НМА.

Получение в виде вклада в уставный капитал. Еще один способ стать обладателем ноу-хау - получить исключительные права на него от своего учредителя в качестве вклада в уставный капитал (или в оплату размещенных акций, если речь об акционерном обществе).
В случае внесения исключительного права в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, помимо указания на это в учредительном договоре, необходимо заключить отдельный договор об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, отвечающего требованиям, установленным частью четвертой Гражданского кодекса РФ (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009).
В общем случае первоначальной стоимостью полученного в качестве вклада в уставный капитал объекта НМА признается его денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации (п. 11 ПБУ 14/2007).
Между тем при определении стоимости вклада следует учесть также требования иных законов, касающиеся оценки неденежных вкладов.
Так, п. 2 ст. 15 Закона об обществах с ограниченной ответственностью установлено, что в случае внесения имущества для оплаты долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью его денежная оценка утверждается единогласным решением общего собрания участников ООО. Однако при этом оговаривается, что, если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем 20 тыс. руб., в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик. Для акционерных обществ стоимость НМА, которыми оплачиваются акции, в любом случае должен подтвердить независимый оценщик.

Получение ноу-хау от учредителей отражается в бухгалтерском учете следующими записями:
Д-т сч. 75 "Расчеты с учредителями"
К-т сч. 80 "Уставный капитал"
отражена задолженность учредителя по вкладу в уставный капитал;
Д-т сч. 04 "Нематериальные активы"
К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями"
оплачена задолженность учредителя внесенным ноу-хау.

Самостоятельное создание. Секрет производства, или ноу-хау, может быть получен при выполнении договора подряда, договора на выполнение НИОКР либо создан работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя.
В первоначальной стоимости создаваемого нематериального актива могут учитываться:
- суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг сторонним организациям по заказам, договорам подряда, договорам авторского заказа либо договорам на выполнение НИОКР;
- расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании НМА или при выполнении НИОКР по трудовому договору;
- отчисления на социальные нужды;
- расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, амортизация основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется;
- иные расходы, непосредственно связанные с созданием НМА и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.
Таким образом, полученный в рамках договора подряда или договора авторского заказа секрет производства оценивается, как правило, исходя из стоимости соответствующего договора.

Стоимость полученного ноу-хау отражается следующими записями:
Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы"
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
отражена стоимость сторонних НИОКР, в результате которых получен секрет производства;
Д-т сч. 04 "Нематериальные активы"
К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы"
НМА введен в эксплуатацию.

В случае разработки ноу-хау собственными сотрудниками организации секрет производства носит название служебного секрета производства. Чтобы произведение было признано служебным, должны одновременно выполняться три условия:
- с автором заключается трудовой договор;
- в обязанности автора входит создание объектов интеллектуальной собственности;
- произведение создано в период действия трудового договора.
Если создание произведения не входило в трудовые обязанности сотрудника, оно не является служебным (п. 39.1 Постановления Пленума ВС РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009). При этом не имеет значения, создано произведение в рабочее или в нерабочее время, по инициативе работника или по заданию администрации.
По общему правилу п. 2 ст. 1255 ГК РФ исключительное право на объект интеллектуальной собственности принадлежит автору. Однако на основании специальной нормы п. 2 ст. 1295 ГК РФ исключительное право на служебное произведение (в том числе и ноу-хау) принадлежит работодателю.
Однако воспользоваться исключительным правом на произведение работодатель может в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение. Работодатель обязательно должен совершить одно из трех действий: начать использовать произведение; передать исключительное право на него другому лицу; сообщить автору о сохранении произведения в тайне.
Если работодатель не совершит ничего из перечисленного выше, исключительное право принадлежит автору. В этом случае автор может использовать свое служебное произведение по своему усмотрению (п. 3 ст. 1295 ГК РФ).
Следует иметь в виду, что автор произведения должен получить авторское вознаграждение (п. 2 ст. 1295 ГК РФ).

В бухгалтерском учете производятся следующие записи:
Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы"
К-т сч. 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"
начислено вознаграждение работнику за созданный секрет производства, а также страховые взносы на сумму вознаграждения;
Д-т сч. 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям"
К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам"
начислен НДФЛ с суммы вознаграждения;
Д-т сч. 04 "Нематериальные активы"
К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы"
принят к учету в качестве НМА секрет производства (ноу-хау).

Документами, подтверждающими наличие права на ноу-хау, созданное работником, являются:
- трудовой договор с работником (или дополнительное соглашение к нему);
- должностная инструкция работника, предусматривающая научно-технические разработки, создание объектов интеллектуальной собственности и т.д.;
- акт приема-передачи служебного произведения;
- платежные документы, подтверждающие выплату вознаграждения за созданное ноу-хау.
Как показывает практика, права в отношении ноу-хау также должны подтверждаться:
- документами по содержанию ноу-хау (технической документацией (описаниями технологических процессов, методик), инструкциями и т.п.);
- документами по коммерческой ценности ноу-хау, т.е. расчетами фактической экономической эффективности внедрения ноу-хау, производственными показателями до и после внедрения, плановыми расчетами эффективности использования, технико-экономическими обоснованиями, заключениями экспертов и т.д.;
- приказом о постановке ноу-хау на учет в качестве НМА и амортизации его стоимости в течение определенного количества лет;
- документами по установлению режима коммерческой тайны, т.е. перечнем сведений, составляющих ноу-хау, перечнем лиц, имеющих доступ к нему, режимом доступа к ноу-хау и обязательством лиц, ознакомленных с ним, не разглашать его, положением о коммерческой тайне и т.п.;
- приказом об обязательном использовании информации, составляющей ноу-хау и поставленной на учет в качестве НМА, в хозяйственной деятельности предприятия, а именно в процессе производства продукции (работ, услуг);
- актом ввода в эксплуатацию, подтверждающим передачу ноу-хау в производство.

Срок полезного использования ноу-хау. Начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия данного НМА к бухгалтерскому учету, его стоимость погашается посредством начисления амортизации в течение срока его полезного использования до полного погашения стоимости либо списания этого актива с бухгалтерского учета.
Сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать НМА для получения экономической выгоды (абз. 2 п. 25 ПБУ 14/2007).
В п. 23 ПБУ 14/2007 установлено, что по нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется. Однако по подобным объектам организация должна ежегодно проверять наличие факторов, которые не позволяют надежно установить срок полезного использования актива.
На наш взгляд, срок полезного использования можно определить исходя из технической документации, заключений специалистов. Также можно ориентироваться на период установления режима коммерческой тайны в отношении секрета производства, так как этот режим является необходимым условием для признания возникновения ноу-хау как объекта интеллектуальной собственности.
Налоговый учет ноу-хау имеет определенные отличия.
В соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 257 НК РФ к нематериальным активам, подлежащим амортизации, относится, в частности, владение ноу-хау, секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта. Однако согласно требованиям Налогового кодекса РФ амортизируемым имуществом признается приобретенное исключительное право на ноу-хау первоначальной стоимостью более 40 000 руб. и сроком полезного использования свыше 12 месяцев (п. 1 ст. 256 НК РФ). При стоимости менее 40 000 руб. возникнет разница между бухгалтерским и налоговым учетом, так как в бухгалтерском учете будет признан нематериальный актив, подлежащий амортизации.
Для целей налогового учета первоначальная стоимость НМА определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением НДС и акцизов.
Имеется также отличие в определении срока полезного использования. По НМА, по которым невозможно определить срок полезного использования, он признается равным 10 годам. Кроме того, в отношении некоторых НМА срок полезного использования не может быть менее двух лет (абз. 2 п. 2 ст. 258 НК РФ, п. 12 ст. 1, ч. 2, 5 ст. 5 Закона N 395-ФЗ). Это ограничение, в частности, касается ноу-хау.
В бухгалтерском учете аналогичных норм нет.
Согласно ст. 277 НК РФ стоимость имущества, полученного в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал, определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на это имущество. Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества (имущественных прав) или его части, стоимость этого имущества (имущественных прав) либо его части признается равной нулю.
Таким образом, учет ноу-хау может повлечь в определенных ситуациях необходимость ведения дополнительных бухгалтерских записей по разницам, возникающим в связи с неаналогичным порядком отражения операций в бухгалтерском и налоговом учете.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Акты высших судебных органов как средство гармонизации российского гражданского процессуального права (Самсонов Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

К вопросу об отмене экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты (Горбунова Е.Н.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Особые пошлины: практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин (Мокров Г.Г.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Правовое обеспечение учета экологических требований при территориальном планировании (Кичигин Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Порядок осуществления контроля за расходами отдельных категорий лиц: проблемы и пути решения (Цирин А.М., Севальнев В.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи