Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Игорная деятельность > Налог на доходы физических лиц: выигрыши от лотерей, тотализаторов и иных игр (Семенихин В.В.)

Налог на доходы физических лиц: выигрыши от лотерей, тотализаторов и иных игр (Семенихин В.В.)

Дата размещения статьи: 11.09.2013

Хозяйствующие субъекты, деятельность которых связана с организацией и проведением лотерей, тотализаторов и иных игр, довольно часто сталкиваются с множеством вопросов, касающихся удержания и исчисления НДФЛ, порядка представления в налоговые органы сведений о выигрышах, выплаченных физическим лицам, и так далее.
В данной статье рассмотрим порядок исчисления НДФЛ с сумм выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов).
Прежде чем рассмотреть порядок исчисления налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), необходимо определить, что является лотереей, выигрышем и тотализатором.
Лотереей согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Федеральный закон N 138-ФЗ) признается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Выигрышем является часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи.
Призовым фондом лотереи признается совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи.
Организатором лотереи может быть Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством РФ, имеющее место нахождения в РФ и получившее в соответствии с Федеральным законом N 138-ФЗ право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту).
Оператором лотереи признается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, имеющее место нахождения в РФ, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства.
Виды лотереи, проводимой на территории РФ, определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи (п. 1 ст. 3 Федерального закона N 138-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона N 138-ФЗ разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения.

Рассмотрение вопроса о выдаче заявителю указанного разрешения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченным органом местного самоуправления в течение двух месяцев со дня подачи заявления о предоставлении указанного разрешения.
Не позднее чем через два месяца со дня подачи заявления о предоставлении разрешения на проведение лотереи федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченный орган местного самоуправления обязан выдать заявителю соответствующее разрешение или мотивированный отказ в выдаче такого разрешения. При этом указанные органы обязаны не позднее чем через три дня со дня принятия соответствующего решения направить заявителю уведомление о выдаче разрешения на проведение лотереи или об отказе в выдаче такого разрешения (п. 3 ст. 6 Федерального закона N 138-ФЗ).
Порядок и сроки получения выигрышей, а также сроки проведения экспертизы выигрышных лотерейных билетов утверждаются организатором лотереи (пп. 10 п. 2 ст. 8 Федерального закона N 138-ФЗ).
Порядок и сроки получения выигрышей стимулирующей лотереи также утверждаются организатором такой лотереи (пп. 7 п. 2 ст. 9 Федерального закона N 138-ФЗ).
Информация о месте и сроках получения выигрышей от лотерейных билетов содержится в реквизитах этих билетов (пп. 10 п. 1 ст. 12 Федерального закона N 138-ФЗ).
Выплата, передача или предоставление выигрышей осуществляется в соответствии с условиями лотереи (п. 6 ст. 20 Федерального закона N 138-ФЗ).
В частности, в тиражной лотерее (за исключением стимулирующей лотереи) выплата, передача или предоставление выигрышей должны осуществляться не позднее чем в тридцатидневный срок после проведения соответствующего тиража и продолжаться не менее чем шесть месяцев с момента опубликования в средствах массовой информации результатов данного тиража (розыгрыша призового фонда лотереи). По истечении этого срока претензии по невостребованным выигрышам принимаются в порядке, предусмотренном условиями лотереи.
Выигрыши, не востребованные в установленный условиями лотереи (за исключением стимулирующей лотереи) срок, в том числе денежные эквиваленты выигрышей в натуре, депонируются на специальном счете и хранятся в течение предусмотренного Гражданским кодексом РФ общего срока исковой давности, после чего зачисляются в бюджет соответствующего уровня (п. 7 ст. 20 Федерального закона N 138-ФЗ).
Организатор лотереи в течение пяти лет обязан хранить протоколы тиражных комиссий, документы о выплате, передаче или предоставлении выигрыша, размер которого в соответствии с условиями лотереи обусловливает необходимость проведения экспертизы выигрышного лотерейного билета (п. 8 ст. 20 Федерального закона N 138-ФЗ).
Организатор негосударственной лотереи, оператор государственной лотереи, оператор муниципальной лотереи обязаны ежегодно публиковать годовой отчет о проведении соответствующей лотереи и результаты обязательной ежегодной аудиторской проверки в средствах массовой информации, распространяемых на территории проведения соответствующей лотереи, и (или) размещать в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее 01.06 года, следующего за отчетным годом (п. 9 ст. 20 Федерального закона N 138-ФЗ).
Тотализатором в соответствии с п. 15 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ) является игорное заведение, в котором организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр.
Организатором азартной игры признается юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр (п. 5 ст. 4 Федерального закона N 244-ФЗ).
Деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит лицензированию, порядок которого установлен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1130 "О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах" (вместе с Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах), пп. 31 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Организаторы основанных на риске игр, осуществляющие свою деятельность в игорных зонах, обязаны иметь разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне (пп. 3 п. 1 ст. 3, ст. 13 Федерального закона N 244-ФЗ).

Налог на доходы физических лиц

В соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Следовательно, выигрыши, полученные участниками лотерей, следует относить к доходам, облагаемым НДФЛ.
Рассмотрим, является ли организатор лотереи налоговым агентом по отношению к получателям выигрыша в лотерею. Иначе говоря, обязан ли организатор удержать с выплачиваемого выигрыша НДФЛ и уплатить его в бюджет или же это входит в обязанности физического лица - получателя выигрыша.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), уплачивают НДФЛ самостоятельно.
При этом согласно п. 3 ст. 229 НК РФ в случае прекращения выплат выигрышей до конца налогового периода налогоплательщик обязан в пятидневный срок со дня такого прекращения представить в налоговую инспекцию по месту жительства декларацию по НДФЛ о фактически полученных доходах. Уплата налога в данном случае производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи декларации.
Таким образом, обязанностей налогового агента у организатора лотерей в данном случае не возникает.

Несколько иначе дела обстоят с проведением стимулирующих лотерей.
Минфин России в Письме от 15.11.2012 N 03-04-05/6-1306 разъяснил, что согласно пп. 2 п. 3 ст. 3 Федерального закона N 138-ФЗ стимулирующая лотерея представляет собой лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.
Таким образом, стимулирующая лотерея не является игрой, основанной на риске, и к доходам от участия в ней применяются положения п. 2 ст. 224 НК РФ, согласно которым налоговая ставка в размере 35% применяется в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 4 тыс. руб.
Пунктом 1 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, признаются налоговыми агентами в отношении таких доходов, выплачиваемых физическому лицу, и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Следовательно, обязанность по уплате НДФЛ с доходов, полученных налогоплательщиком от участия в стимулирующей лотерее, возлагается на налогового агента.
Если выигрыш получен не в денежной форме, у налогового агента отсутствует возможность удержать НДФЛ.
Пункт 5 ст. 226 НК РФ устанавливает, что при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога (Письма Минфина России от 04.04.2012 N 03-04-05/9-438, от 22.03.2012 N 03-04-05/9-359).
В этом случае, учитывая положения пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ, налогоплательщик должен самостоятельно исчислить и уплатить сумму НДФЛ с дохода в виде стоимости полученного выигрыша, превышающей 4 тыс. руб., в порядке, предусмотренном ст. 228 НК РФ.
Такое же мнение выражено в Письмах Минфина России от 28.08.2012 N 03-04-05/9-1011, от 19.04.2012 N 03-04-05/9-529 (направлено ФНС России для сведения и руководства в работе нижестоящим налоговым органам Письмом от 25.06.2012 N ЕД-4-3/10338@), от 13.04.2012 N 03-04-05/9-507.

Аналогичной позиции по данному вопросу придерживаются и налоговые органы (Письма ФНС России от 16.07.2009 N 3-5-04/1040@, от 02.03.2006 N 04-1-03/115, УФНС России по г. Москве от 05.05.2009 N 20-14/4/043690@).
Однако есть и другое мнение финансового ведомства. Так, в Письме Минфина России от 06.05.2011 N 03-04-05/1-342 сказано, что на основании пп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ обязанность по перечислению НДФЛ возлагается на физическое лицо.
Кроме того, есть и судебное решение, в котором арбитры не относят организации, проводящие стимулирующие лотереи, к налоговым агентам (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.04.2006 по делу N А28-16053/2005-526/28).
Следует отметить, что в соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ доходы, не превышающие 4 тыс. руб., полученные налогоплательщиком за налоговый период в виде любых выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг).
Таким образом, при получении физическими лицами от организации дохода в виде выигрыша, не превышающего 4 тыс. руб., организация не признается налоговым агентом, поскольку в таких случаях на организацию не возлагается обязанность исчисления, удержания у налогоплательщика и перечисления в бюджет НДФЛ.
Соответственно, организация не обязана представлять в налоговые органы сведения о таких доходах, полученных физическими лицами (Письма Минфина России от 05.09.2011 N 03-04-06/1-202, от 07.02.2011 N 03-04-06/6-18, от 29.01.2010 N 03-04-06/6-4).
При этом организация должна вести персонифицированный учет физических лиц, получивших указанные выигрыши и призы. В случае если сумма выплаченного одному и тому же физическому лицу выигрыша превысит в налоговом периоде 4 тыс. руб., организация будет признана налоговым агентом и, соответственно, на нее будут возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 226 НК РФ (Письма Минфина России от 02.03.2012 N 03-04-06/9-54, от 05.09.2011 N 03-04-06/1-202, от 29.01.2010 N 03-04-06/6-4).
Однако налоговые органы занимают по данному вопросу иную позицию: организация - налоговый агент, выплачивающая физическим лицам выигрыши в проводимых рекламных акциях в размерах, не превышающих 4 тыс. руб., также обязана представить форму 2-НДФЛ с указанием таких доходов (Письма УФНС России по г. Москве от 20.11.2006 N 28-11/102052, ФНС России от 17.11.2006 N 04-2-02/688@).

Следует отметить, что однозначного мнения по данному вопросу нет и у арбитров.
Одни суды встают на сторону финансового ведомства и делают вывод, что отсутствие статуса налогового агента освобождает от обязанности представлять отчетность (Постановления ФАС Центрального округа от 16.02.2011 по делу N А36-6476/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.12.2009 по делу N А33-8418/2008, ФАС Уральского округа от 30.06.2009 по делу N Ф09-3585/09-С3).
Другие придерживаются позиции налоговых органов и утверждают, что в случае выплат сумм дохода, не подлежащих налогообложению, обязанности налогового агента ограничиваются ведением учета выплаченных физическим лицам доходов и сообщением налоговому органу соответствующих сведений (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 16.12.2008 по делу N А82-2813/2008-20, от 21.12.2006 по делу N А38-443-17/118-2006).
Если организация не зарегистрирована как организатор лотереи, то в отношении выплат денежных выигрышей физическим лицам она является налоговым агентом (Письмо УФНС России по г. Москве от 24.09.2007 N 28-11/90580). Это правило вполне можно распространить на ситуацию, когда лотерея не оформлена или оформлена с нарушениями Федерального закона N 138-ФЗ.
В Письме Минфина России от 19.01.2012 N 03-04-05/9-33 чиновники разъяснили, что в отношении дохода в виде выигрыша, облагаемого по ставке 35%, обязанность по уплате налога возлагается на налогового агента. Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ налоговыми агентами признаются российские организации, от которых или в результате отношений с которыми был получен доход.
Напомним, что в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Форма сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.
В этом случае на основании пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ обязанность по исчислению и уплате НДФЛ возлагается на самих налогоплательщиков.
Согласно п. 1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц устанавливается в размере 13%, если иное не предусмотрено ст. 224 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ.
Исходя из вышеизложенного, сумма выигрышей и призов, полученных при проведении игр, конкурсов, викторин и розыгрышей, которые не связаны с рекламой товаров, работ, услуг, облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 13%.
В случае непредставления в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 и 129.4 НК РФ, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Пунктом 2 ст. 126 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.
В случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора) (ст. 122 НК РФ).
Если налоговый агент не выполнил обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, то предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению (ст. 123 НК РФ).

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Изменения в налогообложении для игрового бизнеса (Подкопаев М.В.)

Дата размещения статьи: 26.03.2018

подробнее>>

К вопросу об определении жертв незаконных организации и проведения азартных игр (Мосечкин И.Н.)

Дата размещения статьи: 14.09.2016

подробнее>>

Административно-правовые и уголовно-правовые средства воздействия на незаконную игорную деятельность, осуществляемую под видом проведения лотерей (Бажанов С.В., Воронцов А.А.)

Дата размещения статьи: 08.09.2016

подробнее>>

Букмекерская деятельность в России: пари или услуга, соотношение частного и публичного права (Никитина Т.Р., Степанов И.А.)

Дата размещения статьи: 13.06.2015

подробнее>>

Криминальный азарт (Сухаренко А.)

Дата размещения статьи: 12.03.2015

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта