Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Налогообложение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей > Правовой статус информации, используемой в налоговых правоотношениях

Правовой статус информации, используемой в налоговых правоотношениях

Дата размещения статьи: 10.08.2012

К. АПЕРЯН

Законодательством Российской Федерации установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя. Статьей 5 Закона "Об информации..." определен статус видов информации: информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
В зависимости от порядка предоставления или распространения информация подразделяется на: свободно распространяемую; предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному предоставлению или распространению; информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Налоговые органы, осуществляя налоговое администрирование, обрабатывают большие объемы информации. Это связано с ростом числа налогоплательщиков, а также ростом объема информации, получаемой от различных органов и организаций.
Информация, используемая налоговыми органами, имеет строго определенный режим доступа и, соответственно, подразделяется на:
- общедоступную;
- информацию, имеющую в силу закона ограниченный доступ;
- служебную информацию;
- конфиденциальную, доступ к которой не может быть доступен в силу закона.
Основным источником общедоступной информации являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, в том числе Налоговый кодекс Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, общедоступные ведомственные акты и др.
В силу своих должностных полномочий, по смыслу и содержанию Закона о налоговых органах, ст. ст. 31, 32, 83, 84, 93, 93.1 и др. НК РФ, налоговые органы имеют право на:
- получение информации от физических лиц и организаций;
- сбор, обработку, анализ информации, полученной от физических лиц, организаций, а также полученной от внешних источников и собственными силами;
- ведение реестров и баз данных как на бумажных носителях, так и в электронном виде;
- архивное хранение собранной от различных источников информации;
- передачу, распространение, обмен имеющейся информации.
Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (ст. 6) предусмотрено, что сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными. Исключение составляют: сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах. Эта информация может быть предоставлена исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при представлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей . Регистрирующий орган по запросу индивидуального предпринимателя обязан предоставить ему информацию о лицах, получивших сведения о его месте жительства. Сведения о государственной регистрации размещаются на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет.
--------------------------------
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ред. от 23 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.

Налоговые органы, осуществляя деятельность по налоговому администрированию, регистрируют налогоплательщиков, осуществляют их учет, проводят налоговые проверки, в процессе чего собирают информацию, обрабатывают ее, анализируют, хранят. Можно предположить, что собранная налоговым органом информация есть информация для служебного пользования. Она имеет специальный режим - режим налоговой тайны. Согласно п. 1 ст. 102 налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
2) об идентификационном номере налогоплательщика;
3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.
Поступившие в налоговые органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо незаконный сбор, а также разглашение таких сведений влекут уголовную ответственность. Статьей 13.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом.
Статьей 139 ГК РФ регулировался режим служебной и коммерческой тайны. В настоящее время ст. 139 ГК РФ утратила силу в связи с введением части IV Гражданского кодекса РФ . В настоящее время информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными частью IV ГК РФ и Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" .
--------------------------------
Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497.
См.: СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона N 98-ФЗ "О коммерческой тайне": "коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду";
"информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны".
Доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, означает ознакомление определенных лиц с такой информацией. Соответственно, передача информации, составляющей коммерческую тайну, - передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности. Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, - действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.
Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений Федерального закона N 98-ФЗ "О коммерческой тайне". В соответствии с п. 4 ст. 4 информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания. Статьей 6 Федерального закона N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" регламентируется порядок предоставления информации, составляющей коммерческую тайну.
Конфиденциальной является информация, которая стала известна нотариусу, адвокату, эксперту, аудитору в связи с исполнением ими своих обязанностей по отношению к налогоплательщику - физическому лицу или организации, т.е. предоставленная налогоплательщиком с условием сохранения этой информации в тайне. Согласно пп. 13 п. 2 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на соблюдение и сохранение налоговой тайны. С другой стороны, обязанностью налоговых органов является соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение (пп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ). При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну (п. 4 ст. 82 НК РФ).
В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" "налоговые органы осуществляют прием документированной информации для ведения реестра и передачу ее другим налоговым органам в порядке, установленном для приема и передачи конфиденциальной информации".
--------------------------------
См.: СЗ РФ. 2004. N 10. Ст. 864.

В отношении информации (сведений), имеющей особый режим доступа и содержащейся в государственных реестрах, Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1233 утверждено Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти . Положение определяет общий порядок обращения с документами и другими материальными носителями информации, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, в федеральных органах исполнительной власти, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях.
--------------------------------
Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти" // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3165.

К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью . На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка "Для служебного пользования". Руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции определяет:
--------------------------------
Там же. Статьи 1.2 - 1.5.

- категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения;
- порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям;
- организацию защиты служебной информации ограниченного распространения.
Подводя итог исследования правового статуса информации, используемой налоговыми органами, следует заметить, что налоговые органы в силу своей компетенции обладают большим объемом информации о налогоплательщиках - физических лицах и организациях. Информация имеет строго определенный режим доступа и, соответственно, подразделяется на:
- общедоступную, или публичную, т.е. информацию, доступную для всех участников налоговых правоотношений;
- информацию, имеющую в силу закона особый или ограниченный доступ;
- служебную информацию, т.е. информацию, которая получена налоговыми органами в связи с налоговым администрированием;
- конфиденциальную, которая не может быть доступна в силу закона. Служебная информация и конфиденциальная информация имеет специальный статус - статус налоговой тайны и (или) коммерческой (производственной) тайны.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


21 октября 2021 г.
Проект Федерального закона № 4768-8 "О внесении изменений в статью 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" и статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ"

Целью законопроекта является защита жилищных прав граждан, проживающих в жилых помещениях (общежитиях или служебных жилых помещениях), принадлежащих ранее организациям, признанным несостоятельными (банкротами). Законопроектом предусматривается система гарантий по сохранению права пользования гражданами такими помещениями, а также их право на приватизацию указанных помещений.




12 октября 2021 г.
Проект федерального закона № 1263425-7 О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Цель законопроекта - комплексное реформирование института несостоятельности (банкротства). Законопроект направлен на расширение практики применения реабилитационных процедур в отношении юридических лиц, повышение гарантий независимости арбитражных управляющих, совершенствование проведения торгов и системы саморегулирования в сфере банкротства




8 октября 2021 г.
Проект Федерального закона № 1262116-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроектом устанавливается правило, что денежные средства, включенные в состав ипотечного покрытия облигаций с ипотечным покрытием, эмитентом которых является ипотечный агент, обязаны находиться на открытом (открытых) эмитентом залоговом счете (залоговых счетах), банковские реквизиты которого (которых) указаны в решении о выпуске облигаций с ипотечным покрытием. При этом такие денежные средства входят в состав ипотечного покрытия в полном объеме.




28 сентября 2021 г.
Проект Федерального закона № 1256483-7 "О финансовых группах и финансовых холдингах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является повышение эффективности контроля рисков на финансовом рынке, обеспечение финансовой стабильности и защиты прав клиентов финансовых организаций. Законопроект предусматривает введение требований к деятельности объединений с участием некредитных финансовых организаций на основе принципов действующего регулирования банковских объединений.




22 сентября 2021 г.
Проект Федерального закона N 1254703-7 "О внесении изменений в статью 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ"

Цель законопроекта - повышение вовлечения пустующих земельных участков в хозяйственный оборот, поддержка инициативы субъектов, прежде всего, малого и среднего предпринимательства, привлечение инвестиций, а также увеличение налогооблагаемой базы за счет земельного налога.



В центре внимания:


Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и налог на добычу полезных ископаемых: проблемы методологии (Юмаев М.М.)

Дата размещения статьи: 10.09.2021

подробнее>>

К вопросу о требованиях, предъявляемых к исковому заявлению в гражданском и арбитражном процессе (Сапожников С.А., Бармина О.Н.)

Дата размещения статьи: 20.08.2021

подробнее>>

Концепция общих правил против уклонения от уплаты налогов в российском налоговом законодательстве (Андрианова Н.Г.)

Дата размещения статьи: 24.05.2021

подробнее>>

Налог на профессиональный доход: достоинства и недостатки, первые итоги (Жутаев А.С.)

Дата размещения статьи: 13.01.2021

подробнее>>

Налоговая оптимизация и нормативные пределы ее реализации в современной налоговой системе: национальная модель регулирования (Васильева Е.Г.)

Дата размещения статьи: 28.12.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.