Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > После сдачи отчетности... Представление в налоговую инспекцию пояснений к финансовой отчетности (Селянина Е.)

После сдачи отчетности... Представление в налоговую инспекцию пояснений к финансовой отчетности (Селянина Е.)

Дата размещения статьи: 29.12.2013

После составления бухгалтерской отчетности за 2013 г. организации необходимо предпринять следующие шаги:
- провести аудит отчетности: инициативный или обязательный. При этом следует учесть, что обязаны проводить аудит только определенные категории организаций (ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности");
- утвердить отчетность у участников или акционеров фирмы;
- сдать отчетность в налоговую инспекцию и Росстат;
- опубликовать отчетность в печати. Это должны выполнить также только определенные категории организаций (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ).
В состав бухгалтерской отчетности за 2013 г. включаются: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах (по-старому - отчет о прибылях и убытках) и приложения к ним (ч. 1 ст. 14, ст. 32 Закона N 402-ФЗ). В качестве приложений к балансу утверждены отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, а также пояснения к отчетным формам.
Обратите внимание! Закон N 402-ФЗ ст. 18 устанавливает только один адрес, по которому бухгалтерская отчетность должна представляться в обязательном порядке, - орган государственной статистики по месту регистрации экономического субъекта (в порядке, утверждаемом Росстатом).
Вместе с тем изменения в другие законодательные акты не вносились. Следовательно, обязанность по представлению годовой бухгалтерской отчетности в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, установленная ст. 23 НК РФ, сохраняется.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации используется на различных этапах контроля - в процессе камеральной и выездной налоговых проверок, а также в целях предпроверочного контроля, проводимого аналитическим и контрольным отделами налоговых органов.
Иными словами, не редкость, что после сдачи отчетности организация может получить уведомление налогового органа о вызове на "убыточную", "зарплатную" или иные комиссии по другим основаниям с обязательным присутствием главного бухгалтера и руководителя организации (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, Письмо Минфина России от 01.09.2010 N 03-02-08/48).
Признаки, по которым налоговые органы выбирают организации для контрольных мероприятий, закреплены в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/338@, в редакции Приказа ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@ (далее - Приказ N ММ-3-06/333@) и расшифрованы в Приложениях к этому документу.
Рассмотрим на конкретных примерах ситуации, на которые налоговые органы обращают внимание чаще всего при проверках бухгалтерской и налоговой отчетности, а также представим пояснения и рекомендации, которые помогут снизить риски организации.

Пример 1. Организация своевременно и в полном объеме сдала годовую отчетность. Через некоторое время в организацию пришло уведомление о вызове директора в инспекцию для участия в комиссии по "легализации" налоговой базы. По мнению инспекции, у организации слишком низкая налоговая нагрузка.
Обязана ли организация приходить на такую комиссию и представлять пояснения?
Прислать уведомление по установленной форме (Приложение N 1 к Приказу N ММ-3-06/338@) и вызвать на комиссию инспекция имеет право согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
За неявку на комиссию директора могут оштрафовать на сумму от 2 тыс. до 4 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ). Но не это главное. В данной ситуации настоятельно рекомендуется пойти на комиссию и выяснить, какие именно претензии имеются у налоговой инспекции к организации, причем директору лучше пойти вместе с главным бухгалтером. Возможно, что низкая налоговая нагрузка связана с тем, что прибыль и рентабельность невысоки из-за специфики деятельности организации (НИОКР, производство отдельных видов низкорентабельной продукции). Если организация не представит свои пояснения комиссии, возможно, что налоговые органы будут проверять свои подозрения по-другому, включив организацию в план выездных проверок.

Пример 2. Организацию вызвали на "убыточную комиссию", но не за отрицательный результат (убыток), а за ноль в отчете о финансовых результатах. Организация представила пояснения, что это произошло из-за перенесенного убытка прошлых лет.
В этой ситуации налоговые органы сразу потребуют подтверждающие документы по "перенесенному убытку". Законодательство обязывает хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода (п. 4 ст. 283 НК РФ). Причем хранение документов по перенесенным убыткам не зависит от общих правил хранения, предусмотренных пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ и ст. 29 Закона N 402-ФЗ. Только после того, как сумма убытка будет погашена полностью, подтверждающие его формирование документы нужно хранить еще четыре года (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ). Поэтому перенос убытка на будущее вынуждает организацию хранить сами декларации, а также первичные документы, которые подтверждают полученный финансовый результат (Письмо Минфина России от 03.04.2007 N 03-03-06/1/206).

Критерий заработной платы адресован всем работодателям, поскольку практически во всех организациях и у многих предпринимателей трудятся наемные работники, которым выплачивают зарплату. С выплачиваемых сумм работодатели обязаны удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ. При этом они ежегодно представляют в налоговый орган справки о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ). В них содержатся данные о доходах, выплаченных каждому работнику, и суммах начисленного НДФЛ.
Налоговые органы могут сравнить среднемесячную зарплату по каждому работнику налогоплательщика со среднестатистическими данными по зарплатам в соответствующем регионе. И если она окажется меньше, то существует риск, что налогоплательщика могут включить в план выездных проверок, так как, по мнению проверяющих, низкий уровень зарплат может свидетельствовать об уклонении от уплаты НДФЛ.
Поэтому для оценки риска по критерию заработной платы необходимо сравнить среднемесячную зарплату сотрудников со средним уровнем зарплат по виду экономической деятельности в регионе. Среднемесячная зарплата исчисляется по следующей формуле:

Зп.ср. = ФОТ / Чсп. / 12, (1)

где Зп.ср. - среднемесячная зарплата работника;
ФОТ - фонд оплаты труда за календарный год. В составе фонда оплаты труда учитываются все начисленные организацией суммы за отработанное и неотработанное время, а также компенсационные выплаты, связанные с условиями и режимом труда, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты;
Чсп. - среднесписочная численность сотрудников за календарный год, определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12 в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Росстата от 24.10.2011 N 435 (в ред. Приказа Росстата от 20.11.2012 N 611).
Следует учитывать, что иногда при выборе претендента для проверки принимается во внимание и информация о выплате зарплат "в конвертах", а также и о других нарушениях трудового законодательства. Такие данные могут предоставляться правоохранительными и другими контролирующими органами (например, трудовой инспекцией), а также поступать в налоговые органы в ходе рассмотрения жалоб и заявлений сотрудников организации.

Пример 3. ООО "Максвелл" занимается реставрационными и ремонтными работами. По данным справок о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ) в 2013 г. фонд оплаты труда организации составил 61 025 530 руб. Среднесписочная численность составила 98 человек. Рассчитаем, попадает ли организация в зону рисков по критерию заработной платы.
Определим размер среднемесячной заработной платы на одного работника с учетом формулы (1):
61 025 530 руб. / 98 чел. / 12 = 51 892, 46 руб.
Информацию о среднем уровне заработной платы на одного работника по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации можно найти на официальных сайтах Росстата (www.gks.ru) и ФНС России (www.nalog.ru), а также в сборниках экономико-статистических материалов, публикуемых Росстатом. Кроме того, можно обратиться в территориальные подразделения этих госорганов с соответствующим запросом.
Допустим, что средний уровень заработной платы в регионе по данному виду деятельности составляет 45 000 руб.
Сравним показатели:
51 892, 46 руб. > 45 000 руб.
Следовательно, нет оснований для включения организации в план выездных проверок по признаку низкой заработной платы работников.

Пример 4. Организация занимается издательской и полиграфической деятельностью. За 2013 г. сумма налогов, уплаченных организацией, составила 47 850 руб., выручка по итогам года в отчете о финансовых результатах составила 587 500 руб. Рассчитаем, попадет ли организация в зону рисков по критерию налоговой нагрузки.
Показатель налоговой нагрузки определяется по следующей формуле:

НН = Н / В x 100%, (2)

где НН - налоговая нагрузка;
Н - суммы всех уплаченных налогов за календарный год;
В - выручка организации, определяемая как сумма всех полученных доходов, указанных по итогам года в отчете о финансовых результатах за 2013 г. Чтобы избежать рисков, рассчитанная таким образом налоговая нагрузка не должна быть меньше среднеотраслевых показателей.
Полагаем, что при расчете налоговой нагрузки в сумму уплаченных в течение года налогов не включаются страховые взносы, поскольку страховые взносы не входят в систему налогов Российской Федерации (гл. 2 НК РФ).
В данном случае налоговая нагрузка организации, определяемая по формуле (2), равна:

8,14% (47 850 руб. / 587 500 руб. x 100%).

Для издательской и полиграфической деятельности средний показатель налоговой нагрузки составляет 12,5% (Приложение N 3 к Приказу N ММ-3-06/333@). В данной ситуации высока вероятность, что повышенного внимания в ходе налогового контроля не избежать, поскольку налоговая нагрузка организации ниже среднего значения по отрасли. Иными словами, имеются основания включить организацию по данному критерию в план выездных проверок.

Следует отметить, что на практике налоговые органы не всегда успевают обновить данные о показателях налоговой нагрузки. До момента их обновления должны использоваться данные за последний предшествующий год, в отношении которого утверждены показатели налоговой нагрузки (п. 2 Приказа ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@).

Пример 5. Учредитель нашей компании не занимает в организации никаких должностей, но активно участвует в переговорах с контрагентами по поставкам товаров. Могут ли и его вызвать на комиссию для рассмотрения претензий по ведению бизнеса с высоким риском?
Инспекция вправе вызвать для дачи показаний любого человека, которому может быть известна информация, необходимая для налогового контроля. Закон запрещает допрашивать только несовершеннолетних и психически нездоровых людей, а также тех, кто получил интересующие инспекторов сведения в рамках профессиональной деятельности, например адвокатов или аудиторов (пп. 12 п. 1 ст. 31, п. п. 1, 2 ст. 90 НК РФ).
Таким образом, законодательство позволяет инспекторам самим определять, кто именно обладает интересующей их информацией. Неявка в инспекцию без уважительных причин влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. (ст. 128 НК РФ), и, хотя размер штрафа невелик, рекомендуем посетить инспекцию, дать пояснения и не рисковать своим бизнесом.

Обратите внимание! Достаточно часто налоговые органы вменяют организациям в вину отсутствие должной осмотрительности при осуществлении хозяйственных сделок с контрагентами, снимают расходы и отказывают в вычете НДС. В связи с этим организациям целесообразно проверять реальность деятельности лиц, с которыми они намерены заключать договоры.
Так, например, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 62 судьи разъясняют, что директор может быть признан ответственным за убыток вследствие сделки с "фирмой-однодневкой". Если организацией за отчетный год был получен убыток, директор может дать пояснения относительно своих действий и указать на причины возникновения убытков, например неблагоприятную рыночную конъюнктуру, недобросовестность выбранного им контрагента, работника или представителя юридического лица, неправомерные действия третьих лиц, аварии, стихийные бедствия и иные события и т.п., а также представить соответствующие доказательства. В случае отказа директора от дачи пояснений или их явной неполноты, признав поведение директора недобросовестным, бремя доказывания отсутствия нарушения может быть возложено судом на директора. Арбитражные судьи также отметили, что директору не грозят санкции, если он докажет, что невыгодная сделка была заключена для предотвращения еще большего ущерба интересам организации.
Проверяющие органы могут заинтересоваться деятельностью организации, если уровень ее рентабельности (прибыльности) значительно ниже среднестатистического уровня рентабельности для данной сферы деятельности. В перечне общедоступных критериев оценки рисков не уточняется, к какой категории налогоплательщиков применяется критерий рентабельности.
Полагаем, что его можно применить к любому хозяйствующему субъекту, деятельность которого направлена на получение прибыли, независимо от применяемого налогового режима. Есть только два условия:
- такой субъект обязан сдавать финансовую (бухгалтерскую) отчетность, поскольку на основании данных финансовой отчетности рассчитываются соответствующие показатели;
- показатели рентабельности налогоплательщика зависят от размера его доходов. В противном случае высокая или низкая доходность бизнеса может и не влиять на налоговые показатели. Например, показатели рентабельности плательщиков ЕНВД связаны с доходностью их деятельности, но не влияют на налоговую нагрузку (п. 2 ст. 346.29 НК РФ).
Расчет показателей рентабельности проводится на основании данных годовой бухгалтерской документации: баланса и отчета о финансовых результатах за 2013 г.
Рентабельность продаж определяется следующим образом:

Рпр. = (Ппр. / Сс.) x 100%, (3)

где Рпр. - рентабельность продаж;
Ппр. - прибыль (убыток) от продаж (показатель строки 2200 отчета о финансовых результатах);
Сс. - себестоимость продаж (показатель строки 2120 отчета о финансовых результатах).
Рентабельность активов рассчитывается так:

Ракт. = (Ппр.общ. / Sакт.) x 100%, (4)

где Ракт. - рентабельность активов;
Ппр. общ. - прибыль (убыток) до налогообложения (показатель строки 2300 отчета о финансовых результатах);
Sакт. - стоимость активов (показатель строки 1600 баланса).

Пример 6. Организация осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Согласно бухгалтерской отчетности организации за 2013 г. прибыль от реализации работ и услуг составила 6 798 000 руб., а себестоимость - 57 549 000 руб.
При этом прибыль до налогообложения отражена в отчетности в размере 8 978 000 руб. Стоимость активов организации за 2013 г. - 69 842 000 руб.
Рассчитаем, попадет ли организация в зону рисков по критерию рентабельности.
Рентабельность продаж определяется отношением прибыли к себестоимости продаж, а рентабельность активов - отношением прибыли к стоимости активов в балансе. Таким образом, с учетом формул (3, 4) рентабельность продаж составит:
11,80% (6 789 000 руб. / 57 549 000 руб. x 100%);
рентабельность активов:
12,85% (8 978 000 руб. / 69 842 000 руб. x 100%).
На следующем этапе необходимо сравнить показатели рентабельности со среднестатистическими показателями по соответствующему виду деятельности, указанными в Приложении N 4 к Приказу N ММ-3-06/333@.
Вид деятельности следует определять в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2001), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.
Если организация осуществляет несколько видов деятельности, то можно ориентироваться на среднестатистические показатели по основному виду деятельности согласно данным ЕГРЮЛ.
Чтобы провести сравнение, необходимо учесть, что в целях контроля будет иметь значение отклонение рентабельности (в сторону уменьшения) от среднеотраслевого на 10% и более. Поэтому на следующем этапе нужно рассчитать предельные значения уровней рентабельности продаж и активов с учетом допустимого отклонения.
В анализируемом случае предельный уровень рентабельности продаж с учетом допустимого отклонения будет равен 10,62% (11,80% - (11,80% x 10%).
Предельный уровень рентабельности активов с учетом допустимого отклонения будет равен 11,57% (12,85% - (12,85% x 10%).
Допустим, что рентабельность по виду деятельности в регионе ведения бизнеса по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств составляет 10,1% по прибыли от продаж и 8,5% по активам.
Сравним полученные данные:
10, 62% > 10,1% и 11,57% > 8,5%.
Как видим, значения показателей рентабельности организации больше предельных значений с учетом допустимого отклонения. Значит, по данному основанию организация не попадает в зону высоких рисков для налогового контроля. В случае если полученные результаты будут меньше среднеотраслевого уровня на 10% и более, то дополнительное внимание к финансовой отчетности организации гарантировано.

Из приведенных примеров видно, что критерии оценки риска финансовой отчетности представляют собой признаки и обстоятельства, при наличии которых организация попадает в зону пристального внимания проверяющих и контролирующих органов. Тем не менее если на основании финансовой отчетности за 2013 г. организация попадает в зону высоких рисков по указанным критериям, то это не обязательно приведет к неблагоприятным налоговым последствиям, поскольку представление пояснений к финансовой отчетности зачастую снимает вопросы контролирующих и проверяющих органов и доказывает отсутствие нарушений в деятельности налогоплательщика.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.