Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Инвестиционная деятельность > Иностранные инвестиции и способы привлечения их в российскую экономику (Касаткина А.А.)

Иностранные инвестиции и способы привлечения их в российскую экономику (Касаткина А.А.)

Дата размещения статьи: 29.12.2013

Многие ведущие экономисты связывают будущее нашей страны с масштабным привлечением в российскую экономику иностранных инвестиций. Задача вполне разрешима, но для этого в первую очередь нужно рассмотреть экономическую и законодательную базы, обеспечивающие инвестиционный климат в стране. Причем большее внимание надо уделить последней из указанных составляющих, так как сегодня именно юридическая неопределенность ограничивает инвестиционный процесс. Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Департамента теоретической экономики Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики А.А. Касаткина предлагает остановиться на таких формах привлечения иностранных инвестиций, как концессионные соглашения и соглашения о разделе продукции.

В современных условиях, характеризующихся развитием внешнеэкономических связей, привлечение иностранных инвестиций в экономику России приобретает особую актуальность. Иностранные инвестиции для России - один из важнейших факторов развития и стабилизации экономики. Каждое государство, заинтересованное в привлечении иностранных капиталовложений в национальную экономику, стремится создать наиболее благоприятные условия для осуществления инвестиционной деятельности, создавая определенный правовой режим, определяющий основу деятельности иностранных предпринимателей в условиях национальной экономики.
Несмотря на более чем десятилетнюю практику осуществления зарубежных капиталовложений в экономику Российской Федерации, по уровню привлечения иностранных инвестиций Россия сегодня занимает весьма скромное место в мировом сообществе. Причина этого кроется не только в существующей политической и экономической нестабильности, но и в несовершенстве юридической регламентации ключевых вопросов, связанных с правовым режимом деятельности иностранного инвестора.
При выборе оптимального решения по привлечению иностранного капитала в Россию надо иметь в виду, что существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов. Среди них исследователи выделяют следующие <1>: международную кооперацию производства, сопровождающуюся передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности; получение зарубежных кредитов; получение иностранного оборудования на основе лизинга; получение кредитов на компенсационной основе; привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе посредством продажи иностранным инвестором акций; создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу; сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица; привлечение иностранного капитала на основе концессий или договора о разделе продукции; создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории.
--------------------------------
<1> Сосна С.А. Концессионное соглашение - новый вид договора в российском праве // Журнал российского права. 2007. N 5. С. 3; Бочаров В.В. Инвестиции: Учебник. СПб.: Питер, 2003. С. 152; Solnik B., McLeavey D. Global investments // Prentice Hall, 2008. P. 73.

Все приведенные формы привлечения иностранных инвестиций носят долгосрочный стратегический характер. Они способны при правильной постановке дела помочь России в решении проблем структурных отраслевых и межотраслевых изменений экономики страны с меньшими инвестиционными затратами. Они могут содействовать ускорению сокращения технологического разрыва с ведущими развитыми странами. Усматривая в этих формах сотрудничества позитивные моменты решения стратегических задач по стабилизации и подъему российской экономики, необходимо подчеркнуть: все они как долгосрочные акции подвержены воздействию факторов политической неустойчивости в большей мере, чем одномоментные торговые, биржевые и иные текущие операции. В связи с этим остановимся на некоторых формах привлечения иностранного капитала: заключении концессионных соглашений и соглашениях о разделе продукции.

Заключение концессионных соглашений

Заключение концессионных договоров как один из способов привлечения инвестиций в экономику практикуется многими странами. Концессии и концессионные соглашения не являются новым явлением и для российской экономики. Активное привлечение иностранного капитала на основе концессий помогло к началу XX столетия вывести Россию из отсталой полуфеодальной страны в одну из наиболее развитых стран мира. А опыт, накопленный Россией в послереволюционный период, может быть использован (с определенными оговорками) при формировании современного концессионного законодательства.
Использование концессии - практичная форма вложения средств, позволяющая обеспечить эффективное использование государственной собственности и привлекать долгосрочные инвестиции для создания либо реконструкции объектов недвижимого имущества общественного значения, которые принадлежат или будут принадлежать на праве собственности государству. Фактически концессия - это своего рода разновидность долгосрочной аренды, однако концессионер несет и инвестиционные обязательства <2>.
--------------------------------
<2> Сосна С.А. Концессионное соглашение - новый вид договора в российском праве. С. 5.

Основным источником регулирования порядка заключения, действительности и основного содержания концессионных соглашений выступает национальное законодательство. Согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (в ред. от 23 июля 2013 г.) <3> по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент - предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности <4>.
--------------------------------
<3> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3126; 2011. N 50. Ст. 7359. Новая редакция данного Закона вступила в силу 1 января 2013 г.
<4> Сосна С.А. Концессионные соглашения: теория и практика. М., 2002; Баранова А.Н. Правовая природа концессий и концессионных соглашений как механизма привлечения иностранных инвестиций // Законодательство. 2007. N 6; Вахтинская И.С. Соотношение публично-правовых и частноправовых начал в концессионном соглашении // Законодательство. 2007. N 8; Доронина Н.Г. Концессионный договор в международном частном праве // Отдельные виды обязательств в международном частном праве / Отв. ред. В.П. Звеков. М., 2008. Гл. 3; Доронина Н.Г. Концессионный договор как самостоятельный вид обязательства в международном частном праве // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2008. N 4.

Целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Рассматриваемый Закон регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения (ст. ст. 1 и 2).
Концессионером может выступать индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо несколько юридических лиц, действующих по договору простого товарищества. Концедентом в зависимости от принадлежности права собственности на объект недвижимости является Российская Федерация, субъект Федерации либо муниципальное образование, т.е. органы власти всех уровней. Субъектный состав концессионного соглашения четко отражает государственно-частный характер сотрудничества. При этом следует отметить: в отличие от первоначальных проектов закона концессионером могут выступать не только иностранные, но и российские юридические лица и предприниматели, а также национальные и международные консорциумы.
Концессия включает в себя следующие элементы:
- волеизъявление государства, выраженное в решении о передаче государственного (муниципального) имущества в концессию;
- объявление и проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения;
- заключение и исполнение концессионного соглашения;
- заключение сопутствующих договоров, если необходимость в них возникает в ходе исполнения (реализации) концессионного соглашения.
Таким образом, главная особенность концессионного соглашения состоит в том, что объекты договорных отношений (имущество, отдельные виды деятельности) находятся в безраздельном, монопольном обладании только одной из сторон соглашения, а именно государства или иного публично-правового образования.
К реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения. Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. Изменение целевого назначения реконструируемого объекта концессионного соглашения не допускается. Передача концессионером в залог объекта концессионного соглашения или его отчуждение не допускается. Продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если концессионным соглашением не установлено иное.
Концессионером осуществляется ввод в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения в порядке, установленном российским законодательством. Права владения и пользования концессионера объектом концессионного соглашения, а также недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента. Государственная регистрация прав владения и пользования концессионера созданным объектом концессионного соглашения осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности концедента на этот объект. Объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества. Обращение взыскания по долгам концессионера на его права в отношении объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества не допускается (ст. 3 Закона о концессионных соглашениях).
Объектом концессионного соглашения является недвижимое имущество, входящее в состав следующего имущества:
- автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств, пункты взимания платы с владельцев автотранспортных средств;
- объекты железнодорожного транспорта;
- объекты трубопроводного транспорта;
- морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, предназначенные для создания и (или) реконструкции гидротехнических сооружений портов, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;
- морские и речные суда, суда смешанного (река-море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;
- аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;
- объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;
- гидротехнические сооружения;
- объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;
- системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения;
- метрополитен и другой транспорт общего пользования;
- объекты здравоохранения, в том числе предназначенные для санаторно-курортного лечения;
- объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения (ст. 4).
На сегодняшний день особо актуальным представляется вопрос применения рассматриваемого закона к сфере трубопроводного транспорта. Полагаем, положения Закона о концессионных соглашениях в сфере трубопроводного транспорта могут быть применимы не только действующими собственниками систем магистральных трубопроводов, такими как "Газпром" или "Транснефть", но и рядом других субъектов. Поскольку в России в отличие от Европейского союза нет принудительного организационного разделения таких видов деятельности, как добыча и транспортировка, возможно строительство нефте- и газопроводов отдельными добывающими компаниями. При этом положения Закона о концессионных соглашениях не посягают на принцип единства систем магистральных трубопроводов. Скорее, наоборот: Законом о концессионных соглашениях предоставляется возможность развития региональных систем энергоснабжения.
В условиях государственной монополии концессия становится единственной реальной возможностью участия частных инвесторов в строительстве новых магистральных нефте- и газопроводов. По нашему мнению, эти возможности достаточно широки, учитывая, что пропускные способности существующих магистральных трубопроводных систем давно исчерпаны. К тому же срок их службы истекает. Так, срок службы почти половины магистральных нефтепроводов "Транснефти" близок к амортизационному. На модернизацию и реконструкцию существующих магистральных трубопроводов, не говоря уже о строительстве новых, потребуются столь крупные инвестиционные ресурсы, что невозможно будет обойтись без частных источников инвестиций.
Большой потенциал представляет коммунальная сфера, в том числе газо- и теплоснабжение. Если проекты в сфере магистральных трубопроводов требуют больших инвестиций и привлечения, таким образом, крупных игроков, то коммунальная сфера может быть полем деятельности среднего бизнеса. Иностранный опыт, в частности пример Великобритании, свидетельствует в пользу подобных возможностей.
По разным оценкам и статистическим данным, основная часть инвестиционных проектов концессионного типа реализуется в транспортном секторе. В Западной Европе около 33% автомобильных дорог функционируют на условиях концессии (17009 из 51242 км дорог), из которых 17000 км платных дорог.

Заключение соглашений о разделе продукции

Еще одним видом привлечения инвестиций в сектор, находящийся в государственной монополии, является заключение соглашений о разделе продукции. В настоящее время в России действует Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (в ред. от 19 июля 2011 г.) <5> (далее - Закон о разделе продукции), регулирующий отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, и определяющий основные правовые условия таких соглашений. Это прежде всего относится к сфере разработки и добычи природных ресурсов.
--------------------------------
<5> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18; 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4596. Новая редакция данного Закона вступила в силу 1 января 2013 г.

Разработка на условиях соглашения характерна для месторождений, требующих значительных материальных затрат. Такие капиталовложения необходимы, например, при разработке нефтяных и газовых месторождений на континентальном шельфе. Начальные затраты на строительство платформ и элементов инфраструктуры зачастую настолько велики, что выполнение этих работ не по силам даже большим компаниям. Поэтому экономически оправдано привлечение инвестиций, в том числе иностранных.
В мировой практике соглашения о разделе продукции заключаются по поводу капиталовложений именно в нефтяную промышленность и используются нефтедобывающими странами и компаниями. Успешного опыта применения идеи раздела продукции при пользовании недрами в области горной добычи нет. Многие эксперты полагают, что модель раздела продукции пригодна не к горной добыче, а лишь к нефтяной, которой свойственна значительно большая прибыльность. Примеры некоторых Соглашений о разделе продукции: "Сахалин-1", "Сахалин-2", "Самотлорское месторождение", "Приразломное нефтяное месторождение", "Ванкорское газонефтяное месторождение" (международный концерн "Тоталь ФинаЭльф"). Специалисты обращают внимание на некоторые из них <6>. "Сахалин-1", "Сахалин-2" - нефтегазовые проекты, реализуемые на острове Сахалин по условиям соглашения о разделе продукции. Среди участников проекта "Сахалин-1" на первых этапах освоения данного региона 80% составляли иностранные компании (ExxonMobil - 30%, ONGC - 20% и SODECO - 30%). "Сахалин-1" остается одним из крупнейших проектов с прямыми иностранными инвестициями в России.
--------------------------------
<6> Пушкин А.В. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. М.: Вершина, 2007. С. 97.

В рамках проекта "Сахалин-2" в 90-е годы исключительное право на разработку месторождения Сахалин-2 получили зарубежные компании - Royal Dutch Shell plc (Shell), Mitsui & Co., Ltd (Mitsui) и Mitsubishi Corporation (Mitsubishi). В конце 2006 г. подписан протокол о вхождении АО "Газпром" в "Sakhalin Energy Investment Company Ltd." ("Сахалин Энерджи") в качестве ведущего акционера. Таким образом, "Сахалин Энерджи" продолжит осуществлять функции оператора проекта "Сахалин-2". Газпром будет играть ведущую роль в проекте как мажоритарный акционер, а "Shell" продолжит вносить существенный вклад в оперативное управление "Сахалин Энерджи".
Согласно Закону о разделе продукции соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Россия предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск <7>. Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено инвесторам, устанавливаются федеральными законами. В них включаются участки недр, в отношении которых имеются обоснования Правительством РФ целесообразности включения таких участков недр в указанные перечни.
--------------------------------
<7> Китанина Е.В. Соглашения о разделе продукции: проблемы правоприменения // Законодательство и экономика. 2007. N 4; Рат Й. Соглашения о разделе продукции: анализ правового регулирования отношений в сфере реализации в Российской Федерации. М., 2008.

Сторонами соглашения являются:
- Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство РФ или уполномоченные им органы;
- инвесторы - юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.
Если в качестве инвестора в соглашении выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, участники такого объединения имеют солидарные права и несут солидарные обязанности по соглашению (ст. 3 Закона о разделе продукции).
Право пользования участками недр на условиях раздела продукции предоставляется инвестору на основании соглашения. Участок недр предоставляется в пользование инвестору в соответствии с условиями соглашения. Лицензия, удостоверяющая право пользования участком недр, указанным в соглашении, выдается инвестору в течение 30 дней с даты подписания соглашения. Лицензия выдается на срок действия соглашения и подлежит продлению или переоформлению либо утрачивает силу в соответствии с условиями соглашения. Если в качестве инвестора выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, лицензия выдается одному из его участников с указанием в лицензии на то, что данный участник выступает от имени этого объединения, а также с указанием всех других участников объединения (ст. 4).
Срок действия соглашения устанавливается сторонами. Действие соглашения по инициативе инвестора, а также при условии выполнения им принятых на себя обязательств продлевается на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи минерального сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр. Условия и порядок продления определяются соглашением. При продлении действия соглашения лицензия на пользование недрами подлежит переоформлению на срок действия соглашения органами, выдавшими данную лицензию (ст. 5).
Соглашение может быть заключено с победителем аукциона, проводимого в порядке, установленном российским законодательством, и в согласованные сторонами сроки, но не позднее чем через год со дня создания комиссии в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти, с участием органа исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации. Комиссия создается не позднее чем через шесть месяцев со дня объявления результатов аукциона. Победителем аукциона является участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за право заключения соглашения. Условиями аукциона должно быть предусмотрено участие российских юридических лиц в реализации соглашений в долях, определенных Правительством РФ. Начальные условия аукционов разрабатываются на основе технико-экономических расчетов, выполненных по поручению государственных органов, ответственных за проведение конкурсов или аукционов.
В состав комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе федерального органа управления государственным фондом недр и (или) его территориального подразделения, представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации. Если предоставляемые участки недр расположены на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, в состав комиссии включаются представители федерального органа по социально-экономическому развитию северных территорий Российской Федерации, а также соответствующих органов местного самоуправления. В случае необходимости к работе комиссии привлекаются производственные и научные организации, а также эксперты и консультанты. Подписание соглашения со стороны государства осуществляется Правительством РФ. Подписание соглашения в согласованные сторонами сроки осуществляется по завершении между уполномоченными представителями сторон переговоров, в результате которых должны быть согласованы все необходимые условия соглашения, не являвшиеся обязательными условиями аукциона. Указанные условия соглашения не должны противоречить обязательным условиям аукциона. Решение о подписании соглашения со стороны государства принимается Правительством РФ (ст. 6).

Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок:
- определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости. Произведенной продукцией признается количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первой по своему качеству соответствующей государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия), добытое инвестором в ходе выполнения работ по соглашению и уменьшенное на количество технологических потерь в пределах нормативов;
- определения части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению. Предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации - 90% общего объема произведенной продукции. Состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется соглашением;
- раздела между государством и инвестором прибыльной (под прибыльной понимается произведенная при выполнении соглашения продукция за вычетом ее части, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых) и компенсационной продукции за отчетный (налоговый) период;
- передачи инвестором государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;
- получения инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения (ст. 8).
Часть произведенной продукции, являющаяся по условиям соглашения долей инвестора, принадлежит на праве собственности инвестору (ст. 9). Реализация государственной доли произведенной продукции осуществляется в соответствии с федеральными законами. Распределение стоимостного эквивалента произведенной продукции, а также иных доходов, получаемых государством в результате раздела продукции, между Российской Федерацией и субъектом Федерации, на чьей территории расположен предоставляемый в пользование участок недр, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами. Доходы от реализации соглашения, полученные с участков недр внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации, подлежат зачислению в федеральный бюджет (ст. 10).
Имущество, вновь созданное или приобретенное инвестором и используемое им для выполнения работ по соглашению, является собственностью инвестора, если иное не предусмотрено соглашением. Право собственности на указанное имущество может перейти от инвестора к государству со дня, когда стоимость указанного имущества полностью возмещена, или со дня прекращения соглашения, или с иного согласованного сторонами дня на условиях и в порядке, которые предусмотрены соглашением. В течение срока действия соглашения инвестору предоставляется исключительное право на пользование таким имуществом на безвозмездной основе для проведения работ по соглашению, и инвестор несет бремя содержания находящегося в его пользовании имущества и риск его случайной гибели или случайного повреждения. В случае перехода к государству права собственности на указанное имущество оно относится к федеральной собственности. Вся первичная геологическая, геофизическая, геохимическая и иная информация, данные по ее интерпретации и производные данные, а также образцы горных пород принадлежат на праве собственности государству. При соблюдении условий конфиденциальности, предусмотренных соглашением, инвестор имеет право свободно и безвозмездно пользоваться указанными информацией, данными и образцами в целях выполнения работ по соглашению (ст. 11).
Государственный контроль за исполнением соглашения осуществляют федеральные органы государственной власти в соответствии с их компетенцией совместно с органами государственной власти соответствующего субъекта Федерации. Правительство РФ представляет в Государственную Думу Федерального Собрания РФ одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год доклад об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции.

***

Таким образом, проведенный анализ основных способов привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, на сегодняшний день инвестиции играют важную роль для мировой и национальной экономик, государств и международного сообщества в целом. Рост числа транснациональных корпораций, создание ими большого числа своих филиалов и дочерних коммерческих организаций во многих странах, усиление роли вывоза капитала над экспортом и импортом товаров, влияние этих корпораций на экономику отдельных государств свидетельствует о новом этапе развития, значимости международных инвестиционных экономических отношений в мире.
Во-вторых, российская экономика сегодня нуждается в концессиях, потому что действующий в стране уже десять лет административно-разрешительный, лицензионный порядок природопользования оказался неэффективным, не сумел создать организационно-правовых предпосылок для притока иностранных инвестиций. Концессионная, договорная система, уравнивающая в правах частного инвестора и государство и гарантирующая стабильность договорных условий концессии, должна привлечь в природопользовательские отрасли российской экономики столь необходимые для них частные инвестиции.
Одной из привлекательных сторон концессионных договоров является то, что механизм концессии позволяет различным образом распределять риски между государственным сектором и частными инвесторами. Так, например, риск снижения спроса на производимую продукцию или оказываемую услугу или риск повреждения имущества может нести как государство, так и частный инвестор, он также может быть разделен между сторонами. Однако существует ряд неблагоприятных факторов, которые беспокоят как отечественных, так и зарубежных инвесторов. Подобные проекты остаются подверженными ряду финансовых и политических рисков, а также рискам регулирования. К ним специалисты относят налоговые, административные риски.
В-третьих, следует обратить внимание на тот факт, что международные инвестиционные контракты могут решать различные задачи: от вопросов, связанных с государственным займом, государственных закупок продукции и услуг до масштабных инфраструктурных проектов, таких как строительство дорог, портов и различных инженерных сооружений. Наиболее распространенной формой сотрудничества государства и иностранных по отношению к нему инвесторов являются отношения по поводу природных ресурсов, расположенных на территории этого государства: их добыче и извлечении прибыли от их обработки и коммерческой реализации. В современной зарубежной и отечественной практике данные договоры определяются как соглашения о разделе продукции (product sharing agreements), закрепляющие отношения иностранного инвестора и государства по поводу использования недр. Соглашения о разделе продукции представляют собой форму прямых инвестиций, то есть неотъемлемым элементом соответствующих отношений является возможность для инвестора выбирать способы использования вкладываемого капитала на территории принимающего государства.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 октября 2020 г.
Проект федерального закона № 1030414-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и в статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"

Цель законопроекта - повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения, уровня оперативности действий должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения судебных и иных актов, а также исключение случаев предъявления на принудительное исполнение в ФССП России поддельных исполнительных документов.




25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.



В центре внимания:


О международно-правовых основах привлечения иностранных инвестиций в энергетический сектор (Шиянов А.В.)

Дата размещения статьи: 28.09.2020

подробнее>>

Толкование инвестиций в практике урегулирования споров в рамках МЦУИС (Оганезова С Р.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Привлечение инвестиций: понятие и правовые формы (Беломестная Л.А.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Обеспечение прокурором законности нормативных правовых актов в сфере инвестиционной деятельности (Исламова Э.Р.)

Дата размещения статьи: 07.07.2020

подробнее>>

Значение двусторонних соглашений о защите капиталовложений и перспективы их совершенствования (Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г.)

Дата размещения статьи: 16.01.2018

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи