Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Координация как способ управления в гражданском обороте (Касымов Р.Ш.)

Координация как способ управления в гражданском обороте (Касымов Р.Ш.)

Дата размещения статьи: 14.03.2014

Неотъемлемым элементом развития экономически активного и эффективного гражданского оборота является формирование стабильной конкурентной среды. Конкурентная среда, с одной стороны, являясь способом поддержания соревновательного взаимодействия субъектов рынка, должна обеспечивать условия равенства, с другой стороны, она представляет собой процесс реализации имеющихся у этих субъектов преимуществ. Такое противоречие является внутренней пружиной развития конкуренции. Поэтому наиболее оптимальным является поддержание конкурентных условий извне, отчего необходимость в упорядочении конкурентной среды государством на законодательной основе становится объективным фактором ее существования <1>.
--------------------------------
<1> См.: Егорова М.А. Коммерческое право: Учебник для вузов. М.: Статут, 2013. С. 18.

В настоящий момент в российском законодательстве под антиконкурентными действиями понимаются такие институты антимонопольного законодательства, как антиконкурентные соглашения, согласованные действия и координация экономической деятельности. Более четкая регламентация и их гармонизация с международной практикой являются одной из целей "третьего антимонопольного пакета".
Необходимо отметить то, что Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" был первым правовым актом, который установил запрет на координацию экономической деятельности. Действие указанного запрета изначально распространялось только на коммерческие организации. Лишь с 2002 г. указанные положения Закона стали распространяться на всех участников гражданского оборота. Последствиями несоблюдения запрета на координацию экономической деятельности могла стать ликвидация такой организации в судебном порядке, инициатором этого процесса был антимонопольный орган.
В настоящее время Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ЗоЗК) <2> под координацией экономической деятельности понимает согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельность на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов. При этом законодатель подчеркивает, что не являются координацией экономической деятельности действия хозяйствующих субъектов, осуществляемые в рамках "вертикальных" соглашений. В качестве примеров действий, которые по своему характеру являются координацией экономической деятельности, можно привести и такие действия, как публичные заявления о возможном росте цен на товары; направление писем о необходимости информирования о получении заявок от других лиц на выставление коммерческого предложения; определение расписания движения автобусов перевозчиков по маршрутам; направление писем, обязывающих торговых партнеров координатора применять утвержденные последним правила работы дилеров (торговых партнеров, имеющих особые условия работы), предусматривающие количество дилеров и субдилеров в одном городе в зависимости от численности населения и по каждому продуктовому направлению, устанавливающие порядок работы дилера и субдилера, а также контроль со стороны координатора за ценообразованием дилеров и т.д. <3>.
--------------------------------
<2> Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.
<3> См.: Петров Д.А. Координация экономической деятельности и деятельность саморегулируемых организаций: проблемы соотношения понятий // Арбитражные споры. 2012. N 1. С. 126.

Исследователи содержания понятия "координация экономической деятельности" не едины в своих взглядах относительно оценки однозначности понятия и юридической техники изложения. После принятия "третьего антимонопольного пакета" в содержании категории "координация экономической деятельности" произошло несколько изменений.
Первое изменение заключается в том, что лицо, осуществляющее согласование действий хозяйствующих субъектов, не должно осуществлять деятельность на том же рынке, на котором имеет место согласование действий хозяйствующих субъектов. Формулируя термин таким образом, законодатель разграничивает понятия "согласованные действия" и "координация экономической деятельности". Ряд исследователей данной проблематики пришли к аналогичному выводу и отмечают, что если координатор является участником рынка, на котором осуществляется согласование действий, то, вероятнее всего, он не просто согласовывает действия своих конкурентов, но и сам подстраивается под общую линию поведения на рынке, которая явилась результатом координации <4>.
--------------------------------
<4> См.: Дианов В., Егорушкин А., Хохлов Е. Комментарий к "третьему антимонопольному пакету". М.: Статут, 2012. С. 97.

Вторым изменением в понятии "координация экономической деятельности" является указание на то, что не относятся к координации действия, осуществляемые в рамках "вертикальных соглашений", соответствующие критериям допустимости, установленным в ст. 12 ЗоЗК, а именно допускаются "вертикальные" соглашения в письменной форме (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии, и "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает двадцать процентов.
Сложившаяся практика нередко признавала координацией экономической деятельности несколько однотипных соглашений. Действительно, если обратиться к предыдущей редакции законодательного определения "координации экономической деятельности", то каких-либо исключений для действий в рамках вертикальных соглашений мы не обнаружим. При этом, анализируя такое явление, как "вертикальные соглашения", с большой степенью условности можно говорить об аналогичности действий в рамках координации экономической деятельности и "вертикальных соглашений" <5>.
--------------------------------
<5> См.: Егорова М.А. Указ. соч. М.: Статут, 2013. С. 156.

В предыдущей редакции ст. 11 ЗоЗК координация была запрещена, если она приводила либо могла привести к последствиям, которые указаны в ч. 1 ст. 11. Таким образом, не могли быть следствием координации запреты, установленные в отношении вертикальных соглашений.
Положения "третьего антимонопольного пакета" расширяют возможные последствия координации экономической деятельности. Как верно указывает ряд авторов, в новой редакции ч. 5 (ч. 3 в предыдущей редакции) ст. 11 ЗоЗК координация запрещена, если она приводит к последствиям, предусмотренным ч. 1 - 3 ст. 11 ЗоЗК. Важным моментом является то, что новая редакция статьи предполагает наличие реальных последствий, а не возможности их наступления, как было до внесения указанных изменений <6>.
--------------------------------
<6> См.: Дианов В., Егорушкин А., Хохлов Е. Комментарий к "третьему антимонопольному пакету". М.: Статут, 2012. С. 69.

В сложившейся ситуации возникает закономерный вопрос: каким образом должны выражаться последствия координации экономической деятельности? Законодатель закрепляет следующие последствия координации экономической деятельности: 1) соглашения между субъектами-конкурентами, которые могут привести: к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; к разделу товарного рынка по территориальному признаку, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); к сокращению или прекращению производства товаров; к отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками); 2) "вертикальные" соглашения между субъектами с долей любого товарного рынка хотя бы одного из них свыше 20% или "вертикальные" соглашения, не являющиеся договорами коммерческой концессии, которые в соответствии с пунктом 2 ст. 11 ЗоЗК: приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случаев, когда продавец устанавливает максимальную цену перепродажи товара; содержат обязательство покупателя не продавать товар субъекта - конкурента продавца (следует учитывать, что данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя); 3) соглашения между участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой, технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, которые приводят манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).
Необходимо учитывать, что если указанные "вертикальные" соглашения и соглашения участников рынков электрической энергии (мощности) признаны допустимыми в силу п. 1 или 2 ст. 13 ЗоЗК, то действия не могут быть квалифицированы как координация экономической деятельности.
Как отмечает в своей работе Е.В. Шоломова, исключение действий в рамках "вертикальных" соглашений из понятия "координация экономической деятельности" является существенным шагом вперед, поскольку до поправок, внесенных Федеральным законом N 401-ФЗ <7> в ЗоЗК, действия продавца по согласованию действий покупателей рассматривались как запрещенная координация. В качестве примера можно привести Постановление ФАС МО от 11.03.2011 N КА-А40/1320-11, в рамках которого антимонопольная служба вменила компании в вину нарушение запрета на координацию <8>.
--------------------------------
<7> Собрание законодательства РФ. 12.12.2011. N 50. Ст. 7343.
<8> См.: Шоломова Е.В. Закон о защите конкуренции: картели, согласованные действия и координация // Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. 2012. N 9. СПС "КонсультантПлюс".

В завершение следует отметить, что новая редакция определения категории "координация экономической деятельности" в значительной степени должна способствовать устранению проблем, возникающих на практике, уменьшить круг вопросов, которые правоприменитель должен решать по своему усмотрению, что, безусловно, влечет укрепление принципа законности в гражданском обороте.
При этом законодателю необходимо учесть те недостатки дефиниции понятия "координация экономической деятельности", которые достаточно активно обсуждаются в научной литературе, а также подтвердили свое существование в практической деятельности, и доработать редакцию определения данного термина.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1120504-7 "О внесении изменений в статьи 927 и 938 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"

В соответствии с международными соглашениями с 22 августа 2021 г. должно быть разрешено коммерческое присутствие иностранных страховых организаций путем создания филиалов на территории России. Цель законопроекта - исполнение обязательств Российской Федерации в рамках членства в ВТО, путем создания сопоставимых условий деятельности страховщиков на территории Российской Федерации, а также расширение перечня страховых услуг и их доступности.




22 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1116818-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и ст. 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Цель законопроекта - расширение доступа к участию в закупках субъектам малого и среднего бизнеса, с возможностью предоставить банковские гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП или обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам таких закупок, выданные банками, включенным в перечень, предусмотренный статьей 45 Закона № 44-ФЗ.




15 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1112339-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

Цель законопроекта - создание единой системы управления арестованным, конфискованным, а также иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством. Законопроектом предусматривается применение электронной формы торгов, а также, реализация имущества на единых электронных площадках, отобранных Правительством РФ, где путем проведения электронных аукционов реализуется конфискованное и иное обращенное в собственность государства имущество.




10 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1109512-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"

Цель законопроекта - совершенствование законодательства и устранения правовых пробелов в сфере регулирования распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Предлагаемые изменения предоставят некоммерческим организациям инструменты рекламного продвижения своих инициатив и позволят оптимальным способом информировать о своей деятельности в сети "Интернет".




3 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1105153-7 "О внесении изменений в статьи 38 и 86 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Цель законопроекта - установление полномочий Правительства РФ с сфере определения порядка изъятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за обращением медицинских изделий, фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных медицинских изделий, не являющихся вещественными доказательствами по уголовным либо административным делам. 



В центре внимания:


Управление арестованным и конфискованным имуществом: проблемы и пути их разрешения (Зяблина М.В., Великая Е.В.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Правовая природа дохода, получаемого от участия в хозяйственном обществе (Кручинина Н.В., Воробьева Я.А.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Экстремизм как угроза национальной безопасности государства (Бааль Н.Б.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Исковая давность на требование о признании вещного права отсутствующим (Подшивалов Т.П.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Независимая гарантия и поручительство: о целесообразности создания единого личного способа обеспечения обязательства в российском гражданском праве (Трезубов Е.С.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.