Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > ГИТ решила и постановила? Обжалуем (Комиссарова Т.Ю.)

ГИТ решила и постановила? Обжалуем (Комиссарова Т.Ю.)

Дата размещения статьи: 17.04.2014

За соблюдением трудового законодательства следит государственная инспекция труда. И довольно часто инспекторы при проведении контрольно-надзорных мероприятий выявляют нарушения, результатом которых может стать не только штраф, но и приостановление деятельности компании. Как показывает практика, некоторые работодатели не соглашаются с претензиями контролеров и оспаривают предписания и протоколы. Какие действия инспекторов можно обжаловать? В какой орган обжалуется решение инспекторов ГИТ? В какие сроки нужно уложиться работодателю? На эти и некоторые другие вопросы вы получите ответ, прочитав статью.

Нормативная база

Надзор за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 <1>. Согласно п. 3 данного Положения федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда, ТК РФ, другими федеральными законами, Положением и иными решениями Правительства РФ. Кроме этого, инспекторы по труду должны соблюдать нормы Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
--------------------------------
<1> "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее - Положение).

Отметим, что любое контрольное мероприятие должно проводиться инспектором на основании соответствующего приказа или распоряжения, копия которого вручается руководителю организации или иному должностному лицу.

Права инспекторов при проведении
контрольно-надзорных мероприятий

Статья 357 ТК РФ и п. 13 Положения определяют права инспекторов при осуществлении государственного надзора в сфере труда. В частности, они могут:
- беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать работодателей в целях проведения их проверки;
- запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлением соответствующего акта;
- расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
- направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.
Скажем сразу, что мы назвали лишь малую часть прав, которыми законодатели наделили контролеров. Поэтому рекомендуем работодателям подробнее ознакомиться с нормами ст. 357 ТК РФ и п. 13 Положения, чтобы быть подготовленными и не возмущаться из-за отдельных действий, на которые инспекторы имеют право в силу закона.

Результаты мероприятий по контролю

По результатам контрольных мероприятий государственный инспектор труда составляет акт проверки по установленной форме <2>. В данном акте отражаются сведения о результатах контроля. В случае обнаружения нарушений трудового законодательства инспектор, проводящий проверку, фиксирует в акте их характер, а также указывает лиц, допустивших выявленные нарушения. Кроме акта, нарушения фиксируются:
- в предписании об устранении нарушений, которое в силу п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ является приложением к акту проверки;
- в протоколе об административном правонарушении, который составляется сразу при обнаружении правонарушений (ст. 28.2 КоАП РФ);
- в постановлении об административном наказании, которое составляется после рассмотрения дела об административном правонарушении в срок не более чем 15 дней со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ст. 29.6 КоАП РФ).
--------------------------------
<2> Приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Важным моментом является требование от руководства организации объяснений о том, почему были допущены выявленные нарушения. Обычно такие объяснения фиксируются в письменном виде в протоколе. Не рекомендуем объяснения писать, как сочинение. Помните правило "Краткость - сестра таланта"? Чем меньше вы напишете, тем больше шансов оспорить протокол. И еще момент: подписание протокола об административном правонарушении руководителем или уполномоченным представителем организации не означает согласия с его содержанием.
Отметим, что инспекторы самостоятельно могут принимать решение о привлечении к ответственности не по всем обнаруженным нарушениям трудового законодательства. В частности, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 19.4 - 19.7, ч. 2 ст. 5.27, ст. 5.42 КоАП РФ, вправе рассматривать и привлекать к ответственности по ним только суд.
Если в ходе проверочных мероприятий были выявлены нарушения трудового законодательства, к работодателю возможно применение следующих мер административной ответственности:
- административного штрафа;
- административного приостановления деятельности организации или индивидуального предпринимателя;
- дисквалификации руководителя.

Кому жаловаться?

В случае когда работодатель не согласен с выявленными нарушениями или с выбором контролерами меры наказания, можно попробовать оспорить решение инспекторов. В частности, на основании ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
Разъясним положения данной нормы. Согласно п. 8 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324, руководитель Федеральной службы по труду и занятости является главным государственным инспектором труда РФ. Полагаем, что жалобы ему направляются крайне редко, так как если работодатели и обжалуют в ГИТ решения инспектора, это решается на уровне субъекта РФ, в крайнем случае в суде.
Относительно оспаривания решения инспектора ГИТ в суде скажем следующее. Дела об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного должностным лицом, обжалуются в районный суд (ст. 30.1 КоАП РФ). Некоторые работодатели, ссылаясь все на ту же ст. 30.1 КоАП РФ, подают жалобу в арбитражный суд. А между тем этому суду такой спор разрешать не положено, так как работодатель привлекается к административной ответственности не в качестве субъекта предпринимательской деятельности, а как участник трудовых отношений, допустивший нарушение законодательства о труде (Постановления ФАС СЗО от 14.08.2013 по делу N А05-2063/2013, Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2011 по делу N А41-4242/11, ФАС МО от 05.12.2011 по делу N А41-4242/11).
Подчеркнем, что не стоит обращаться одновременно и в суд, и к соответствующему руководителю инспектора по подчиненности - в силу ст. 30.1 КоАП РФ жалобу будет рассматривать только суд.

Сроки обжалования

В соответствии с п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ организация или индивидуальный предприниматель, в отношении которых проводилась проверка, в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в ГИТ в письменной форме возражения в отношении акта проверки или выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений в случае несогласия:
- с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки;
- с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений.
Направляя возражения, организация или индивидуальный предприниматель может приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в ГИТ.
Для обжалования постановления об административном правонарушении предусмотрен меньший срок - 10 дней с момента получения данного постановления (или его копии) работодателем. Таково правило ст. 30.3 КоАП РФ. Аналогичный срок предусмотрен и для обжалования предписания, выданного инспектором, проводившим проверку по обращению профсоюзного органа, работника или иного лица (ст. 357 ТК РФ).
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, поданная в ГИТ, подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления, а поданная в суд - в двухмесячный срок со дня ее поступления (ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).
Но даже если срок обжалования пропущен, не стоит отчаиваться. Вместе с жалобой нужно подать ходатайство о восстановлении срока обжалования, в котором указать причины, послужившие причиной пропуска. Если указанные причины ГИТ или суд сочтет уважительными, срок может быть восстановлен.

Повод для обжалования

1. Несоблюдение сроков контрольно-надзорных мероприятий. В силу ст. 9 Закона N 294-ФЗ плановые мероприятия по контролю за соблюдением трудового законодательства могут проводиться не чаще одного раза в три года. Проверить, когда в организации была предыдущая аналогичная проверка, можно по журналу учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля <3>, который обязаны вести все организации независимо от организационно-правовой формы. Если организация подверглась очередной проверке с нарушением сроков, журнал может послужить доказательством того, что проверка проведена незаконно и ее результаты следует отменить.
--------------------------------
<3> Форма такого журнала утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

2. Ошибки в распоряжении о проведении проверки или вовсе его отсутствие. Согласно ст. 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа, в котором должны быть указаны определенные сведения, например:
- фамилии, имена, отчества, должности лиц, уполномоченных на проведение проверки;
- цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
- правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами.
При этом заверенные печатью копии распоряжения или приказа о проведении проверки вручаются под роспись лицами, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
Например, Определением Санкт-Петербургского городского суда от 30.10.2013 N 33-16046/2013 действия государственного инспектора труда по проведению внеплановой документарной проверки и истребованию у юридического лица документов без обязательного направления надлежащим образом заверенной копии распоряжения с обязательным указанием на основание и предмет проводимой проверки признаны судом не соответствующими требованиям действующего законодательства. А апелляционный суд Тамбовской области оставил в силе ранее состоявшиеся решения суда, указав, что заявление о признании незаконными акта проверки и предписания главного государственного инспектора труда удовлетворено правомерно, поскольку проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) является грубым нарушением требований закона (Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 31.07.2013 по делу N 33-2286).
3. Ошибки при составлении протокола. Правила составления протокола об административном правонарушении изложены в ст. 28.2 КоАП РФ. Там же названы сведения, которые обязательно должны быть указаны в нем:
- дата и место его составления;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
- время совершения и событие административного правонарушения;
- иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Если инспекторы забыли заполнить некоторые графы или внести какие-то сведения, это может повлечь недействительность протокола, чем можно воспользоваться при обжаловании. Так, требование об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за непредоставление дополнительных отпусков работникам поликлиники было удовлетворено, поскольку в протоколе о правонарушении не были указаны ни место, ни время совершения правонарушения, ни то, когда и каким работникам поликлиники не предоставлялись дополнительные отпуска (Решение Свердловского областного суда от 12.12.2011 по делу N 72-674/2011).
Если протокол составлен лицом, не обладающим такими полномочиями, это также может послужить поводом для его отмены.

Обратите внимание! Если инспекторы не предприняли необходимых и достаточных мер для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, то есть не обеспечили возможность проверяемым воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ, такой протокол может быть отменен (п. 24 Постановления Пленума ВАС от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

4. Несогласие с определением размера ответственности. Бывает и так, что работодатель нарушил трудовое законодательство и признает это, но считает, что инспектор ГИТ вынес слишком суровое наказание. Это тоже повод обжаловать решение контролера, и довольно часто суды удовлетворяют требования работодателей. Так, постановлением государственного инспектора труда директор Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1000 руб. Должностное лицо обжаловало данное решение инспектора. При рассмотрении жалобы было установлено, что Р. при расторжении трудового договора с работником по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ не соблюдала процедуру сокращения, так как фактически не рассматривалось преимущественное право работника на оставление на работе.
При таких обстоятельствах должностное лицо и судебная инстанция обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях Р. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Но суд посчитал, что данное нарушение может быть признано малозначительным, так как не повлекло существенных нарушений прав работника, и прекратил производство по делу, ограничившись предупреждением (Постановление Тамбовского областного суда от 01.07.2013 по делу N 4-а-119).

В заключение

Как видим, решение, вынесенное инспектором ГИТ, не всегда является "истиной в последней инстанции" и его можно оспорить. На это у работодателя есть 15 дней для предписаний и акта проверки, 10 дней - для предписания, выданного по обращению профсоюзного органа, работника или иного лица, а также постановления о привлечении к административной ответственности. Однако мы рекомендуем не нарушать нормы трудового законодательства, чтобы у контролеров и мысли не возникло о выдаче предписания об их устранении, а уж тем более протокола об административном правонарушении. Желаем удачи!

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи