Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > А вы не забыли обеспечить работников средствами защиты? (Давыдова Е.В.)

А вы не забыли обеспечить работников средствами защиты? (Давыдова Е.В.)

Дата размещения статьи: 17.04.2014

Практически в каждой организации есть работники, которым приходится иметь контакт с теми или иными вредными факторами, например с элементарным - загрязнением. А что уж говорить о таких специальностях, как медики, пожарные, шахтеры, строители - им постоянно приходится работать в условиях, опасных для жизни и здоровья. Одной из основных мер защиты лиц, работающих во вредных условиях, является применение ими средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), которыми их должен обеспечить работодатель. Какими документами руководствоваться и какие документы должен разработать работодатель в связи с применением работниками организации СИЗ? Как он должен выдавать и где хранить СИЗ? Ограничиваются ли обязанности работодателя только обеспечением работников средствами защиты? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в этой статье.

Требования законодательства по применению СИЗ

Право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, определено в первую очередь Конституцией РФ. Это право работников перекликается с обязанностью работодателя, установленной ст. 212 ТК РФ, - обеспечить работникам безопасные условия труда и охрану труда.
Одним из требований по охране труда в организации согласно ст. ст. 212 и 221 ТК РФ является приобретение и выдача работодателем за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование, в соответствии с установленными нормами лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Средства индивидуальной защиты - это технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (ст. 209 ТК РФ). К СИЗ относятся специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, средства защиты рук, средства защиты головы, средства защиты лица, средства защиты органа слуха, средства защиты глаз, предохранительные приспособления).
Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н утверждены Правила выдачи средств индивидуальной защиты и пользования ими, а также ответственность и организация контроля за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты (далее - Правила).
СИЗ предоставляются работникам по типовым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы). Типовые нормы классифицированы по видам экономической деятельности. Существуют и типовые нормы, которые применяются во всех отраслях экономики. Они утверждены:
- Приказом Минздравсоцразвития России от 01.10.2008 N 541н;
- Постановлением Минтруда России от 31.12.1997 N 70;
- Приказом Минздравсоцразвития России от 20.04.2006 N 297.
Кроме этого, существует масса типовых норм, применяемых в каждой конкретной отрасли, например одними из норм, применяемых в химической отрасли, являются Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам химических производств, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 11.08.2011 N 906н.
Классификация, требования и перечень СИЗ установлены ГОСТ 12.4.011-89 (СТ СЭВ 1086-88) "Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация", утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 27.10.1989 N 3222 (далее - ГОСТ 12.4.011-89).
А также в целях установления единых обязательных для применения и исполнения требований к СИЗ применяется Технический регламент Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты", утвержденный Решением Комиссии ТС от 09.12.2011 N 878.

Нормативные акты организации

Несмотря на то что нормативными правовыми актами установлены и нормы выдачи, и порядок выдачи СИЗ, и требования к ним, работодателю следует закрепить все в локальном нормативном акте. В этом акте перечисляются категории работников, которым выдаются СИЗ, виды СИЗ, нормы и сроки пользования, излагается порядок выдачи, замены и сдачи при увольнении и т.д. Можно предусмотреть ответственность работника за утерю или порчу СИЗ. Таким актом может быть отдельное положение либо раздел в правилах внутреннего трудового распорядка или другого документа. В любом случае до заключения трудового договора не забудьте ознакомить с таким документом работника, если ему полагаются СИЗ.

Обратите внимание! Поскольку наименования профессий и должностей в типовых нормах указаны в соответствии с едиными квалификационными справочниками должностей, прежде чем составлять локальный акт, нужно проверить соответствие наименований должностей в организации квалификационным справочникам и в случае необходимости внести изменения в штатное расписание, трудовой договор и трудовую книжку.

Если работодатель, руководствуясь ч. 2 ст. 221 ТК РФ, с учетом своего финансово-экономического положения хочет установить нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения, или предусмотреть выдачу СИЗ категориям сотрудников, не поименованным в типовых нормах, это в обязательном порядке следует отразить в локальном акте. Но рекомендуем прописать отдельно работников, которым средства защиты выдаются в соответствии с типовыми нормами, и работников, которым они выдаются по решению работодателя. Такой локальный нормативный акт нужно согласовать с профсоюзом или другим представительным органом работников организации.

Обратите внимание! Прежде чем установить нормы выдачи СИЗ локальным актом, работодатель (с 1 января 2014 г.) должен провести специальную оценку труда. Порядок ее проведения установлен Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) (ранее проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда).

Может возникнуть вопрос: а нужно ли отражать в трудовом договоре, что работнику положены СИЗ? Да, одним из обязательных условий трудового договора в силу ст. 57 ТК РФ является условие о гарантиях и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте. Однако к выдаче СИЗ это не имеет отношения. Причем согласно п. 6 Правил, если работодатель установил нормы бесплатной выдачи СИЗ, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения, помимо того, что они утверждаются локальным актом, они могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договоры с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Также можно порекомендовать работодателю включить в трудовой договор с работником, которому положены СИЗ, дополнительное условие об обязанности применять эти средства защиты при выполнении трудовых функций.

Требования к СИЗ

Основным требованием к СИЗ является то, что они должны пройти обязательную сертификацию или декларирование соответствия согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Сертификация осуществляется в порядке, установленном Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 34 "Об утверждении и введении в действие Правил проведения сертификации средств индивидуальной защиты" (ст. ст. 212, 221 ТК РФ).

Обратите внимание! Приобретение и выдача работникам СИЗ, не имеющих декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия либо имеющих декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия, срок действия которых истек, не допускаются (п. 8 Правил).

Кроме этого, обязательным требованием является то, что СИЗ должны приобретаться за счет работодателя. А согласно ГОСТ 12.4.011-89 СИЗ должны:
- обеспечивать предотвращение или уменьшение действия опасных и вредных производственных факторов;
- отвечать требованиям технической эстетики и эргономики;
- иметь инструкцию с указанием назначения и срока службы изделия, правил его эксплуатации и хранения;
- иметь маркировку, соответствующую ГОСТ 12.4.115-82 <1> и стандартам на маркировку на конкретные виды средств индивидуальной защиты;
- подвергаться оценке по защитным, физиолого-гигиеническим и эксплуатационным показателям.
--------------------------------
<1> Введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 28.06.1982 N 2559.

При этом СИЗ не должны быть источником опасных и вредных производственных факторов и не должны изменять свои свойства при стирке, химчистке и обеззараживании.
В силу п. 12 Правил СИЗ, выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы.
Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к средствам защиты в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, установлены Решением Комиссии ТС от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Таможенном союзе". Согласно данным требованиям:
- материалы, используемые для изготовления СИЗ, а также вещества и продукты, которые могут выделяться при их эксплуатации, не должны причинять вреда здоровью человека и окружающей среде и должны соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям;
- СИЗ должны быть легкими, но не в ущерб прочности конструкции и эффективности их использования;
- СИЗ должны иметь конструкцию, максимально соответствующую физиологии пользователя, его физическим особенностям и тяжести предполагаемой работы, а также климатическим/микроклиматическим условиям окружающей среды, для которых они предназначены;
- СИЗ должны быть спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы в предусмотренных условиях их применения по назначению пользователь мог осуществлять нормальную деятельность, в процессе которой он был бы адекватно и эффективно защищен от соответствующих типов риска;
- СИЗ должны быть снабжены этикеткой (маркировкой), информирующей пользователя об изготовителе, области применения продукции, о сроках и условиях применения и хранения, а также предупреждающей о мерах безопасности при эксплуатации продукции.
Помимо общих требований к средствам защиты специального назначения предъявляются свои требования, установленные соответствующими нормативными актами.

Обязанности работодателя

Итак, с самого начала работодатель должен провести специальную оценку труда. Это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст. 3 Закона N 426-ФЗ).
По результатам оценки составляются отчет о ее проведении, в который включаются перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, а также протоколы оценки эффективности СИЗ.
Результаты оценки применяются в том числе для обеспечения работников СИЗ.
Затем, руководствуясь типовыми нормами выдачи средств защиты, работодатель локальным нормативным актом определяет перечень работников, которым выдаются СИЗ, норму и порядок их выдачи.
При заключении трудового договора работодатель должен ознакомить работника с Правилами, с соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи СИЗ и утвержденным локальным нормативным актом организации. Ознакомить под подпись необходимо и работников, переведенных на должность, по которой выдаются СИЗ.

Примечание. Обеспечить СИЗ работодатель должен не только основных работников, но и временно переведенных, совместителей, работников, проходящих профессиональное обучение (п. п. 17, 18 Правил).

Обязанностью работодателя в силу п. 13 Правил также является организация надлежащего учета и контроля за своевременной выдачей работникам СИЗ. При этом сроки пользования средств защиты исчисляются со дня фактической выдачи их работникам, которая фиксируется записью в личной карточке учета выдачи СИЗ (ее форма приведена в Приложении к Правилам). Обычно выдачу средств защиты осуществляет специалист по охране труда.
Помимо личной карточки на бумажном носителе работодатель имеет право использовать при учете электронную форму учетной карточки. И если в обычной карточке работник ставит свою подпись, то в электронной форме вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника.

Обратите внимание! При выдаче СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков (респираторов, противогазов и др.), работодатель должен обеспечить проведение инструктажа о правилах применения указанных средств защиты, простейших способах проверки их работоспособности и исправности, а также организует тренировки по их применению (п. 24 Правил).

Отметим также, что в случае отсутствия того или иного СИЗ работодатель может (с учетом мнения профсоюза) заменять один вид СИЗ, предусмотренный типовыми нормами, на аналогичный, обеспечивающий равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов (п. 7 Правил).
В случае пропажи или порчи средства защиты работодатель обязан произвести его замену. Причем если утеря произошла по вине работника, работодатель может привлечь его к материальной ответственности.
В течение использования работниками СИЗ работодатель должен осуществлять контроль за их применением и его правильностью. И здесь особо отметим, что даже у исполнившего обязанность по выдаче работнику СИЗ работодателя могут возникнуть большие проблемы, если работник по каким-то причинам не будет или не сумеет эти средства применять.
По окончании срока носки средства защиты или при увольнении работника работодатель должен принять его у работника и произвести запись в личной карточке учета. СИЗ, пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними. Пригодность средств защиты к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа устанавливаются уполномоченным должностным лицом или комиссией по охране труда организации и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ (п. 22 Правил).
К обязанностям работодателя относятся и обеспечение испытания и проверки исправности СИЗ, хранение в специально оборудованном помещении, уход, который включает в себя стирку, чистку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию, обеспыливание, обезвреживание.

В заключение

Обеспечение работникам безопасных условий труда, которое в том числе заключается в обеспечении СИЗ, - вопрос очень важный, поскольку связан с жизнью и здоровьем. И ответственность за нарушение норм охраны труда работодателем очень серьезная, вплоть до уголовной. Поэтому работодатель не должен пренебрегать ни обязанностью по обеспечению работников СИЗ, ни обязанностью по контролю использования их работником. А если обнаружится, что работник не использует СИЗ, вообще нельзя допускать его к работе. Кроме этого, сам работник вправе отказаться от работы, если его не обеспечили СИЗ, и работодатель не сможет заставить его исполнять трудовые обязанности и должен будет оплатить работнику время простоя.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи