Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Право на доступ к информации: уроки судебной практики (Лейба А.)

Право на доступ к информации: уроки судебной практики (Лейба А.)

Дата размещения статьи: 03.07.2014

Конституционное право каждого на доступ к информации, без сомнения, является основополагающим в современных условиях развития информационных технологий и появления Интернета. Но реализовать его не так-то просто - зачастую приходится обращаться в суд.

Как узнать об органах власти?

Главным инструментом реализации права на получение информации о деятельности органов власти являются СМИ, в связи с чем ст. 38 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" предоставляет гражданам право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц, которые, в свою очередь, представляют сведения о своей деятельности СМИ по запросам редакций, путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов, а также в иных формах.
Получение гражданином информации посредством СМИ не является единственным способом реализации конституционного права на информацию. Так, согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием сети Интернет, к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.
При этом субъективное право на доступ к информации и право на информацию - не равнозначные понятия (они соотносятся как часть и целое), поскольку понятие "доступ к информации" включает только лишь реализацию конституционного права искать и получать ее.
В 1996 году в Госдуму был внесен проект федерального закона "О праве на информацию", подготовленный рабочей группой под руководством председателя Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ профессора А. Венгерова. В сентябре 1997 года Госдума приняла законопроект в первом чтении, однако при подготовке проекта ко второму чтению в него было внесено более 80 поправок. В 2000 году проект закона сначала был возвращен Госдумой к первому чтению, а затем отклонен.
Позднее в Госдуму был внесен коллективный проект "О гарантиях предоставления информации о решениях государственных органов, органов местного самоуправления" (И. Морозов, В. Рыжков, С. Насташевский, В. Черепков), а также новая редакция проекта закона с похожим названием, разработанная Минэкономразвития России, внесенная в Госдуму в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 18.01.2007 N 44-р.
Наконец 21 января 2009 года Госдума в третьем чтении приняла законопроект "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", одобренный затем Советом Федерации и подписанный Президентом РФ 09.02.2009 (далее - Закон N 8-ФЗ).
Исходя из названия Закона N 8-ФЗ, первоначальная идея в виде принятия федерального закона о праве на информацию постепенно реализовалась в закон об установлении корреспондирующей с этим правом обязанности государственных органов и органов местного самоуправления ее предоставления, что, с одной стороны, способствует информационной открытости и прозрачности органов власти, с другой - положения Закона N 8-ФЗ не касаются прав граждан и иных субъектов в области создания (производства), распространения и обмена информацией.
Следует также отметить, что приняты и действуют Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ", Постановление Госдумы от 23.12.2009 N 3018-5 ГД "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ", но именно Закон N 8-ФЗ, нормы которого являются общими для всех органов власти, чаще всего упоминается в судебных актах, выносимых по результатам рассмотрения заявлений обратившихся лиц.
В некоторых субъектах РФ также действуют законы в области обеспечения доступа к информации о деятельности органов власти, например Закон г. Санкт-Петербурга от 27.09.1995 N 101-14 "О гарантиях конституционных прав граждан на информацию о решениях органов государственной власти Санкт-Петербурга", Закон г. Москвы от 31.03.2004 N 20 "О гарантиях конституционных прав граждан на информацию о решениях органов власти г. Москвы".

Роль прокуратуры

Закон N 8-ФЗ, вступивший в силу 01.01.2010, предусматривает наряду с традиционными способами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления размещение такой информации в сети Интернет. В то же время существует множество решений судов общей юрисдикции о признании незаконным бездействия, например органов местного самоуправления, по обеспечению доступа к информации посредством сети Интернет. В качестве примера приведем одно из них.
Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд об оспаривании бездействия администрации Шелеховского городского поселения (далее - администрация), поскольку органы прокуратуры установили отсутствие опубликованных сведений о доходах муниципальных служащих администрации за определенный период в нарушение ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Данный факт зафиксирован скриншотами (снимками), сделанными на странице официального сайта администрации. В администрации также отсутствует муниципальный акт, устанавливающий порядок опубликования сведений о доходах муниципальных служащих и членов их семей в Интернете и в СМИ. Прокурор указал на то, что данное бездействие свидетельствует о невыполнении администрацией обязанности, установленной действующим антикоррупционным законодательством.
Прокурор также просил обязать администрацию разместить на своем сайте в Интернете сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы, и членов их семей.
Решением городского суда заявленные требования прокурора удовлетворены.
Администрация не согласилась с решением суда и обратилась в суд с апелляционной жалобой, указав, что ч. 1 ст. 10 Закона N 8-ФЗ предусматривает, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальный сайт с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. Кроме того, Закон N 8-ФЗ не предусматривает размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на официальном сайте в Интернете, а данные сведения относятся к персональным данным, являются конфиденциальной информацией и, следовательно, составляют охраняемую законом тайну.
Судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения суда первой инстанции и указала, что в рамках действующего законодательства на администрации лежит обязанность по размещению соответствующих сведений, а отсутствие в данном случае муниципального правового акта, устанавливающего порядок опубликования сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, поименованными в ч. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ, не может являться основанием для освобождения от соответствующей обязанности (Апелляционное определение Иркутского областного суда от 25.12.2012 N 33-10351/2012).

Институт развития свободы информации

Большую роль в реализации конституционного права на доступ к информации, имеющей социальную значимость, и в решении проблем, связанных с реализацией данного права, играет организация "Институт развития свободы информации" (далее - институт), созданная в форме некоммерческого партнерства в 2004 году. Основная доля деятельности института - защита в судах права на доступ к информации.
Приведем одно известное судебное дело с участием института.
Институт обратился в суд с заявлением, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 25.09.2003 N 594, нормы которого обязывают Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) размещать на своем сайте (www.gost.ru) все ГОСТы качества производимой и реализуемой на территории РФ продукции.
В нарушение данных норм на сайте Ростехрегулирования на тот момент находились лишь ссылки на интернет-магазины двух организаций, предлагающих приобрести тексты ГОСТов за определенную плату. Кроме того, при получении копии ГОСТа предполагалось брать с потребителя обязательство относиться к полученному документу как к конфиденциальной информации. Поэтому возникала ситуация, когда потребитель, который сомневался в качестве какого-либо продукта, при обращении в это ведомство получал отказ и перенаправлялся в организацию, занимающуюся продажей ГОСТов.
Решением Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга от 20.02.2006 Ростехрегулированию было предписано обеспечить свободный доступ граждан и организаций к сетевым ресурсам, содержащим тексты ГОСТов, путем их размещения на официальном сайте Ростехрегулирования.
Санкт-Петербургский городской суд Кассационным определением от 08.06.2006 отказал в удовлетворении кассационной жалобы, поданной Ростехрегулированием.
Позднее Институт в лице его руководителя Е. Голубевой обращался в Октябрьский районный суд г. Санкт-Петербурга к Комитету экономического развития, промышленного развития и торговли г. Санкт-Петербурга.
Поводом к подаче заявления стало то, что бездействие Комитета по размещению на специализированном официальном сайте "Государственный заказ Санкт-Петербурга" реестра государственных контрактов по форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 27.12.2006 N 807, нарушает права, предусмотренные действующим законодательством на доступ к информации о деятельности органов государственной власти, а также право свободно искать и получать информацию любым законным способом. Однако, даже несмотря на признание ответчиком факта, что такой реестр отсутствует, обращение в суд желаемого результата не принесло. Решением от 21.07.2009 в удовлетворении заявления Е. Голубевой было отказано.

Обращения в ВС РФ

Наиболее решительно настроенные граждане обращались и в ВС РФ.
Так, решением ВС РФ от 30.06.2010 N ГКПИ-10-459 признан недействующим п. 8 Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре НПА субъектов РФ, утв. Приказом Минюста России от 20.12.2005 N 244, согласно которому сведения федерального регистра через сайт Минюста предоставлялись заявителям на основании мотивированного письменного запроса о предоставлении дополнительных сведений.
Как указывал заявитель, этот пункт устанавливает ограничения на доступ пользователей к размещенным на сайте Минюста дополнительным сведениям, что не соответствует требованиям ч. 5 ст. 8 Закона N 149-ФЗ, п. 3 ст. 8, ч. 4 ст. 10 Закона N 8-ФЗ и нарушает права граждан на доступ к информации.
ВС РФ, частично удовлетворив заявление, указал, что право на доступ к информации предполагает, что граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных Законом N 149-ФЗ и другими федеральными законами. Кроме того, пользователи вправе получать достоверную информацию и не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен, однако ст. 10 Закона N 8-ФЗ не исключает возможности направления пользователями запроса для получения доступа к информации о деятельности государственных органов, размещаемой в Интернете.
Определением ВС РФ от 26.08.2010 N КАС10-386 решение ВС РФ от 30.06.2010 было оставлено без изменения.

Внесение изменений

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 962 "О внесении изменений в Положение об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации" установлено, что Ростехрегулирование обеспечивает на постоянной основе опубликование текстов национальных стандартов на своем официальном сайте, что многие связывают именно с признанием незаконными действий Ростехрегулирования решением Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга, принятого по результатам рассмотрения заявления Института.
Стоит также отметить, что Федеральным законом от 21.12.2013 N 366-ФЗ были внесены изменения в ст. 14 Закона N 262-ФЗ и в ст. 13 Закона N 8-ФЗ. Закон N 366-ФЗ установил, что в Интернете размещается следующая информация о кадровом обеспечении аппарата суда, государственного органа, органа местного самоуправления: о вакантных должностях государственной (муниципальной) службы, квалификационные требования к кандидатам; условия и результаты конкурсов на замещение вакансий; номера телефонов, по которым можно получить информацию по соответствующим вопросам.
Закреплено, что указанные сведения размещаются также на официальном сайте ГИС в области государственной службы в порядке, определяемом Правительством РФ, что по замыслу разработчиков Закона поможет создать объективные и прозрачные механизмы конкурсного отбора кандидатов на замещение вакантных должностей.
Следует прийти к выводу, что слабый механизм контроля за обеспечением доступа к информации, который согласно ч. 1 ст. 24 Закона N 8-ФЗ лежит на руководителях государственных органов и органов местного самоуправления, приводит к тому, что в современном мире заинтересованным лицам приходится отстаивать свои права и свободы, в том числе конституционное право на доступ к информации, вплоть до высших судебных инстанций.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 632702-7 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

В целях исключения негативного влияния на финансовый рынок и стабильность внутреннего валютного рынка законопроектом предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в Российскую Федерацию в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера.




19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.



В центре внимания:


О реализации конституционного права на нотариальную защиту (Лакоба А.Д.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Совершенствование учебно-методического обеспечения подготовки высококвалифицированных нотариусов как условие реализации их правового статуса (Ушакова Е.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Конструкция залогового обязательства при множественности кредиторов (Челышева Н.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Равные начала выступления Российской Федерации с иными участниками гражданских правоотношений (Садриева Р.Р.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

К вопросу о понятии и признаках обычая в гражданском обороте и семейных отношениях (Ханукаев Ю.Э.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи