Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Комментарий к Определению ВАС РФ от 24.03.2014 N ВАС-2849/14 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" (Логинова Е.А.)

Комментарий к Определению ВАС РФ от 24.03.2014 N ВАС-2849/14 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" (Логинова Е.А.)

Дата размещения статьи: 06.07.2014

Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
На практике нередки ситуации, когда в карточке лицевого счета организации отражена переплата по налогу на прибыль, размер которой подтвержден актом совместной с налоговым органом сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. При этом срок обращения за возвратом или зачетом данной переплаты истек, в связи с чем организация планирует ее списать. Можно ли отнести списываемую переплату по налогу на прибыль с истекшим сроком давности к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль?
Минфин не разрешает списывать переплату по налогу на прибыль как безнадежный долг. В Письме от 08.08.2011 N 03-03-06/1/457 чиновники ведомства свою позицию обосновали так. Пунктом 1 ст. 252 НК РФ предусмотрено, что расходами, уменьшающими налоговую базу для целей исчисления налога на прибыль, признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
У налогоплательщика есть три года для того, чтобы обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате или зачете излишне уплаченной суммы налога.
Если он такой возможностью не воспользовался, то переплату нельзя считать дебиторской задолженностью и признавать безнадежной для целей налогообложения.
Кроме того, расходы в виде суммы налога на прибыль на основании п. 4 ст. 270 НК РФ не учитываются при определении облагаемой базы по налогу на прибыль.
Вместе с тем судебные инстанции считают, что переплату по налогу на прибыль можно признать безнадежным долгом и включить во внереализационные расходы для целей налогообложения прибыли.
Данная позиция обусловлена выводами, сделанными в Определении КС РФ от 08.02.2007 N 381-О-П, суть которых заключается в следующем. В случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога в текущем налоговом периоде на эту сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания.

Таким образом, положения п. 4 ст. 270 НК РФ, согласно которым в целях исчисления налога на прибыль не учитываются суммы уплаченных налогов, на переплату не распространяются.
Поэтому в целях применения гл. 25 НК РФ переплата налога в бюджет может быть признана безнадежным долгом и учтена в расходах по истечении трехлетнего срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ для подачи заявления о возврате или зачете сумм переплаты.
Такой вывод содержится, в частности, в Постановлениях ФАС МО от 28.11.2013 N Ф05-13700/2013, ФАС ВСО от 13.06.2012 N А78-5404/2011.
Существенный момент: оба решения были поддержаны коллегией судей ВАС РФ (Определения от 24.03.2014 N ВАС-2849/14, от 08.11.2012 N ВАС-12510/12 соответственно).
Принято считать, что позиция Президиума ВАС - это истина в последней инстанции (хотя, безусловно, бывают и исключения). Определения коллегии судей ВАС - иное дело. Нередки ситуации, когда по одному и тому же спорному вопросу в них сделаны совершенно противоположные выводы. (Например, по вопросу определения момента окончания камеральной налоговой проверки для целей применения п. 9.1 ст. 88 НК РФ автору известны как минимум три Определения коллегии судей ВАС РФ - от 17.07.2013 N ВАС-8443/13, от 23.03.2011 N ВАС-247/11, от 29.10.2010 N ВАС-11884/10. Причем в последних двух высказано одно мнение, а в первом - противоположное.)
Вследствие этого наличие в арбитражной практике лишь одного определения коллегии судей ВАС не показатель. Но с появлением еще одного решения с аналогичными выводами, в основе которых лежит правовая позиция судей КС РФ, полагаем, можно говорить о некоторой тенденции. В данном случае положительной для налогоплательщиков.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи