Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Комментарий к Письму Минфина России от 24.03.2014 N 03-03-06/1/12631 (Медведева Т.М.)

Комментарий к Письму Минфина России от 24.03.2014 N 03-03-06/1/12631 (Медведева Т.М.)

Дата размещения статьи: 06.07.2014

Минфин считает, что суммы доплат к больничным до фактического заработка можно учесть в налоговых расходах. К такому выводу ведомство пришло в Письме от 24.03.2014 N 03-03-06/1/12631. Впрочем, ранее чиновники финансового ведомства также не видели препятствий для признания в налоговом учете доплат к пособиям (см. Письмо от 27.12.2012 N 03-03-06/1/723).
Обоснование следующее. На основании ст. 255 НК РФ в расходы на оплату труда можно включить любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ. Несмотря на то что среди указанных расходов на оплату труда анализируемые доплаты не поименованы, их можно учесть на основании п. 25 названной статьи, согласно которому для целей налогообложения прибыли можно учесть и другие виды расходов, произведенных в пользу работника. Правда, только если данные издержки предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором и не приведены в ст. 270 НК РФ.
Таким образом, доплаты к больничным до фактического заработка, установленные указанными документами, можно отразить в расходах на оплату труда (то есть на основании п. 25 ст. 255 НК РФ) при соблюдении названного условия. Добавим, позже в Письме от 28.04.2014 N 03-03-06/1/19699 Минфин России распространил данный вывод на доплаты до должностного оклада к пособиям по беременности и родам, а также к среднедневному заработку, выплачиваемому работнику за время нахождения в командировке.

Обратите внимание! С сумм доплаты к больничным до фактического заработка удерживается НДФЛ. Необходимость удержания работодателем НДФЛ с таких сумм установлена в п. 4 ст. 226, п. 1 ст. 217 НК РФ и подтверждена в Письмах Минфина России от 06.05.2009 N 03-03-06/1/299, от 12.02.2009 N 03-03-06/1/60. Кроме того, данные суммы должны включаться в базу по начислению страховых взносов. Эта обязанность предусмотрена ч. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах <1> и ч. 1 ст. 20.1 Закона о страховых взносах на травматизм <2>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
<2> Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

За счет средств территориального ФСС компенсируется только та часть фактически выплаченного пособия, которая не превышает законодательно установленного размера (ст. ст. 3, 7 Закона об обязательном социальном страховании <3>).
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Но, несмотря на положительные разъяснения финансистов, признание в налоговых расходах сумм доплат к больничным до фактического заработка (или должностного оклада) не исключает вероятности возникновения претензий со стороны налоговых инспекторов. Показательным примером является Постановление ФАС МО от 26.03.2014 N Ф05-1712/2014.
Как следует из материалов данного дела, организация на основании трудовых договоров и локального акта (положения об оплате труда) выплачивала работникам доплаты до должностного оклада за период временной нетрудоспособности. Суммы доплат организация учитывала при расчете налога на прибыль согласно п. 25 ст. 255 НК РФ как другие виды расходов в пользу работников, предусмотренные трудовыми договорами.
Инспекция по результатам налоговой проверки пришла к выводу, что спорные расходы организации экономически необоснованны и учтены с нарушением положений ст. 255 НК РФ, в частности п. 15, в соответствии с которым к расходам на оплату труда при исчислении налога на прибыль относятся расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ.
Поскольку в рассматриваемом случае общество осуществляло доплаты до должностного оклада, а не фактического заработка, первая и апелляционная инстанции признали позицию инспекции неправомерной, а оспариваемое решение в этой части - недействительным.
Между тем ФАС МО встал на сторону налогового органа. Свое решение арбитры обосновали так. За счет средств страхователя пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за первые три дня временной нетрудоспособности (пп. 1 п. 2 ст. 3 Закона об обязательном социальном страховании).
Расходы работодателя по выплате в соответствии с законодательством РФ пособия за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя, в целях налогообложения прибыли признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (пп. 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Трудовой кодекс не определяет обязанность работодателей по доплате работникам сверх положенного пособия за счет средств организации: как до фактического заработка, так и до должностного оклада, что имело место в рассматриваемом случае.

Единственный случай, предусматривающий доплаты работникам за период временной нетрудоспособности сверх максимально установленного размера пособия по временной нетрудоспособности, был приведен в п. 15 ст. 255 НК РФ с тем условием, что такая доплата определена законодательством РФ. Однако с 1 января 2010 г. данная норма Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ отменена.
Исходя из анализа во взаимосвязи с положениями п. 1 ст. 252, п. п. 1, 15 ст. 255, пп. 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ арбитры решили, что положения п. 25 ст. 255 НК РФ в таком случае не применяются.
При этом арбитры подчеркнули, что в рассматриваемой ситуации трудовыми договорами с работниками доплаты к больничным прямо не предусмотрены. В них лишь установлена обязанность работодателя соблюдать локальные акты. А в локальном акте сказано, что ...общество вправе (но не обязано) производить работнику доплату, определяемую как разницу между должностным окладом и суммой пособия по временной нетрудоспособности...
Подобная формулировка не свидетельствует о том, что каждому работнику (а не выборочно, и не в каждом случае, и не в зависимости от должности и личного вклада в деятельность организации) гарантирована такая доплата, что не отвечает смыслу п. 25 ст. 255 НК РФ о создании условий для обеспечения экономических интересов всех сотрудников организации путем закрепления дополнительной социальной гарантии в коллективном (трудовом) договоре.
Иными словами, по мнению ФАС МО, учесть спорные затраты на основании п. 25 ст. 255 НК РФ налогоплательщик может лишь в том случае, если выплата этих доплат будет предусмотрена локальными актами для всех категорий работников. Не исключено, что арбитры других округов по данному вопросу будут придерживаться аналогичного мнения. Полагаем, налогоплательщикам, которые производят доплаты к больничным до фактического заработка, нужно учесть этот момент. В противном случае имеется вероятность возникновения претензий со стороны контролеров.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи